Единые нормы и расценки на строительные, монтажные и ремонтно-строительные работы (ЕНиР)Сборник Е4 "Монтаж сборных и устройство монолитных железобетонных конструкций"Выпуск 3 "Мосты и трубы"(утв. постановлением Госстроя СССР, Госкомтруда СССР, Секретариат

Единые нормы и расценки на строительные, монтажные и ремонтно-строительные работы (ЕНиР)Сборник Е4 "Монтаж сборных и устройство монолитных железобетонных конструкций"Выпуск 3 "Мосты и трубы"(утв. постановлением Госстроя СССР, Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 5 декабря 1986 г. N 43/512/29-50)

Вводная часть

1. Выпуск содержит нормы времени и расценки на сооружение сборных и монолитных бетонных и железобетонных конструкций железнодорожных, автодорожных и пешеходных мостов и путепроводов, путепроводов тоннельного типа и водопропускных труб, на изготовление конструкций на полигонах и на монтаж вспомогательных сооружений и устройств.
Нормами предусмотрено сооружение мостов и труб из унифицированных и типовых конструкций.
2. Нормами, за исключением особо оговоренных случаев, учтено время на перемещение краном или подноску сборных конструкций, материалов, инструмента и приспособлений на расстояние до 30 м.
3. Нормами предусмотрено выполнение работ на высоте до 25 м. При выполнении работ на высоте более 25 м Н.вр. и Расц. умножать на коэффициент 1,1 (ВЧ-1).
4. При выполнении работ, связанных с использованием простых механизмов (бетономешалки, электролебедки, насосы), нормами предусмотрено обслуживание их рабочими основной профессии.
5. Предусмотренные составами звеньев монтажники по монтажу стальных и железобетонных конструкций для краткости именуются монтажники конструкций, такелажники на монтаже - такелажники, электросварщики ручной сварки - электросварщики, изолировщики на гидроизоляции - изолировщики, машинисты кранов (крановщики) - машинисты кранов.
6. Для механизированных процессов в параграфах приведены нормы времени и расценки рабочих звена и машинистов крана, в скобках приведено машинное время (маш.-ч).
7. Нормами предусмотрено, за исключением особо оговоренных случаев, управление кранами машинистами 6-го разряда. При выполнении работ более мощными и особо сложными кранами, для машинистов которых установлены повышенные тарифные ставки, а также при использовании менее мощных кранов, тарификация которых отнесена к более низким разрядам, если их использование предусмотрено ППР, расценки машинистов следует пересчитывать по соответствующим тарифным ставкам. При управлении краном машинистом и помощником машиниста Н.вр. машинистов умножаются на два (ВЧ-2) и Расц. пересчитываются в соответствии с разрядами.
8. Тарификация основных работ произведена в соответствии с ЕТКС работ и профессий рабочих, вып.3, разд. "Строительные, монтажные и ремонтно-строительные работы", утвержденному 17 июля 1985 г., а другие работы тарифицируются по соответствующим выпускам и разделам ЕТКС.

Техническая часть

1. Нормами учтены и отдельно не оплачиваются: очистка элементов конструкций от грязи, проверка размеров и маркировка элементов конструкций.
2. Нормами предусмотрено выполнение работ в соответствии с допускаемыми отклонениями, регламентированными СНиП и ВСН, указанными в Технической части каждой главы. Рабочие должны знать и выполнять требования, предусмотренные сборником норм, СНиП и ВСН и обеспечивающие требуемое качество работ.
Рабочие должны знать и соблюдать при выполнении работ правила техники безопасности в соответствии с СНиП III-4-80. "Техника безопасности в строительстве".
3. При производстве монтажных работ с помощью кранов нормами учтена зависимость грузоподъемности кранов от массы и высоты подъема конструкций.

Раздел I Фундаменты и опоры мостов

Глава 1. Устройство оснований и фундаментов опор

Техническая часть

Нормами предусмотрено устройство фундаментов сборных и монолитных бетонных и железобетонных опор в соответствии с требованиями СНиП 3.02.01-83* "Основания и фундаменты", СНиП III-15-76 "Бетонные и железобетонные конструкции монолитные", СНиП III-16-80 "Бетонные и железобетонные конструкции сборные".

§ Е4-3-1. Устройство щебеночной подготовки в котловане

Указания по применению норм

Нормами предусмотрено устройство подготовки под фундаменты опор из щебня фракции 25-50 мм, с уплотнением щебня слоями толщиной 10-15 см ручными трамбовками.
Состав работы
1. Натягивание причалки. 2. Подача щебня. 3. Перекидка щебня на расстояние до 3 м (при подаче щебня с бровки котлована). 4. Разравнивание щебня с планировкой лопатами. 5. Уплотнение щебня.

