ГОСТ 18988-90 Лифты судовые. Общие технические требования
Группа Д43
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР
Дата введения 01.07.1991
Дата введения 01.07.1991
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ДАННЫЕ
1. РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕН Министерством судостроительной промышленности СССР
РАЗРАБОТЧИКИ
А.Е.Литвиненко (руководитель темы); Т.К.Хитракова
2. УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Государственного комитета СССР по управлению качеством продукции и стандартам от 13.11.90 N 2816
РАЗРАБОТЧИКИ
А.Е.Литвиненко (руководитель темы); Т.К.Хитракова
2. УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Государственного комитета СССР по управлению качеством продукции и стандартам от 13.11.90 N 2816
3. Срок первой проверки - 1996 г.,
периодичность проверки - 5 лет
4. ВЗАМЕН ГОСТ 18988-79
5. ССЫЛОЧНЫЕ НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ
периодичность проверки - 5 лет
4. ВЗАМЕН ГОСТ 18988-79
5. ССЫЛОЧНЫЕ НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ
Обозначение НТД, на который дана ссылка | Номер пункта |
ГОСТ 9.303-84 | 11.6 |
ГОСТ 12.1.004-85 | 8.2 |
ГОСТ 12.1.010-76 | 8.2 |
ГОСТ 12.1.019-79 | 8.5 |
ГОСТ 12.1.028-80 | 5.5 |
ГОСТ 12.4.026-76 | 8.3 |
ГОСТ 14.201-83 | 10.3 |
ГОСТ 183-74 | 3.2 |
ГОСТ 15150-69 | 4.1; 7.3; 11.6 |
ГОСТ 23511-79 | 12 |
СТ СЭВ 632-77 | 8.6 |
Настоящий стандарт распространяется на электрические судовые лифты (пассажирские, грузовые,
камбузные, больничные (госпитальные)), устанавливаемые на надводных кораблях, судах и плавсредствах.
Стандарт не распространяется на лифты специального назначения; а также для работы на открытом воздухе, в запыленной среде, в помещениях, насыщенных агрессивными парами и газами, во взрыво- и пожароопасных помещениях.
Стандарт не распространяется на лифты специального назначения; а также для работы на открытом воздухе, в запыленной среде, в помещениях, насыщенных агрессивными парами и газами, во взрыво- и пожароопасных помещениях.
1. ТРЕБОВАНИЯ НАЗНАЧЕНИЯ
Судовой лифт предназначен:
пассажирский (ЛПС) - для подъема и спуска людей;
грузовой (ЛГС) - для подъема и спуска грузов;
камбузный (ЛКС) - для подъема и спуска продуктов питания;
больничный (госпитальный) (ЛБС) - для подъема и спуска больных на госпитальных транспортных средствах с сопровождающим персоналом.
пассажирский (ЛПС) - для подъема и спуска людей;
грузовой (ЛГС) - для подъема и спуска грузов;
камбузный (ЛКС) - для подъема и спуска продуктов питания;
больничный (госпитальный) (ЛБС) - для подъема и спуска больных на госпитальных транспортных средствах с сопровождающим персоналом.
2. ТРЕБОВАНИЯ НАДЕЖНОСТИ
2.1. Средняя наработка на отказ - не менее 200 ч.
2.2. Среднее время восстановления - не более 0,75 ч.
2.3. Средний ресурс до первого капитального ремонта - 10000 ч.
2.4. Назначенный срок службы до первого капитального ремонта - 10 лет.
2.2. Среднее время восстановления - не более 0,75 ч.
2.3. Средний ресурс до первого капитального ремонта - 10000 ч.
2.4. Назначенный срок службы до первого капитального ремонта - 10 лет.
2.5. Полный назначенный срок службы - 25 лет.
2.6. Полный ресурс - 25000 ч.
2.6. Полный ресурс - 25000 ч.
3. ТРЕБОВАНИЯ ЭКОНОМНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МАТЕРИАЛОВ, ТОПЛИВА, ЭНЕРГИИ И ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ
3.1. При проектировании судовых лифтов должно быть предусмотрено применение передовой малоотходной технологии.
3.2. Удельные нормы энергопотребления и массы металла не должны превышать значений, приведенных в табл.1.
