ПРАВИЛА ПО ТЕХНИКЕ БЕЗОПАСНОСТИ НА ТОПОГРАФО-ГЕОДЕЗИЧЕСКИХ РАБОТАХ. ПТБ-88 (УТВ. КОЛЛЕГИЕЙ ГУГК СССР 09.02.1989 N 2/21) стр. 26

6.1.17. При передвижении на моторных лодках запрещается делать резкие повороты. При появлении волн лодку рекомендуется направлять носом к волне, сбавить скорость.
На реках с опасными препятствиями (пороги, водопады и т.п.) к управлению лодками и плотами должны допускаться только опытные рулевые, хорошо знающие особенности местных рек.
6.1.18. При работе на маломерных судах запрещается:
передвижение по водным путям во время тумана, снегопада, ледохода, при ветре свыше 6 баллов, молевом сплаве леса, а на моторных лодках - и в темное время суток;
курение на плавсредствах при наличии на них горючих и взрывчатых веществ - материалов;
купание с бортов лодок и катеров во время их движения;
нахождение в аварийной лодке, причаленной к катеру во время его движения;
во время движения лодки, плота стоять (за исключением случаев передвижения с помощью шестов), перемещаться без необходимости, делать резкие движения, сидеть, свесив ноги за борт, пересаживаться из одной лодки в другую;
ночевка на всех видах маломерных судов и плотах;
плавание в непосредственной близости от берегов с нависающими козырьками;
при передвижении по судоходным рекам проходить в непосредственной близости от судов;
подплывать на лодках, плотах и других плавсредствах к бакенам, баржам, перетянутым через реку тросам по течению;
передвижение на лодках, катерах и других плавсредствах с неисправными или неустойчиво работающими моторами (двигателями).
6.1.19. При швартовке катера следует остерегаться затягивания швартовыми рук и ног.
6.1.20. Причаливание лодки к борту катера должно проводиться при неработающем винте катера и против течения. В темное время суток лодка должна иметь световой сигнал, а катер должен быть освещен.
Отталкивать лодку от катера следует шестом с рогатиной, упирая ее в нос от лодки.
6.2. Гидрометрические и топографические работы
на реках, озерах, водохранилищах и шельфах,
выполняемые с применением плавсредств
6.2.1. Гидрометрические работы и топографическая съемка водных акваторий выполняются с плавсредств (морские и речные пароходы, катера, шлюпки, моторные лодки, весельные лодки, плавучие сооружения и плоты) и относятся к работам с повышенной опасностью.
6.2.2. Плавание судов и сплав плотов по судоходным рекам, озерам, водохранилищам и каналам на территории РСФСР и союзных республик регламентируются соответствующими правилами плавания по внутренним водным путям союзной республики.
На сплавные несудоходные, так называемые малые, реки, не подведомственные Минречфлоту РСФСР или другой союзной республике, указанные правила не распространяются. На эти реки действуют правила, устанавливаемые эксплуатирующими их организациями.
6.2.3. Судна, предназначенные для гидрометрических и топографических работ на озерах и водохранилищах, должны иметь мореходные качества: плавучесть, остойчивость, непотопляемость, ходкость, поворотливость, плавучесть качки. Согласно "Правилам технической эксплуатации судов морского флота" судно при недостаточной остойчивости и крене более 8 град. в плавание не выпускается.
6.2.4. Маломерные суда, применяемые при гидрометрических и топографических работах, должны быть оснащены согласно табелю снабжения маломерных судов.
Число допущенных к посадке людей четко и крупно должно быть указано на бортах лодки (шлюпки, бота) или катера несмываемой краской или выжиганием у носа с каждой стороны плавсредства.
6.2.5. Выполнять работы со шлюпки при силе ветра более 3 баллов по шкале Бофорта не разрешается. Во время ледохода не выше трех баллов производство гидрологических работ допускается только с судов со стальным корпусом.
6.2.6. В качестве становой якорной снасти должны применяться растительные канаты (пеньковые, манильские, кокосовые или же из синтетических материалов).
Якорные тросы должны иметь не менее 6-кратного запаса прочности и испытываются до начала работ.
Применяемые при гидрогеологических работах металлические тросы должны удовлетворять требованиям ГОСТ 3241-80 "Канаты стальные. Технические условия".
Безопасность производства работ с применением блоков должна обеспечиваться правильным их подбором и эксплуатацией.
Диаметр металлических блоков при работе с ручным приводом должен быть не менее 16, а при работе с машинным приводом - не менее 20 диаметров троса.
6.2.7. При гидрогеологических работах должны применяться лебедки с электрическим и ручным приводом.
Во время работы с лебедками запрещается:
выполнять ремонтные работы, регулировать тормоза, смазывать и чистить механизмы;
надевать соскочивший канат на барабан или ролик блока;
поправлять на барабане неправильно наматываемый канат;
резко тормозить при подъеме или спускании груза;
оставлять канат после работы в натянутом положении;
стоять вблизи натянутого каната;
нагружать лебедку грузом, превышающим ее грузоподъемность;
вставлять металлические прокладки в отверстие рукоятки ручной лебедки для уплотнения ее на квадрате вала;
работать на электролебедке с неисправным заземлением.
6.2.8. При постановке визуальных геодезических ориентиров должны соблюдаться следующие условия:
буи, вехи и буйрепы должны быть изготовлены на берегу;
в местах палубы, откуда будет проводиться постановка буев и вех, не должны находиться посторонние предметы;
буйреп укладывается на палубе так, чтобы во время выброски не образовывать петель;
при ручной постановке вех или буев необходимо выбросить в первую очередь буйреп, затем буй или веху и якорь-груз, размещенные вначале на фальшборту.
6.2.9. Постановка, снятие вех и буев должны производиться только в штилевую погоду при остановке судна.
6.2.10. При постановке вех со шлюпок или малых катеров вехи должны буксироваться по воде. Буйреп должен крепиться к шпиртбакену перед буксировкой, а к якорю - в месте постановки, после измерения глубины.
6.2.11. На акватории работа должна проводиться только в спасательных жилетах, а исполнитель промеров должен страховать себя концом фала к банке шлюпки или корпусу катера.