Единые нормы и расценки на строительные, монтажные и ремонтно-строительные работы (ЕНиР)Сборник Е20 "Ремонтно-строительные работы"Выпуск 2 "Автомобильные дороги и искусственные сооружения"(утв. постановлением Госстроя СССР, Госкомтруда СССР и Секретариата

Вводная часть

1. Сборник выпускается взамен сборника 20 ЕНиР, вып.2 "Дорога и мосты" изд. 1969 г.
2. Нормами и расценками сборника предусмотрены работы по реконструкции и ремонту автомобильных дорог и искусственных сооружений.
3. Нормами и расценками учтено и отдельно не оплачивается время на разбивку, визирование, установку маяков, шаблонов и прочие мелкие вспомогательные и подготовительные операции, являющиеся неотъемлемой частью технологического процесса; осмотр, опробование и передачу машин при стыке смен бригад; смазку, мелкий крепежный ремонт, выполняемый в течение рабочей смены; заправку машин горюче-смазочными материалами, водой и т.п.
4. Нормами и расценками, за исключением особо оговоренных случаев, предусмотрено перемещение материалов (подноска, подвозка, подкатка) в пределах рабочего места на расстояние до 10 м.
5. Затраты времени рабочих на перемещение в течение рабочей смены с одного места работы на другое подлежат повременной оплате по часовой тарифной ставке, соответствующей присвоенному разряду рабочего. Время переездов в течение рабочей смены на автотранспорте учитывается по фактическим затратам; время переходов - из расчета 4 км/ч.
6. Время на перемещение прицепных или самоходных дорожных машин от места стоянки к месту работы и обратно или с участка на участок нормируется и оплачивается отдельно.
Перемещение самоходных укладчиков асфальтобетона своим ходом допускается только в процессе укладки в пределах участка производства работ. Во всех других случаях перемещение должно производиться на специальных прицепах.
7. Нормами настоящего сборника предусмотрено выполнение работ в соответствии с допускаемыми отклонениями, приведенными в вводной части сборника Е17 "Дорожные работы".
8. В случае ремонта дорожных оснований и покрытий на одной половине при одновременном движении транспорта по другой половине дороги к Н.вр. и Расц. применять коэффициент 1,2 (ВЧ-1) с обязательным оформлением указанных условий работ соответствующим актом.
9. Нормами и расценками настоящего сборника предусмотрено производство работ по ремонту дорожных оснований и покрытий при наличии не более 8 люков (колодцев) подземных коммуникаций на 1000 м2 покрытия. При большем числе люков к Н.вр. и Расц. соответствующих параграфов применять коэффициенты, приведенные в табл.1.
Таблица 1
┌─────────────────────────────┬────────────┬─────────────┬──────────────┐
│ Число люков на 1000 м2 │ До 15 │ Св.15 до 20 │ Св.20 │
│ покрытия │ │ │ │
├─────────────────────────────┼────────────┼─────────────┼──────────────┤
│Коэффициенты к Н.вр. и Расц. │ 1,05(ВЧ-2) │ 1,15(ВЧ-3) │ 1,3(ВЧ-4) │
└─────────────────────────────┴────────────┴─────────────┴──────────────┘
10. Распределение грунтов по группам в зависимости от трудности их разработки разными механизмами и вручную предусмотрено в соответствии с характеристиками, приведенными в сборнике Е2 "Земляные работы", вып.1 "Механизированные и ручные земляные работы".
11. Для упрощения нормирования и учета дорожно-ремонтных работ, а также для обеспечения широкого внедрения аккордной системы оплаты труда нормы и расценки даны, как правило, на комплексные процессы. В отдельных случаях в сборнике приведены также и элементные нормы.
12. Профессии: машинист грейдера прицепного и машинист катка самоходного с гладкими вальцами (статические и вибрационные) для краткости в сборнике названы машинист грейдера и машинист катка с гладкими вальцами.
13. Нормами времени и расценками отдельных параграфов настоящего сборника предусмотрено выполнение ремонтно-строительных работ на дорогах вручную при их небольших объемах.
14. Нормами сборника предусмотрено выполнение работ в соответствии с требованиями СНиП III-4-80 "Техника безопасности в строительстве" и СНиП 3.06.03-85 "Автомобильные дороги".
Рабочие должны знать и выполнять все требования (этапы, операции), предусмотренные настоящим сборником (разделом, главой, параграфом) норм, вытекающие из СНиП и обеспечивающие требуемое качество работ.
Рабочие должны знать и соблюдать указанные правила техники безопасности при выполнении работ.
15. В настоящем пункте даются краткие характеристики основных дорожно-строительных машин (табл.2 - 4). Отдельные характеристики на ряд машин даются в параграфах норм.
Таблица 2

Характеристика бульдозеров

┌──────────────────────┬───────┬────────────────────────────────────────┐
│ Наименование пока- │Единица│ Марка бульдозера │
│ зателей │изме- ├─────────────┬─────────────┬────────────┤
│ │рения │ДЗ-29(Д-535),│Д-259, │ДЗ-8 │
│ │ │ДЗ-42(Д-606) │ДЗ-17(Д-492А)│(Д-271А) │
│ │ │ │ДЗ-18(Д-493А)│ │
├──────────────────────┼───────┼─────────────┼─────────────┼────────────┤
│Базовый трактор: │ │ │ │ │
│тип │ - │ Т-75; Т-74 │ Т-100 │ Т-100 │
│ │ │ ДТ-75 │ │ │
│мощность │ кВт │ 55(75) │ 79(108) │ 79(108) │
│ │ (л.с.)│ │ │ │
│Бульдозерное оборудо- │ │ │ │ │
│вание: │ │ │ │ │
│ длина отвала │ мм │ 2560 │ 3970 │ 3030 │
│ высота отвала │ " │ 950 │ 1000 │ 1100 │
│ │ │ │ │ │
│Скорость движения │ км/ч │ 11,5 │ 10,1 │ 10,1 │
└──────────────────────┴───────┴─────────────┴─────────────┴────────────┘
Таблица 3

Характеристика грейдеров

┌───────────────┬──────┬──────────────────────────────┬─────────────────┐
│ Наименование │Еди- │ Автогрейдеры │Прицепные грей- │
│ показателей │ница │ │деры │
│ │изме- ├─────┬───────┬───────┬────────┼─────────┬───────┤
│ │рения │ДЗ-98│ДЗ-31 │ДЗ-99- │ДЗ-40 │ДЗ-1 │СД-105 │
│ │ │ │(Д-557)│-1-4 │(Д-598),│(Д-20Б) │ │
│ │ │ │ │(Д- │ДЗ-40А │ │ │
│ │ │ │ │710Б), │(Д-598А)│ │ │
│ │ │ │ │ДЗ-61 │ │ │ │
│ │ │ │ │(Д- │ │ │ │
│ │ │ │ │710), │ │ │ │
│ │ │ │ │ДЗ-61А │ │ │ │
│ │ │ │ │(Д- │ │ │ │
│ │ │ │ │710А) │ │ │ │
├───────────────┼──────┼─────┼───────┼───────┼────────┼─────────┼───────┤
│Марка трактора-│ │У1Д6-│АМ-01 │АМ-41 │СМД- │Т-100, │Т-150К,│
│тягача или дви-│ │250 │ │ │14А, │К-700 │ДТ-75, │
│гателя │ │ТК-С4│ │ │Д-60К-С1│ │Т-74 │
│Мощность двига-│ кВт │184 │81(110)│66(90) │55(75), │79(108), │121 │
│теля │(л.с.)│(250)│ │ │40(55) │158(215) │(165), │
│ │ │ │ │ │ │ │55(75) │
│Отвал: │ │ │ │ │ │ │ │
│ длина │ мм │3700 │3700 │3040 │ 3040 │ 3700 │ 3616 │
│ высота │ " │700 │600 │500 │ 500 │ 500 │ 500 │
└───────────────┴──────┴─────┴───────┴───────┴────────┴─────────┴───────┘
Таблица 4

Характеристика статических катков с гладкими вальцами

┌──────────────────┬──────┬─────────────────────────────────────────────┐
│ Наименование │Едини-│ Марки катков │
│ показателей │ца из-├───────┬─────────┬───────────┬───────────────┤
│ │мере- │ Д-260 │ ДУ-11А │ ДУ-1 │ ДУ-48А │
│ │ния │ │ (Д-469) │ (Д-211В) │ │
├──────────────────┼──────┼───────┴─────────┴───────────┼───────────────┤
│Тип катка │ - │ Самоходный, двухосный │ Трехвальцовый │
│ │ ├───────┬─────────┬───────────┤ │
│Масса катка │ т │ 6 │ 7 │ 9 │ 10 │
│Ширина уплотняемой│ мм │ 1700 │ 1800 │ 1800 │ 1850 │
│полосы │ │ │ │ │ │
│Скорость движения │ км/ч │ 2-3 │2,1-3,1 │ 1,85-2,7 │ 2-3,6 │
│рабочая │ │ │ │ │ │
└──────────────────┴──────┴───────┴─────────┴───────────┴───────────────┘

Характеристика кирковщика

Наибольшая глубина рыхления, мм 160
Ширина рыхления, мм 800
Количество зубьев, шт. 4
Базовая машина - трактор ДТ-75, Т-74, Т-75
16. В сборнике приведена тарификация работ в соответствии с ЕТКС работ и профессий рабочих. Выпуск 3. Раздел "Строительные монтажные и ремонтно-строительные работы".

Раздел I. Автомобильные дороги

Глава 1. Земляное полотно

§ Е20-2-1. Подсыпка земляного полотна и обочин бульдозерами

Указания по применению норм

Нормами предусмотрена подсыпка земляного полотна и заниженных обочин грунтом из боковых резервов с поперечным перемещением его в заниженные места.
Нормами и расценками настоящего параграфа следует пользоваться только при реконструкции земляного полотна (уширение, подсыпка земляного полотна и заниженных обочин).
Состав работы:
1. Приведение агрегата в рабочее положение.
2. Разработка грунта с перемещением его.
3. Разгрузка грунта с постепенным подъемом отвала.
4. Возвращение бульдозера порожняком с опущенным отвалом.
Состав рабочих: