18. К землям внутреннего водного транспорта относятся земли, занятые:
портами, пристанями, специализированными причалами, гаванями и затонами со всеми техническими сооружениями и устройствами, обеспечивающими нужды внутреннего водного транспорта;
пассажирскими вокзалами, павильонами и причалами;
судоходными каналами, судоходными и энергетическими сооружениями и служебно-техническими зданиями;
берегоукрепительными сооружениями и насаждениями;
узлами связи, радиоцентрами и радиостанциями;
зданиями, береговыми навигационными знаками и другими сооружениями для обслуживания водных путей, судоремонтными заводами, ремонтно-эксплуатационными базами, мастерскими, судоверфями, отстойно-ремонтными пунктами, складами, базами материально-технического снабжения, инженерными сетями, служебными, жилыми и культурно-бытовыми помещениями и иными объектами, имеющими специальное назначение по обслуживанию внутреннего водного транспорта.
19. Для работ, связанных с судоходством и сплавом на внутренних водных путях, вне населенных пунктов выделяется в установленном порядке береговая полоса. Земли береговой полосы не изымаются у землепользователей, но устанавливаются особые условия пользования этими землями в соответствии с действующим законодательством.
Особые условия землепользования не устанавливаются на участках береговой полосы, занятых гидротехническими и мелиоративными сооружениями, строениями, садами, виноградниками и другими ценными насаждениями, пашней, на приусадебных участках, а также на участках, укрепленных специальными сооружениями и насаждениями, и в охранных зонах железных, автомобильных дорог и магистральных трубопроводов.
20. Исполнительными комитетами районных, городских, районных в городах, поселковых и сельских Советов народных депутатов по согласованию с органами, регулирующими судоходство, выделяются по берегам судоходных путей пристанские участки общего пользования. Эти участки предназначаются для кратковременного причала судов и плотов, погрузки и выгрузки грузов.
Устройство и содержание этих пристанских участков возлагается на исполнительные комитеты указанных Советов народных депутатов.
Земли автомобильного транспорта
21. К землям автомобильного транспорта (включая дорожное хозяйство) относятся земли, занятые:
а) автомобильными дорогами и непосредственно примыкающими к ним строениями и сооружениями (земляное полотно, мосты, сигнальное оборудование, служебно-технические здания и т.д.), водоотводными, защитными и другими искусственными сооружениями, площадками для стоянки и мойки подвижного состава, защитными лесонасаждениями, сооружениями на съездах и пересечениях дорог, производственными зданиями, сооружениями, базами, заводами, карьерами, служебными, жилыми и культурно-бытовыми помещениями и другими объектами, имеющими специальное назначение по обслуживанию дорожного хозяйства;
б) сооружениями и устройствами энергетического, гаражного и бензораздаточного хозяйств, автостанциями и автовокзалами, линейными производственными сооружениями, служебно-техническими зданиями, станциями технического обслуживания, автозаправочными станциями общего пользования, транспортно-экспедиционными предприятиями, авторемонтными заводами, базами, грузовыми дворами, контейнерными и перецепными площадками, служебными, жилыми и культурно-бытовыми помещениями и другими объектами, имеющими специальное назначение по обслуживанию автомобильного транспорта.
Земли воздушного транспорта
22. К землям воздушного транспорта относятся земли, занятые:
аэропортами, включая аэродромы, обособленные сооружения (объекты управления воздушным движением, радионавигации и посадки, очистные и другие сооружения), служебно-техническую территорию со всеми зданиями и сооружениями, обеспечивающими удовлетворение нужд воздушного транспорта;
вертолетными станциями, включая вертодромы, служебно-техническую территорию со всеми зданиями и сооружениями;
заводами гражданской авиации по ремонту авиационной техники, аэродромами, вертодромами, гидроаэродромами и другими площадками для эксплуатации воздушных судов;
жилыми, служебными, культурно-бытовыми помещениями и другими объектами, имеющими специальное значение по обслуживанию воздушного транспорта.
23. С целью обеспечения безопасности взлета, посадки и других маневров воздушных судов устанавливаются охранные зоны. К ним относятся приаэродромные территории и входящие в них полосы воздушных подходов.