Нормы времени и расценки на 1 м2 щебеночной подготовки

┌─────────────────────────┬────────────────┬─────────────────────────┬──┐
│Способ подачи щебня │Состав звена│Толщина подготовки, см │ │
│в котлован │дорожных рабочих├────────┬───────┬────────┼──┤
│ │ │10 │15 │20 │ │
├─────────────────────────┼────────────────┼────────┼───────┼────────┼──┤
│Из автомобилей-самосвалов│4 разр. - 1 │0,18 │0,22 │0,26 │1 │
│по лотку │3 " - 1 │────── │─────- │────── │ │
│ │2 " - 2 │0-12,5 │0-15,2 │0-18 │ │
│ │ │ │ │ │ │
│С бровки котлована │ │0,27 │0,36 │0,45 │2 │
│с перекидкой │ │────── │─────- │────── │ │
│ │ │0-18,7 │0-24,9 │0-31,2 │ │
├─────────────────────────┴────────────────┼────────┼───────┼────────┼──┤
│ │а │б │в │N │
└──────────────────────────────────────────┴────────┴───────┴────────┴──┘

§ Е4-3-2. Установка фундаментных плит

Указания по применению норм

Нормами предусмотрена установка фундаментных плит пневмоколесным или гусеничным краном.
Раствор к месту установки подают автомобилем-самосвалом или в бадье краном.
Состав работы
1. Разметка осей плиты и опоры. 2. Строповка и подача плиты. 3. Прием, подача и укладка раствора (при установке на раствор). 4. Установка плиты с выверкой. 5. Расстроповка плиты.

Нормы времени и расценки на 1 плиту

┌──────┬────────────────┬──────────────────────────────────────────┬────┐
│Масса │Состав звена │Установка плиты │ │
│плиты,│ ├─────────────────────┬────────────────────┤ │
│т, до │ │ насухо │ на раствор │ │
│ │ ├───────────┬─────────┼───────────┬────────┤ │
│ │ │Монтажники │Машинист │Монтажники │Машинист│ │
│ │ │конструкций│крана │конструкций│крана │ │
├──────┼────────────────┼───────────┼─────────┼───────────┼────────┼────┤
│7 │ │ │ 0,31 │ │ 0,49 │1 │
│ │ │1,24 │(0,31) │1,96 │(0,49) │ │
│ │Монтажники │─────- │────── │────── │────── │ │
│ │конструкций │0-92,4 │0-32,9 │1-46 │0-51,9 │ │
│ │4 разр. - 2 │ │ │ │ │ │
├──────┤3 " - 2 ├───────────┼─────────┼───────────┼────────┼────┤
│10 │Машинист крана │ │ 0,36 │ │ 0,64 │2 │
│ │6 разр. - 1 │1,44 │(0,36) │2,56 │(0,64) │ │
│ │ │─────- │────── │────── │────── │ │
│ │ │1-12 │0-38,2 │1-98 │0-67,8 │ │
├──────┼────────────────┼───────────┼─────────┼───────────┼────────┼────┤
│15 │ │ │ 0,42 │ │ 0,76 │3 │
│ │Монтажники │1,68 │(0,42) │3,04 │(0,76) │ │
│ │конструкций │─────- │────── │────── │────── │ │
│ │5 разр. - 1 │1-30 │0-14,5 │2-36 │0-80,6 │ │
│ │4 " - 1 │ │ │ │ │ │
├──────┤3 " - 2 ├───────────┼─────────┼───────────┼────────┼────┤
│25 │Машинист крана │ │ 0,49 │ │ 0,93 │4 │
│ │6 разр. - 1 │1,96 │(0,49) │3,72 │(0,93) │ │
│ │ │─────- │────── │────── │────── │ │
│ │ │1-52 │0-51,9 │2-88 │0-93,6 │ │
├──────┴────────────────┼───────────┼─────────┼───────────┼────────┼────┤
│ │ а │ б │ в │ г │ N │
└───────────────────────┴───────────┴─────────┴───────────┴────────┴────┘

§ Е4-3-3. Установка фундаментных блоков

Указания по применению норм

Нормами предусмотрена установка фундаментных блоков пневмоколесным или гусеничным краном на слой цементного раствора по плитам или насухо на щебеночную подготовку.
Раствор к месту укладки подают в бадье краном. Фундаментные блоки опор автодорожных мостов и путепроводов, устанавливаемые на раствор, соединяют с плитами анкерами, забетонированными в плитах.
Состав работы
1. Очистка поверхности плиты и нижней поверхности блока. 2. Очистка анкерных отверстий в блоке. 3. Строповка и подача блока. 4. Прием, подача и укладка раствора (при установке на раствор). 5. Установка блока с выверкой. 6. Расстроповка блока. 7. Заливка анкерных отверстий раствором (при установке на раствор).

