Единые нормы и расценки на строительные, монтажные и ремонтно-строительные работы (ЕНиР) Сборник Е16 "Сооружение верхнего строения железнодорожных путей широкой колеи" (утв. постановлением Госстроя СССР, Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 5 декабря

Вводная часть

1. Настоящий сборник содержит Н.вр. и Расц. на сооружение верхнего строения железнодорожных путей колеи 1520 мм при строительстве новых железнодорожных линий, вторых и подъездных путей, переустройстве и развитии станций и узлов.
2. В данном сборнике помещены нормы на погрузку, выгрузку и перемещение материалов верхнего строения пути, выполняемых в условиях строительства.
3. Нормы сборника разработаны в соответствии с требованиями СНиП III-38-75, СНиП II-39-76, "Инструкцией по устройству верхнего строения железнодорожного пути" ВСН 94-77 и "Руководством по технологии укладки и балластировки железнодорожного пути" (Минтрансстрой, 1978).
Допускаемые отклонения в размерах и положении конструктивных элементов верхнего строения, обеспечивающие надлежащее качество работ, приведены в технических частях глав Сборника.
4. Нормами Сборника, кроме особо оговоренных случаев, предусмотрены следующие условия производства работ: шпалы применяются деревянные пропитанные I, II, III типов пропитанные и железобетонные типа С-56; переводные брусья деревянные пропитанные; рельсы укладываются типов Р65, Р50, Р43 длиной 25 м на деревянные шпалы и типов Р65, Р50 длиной 25 м - на железобетонные шпалы; прикрепление подкладок и рельсов к деревянным шпалам производится костылями или шурупами. При костыльном прикреплении на прямых участках и на кривых радиусом более 1200 м рельсы пришиваются десятью костылями на стыковых шпалах и восемью костылями на промежуточных шпалах; на кривых участках пути радиусом 1200 м и менее - а также на мостах и в тоннелях рельсы пришиваются десятью костылями на всех шпалах. При шурупном скреплении подкладки прикрепляются восемью шурупами к каждой шпале. К железобетонным шпалам подкладки прикрепляются четырьмя закладными болтами на каждой шпале; стыки рельсов типа Р65 монтируются на четыре болта, остальных типов - на шесть болтов; одиночные стрелочные переводы монтируются с крестовинами марок 1/6; 1/9; 1/11; 1/18, перекрестные марки 1/9; глухие пересечения - марок 2/6; 2/9 и 2/11; прикрепление металлических частей стрелочных переводов и глухих пересечений к брусьям и шпалам производится на полное количество костылей и шурупов в соответствии с типовыми эпюрами; за длину одиночных стрелочных переводов принято расстояние от переднего стыка рамного рельса до стыка за последним брусом перевода; балласт применяется асбестовый, щебеночный, гравийный, гравийно-песчаный, песчаный и ракушечный (ракушечный и гравийно-песчаный балласты нормируются как песчаный) противоугоны применяются самозаклинивающиеся пружинные в количестве на 1 км пути в зависимости от схемы закрепления его от угона; работы производятся на прямых и кривых участках пути.
5. При условиях производства работ, отличающихся от принятых в гл.I-IV, нормы и расценки указанных глав должны пересчитываться.
6. Нормами настоящего сборника учтено перемещение укладочных материалов в пределах зоны производства работ на расстояние до 20 м (кроме оговоренных случаев). Перемещение материалов вручную на расстояние св. 20 м следует нормировать и оплачивать дополнительно.
7. Нормами настоящего сборника не учтены перерывы в работе, вызываемые движением поездов. Эти перерывы следует оплачивать дополнительно во всех случаях, когда по условиям безопасности работы, выполняемые на пути, должны быть прекращены на время прохода поезда как по вновь строящемуся, так и по соседнему пути (при строительстве вторых путей, развитии станции и пр.). Оплата производится исходя из тарифных ставок рабочих и следующей длительности перерывов: на пропуск отдельно следующего локомотива - 2 мин.; на пропуск пассажирского поезда - 3 мин; на пропуск хозяйственного или товарного поезда - 5 мин. На строительстве вторых путей длительность перерыва на пропуск скоростного поезда (св. 100 км/ч) по пути, смежному с тем, на котором производятся работы, увеличивается на 5 мин.
8. Работа машинистов мотовоза и моторных платформ, занятых на перетяжке пакетов при погрузке и укладке звеньев, машинистов электростанций, компрессоров, сигнальщиков, телефонистов, подносчиков воды, сторожей по охране инструмента и материалов нормами не учтена и должна оплачиваться особо.
9. В нормах и расценках настоящего Сборника принята грузоподъемность кранов: железнодорожных св.15 т, козловых св.5 т. Если по условиям производства работ применяются краны другой грузоподъемности, то Н.вр. остаются без изменения, а Расц. для машиниста и помощника машиниста пересчитываются в соответствии с разрядами работ.
10. В Сборнике приняты сокращения наименований машинистов железнодорожных и козловых кранов, путеукладчиков, балластировочных и других машин-машинист; помощник машиниста железнодорожного крана, путеукладчика ПБ-3, ПБ-4, балластировочных и других машин - помощник машиниста.
11. На работы, выполняемые механизированным способом Н.вр. и Расц. для машинистов и монтеров пути даны в параграфах раздельно.
12. В случаях, когда проектами производства работ (ППР) предусматривается выполнение работ с помощью машин и механизмов, а фактически эти работы выполняются вручную, производственная необходимость в применении ручного труда и соответствующих норм подтверждается актом с обязательным утверждением его руководителем строительно-монтажной (ремонтно-строительной) организации.
13. Тарификация основных работ произведена в соответствии с ЕТКС работ и профессий рабочих, вып.3, разд. "Строительные, монтажные и ремонтно-строительные работы", утвержденным 17 июля 1985 г.