Таблица 1
Таблица 1
Тип лифта | Грузоподъемность, кг | Удельное энергопотребление, кВт/(кг·м/с) | Удельная масса металла, 10 ·кг/(кг·м/с·ч) |
Пассажирский | 250 500 | 0,055 0,022 | 64,40 20,98 |
Грузовой | 250 500 | 0,040 0,022 | 35,30 20,98 |
Камбузный | 50 100 | 0,060 0,030 | 34,80 26,70 |
Больничный (госпитальный) | 500 | 0,030 | 50,00 |
Примечание. Показатель удельного энергопотребления определяется отношением потребляемой мощности к произведению грузоподъемности и скорости движения лифта.
Расчет удельного энергопотребления проводят по формуле
,
где ;
Расчет удельного энергопотребления проводят по формуле
,
где ;
- мощность, потребляемая электродвигателем лебедки, кВт;
- грузоподъемность лифта, кг;
- номинальная скорость, м/с;
- номинальная мощность электродвигателя лебедки в соответствии с нормативно-технической документацией на двигатель, кВт;
- коэффициент полезного действия электродвигателя лебедки в соответствии с нормативно-технической документацией на двигатель (с учетом допуска по ГОСТ 183).
Показатель удельной массы металла определяется отношением массы лифта к произведению грузоподъемности, скорости движения лифта и ресурса.
Расчет удельной массы металла проводят по формуле
,
- грузоподъемность лифта, кг;
- номинальная скорость, м/с;
- номинальная мощность электродвигателя лебедки в соответствии с нормативно-технической документацией на двигатель, кВт;
- коэффициент полезного действия электродвигателя лебедки в соответствии с нормативно-технической документацией на двигатель (с учетом допуска по ГОСТ 183).
Показатель удельной массы металла определяется отношением массы лифта к произведению грузоподъемности, скорости движения лифта и ресурса.
Расчет удельной массы металла проводят по формуле
,
где - масса металла лифта без учета массы покупных изделий, кг;
- средний ресурс до первого капитального ремонта, ч.
3.3. Конструкция судовых лифтов должна обеспечивать возможность их обслуживания в период эксплуатации штатным личным составом судна.
3.3. Конструкция судовых лифтов должна обеспечивать возможность их обслуживания в период эксплуатации штатным личным составом судна.
4. ТРЕБОВАНИЯ СТОЙКОСТИ К ВНЕШНИМ ВОЗДЕЙСТВИЯМ
4.1. Оборудование, применяемые материалы и покрытия судовых лифтов должны отвечать требованиям, предъявляемым к механизмам исполнения ОМ категории 4 ГОСТ 15150.
Лифты следует эксплуатировать при температуре окружающего воздуха от минус 10 °С до плюс 45 °С.
4.2. Лифты должны быть стойкими к механическим воздействиям, возникающим при качке судна.
Значения параметров качки в рабочем и не рабочем состояниях лифта должны соответствовать Правилам по грузоподъемным устройствам морских судов Регистра СССР.
4.3. Лифты должны сохранять свою работоспособность после прекращения максимальных нагрузок, воздействующих на лифт при плавании судна в штормовых условиях.
4.4. Требования к покрытиям и материалам, применяемым в конструкции лифта, должны быть оговорены в техническом задании на лифт конкретного типа.
Лифты следует эксплуатировать при температуре окружающего воздуха от минус 10 °С до плюс 45 °С.
4.2. Лифты должны быть стойкими к механическим воздействиям, возникающим при качке судна.
Значения параметров качки в рабочем и не рабочем состояниях лифта должны соответствовать Правилам по грузоподъемным устройствам морских судов Регистра СССР.
4.3. Лифты должны сохранять свою работоспособность после прекращения максимальных нагрузок, воздействующих на лифт при плавании судна в штормовых условиях.
4.4. Требования к покрытиям и материалам, применяемым в конструкции лифта, должны быть оговорены в техническом задании на лифт конкретного типа.
5. ТРЕБОВАНИЯ ЭРГОНОМИКИ И ТЕХНИЧЕСКОЙ ЭСТЕТИКИ
5.1. Требования к эргономике и технической эстетике должны быть оговорены в техническом задании на лифт конкретного типа. Художественно-графическая документация дизайн-проекта лифта должна быть согласована с заказчиком.
5.2. В кабинах пассажирских и больничных лифтов должна быть предусмотрена естественная вентиляция. Вентиляционные отверстия должны быть равномерно расположены как в верхней, так и в нижней части кабины.
Общая площадь вентиляционных отверстий должна быть не менее 3,5% полезной площади пола кабины.
5.3. Освещенность кабин лифтов, измеренная на уровне пола, должна быть не менее:
Общая площадь вентиляционных отверстий должна быть не менее 3,5% полезной площади пола кабины.