В указанных зонах без согласования с соответствующими органами Министерства гражданской авиации не допускается размещение зданий, сооружений, линий связи, высоковольтных линий электропередачи, радио- и светотехнических, взрывоопасных и других объектов, которые могут угрожать безопасности полетов воздушных судов, создавать помехи нормальной работе радиотехнических средств аэродрома, аэропорта и радионавигационных устройств воздушных трасс СССР, а также размещение промышленных предприятий с выбросом дыма и газов, сооружений водного хозяйства и других объектов, ухудшающих видимость в районе аэродромов, аэропортов.
На землях, прилегающих к территории аэродромов, на расстоянии 15 километров запрещается размещение мест концентрированных выбросов пищевых отходов, строительство звероводческих ферм, скотобоен и других объектов, способствующих массовому скоплению птиц, опасных для полетов воздушных судов.
Земли трубопроводного транспорта
24. К землям трубопроводного транспорта относятся земельные участки, занимаемые наземными и надземными магистральными трубопроводами и их сооружениями, а также наземными сооружениями подземных магистральных трубопроводов, включая:
запорную арматуру, переходы через естественные и искусственные препятствия, узлы подключения насосных, компрессорных и распределительных станций, узлы пуска и приема очистных устройств, узлы учета нефти и замера расхода газа, конденсатосборники, устройства для ввода метанола;
наземные установки энергоснабжения, связи, автоматики и телемеханики, электрохимической защиты трубопроводов от коррозии;
противопожарные средства, противоэрозионные и защитные сооружения трубопроводов;
емкости для хранения и разгазирования конденсата, земляные амбары для аварийного выпуска нефти, нефтепродуктов, конденсата и сжиженных углеводородов;
сооружения линейной службы эксплуатации трубопроводов;
постоянные дороги, вертолетные площадки, расположенные вдоль трасс трубопровода, и подъезды к ним, опознавательные и сигнальные знаки местонахождения трубопроводов;
головные и промежуточные перекачивающие и наливные насосные станции, резервуарные парки, компрессорные и газораспределительные станции, станции (установки) охлаждения газа;
станции подземного хранения газа;
наливные и сливные эстакады и причалы;
пункты подогрева нефти и нефтепродуктов.
25. Строительство магистральных трубопроводов не должно приводить к переводу земель сельскохозяйственного назначения, предоставленных в пользование предприятиям, учреждениям и организациям трубопроводного транспорта, в менее ценный вид угодий, а также создавать препятствия для использования этих земель по назначению.
После завершения строительства трубопроводов предоставленные во временное пользование для этой цели земли передаются в установленном порядке землепользователям.
26. Материалы о фактическом положении трубопроводов (исполнительная съемка) передаются в установленном порядке исполнительным комитетам районных, городских, районных в городах Советов народных депутатов для нанесения трасс трубопроводов на районные карты землепользований.
Исполнительные комитеты районных, городских, районных в городах Советов народных депутатов выдают сведения о местонахождении трубопроводов заинтересованным предприятиям, учреждениям и организациям.
Перечень утративших силу решений Правительства СССР (утв. постановлением СМ СССР от 8 января 1981 г. N 24)
1. Постановление ЦИК и СНК СССР от 7 февраля 1933 г. N 58/50 "Об утверждении положения о землях, предоставленных транспорту" (СЗ СССР, 1933 г., N 12, ст.66а, 66б).
2. Постановление ЦИК и СНК СССР от 7 июля 1934 г. N 99/1490 "Об изменении положения о землях, предоставленных транспорту" (СЗ СССР, 1934 г., N 35, ст.276).
3. Пункт 5 раздела II постановления Совнаркома СССР от 2 ноября 1938 г. N 1185 "Об изменении Постановлений ЦИК и СНК СССР и связи с Постановлением СНК СССР от 22 апреля 1938 г. "Об управлении дорожным хозяйством (СП СССР, 1938 г., N 50, ст.281).
4. Постановление Совета Министров СССР от 26 октября 1947 г. N 3679 "О распространении на порты рыбной промышленности законодательства, регулирующего работу морских торговых портов).