ПРАВИЛА ПО ТЕХНИКЕ БЕЗОПАСНОСТИ НА ТОПОГРАФО-ГЕОДЕЗИЧЕСКИХ РАБОТАХ. ПТБ-88 (УТВ. КОЛЛЕГИЕЙ ГУГК СССР 09.02.1989 N 2/21) стр. 24

5.1.13. На перегонах при скорости движения поезда более 120 км/ч переносные знаки "С" должны устанавливаться на расстоянии 800 - 1500 м от границ проведения работ.
Оповестительный сигнал при установке знака "С" и сигнала уменьшения скорости - один длинный свисток локомотива (моторвагонного поезда) и автодрезины.
5.1.14. На прямых участках путей при плохой видимости (менее 500 м) руководитель работ обязан поставить дополнительно, кроме знаков "С" и уменьшения скорости, сигнальщика со звуковым сигналом.
Место сигнальщика выбирается так, чтобы был виден приближающийся поезд не менее чем за 500 м от места работ.
5.1.15. Сигнальщик, руководитель работ и каждый из членов бригады обязан подавать сигнал остановки поезда в случаях, угрожающих жизни людей или безопасности движения поездов. Сигналы остановки подаются красным развернутым флагом днем и красным огнем ручного фонаря ночью, а при отсутствии днем красного флага - движением по кругу руки или какого-либо предмета.
5.1.16. Получив сигнал о подходе поезда по любому пути, все работающие незамедлительно должны сойти с пути на ближайшую обочину на расстояние не менее 2 м от крайнего рельса, убрав с пути весь инструмент. Нельзя оставлять на пути без присмотра инструменты, принадлежности, материалы.
5.1.17. После прохода поезда руководитель бригады должен убедиться, что за поездом нет подталкивающего локомотива, отдельно следующего локомотива или дрезины. Только убедившись, что путь свободен, руководитель дает разрешение продолжать топографо- геодезическую съемку.
5.1.18. Подземные силовые электрокабели связи, нити водопровода и канализации не имеют иногда никаких наружных опознаков. В этих случаях, перед закреплением планово-высотного обоснования, его расположение на станциях и перегонах уточняют по имеющимся в энергетических службах схемам подземных сооружений с получением разрешения на производство земляных работ. Из долговременных типов знаков наиболее надежен и безопасен в плане закрепления и пользования им - тип 8 г.р., из временных знаков закрепления съемочных сетей - кованый гвоздь длиной 15 см или железнодорожный костыль.
5.1.19. При съемке стрелочных переводов (обмер крестовин, места нахождения и закрепления центров стрелочных переводов) запрещается наступать на рельсы, становиться ногой между рамным рельсом и остряком или в желобах крестовины стрелочного перевода. Обмер крестовин нужно проводить тесмяной рулеткой.
5.1.20. При проведении обмерных работ запрещается:
находиться под крановым крюком с подвешенным к нему грузом;
становиться на барьеры площадок, трубопроводы, конструкции и перекрытия, не предназначенные для прохода и не имеющие специальных поручней и ограждений;
находиться вблизи фланцевых соединений и арматурных паропроводов и трубопроводов питательной воды, предохранительных клапанов, газоходов, котлоагрегатов и прочих мест, где возможны ожоги и другие травмы в случае нарушения плотности соединений или срабатывания клапанов;
освещать камеры и тоннели керосиновыми фонарями; для освещения камер и тоннелей разрешается применять только электрические переносные лампы (напряжением 12 - 36 В) и пользоваться лампами с взрывобезопасной арматурой.
5.1.21. Высоту подвески проводов (телефон, электросеть и т.д.), опор, столбов и других высоких сооружений определяют аналитическим способом из тригонометрического нивелирования.
5.1.22. Теодолитно-нивелирные ходы прокладываются по наиболее безопасным местам (бровкам земляного полотна, широкому междупутью - 5000 мм при трехпутных или четырехпутных линиях на прямых участках, между осями второго и третьего пути, вдоль малодействующих путей, междупутью на двухпутных линиях до предельных столбиков).