5.3. Освещенность кабин лифтов, измеренная на уровне пола, должна быть не менее:
50 лк - при лампах накаливания;
100 лк - при люминесцентных лампах.
5.4. Нахождение обслуживающего персонала в машинном помещении во время работы лифта не допускается.
Машинное помещение лифта должно надежно закрываться.
5.5. Уровень звука, создаваемого лебедкой лифта, закрепленной на жестком фундаменте, замеренный согласно ГОСТ 12.1.028*, не должен превышать следующих предельных значений:
* На территории Российской Федерации действует ГОСТ Р 51402-99.
5.4. Нахождение обслуживающего персонала в машинном помещении во время работы лифта не допускается.
Машинное помещение лифта должно надежно закрываться.
5.5. Уровень звука, создаваемого лебедкой лифта, закрепленной на жестком фундаменте, замеренный согласно ГОСТ 12.1.028*, не должен превышать следующих предельных значений:
* На территории Российской Федерации действует ГОСТ Р 51402-99.
для пассажирского или больничного лифта при установившемся режиме работы - 80 дБА;
для пассажирского или больничного лифта на переходных режимах - 90 дБА;
для грузового или камбузного лифта при установившемся режиме работы - 90 дБА.
для пассажирского или больничного лифта на переходных режимах - 90 дБА;
для грузового или камбузного лифта при установившемся режиме работы - 90 дБА.
6. ТРЕБОВАНИЯ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ И РЕМОНТА
6.1. Виды, периодичность и объем технического обслуживания устанавливают в соответствии с эксплуатационной документацией.
6.2. Техническое освидетельствование следует проводить в соответствии с Правилами по грузоподъемным устройствам морских судов Регистра СССР.
6.3. Конструкция лифта должна обеспечить возможность:
разборки и сборки составных частей лифта;
осмотров шахты и ее насыщения.
Должна быть исключена возможность неправильной сборки и другие ошибки обслуживающего персонала при техническом обслуживании и ремонте.
6.2. Техническое освидетельствование следует проводить в соответствии с Правилами по грузоподъемным устройствам морских судов Регистра СССР.
6.3. Конструкция лифта должна обеспечить возможность:
разборки и сборки составных частей лифта;
осмотров шахты и ее насыщения.
Должна быть исключена возможность неправильной сборки и другие ошибки обслуживающего персонала при техническом обслуживании и ремонте.
7. ТРЕБОВАНИЯ ТРАНСПОРТАБЕЛЬНОСТИ
7.1. Лифт и его составные части должны быть приспособлены к транспортированию любым видом транспорта в соответствии с действующими на них правилами перевозок.
7.2. Конструкция лифтов должна обеспечивать возможность поставки изготовителем в собранном виде кабины, лебедки и дверей шахт всех типов лифтов.
Электрические изделия должны транспортироваться в соответствии с технической документацией на их поставку.
7.3. Условия транспортирования - 8 (ОЖ4) по ГОСТ 15150.
При транспортировании лифтового оборудования на палубах судов необходимо учитывать воздействия атмосферы типа III по ГОСТ 15150.
7.2. Конструкция лифтов должна обеспечивать возможность поставки изготовителем в собранном виде кабины, лебедки и дверей шахт всех типов лифтов.
Электрические изделия должны транспортироваться в соответствии с технической документацией на их поставку.
7.3. Условия транспортирования - 8 (ОЖ4) по ГОСТ 15150.
При транспортировании лифтового оборудования на палубах судов необходимо учитывать воздействия атмосферы типа III по ГОСТ 15150.
7.4. Срок пребывания лифтового оборудования и ЗИП в условиях транспортирования не более 3 месяцев.
8. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ
8.1. Конструкция лифтов, нагрузки, действующие на них, и нормы прочности должны соответствовать Правилам по грузоподъемным устройствам морских судов Регистра СССР.
8.2. Пожаро- и взрывобезопасность судовых лифтов должны удовлетворять требованиям ГОСТ 12.1.004* и ГОСТ 12.1.010.
* На территории Российской Федерации действует ГОСТ 12.1.004-91.
8.3. Сигнальные цвета и знаки безопасности - по ГОСТ 12.4.026*.
* На территории Российской Федерации действует ГОСТ Р 12.4.026-2001.
8.2. Пожаро- и взрывобезопасность судовых лифтов должны удовлетворять требованиям ГОСТ 12.1.004* и ГОСТ 12.1.010.