Нормы времени и расценки на 1 блок

┌────────┬──────┬────────────────────────────────────────────────────┬──┐
│Состав │Масса │ Тип моста или путепровода │ │
│звена │бло- ├─────────────────────────┬──────────────────────────┤ │
│ │ка, │ Автодорожный │ Железнодорожный │ │
│ │т, до ├─────────────────────────┴──────────────────────────┤ │
│ │ │ Установка блока │ │
│ │ ├────────────┬────────────┬─────────────┬────────────┤ │
│ │ │ насухо │ на раствор │ насухо │ на раствор │ │
│ │ ├─────┬──────┼─────┬──────┼──────┬──────┼─────┬──────┤ │
│ │ │Мон- │Маши- │Мон- │Маши- │Мон- │Маши- │Мон- │Маши- │ │
│ │ │таж- │нист │таж- │нист │таж- │нист │таж- │нист │ │
│ │ │ники │крана │ники │крана │ники │крана │ники │крана │ │
│ │ │кон- │ │кон- │ │кон- │ │кон- │ │ │
│ │ │ст- │ │ст- │ │ст- │ │ст- │ │ │
│ │ │рук- │ │рук- │ │рук- │ │рук- │ │ │
│ │ │ций │ │ций │ │ций │ │ций │ │ │
├────────┼──────┼─────┼──────┼─────┼──────┼──────┼──────┼─────┼──────┼──┤
│Монтаж- │6 │ │ 0,48 │ │ 0,64 │ │ 0,4 │ │0,53 │ 1│
│ники │ │1,92 │(0,48)│2,56 │(0,64)│1,6 │(0,4) │2,12 │0,53) │ │
│конст- │ │────-│────- │────-│───── │────- │───── │────-│───── │ │
│рукций │ │1-43 │0-50,9│1-91 │0-67,8│1-19 │0-42,4│1-58 │0-56,2│ │
│4 разр.│ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│- 2 │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│3 " - 2│ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│Машинист│ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│крана │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│6 разр.│ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│- 1 │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
├────────┼──────┼─────┼──────┼─────┼──────┼──────┼──────┼─────┼──────┼──┤
│Монтаж- │12 │ │ 0,55 │ │ 0,8 │ │ 0,44 │ │ 0,62 │ 2│
│ники │ │2,2 │(0,55)│3,2 │(0,8) │1,76 │(0,44)│2,48 │(0,62)│ │
│конст- │ │────-│────- │────-│───── │────- │───── │────-│───── │ │
│рукций │ │1-71 │0-58,3│2-48 │0-84,8│1-36 │0-46,6│1-92 │0-65,7│ │
│5 разр. ├──────┼─────┼──────┼─────┼──────┼──────┼──────┼─────┼──────┼──┤
│- 1 │18 │ │ 0,65 │ │ 1 │ │ 0,51 │ │ 0,8 │ 3│
│4 " - 1 │ │2,6 │(0,65)│4 │(1) │2,04 │(0,51)│3,2 │(0,8) │ │
│3 " - 2 │ │────-│────- │────-│───── │────- │───── │────-│───── │ │
│Машинист│ │2-02 │0-68,9│3-10 │1-06 │1-58 │0-54,1│2-48 │0-84,8│ │
│крана │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│6 разр.├──────┼─────┼──────┼─────┼──────┼──────┼──────┼─────┼──────┼──┤
│- 1 │24 │ │ 0,8 │ │ 1,2 │ │ 0,66 │ │ 1 │ 4│
│ │ │3,2 │(0,8) │4,8 │(1,2) │2,64 │(0,66)│4 │(1) │ │
│ │ │────-│────- │────-│───── │────- │───── │────-│───── │ │
│ │ │2-48 │0-84,8│3-72 │1-27 │2-05 │0-70 │3-10 │1-06 │ │
├────────┴──────┼─────┼──────┼─────┼──────┼──────┼──────┼─────┼──────┼──┤
│ │а │б │в │г │д │е │ж │з │ N│
└───────────────┴─────┴──────┴─────┴──────┴──────┴──────┴─────┴──────┴──┘

§ Е4-3-4. Омоноличивание стыков и швов между фундаментными плитами или блоками

Указания по применению норм

Нормами предусмотрены сварка арматурных выпусков диаметром до 16 мм внахлест прерывистыми швами длиной до 20 см. Стык армируют стержнями диаметром 8 - 16 мм
В стыки шириной до 1 м, высотой до 60 см укладывают бетонную смесь. Швы шириной до 3 см заполняют цементно-песчаным раствором при помощи кельм. Бетонную смесь и раствор доставляют автомобилем-самосвалом и выгружают на боек.

А. Сварка выпусков арматуры

Таблица 1