5.1.23. При съемке переездов руководитель бригады предупреждает работающих о возникающих дополнительных опасностях от автогужевого транспорта. Работы в зоне переезда необходимо производить при закрытых шлагбаумах. Необходимо помнить звуковые сигналы, оповещающие о приближении поезда, подаваемые дежурным по переездам: один - приближение нечетного поезда, два - четного поезда.
5.1.24. Разбивку пикетажа при съемке продольного профиля и плана железных дорог во избежание замыкания системы автоблокировки и сигнализации производят изолированными или неметаллическими лентами и рулетками, а также специальными приборами для разбивки пикетажа ПЗ-18 и ПЗ-20.
5.1.25. При обнаружении в балластном слое или земляном полотне кабеля дотрагиваться до него запрещается. В этом случае руководитель бригады вызывает работника участка энергоснабжения или дистанции сигнализации и связи, под наблюдением которого производят необходимые работы.
5.2. Съемка электрофицированных железнодорожных путей
5.2.1. Топографо-геодезические работы на электрофицированных участках и при обследовании устройств энергоснабжения, СЦБ и связи должны выполняться после получения разрешения руководителя эксплуатационного подразделения (участки энергоснабжения, тяговой или понизительной подстанции, электростанции, дистанции контактной сети, сигнализации и связи) в сопровождении и под надзором лица, выделенного руководителем данного подразделения. Все работы в указанных подразделениях должны производиться согласно требованиям сопровождающего лица, призванного наблюдать за соблюдением правил техники безопасности.
5.2.2. Выполняя топографо-геодезические работы на электрифицированных участках пути, каждый работник должен помнить, что минимальное высокое напряжение в контактной сети 21 кВ при переменном токе и 2,7 кВ при постоянном токе обязывает строго выполнять все требования Правил по технике безопасности.
5.2.3. При работах вблизи контактной сети переменного тока, линий электропередач и других устройств высокого напряжения необходимо силами энергетической службы отделения дороги проверить отсутствие наведенного напряжения, а вблизи линий, электрифицированных на постоянном токе, - блуждающих токов. При наведенном напряжении свыше 36 кВ съемочные и измерительные работы прекращаются.
5.2.4. На электрифицированных участках железных дорог запрещается:
приближаться или подносить какие-либо предметы (штанги, рейки, отрезки проволоки и пр.) на расстояние менее 2 м к проводам линий электропередачи, частям контактной сети и электроустановок или предметам, находящимся на них;
прикасаться к электрическому оборудованию электроподвижного состава как непосредственно, так и через какие-либо предметы;
подниматься на крышу, находиться или проводить какие-либо работы на крышах вагонов и контейнеров;
подниматься на опоры или прикасаться к опорам контактной сети, ЛЭП, а также прочим конструкциям (пролетным строениям мостов, семафорам, светофорам и др.), если на них закреплены или в непосредственной близости (ближе 2 м) проходят провода;
открывать люки (крышки) цистерн, изотермических и крытых вагонов или вести какие-либо работы на них;
работать вблизи линий электропередач во время и при приближении грозы;
измерять высоту подвески проводов с помощью рулеток, реек, шестов и т.п. Высота подвески должна определяться только аналитически;
при проведении обмерных работ проходить за ограждения распределительных устройств электроустановок;
входить в аккумуляторное помещение с горящей папиросой, со свечой и другими видами открытого огня.
5.2.5. Все обмерные работы должны выполняться только деревянными метрами и тесмяными рулетками с использованием прочных подмостей с ограждениями. Применение металлических складных метров, металлических и тесмяных рулеток с металлической основой с использованием случайных предметов (ящиков, бочек и пр.) запрещается.
5.2.6. При обнаружении обрыва проводов контактной сети или линии электропередач, пересекающих железнодорожные пути, а также свисание с проводов посторонних предметов, работники, находящиеся на пути, обязаны немедленно сообщить на ближайший дежурный пункт дистанции контактной сети, дежурному по станции, энергодиспетчеру и поездному диспетчеру и до прибытия аварийной бригады дистанции контактной сети опасное место оградить и принять меры, исключающие приближение людей на расстояние ближе 10 м к месту обрыва провода. Если оборванный провод или другие элементы контактной сети выходят за габарит приближающегося поезда или подвижного состава, то это место, как место препятствия, ограждается сигналами остановки в соответствии с требованием "Инструкции по сигнализации на железных дорогах СССР".
