ПРАВИЛА ПО ТЕХНИКЕ БЕЗОПАСНОСТИ НА ТОПОГРАФО-ГЕОДЕЗИЧЕСКИХ РАБОТАХ. ПТБ-88 (УТВ. КОЛЛЕГИЕЙ ГУГК СССР 09.02.1989 N 2/21) стр. 23

В проектах должны предусматриваться конкретные организационно- технологические операции и дополнительные меры, исключающие случаи травматизма и профессиональных заболеваний.
4.7.3. Переход работников в зону сжатого воздуха (кессоны) должен осуществляться постепенно через специальные прикамерные шлюзы, в которых последовательно увеличивается давление и приближается к давлению в кессонной камере.
Ускоренное шлюзование работников в кессоны запрещается.
4.7.4. При входе в кессон работники обязаны сдавать для хранения дежурному по шлюзу свои санитарные книжки, подписанные кессонным врачом.
Возвращаться санитарные книжки работникам должны при выходе из кессона.
4.7.5. Во время производства геодезических работ в кессонах работники должны постоянно следить за чистотой воздушной среды (сжатого воздуха), особенно после производственных взрывов.
4.7.6. Каждый работник должен знать места расположения действующих средств связи между работающими в камере и обслуживающим персоналом вне ее.
4.7.7. В целях исключения возможного заболевания кессонной болезнью работники не должны допускать охлаждения ног и тела.
Для этой цели они должны обеспечиваться непромокаемой обувью и спецодеждой, а в случае промокания должны быстро менять промокаемую спецодежду на сухую и теплую.
4.7.8. Температура воздуха в шлюзах должна поддерживаться в пределах плюс 18 - 19 град. C.
4.7.9. Рабочий день при работе в кессоне должен ограничиваться в зависимости от установленного давления в камере, а в необходимых случаях он должен делиться на две смены.
4.7.10. При завершении работы работники должны переходить в прикамерный шлюз, служащий для декомпрессии (освобождение организма людей от сжатого воздуха и постепенного перехода к нормальному атмосферному давлению).
4.7.11. Выполнять ускоренный декомпрессионный период (быстрое снижение атмосферного давления в прикамерном шлюзе) запрещается.
4.7.12. Все работники должны строго выдерживать время компрессии и декомпрессии согласно существующим правилам.
После выхода из декомпрессионного шлюза работники обязаны принимать теплый душ и горячую пищу, что в значительной степени предупреждает заболевание кессонной болезнью.
4.7.13. При признаках декомпрессионного заболевания (тянущиеся боли во всех частях организма, кровоизлияние, головокружение, одышка и т.п.) работник должен сообщить об этом руководителю работ или по связи, обслуживающему персоналу вне камеры.
Больной должен быть доставлен к врачу и помещен в лечебный шлюз.

