ГОСТ 18988-90 Лифты судовые. Общие технические требования 

ГОСТ 18988-90 Лифты судовые. Общие технические требования 

Группа Д43 
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР
Дата введения 01.07.1991 
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ДАННЫЕ 
1. РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕН Министерством судостроительной промышленности СССР
РАЗРАБОТЧИКИ
А.Е.Литвиненко (руководитель темы); Т.К.Хитракова
2. УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Государственного комитета СССР по управлению качеством продукции и стандартам от 13.11.90 N 2816
3. Срок первой проверки - 1996 г.,
периодичность проверки - 5 лет 
4. ВЗАМЕН ГОСТ 18988-79
5. ССЫЛОЧНЫЕ НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ
Обозначение НТД, на который дана ссылкаНомер пункта
ГОСТ 9.303-8411.6
ГОСТ 12.1.004-858.2
ГОСТ 12.1.010-768.2
ГОСТ 12.1.019-798.5
ГОСТ 12.1.028-805.5
ГОСТ 12.4.026-768.3
ГОСТ 14.201-8310.3
ГОСТ 183-743.2
ГОСТ 15150-694.1; 7.3; 11.6
ГОСТ 23511-7912 
СТ СЭВ 632-778.6
Настоящий стандарт распространяется на электрические судовые лифты (пассажирские, грузовые,
камбузные, больничные (госпитальные)), устанавливаемые на надводных кораблях, судах и плавсредствах.
Стандарт не распространяется на лифты специального назначения; а также для работы на открытом воздухе, в запыленной среде, в помещениях, насыщенных агрессивными парами и газами, во взрыво- и пожароопасных помещениях.

1. ТРЕБОВАНИЯ НАЗНАЧЕНИЯ

Судовой лифт предназначен:
пассажирский (ЛПС) - для подъема и спуска людей;
грузовой (ЛГС) - для подъема и спуска грузов;
камбузный (ЛКС) - для подъема и спуска продуктов питания;
больничный (госпитальный) (ЛБС) - для подъема и спуска больных на госпитальных транспортных средствах с сопровождающим персоналом.

2. ТРЕБОВАНИЯ НАДЕЖНОСТИ

2.1. Средняя наработка на отказ - не менее 200 ч.
2.2. Среднее время восстановления - не более 0,75 ч.
2.3. Средний ресурс до первого капитального ремонта - 10000 ч.
2.4. Назначенный срок службы до первого капитального ремонта - 10 лет.
2.5. Полный назначенный срок службы - 25 лет.
2.6. Полный ресурс - 25000 ч.

3. ТРЕБОВАНИЯ ЭКОНОМНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МАТЕРИАЛОВ, ТОПЛИВА, ЭНЕРГИИ И ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ

3.1. При проектировании судовых лифтов должно быть предусмотрено применение передовой малоотходной технологии.
3.2. Удельные нормы энергопотребления и массы металла не должны превышать значений, приведенных в табл.1.
Таблица 1 
Тип лифта
Грузоподъемность, кг
Удельное энергопотребление, кВт/(кг·м/с)Удельная масса металла, 10  ·кг/(кг·м/с·ч)
Пассажирский
250

500
0,055

0,022
64,40

20,98
Грузовой250

500
0,040

0,022
35,30

20,98 
Камбузный
50

100
0,060

0,030
34,80

26,70
Больничный (госпитальный)500
0,030
50,00
Примечание. Показатель удельного энергопотребления определяется отношением потребляемой мощности к произведению грузоподъемности и скорости движения лифта.
Расчет удельного энергопотребления   проводят по формуле
,
где  ;
   - мощность, потребляемая электродвигателем лебедки, кВт;
   - грузоподъемность лифта, кг;
   - номинальная скорость, м/с;
   - номинальная мощность электродвигателя лебедки в соответствии с нормативно-технической документацией на двигатель, кВт;
   - коэффициент полезного действия электродвигателя лебедки в соответствии с нормативно-технической документацией на двигатель (с учетом допуска по ГОСТ 183).
Показатель удельной массы металла определяется отношением массы лифта к произведению грузоподъемности, скорости движения лифта и ресурса.
Расчет удельной массы металла   проводят по формуле
,
где   - масса металла лифта без учета массы покупных изделий, кг;
   - средний ресурс до первого капитального ремонта, ч. 
3.3. Конструкция судовых лифтов должна обеспечивать возможность их обслуживания в период эксплуатации штатным личным составом судна. 

4. ТРЕБОВАНИЯ СТОЙКОСТИ К ВНЕШНИМ ВОЗДЕЙСТВИЯМ

4.1. Оборудование, применяемые материалы и покрытия судовых лифтов должны отвечать требованиям, предъявляемым к механизмам исполнения ОМ категории 4 ГОСТ 15150.
Лифты следует эксплуатировать при температуре окружающего воздуха от минус 10 °С до плюс 45 °С.
4.2. Лифты должны быть стойкими к механическим воздействиям, возникающим при качке судна.
Значения параметров качки в рабочем и не рабочем состояниях лифта должны соответствовать Правилам по грузоподъемным устройствам морских судов Регистра СССР.
4.3. Лифты должны сохранять свою работоспособность после прекращения максимальных нагрузок, воздействующих на лифт при плавании судна в штормовых условиях.
4.4. Требования к покрытиям и материалам, применяемым в конструкции лифта, должны быть оговорены в техническом задании на лифт конкретного типа.

5. ТРЕБОВАНИЯ ЭРГОНОМИКИ И ТЕХНИЧЕСКОЙ ЭСТЕТИКИ

5.1. Требования к эргономике и технической эстетике должны быть оговорены в техническом задании на лифт конкретного типа. Художественно-графическая документация дизайн-проекта лифта должна быть согласована с заказчиком. 
5.2. В кабинах пассажирских и больничных лифтов должна быть предусмотрена естественная вентиляция. Вентиляционные отверстия должны быть равномерно расположены как в верхней, так и в нижней части кабины.
Общая площадь вентиляционных отверстий должна быть не менее 3,5% полезной площади пола кабины.
5.3. Освещенность кабин лифтов, измеренная на уровне пола, должна быть не менее:
50 лк - при лампах накаливания;
100 лк - при люминесцентных лампах.
5.4. Нахождение обслуживающего персонала в машинном помещении во время работы лифта не допускается.

Машинное помещение лифта должно надежно закрываться.
5.5. Уровень звука, создаваемого лебедкой лифта, закрепленной на жестком фундаменте, замеренный согласно ГОСТ 12.1.028*, не должен превышать следующих предельных значений: 
* На территории Российской Федерации действует ГОСТ Р 51402-99.
для пассажирского или больничного лифта при установившемся режиме работы - 80 дБА;
для пассажирского или больничного лифта на переходных режимах - 90 дБА;
для грузового или камбузного лифта при установившемся режиме работы - 90 дБА.

6. ТРЕБОВАНИЯ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ И РЕМОНТА

6.1. Виды, периодичность и объем технического обслуживания устанавливают в соответствии с эксплуатационной документацией.
6.2. Техническое освидетельствование следует проводить в соответствии с Правилами по грузоподъемным устройствам морских судов Регистра СССР.
6.3. Конструкция лифта должна обеспечить возможность:
разборки и сборки составных частей лифта;
осмотров шахты и ее насыщения.
Должна быть исключена возможность неправильной сборки и другие ошибки обслуживающего персонала при техническом обслуживании и ремонте.