Глава 1. Монтаж звеньев на звеносборочной базе, укладка их в штабель, погрузка на подвижной состав

Техническая часть

1. Настоящая глава охватывает работы, выполняемые по монтажу звеньев из рельсов длиной 25 м, укладке их в штабель и погрузке на железнодорожный состав.
2. Нормами данной главы предусмотрен монтаж звеньев с деревянными шпалами типа 1. При монтаже звеньев со шпалами типов II и III работы по раскладке шпал вручную следует нормировать по § Е16-36 и § Е16-37 гл.5.
3. Материалы верхнего строения пути, необходимые для монтажа звеньев, заранее завозятся на базу и складируются в соответствии с принятой технологической схемой базы; при этом расположение базовых путей и оборудования должно обеспечивать возможность выгрузки и штабелирования материалов, монтажа звеньев, укладки их в штабель и погрузки на подвижной состав с учетом безопасных условий производства работ.
4. Работы по выгрузке и складированию материалов на базе нормами настоящей главы не учтены и их следует нормировать по гл.10 настоящего Сборника.
5. При монтаже звеньев предусмотрено: раскладка шпал краном или вручную, раскладка рельсов по шпалам краном, сверление отверстий в деревянных шпалах - электродрелями, забивка костылей - механическими костылезабивателями, ввертывание шурупов, завинчивание гаек клеммных и закладных болтов - электрогаечными ключами с применением путевых шаблонов.
6. Нормами настоящей главы предусмотрена раскладка пакетов шпал с перемещением их кранами на расстояние до 40 м.
Раскладку пакетов шпал с перемещением на расстояние св.40 м следует нормировать по § Е16-35.
7. Монтаж звеньев с укороченными рельсами для кривых участков пути производится либо в общих штабелях с учетом расположения их в пути, либо на специально отведенных для них секциях.
8. Питание электрических и пневматических инструментов при монтаже звеньев на базе осуществляется от сетей (силовой линии и магистрального воздухопровода), или от передвижных электростанций и компрессоров.
9. Звенья грузятся на платформы, оборудованные роликовыми транспортерами.
Количество звеньев, погружаемых на один сцеп, в зависимости от рода шпал, типа рельсов и путеукладчика, следует принимать по табл.1 технической части.
Таблица 1

Количество звеньев, погружаемых на один сцеп

┌─────────────────────┬─────────────────────────────────────────────────┐
│Типы путеукладчиков │ Шпалы │
│ ├─────────────────────┬───────────────────────────┤
│ │ деревянные │ железобетонные │
│ ├─────────────────────┴───────────────────────────┤
│ │ Типы рельсов │
│ ├──────────┬──────────┬───────────┬───────────────┤
│ │ Р65, Р50 │ Р43 │ Р65 │ Р50 │
├─────────────────────┼──────────┼──────────┼───────────┼───────────────┤
│УК-25/9 и УК-25/17 │ 7 │ 8 │ 6 │ 6 │
│ПБ-3 │ 6 │ 7 │ 4 │ 5 │
│ПУ-4 │ 4 │ 5 │ - │ - │
└─────────────────────┴──────────┴──────────┴───────────┴───────────────┘
┌─────────────────────┬─────────────────────────────────────────────────┐
10. Установка пружинных противоугонов и опиловка концов нестандартных шпал нормами данной главы не учтены и нормируются соответственно по § Е16-47 и § Е16-48.
11. Технические характеристики машин, применяемых на работах, предусмотренных нормами гл.1, приведены в табл.2-3.
Таблица 2