5. ПРОИЗВОДСТВО ТОПОГРАФО-ГЕОДЕЗИЧЕСКИХ РАБОТ НА ОБЪЕКТАХ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ СЕТЕЙ

5.1. Съемка железнодорожных магистралей
5.1.1. Топографо-геодезические работы на действующей сети железных дорог относятся к категории повышенной опасности и должны выполняться строго с соблюдением "Правил технической эксплуатации железных дорог СССР", М., Транспорт, 1982, "Инструкции по сигнализации на железных дорогах СССР", М., Транспорт, 1982, "Инструкции по движению поездов и маневровой работе на железных дорогах Союза ССР", М., Транспорт, 1982, "Правил по технике безопасности и производственной санитарии при производстве работ в путевом хозяйстве", М., Транспорт, 1976, а также правил и инструкций по технике безопасности соответствующих служб железнодорожного транспорта.
5.1.2. К постоянно действующим производственным факторам при работе на железнодорожных магистралях относятся:
опасные:
движение поездов;
специальный подвижной состав (снегоочистители, снегоуборочные и щебнеочистительные машины, балластеры, путеукладчики, подъемные краны, автодрезины и др.);
незащищенные токоведущие части электрооборудования;
неблагоприятные атмосферные явления (молния, ливень, сильный ветер);
зона воздушных линий электропередач;
участки с наличием искусственных сооружений (мосты, тоннели);
пересечения, примыкания железных дорог, переезды;
участки железнодорожных путей на кривых, в выемках, на скальных грунтах, на высоких насыпях;
вредные:
шум, вибрация от подвижного состава, спецсостава;
резкое повышение или понижение температуры, влажности при работе в тоннелях, на мостах;
темнота в тоннелях в дневное время суток.
5.1.3. Производство топографо-геодезических работ на железнодорожных путях и в полосе отвода железнодорожной дороги разрешается только при наличии акта-допуска, подписанного начальником станции или начальником дистанции пути. Работы на особо опасных участках выполняются по наряду-допуску в соответствии с требованиями раздела 1.10 настоящих Правил.
Все работающие на съемке железнодорожных магистралей должны быть в демаскирующей оранжевого цвета одежде.
5.1.4. Руководитель бригады до начала полевых работ должен быть ознакомлен с дополнительными требованиями и условиями безопасности труда, учитывающими местные особенности, указанные в техническо- распределительном акте (ТРА) станции, регламентирующем безопасный и беспрепятственный прием, отправление и проследование поездов на станции, а также безопасность внутристанционной работы, и должен сделать выписку из него, заверенную начальником станции.
5.1.5. При выполнении топографо-геодезических работ на станции руководитель бригады ежедневно, до начала работ, согласовывает с начальником станции или дежурным по станции место и время работы. В "Журнале осмотра путей, стрелочных переводов, устройств СЦБ, связи с контактной сетью" делается запись о принятых мерах предупреждения для работников полевого подразделения (например, установка переносных сигналов).
5.1.6. Руководитель бригады обязан знать график движения поездов на участке, где проводятся топографо-геодезические работы, уметь подавать и принимать сигналы согласно "Инструкции по сигнализации на железных дорогах СССР".
5.1.7. Руководитель топографо-геодезических работ должен постоянно поддерживать связь с дежурным поездным диспетчером, чтобы использовать "окна", которые предусматриваются для производства ремонтных работ железнодорожных сооружений и устройств на участках с особо интенсивным движением поездов.
Работы в пределах габарита приближения строений разрешается проводить только в "окна", предоставленные в установленном порядке отделением железной дороги. Приступать к работам до получения письменного приказа поездного диспетчера о предоставлении "окна" и до ограждения места работ сигналами запрещается.
5.1.8. Участок производства топографо-геодезических работ должен ограждаться переносными сигнальными дисками "С" (свисток) с обеих сторон на однопутных, двухпутных отрезках дорог независимо от того, ожидается поезд или нет. Машинист локомотива дает перед знаком свисток, предупреждая этим работающих о приближающемся поезде.
5.1.9. Места производства топографо-геодезических работ в стесненных скальных условиях, требующие дополнительного времени при применении альпинистского снаряжения, должны ограждаться с обеих сторон на расстоянии 50 м от границ работы переносными сигнальными дисками "Начало опасного места", "Конец опасного места".
От этих сигнальных знаков на расстоянии 800 - 1500 м устанавливаются желтые переносные сигналы уменьшения скорости.
5.1.10. Запрещается на железнодорожных путях проводить работы, требующие ограждения переносными сигналами "С" и сигналами уменьшения скорости, без предварительной записи о них в "Журнал осмотра путей, стрелочных переводов, устройств СЦБ, связи и контактной сети" и без согласия дежурного по станции.
5.1.11. В местах проведения работ на участках железнодорожных путей с условиями, ухудшающими слышимость, руководитель работ обязан принять следующие меры безопасности:
установленным порядком дать заявку на выдачу предупреждений машинистам локомотивов об особой бдительности и подаче оповестительных сигналов при приближении к месту работ;
выставить сигнальщиков так, чтобы подход поездов с обеих сторон был виден не менее чем за 500 м.
5.1.12. Для установки и охраны переносных сигналов, ограждающих места производства работ на путях, руководитель работ обязан выделять сигнальщиков из числа работников бригады, прошедших дополнительно соответствующий инструктаж по технике безопасности работы сигнальщика.
При проведении работ на кривых участках малого радиуса, в выемках и на участках с интенсивным движением поездов, руководитель работ обязан установить связь (телефонную или по радио) с работниками, поставленными у сигналов, ограждающих место работ. Порядок обеспечения связью мест производства работ устанавливается отделением дороги.