* На территории Российской Федерации действует ГОСТ 12.1.004-91.
8.3. Сигнальные цвета и знаки безопасности - по ГОСТ 12.4.026*.
* На территории Российской Федерации действует ГОСТ Р 12.4.026-2001.
Поверхности деталей вращения, не закрытые кожухом, кроме натяжного устройства ограничителя скорости, а также поверхности противовеса и наружная поверхность кабины должны быть окрашены в желтый цвет, поверхности масленок, колпачков, сливных пробок, маслоуказателей - в красный цвет.
Допускается окраску торцовых поверхностей деталей вращения выполнять кольцевой полосой шириной не менее 20 мм, начинающейся от образующей поверхности наибольшего диаметра.
8.4. Надписи, связанные с безопасной эксплуатацией лифта, должны быть нанесены на хорошо видные и доступные места и быть достаточно ясными и долговечными.
8.5. Требования электробезопасности - по ГОСТ 12.1.019.
8.6. Графические символы для обозначения типа лифта, места расположения лифта, элементов управления, рабочего состояния, местонахождения кабины, ограничений и запрещений по СТ СЭВ 632.
Допускается окраску торцовых поверхностей деталей вращения выполнять кольцевой полосой шириной не менее 20 мм, начинающейся от образующей поверхности наибольшего диаметра.
8.4. Надписи, связанные с безопасной эксплуатацией лифта, должны быть нанесены на хорошо видные и доступные места и быть достаточно ясными и долговечными.
8.5. Требования электробезопасности - по ГОСТ 12.1.019.
8.6. Графические символы для обозначения типа лифта, места расположения лифта, элементов управления, рабочего состояния, местонахождения кабины, ограничений и запрещений по СТ СЭВ 632.
9. ТРЕБОВАНИЯ СТАНДАРТИЗАЦИИ И УНИФИКАЦИИ
В конструкциях судовых лифтов в максимальной степени должны применяться стандартные и унифицированные изделия. По уровню стандартизации и унификации лифты должны иметь:
коэффициент применяемости, не менее 80%;
коэффициент повторяемости, не менее 1,3.
коэффициент применяемости, не менее 80%;
коэффициент повторяемости, не менее 1,3.
10. ТРЕБОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИЧНОСТИ
10.1. Комплектующие изделия, а также отливки из черного и цветного металла, поковки, детали из пластмасс должны соответствовать государственным стандартам или техническим условиям на эти изделия.
10.2. Электрический кабель и стальные тяговые канаты должны поставляться мерной длины. Концы канатов должны быть бандажированы. Электрический кабель должен поставляться с оконцованными и замаркированными проводами.
10.3. Требования по технологичности конструкции лифтов должны соответствовать ГОСТ 14.201.
10.4. Конструкторская документация, поставляемая вместе с лифтом, должна содержать методику проведения испытаний, утвержденную в установленном порядке.
10.2. Электрический кабель и стальные тяговые канаты должны поставляться мерной длины. Концы канатов должны быть бандажированы. Электрический кабель должен поставляться с оконцованными и замаркированными проводами.
10.3. Требования по технологичности конструкции лифтов должны соответствовать ГОСТ 14.201.
10.4. Конструкторская документация, поставляемая вместе с лифтом, должна содержать методику проведения испытаний, утвержденную в установленном порядке.
11. КОНСТРУКТИВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ
11.1. Конструкция судовых лифтов и их составных частей, включая электропривод, систему управления и сигнализации, а также применяемые материалы должны удовлетворять требованиям Правил по
грузоподъемным устройствам морских судов Регистра СССР.
11.2. Кабины судовых лифтов следует изготовлять двух типов:
1 - непроходные (несквозные) (черт.1)
11.2. Кабины судовых лифтов следует изготовлять двух типов:
1 - непроходные (несквозные) (черт.1)
2 - проходные (сквозные) (черт.2).
1 - кабина; 2 - дверь шахты Черт.1 |
1 - кабина; 2 - дверь шахты Черт.2 |
11.3. В зависимости от расположения подъемного механизма устанавливается три исполнения судовых лифтов (черт.3):
I - подъемный механизм расположен над шахтой лифта;
I - подъемный механизм расположен над шахтой лифта;
II - подъемный механизм расположен справа от шахты лифта на любой остановке;
III - подъемный механизм расположен слева от шахты лифта на любой остановке.
III - подъемный механизм расположен слева от шахты лифта на любой остановке.
325 × 278 пикс.   Открыть в новом окне |