Козловые двухконсольные самомонтирующиеся краны

┌───────────────────────────────────────────┬───────────────────────────┐
│ │ Марка крана │
│ Показатели ├────────────┬──────────────┤
│ │ К-4М │ К-6Б │
├───────────────────────────────────────────┼────────────┼──────────────┤
│Грузоподъемность, т │ 5 │ 10 │
│ │ │ │
│Скорость, м/мин: │ │ │
│ подъема груза │ 8 │ 15 │
│ передвижения электротельфера │ 20 │ - │
│ передвижения каретки с грузом │ - │ 20-37 │
│ передвижения крана │ 50 │ 20-30 │
│ │ │ │
│Пролет крана, м: │ 11,3 │ - │
│ без вставки │ - │ 18 │
│ со вставкой │ - │ 25 │
│ │ │ │
│Максимальная высота крюка от уровня голов- │ 7,3 │ 11 │
│ки рельсов, м │ │ │
│ │ │ │
│Тип рельса подкрановых путей │ Р43 │ Р50 │
│ │ │ │
│Максимальная нагрузка на рельс, т │ 12 │ 25 │
│ │ │ │
│Эксплуатация крана разрешается при темпера-│ до +-40 │ до +-40 │
│туре, град. │ │ │
│ │ │ │
│Габариты, мм: │ │ │
│ длина │ 7630 │ 8900 │
│ ширина │ 21893 │ 46640 │
│ высота │ 11100 │ 16130 │
│ │ │ │
│Масса крана, т, при ширине колеи, м; │ │ │
│ 25 │ 14 │ 41,5 │
│ 18 │ - │ 39 │
└───────────────────────────────────────────┴────────────┴──────────────┘
┌───────────────────────────────────────────┬───────────────────────────┐
Таблица 3

Самоходные железнодорожные краны

┌───────────────────────────────────────────┬───────────────────────────┐
│ │ Марка крана │
│ Показатели ├────────────┬──────────────┤
│ │ КДЭ-161 │ КДЭ-251 │
├───────────────────────────────────────────┼────────────┼──────────────┤
│Грузоподъемность (наибольшая), т │ 16 │ 25 │
│ │ │ │
│Длина стрелы, м: │ │ │
│ нормальной │ 15 │ 15 │
│ удлиненной │ 20 │ 20 │
│ │ │ │
│Наибольший вылет стрелы, м, при работе: │ │ │
│ с прямой стрелой │ 11 │ - │
│ с грейфером │ - │ 14 │
│ │ │ │
│Скорость подъема груза, м/мин, при стреле, │ │ │
│м: │ │ │
│ 15 │ 8,8-17,6 │ 5,3-10,6 │
│ 20 │ 13-26 │ 8,8-17,6 │
│ │ │ │
│Скорость вращения крана, об/мин │ 1,96 │ 1,5 │
│ │ │ │
│Скорость передвижения крана своим ходом, │ 10,4 │ 8,3 │
│км/ч │ │ │
│ │ │ │
│Колея крана, мм │ 1520(1524) │ 1520(1524) │
│ │ │ │
│Расстояние между буферными брусьями, м │ 7,1 │ 8 │
│ │ │ │
│Радиус вращения хвостовой части, м │ 3,3 │ 3,8 │
│ │ │ │
│Длина платформы с автосцепкой, м │ 8,32 │ 9,22 │
│ │ │ │
│Масса крана, т, со стрелой, м: │ │ │
│ 15 │ 52,4 │ 67,5 │
│ 20 │ 52,7 │ 67,9 │
└───────────────────────────────────────────┴────────────┴──────────────┘
┌───────────────────────────────────────────┬───────────────────────────┐
Допускаемые отклонения при монтаже звеньев на базе приведены в табл.4.
Таблица 4

Допускаемые отклонения при монтаже звеньев на базе

┌────┬────────────────────────────────────────┬─────────────────────────┐
│N │ Наименование отклонений │ Величина допускаемых │
│п.п.│ │ отклонений, мм │
├────┼────────────────────────────────────────┼─────────────────────────┤
│ 1 │Отклонения по ширине рельсовой колеи при│ +2, -1 │
│ │монтаже звеньев для укладки на железных│ │
│ │дорогах общего пользования на прямых и│ │
│ │кривых участках пути (при деревянных и│ │
│ │железобетонных шпалах) │ │
├────┼────────────────────────────────────────┼─────────────────────────┤
│ 2 │Отклонения по ширине рельсовой колеи при│ │
│ │монтаже звеньев для укладки на промыш-│ │
│ │ленных железных дорогах: │ │
│ │ │ 4 │
│ │а) на прямых участках и кривых радиусом│ +───, -1 │
│ │350 м и более │ 6 │
│ │ │ 3 │
│ │б) на кривых участках радиусом от 349 до│ +───, -2 │
│ │150 м │ 5 │
│ │ │ │
│ │в) то же, радиусом 149-100 м │ +3, -2 │
│ │ │ │
│ │г) " " 90 м и менее │ +1, -1 │
├────┼────────────────────────────────────────┼─────────────────────────┤
│ 3 │Отклонения в длине одного рельса в звене│ 6 │
│ │по сравнению с другим рельсом │ │
├────┼────────────────────────────────────────┼─────────────────────────┤
│ 4 │Отклонения от эпюр в расположении шпал: │ │
│ │ │ │
│ │а) деревянных │ 20 │
│ │ │ │
│ │б) железобетонных │ 10 │
└────┴────────────────────────────────────────┴─────────────────────────┘
┌────┬────────────────────────────────────────┬─────────────────────────┐
Примечание. Отклонения в ширине колеи в сторону увеличения (+), в сторону уменьшения (-). При монтаже звеньев для укладки на промышленных железных дорогах указаны: в числителе - для постоянных, а в знаменателе - для передвижных путей.