7. ТРЕБОВАНИЯ ТРАНСПОРТАБЕЛЬНОСТИ

7.1. Лифт и его составные части должны быть приспособлены к транспортированию любым видом транспорта в соответствии с действующими на них правилами перевозок.
7.2. Конструкция лифтов должна обеспечивать возможность поставки изготовителем в собранном виде кабины, лебедки и дверей шахт всех типов лифтов.
Электрические изделия должны транспортироваться в соответствии с технической документацией на их поставку.
7.3. Условия транспортирования - 8 (ОЖ4) по ГОСТ 15150. 
При транспортировании лифтового оборудования на палубах судов необходимо учитывать воздействия атмосферы типа III по ГОСТ 15150.
7.4. Срок пребывания лифтового оборудования и ЗИП в условиях транспортирования не более 3 месяцев.

8. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ

8.1. Конструкция лифтов, нагрузки, действующие на них, и нормы прочности должны соответствовать Правилам по грузоподъемным устройствам морских судов Регистра СССР.
8.2. Пожаро- и взрывобезопасность судовых лифтов должны удовлетворять требованиям ГОСТ 12.1.004* и ГОСТ 12.1.010.
* На территории Российской Федерации действует ГОСТ 12.1.004-91.
8.3. Сигнальные цвета и знаки безопасности - по ГОСТ 12.4.026*.
* На территории Российской Федерации действует ГОСТ Р 12.4.026-2001.
Поверхности деталей вращения, не закрытые кожухом, кроме натяжного устройства ограничителя скорости, а также поверхности противовеса и наружная поверхность кабины должны быть окрашены в желтый цвет, поверхности масленок, колпачков, сливных пробок, маслоуказателей - в красный цвет.
Допускается окраску торцовых поверхностей деталей вращения выполнять кольцевой полосой шириной не менее 20 мм, начинающейся от образующей поверхности наибольшего диаметра.
8.4. Надписи, связанные с безопасной эксплуатацией лифта, должны быть нанесены на хорошо видные и доступные места и быть достаточно ясными и долговечными.
8.5. Требования электробезопасности - по ГОСТ 12.1.019.
8.6. Графические символы для обозначения типа лифта, места расположения лифта, элементов управления, рабочего состояния, местонахождения кабины, ограничений и запрещений по СТ СЭВ 632.

9. ТРЕБОВАНИЯ СТАНДАРТИЗАЦИИ И УНИФИКАЦИИ

В конструкциях судовых лифтов в максимальной степени должны применяться стандартные и унифицированные изделия. По уровню стандартизации и унификации лифты должны иметь:
коэффициент применяемости, не менее 80%;
коэффициент повторяемости, не менее 1,3. 

10. ТРЕБОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИЧНОСТИ

10.1. Комплектующие изделия, а также отливки из черного и цветного металла, поковки, детали из пластмасс должны соответствовать государственным стандартам или техническим условиям на эти изделия.
10.2. Электрический кабель и стальные тяговые канаты должны поставляться мерной длины. Концы канатов должны быть бандажированы. Электрический кабель должен поставляться с оконцованными и замаркированными проводами. 
10.3. Требования по технологичности конструкции лифтов должны соответствовать ГОСТ 14.201.
10.4. Конструкторская документация, поставляемая вместе с лифтом, должна содержать методику проведения испытаний, утвержденную в установленном порядке.

11. КОНСТРУКТИВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ

11.1. Конструкция судовых лифтов и их составных частей, включая электропривод, систему управления и сигнализации, а также применяемые материалы должны удовлетворять требованиям Правил по
грузоподъемным устройствам морских судов Регистра СССР.
11.2. Кабины судовых лифтов следует изготовлять двух типов:
1 - непроходные (несквозные) (черт.1)
2 - проходные (сквозные) (черт.2).
1 - кабина; 2 - дверь шахты 

Черт.1 
150 × 104 пикс.     Открыть в новом окне
 

1 - кабина; 2 - дверь шахты

Черт.2 
11.3. В зависимости от расположения подъемного механизма устанавливается три исполнения судовых лифтов (черт.3):
I - подъемный механизм расположен над шахтой лифта;
II - подъемный механизм расположен справа от шахты лифта на любой остановке;
III - подъемный механизм расположен слева от шахты лифта на любой остановке. 
325 × 278 пикс.     Открыть в новом окне