5.3. Съемка искусственных сооружений
на железнодорожном транспорте
5.3.1. Работающие на мосту длиной до 50 м должны уходить за его пределы при подходе поезда, а на мостах длиной более 50 м разрешается укрываться на специальных площадках или уходить за пределы моста. Руководитель до начала работ обязан разъяснить всем работающим, куда они должны уходить с путей при подаче сигнала о приближении поезда. Стоять на тротуаре у перил моста во время прохода поезда запрещается.
5.3.2. Производя обмеры конструкций на мостах и трубах, исполнители обязаны проявлять особую осторожность, не допуская того, чтобы конец мерной ленты или рулетки мог зацепиться за конструкции моста или пути.
5.3.3. При обмерах мостов и других сооружений на высоте более 2 м работающие должны пользоваться лестницами, подмостями, предохранительными поясами и другими приспособлениями, а при работах на крутых склонах и обрывах - дополнительно страховочной веревкой.
5.3.4. Работая на мостах через реки шириной более 50 м (по урезу), руководитель обязан до начала работ проверить наличие спасательных средств (шары, спасательные круги, веревки). На воде должна находиться дежурная лодка. При эксплуатации водного транспорта необходимо руководствоваться требованиями подраздела 6.1 настоящих Правил.
5.3.5. При работах в тоннеле руководитель работ обязан указать каждому рабочему ниши, куда они должны укрываться при пропуске поездов; в неосвещенных тоннелях обеспечить освещение ниши. Запрещается при приближении поезда оставаться в тоннеле, за пределами ниш. В тоннеле, не имеющем ниш, при приближении поезда работающие должны заранее уходить за пределы тоннеля.
5.3.6. Работающие в тоннеле оповещаются о приближении поезда специально устроенными автоматическими световыми и звуковыми сигналами. Такие сигналы подаются за 4 - 5 мин. до подхода поезда к тоннелю. Сигналы внутри тоннеля устанавливаются на таком расстоянии друг от друга, чтобы они были видны и слышны в каждой точке работ. При отсутствии или неисправности автоматической сигнализации руководитель работ выставляет за 1 км с обеих сторон за порталами тоннеля сигнальщиков. Между сигнальщиками и руководителем работ должна быть телефонная или радиосвязь. Телефонную связь руководителя работ с сигнальщиками разрешается заменить таким числом промежуточных сигнальщиков, при котором надежно обеспечивается оповещение о приближении поезда. Дежурные ближайших станций по письменным заявкам руководителя работ обязаны выдавать машинистам локомотивов предупреждение о подаче оповестительных сигналов перед тоннелем одним длинным свистком.
Если тоннель длиной более 100 м, то руководитель работ связывается по телефону или радиостанции с ближайшими станциями для извещения о выходе поезда.
5.3.7. Возобновлять работы разрешается только после выхода поезда из тоннеля и установления хорошей видимости.
5.4. Передвижение работников по железнодорожным путям
5.4.1. При работе на станции руководитель топографо- геодезической бригады обязан изучить схемы служебных маршрутов прохода работников станции к рабочим местам, которые отражены в ТРА и вывешены в служебно-технических помещениях станции.
5.4.2. Руководитель бригады обязан проинструктировать работников о правилах передвижения в маршрутах применительно к местным условиям.
5.4.3. Переходы вдоль железной дороги к месту работы и обратно разрешаются только по обочине земляного полотна или в стороне от пути на расстоянии не ближе 2 м от крайнего рельса под наблюдением руководителя бригады или специального выделенного лица.
5.4.4. Если пройти в стороне от пути невозможно, допускается проход по одному - два человека в ряд по полотну железной дороги, но при этом руководитель бригады, идущий вместе с группой, обязан: