стояночным тормозом, служащим для затормаживания полуприцепов на сцепке, расцепке и стоянке.
8.3.25. При движении автомобилей в гололедицу по дорогам с большими подъемами и частыми поворотами должны применяться цепи и другие средства противоскольжения.
8.3.26. Все автомобили должны быть укомплектованы упорами под колеса (башмаками) в количестве не менее двух, а автомобили, работающие в горных условиях, дополнительно козелками и приспособлениями для жесткой сцепки при буксировании.
8.3.27. Дополнительные требования к техническому состоянию специальных автомобилей устанавливаются в каждом отдельном случае, в зависимости от назначения этих автомобилей.
8.3.28. Автомобили, предназначенные для работы в полевых условиях, обязаны комплектоваться противоугонными устройствами или иметь дверные замки.
8.4. Гусеничный транспорт
8.4.1. Передаваемые в пользование бригад гусеничные автотранспортеры должны пройти технический осмотр готовности их к работе в полевых условиях. Итоги осмотра фиксируются актом. Запрещается передавать в партии и бригады неисправные автотранспортеры.
8.4.2. К работе на автотранспортерах допускаются водители автомашин всех классов, прошедшие специальную курсовую подготовку под руководством опытных механиков и сдавшие проверочные испытания специально создаваемой на предприятиях или в экспедициях комиссии.
8.4.3. Независимо от профессиональной квалификации водителей автотранспортеров, ежегодно перед выездом на полевые работы они должны быть обучены правилам безопасного ведения топографо- геодезических работ на конкретном участке и сдать проверочные испытания.
Итоги сдачи экзаменов заносятся в протокол.
8.4.4. Руководители партий и полевых бригад, получающие в пользование автотранспортеры, должны знать правила безопасной их эксплуатации.
8.4.5. Передвижение автотранспортеров по участкам работ должно осуществляться, как правило, в присутствии руководителя бригады или его помощника, а по сложным участкам местности (болота, водные преграды и т.д.) - обязательно в присутствии начальника партии, руководителя бригады или его помощника: они выбирают маршрут следования, в пути следят за его правильностью и несут полную ответственность за его безопасность.
8.4.6. Начальник партии или руководитель бригады, ответственные за передвижение на автотранспортере, обязаны остановить передвижение в случаях появления значительных природных препятствий и обследовать путь дальнейшего продвижения.
8.4.7. При работе в лесах следует строго руководствоваться разделом 2.6 "Работа и передвижение в лесных районах" настоящих Правил.
8.4.8. Запрещается передвижение автотранспортера с людьми по горелому лесу или лесу с большим количеством сухостойных деревьев. В этих случаях люди должны идти следом за транспортером на расстоянии не менее 100 м и в защитных касках. Водитель и руководитель передвижения также должны надеть каски.
8.4.9. При переправах на автотранспортерах через реки, водоемы и по льду следует строго руководствоваться разделом 2.9 "Водные переправы" настоящих Правил.
8.4.10. При эксплуатации гусеничных автотранспортеров должны соблюдаться следующие основные правила:
запрещается эксплуатация автотранспортеров с неисправной системой выпуска газов;
запрещается движение автотранспортера, а также работа двигателя на стоянках с закрытым клапаном воздухоотвода;
запрещается отвинчивать и снимать крышку с люка, отделяющую моторную часть машины от кабины, как во время движения, так и на стоянках во время работы мотора;
во избежание пожара при пользовании лампой пускового подогревателя нужно соблюдать осторожность: при разжигании лампы добиваться ровного пламени синеватого цвета, не оставлять горящую лампу в котле подогревателя без присмотра; пользование пусковым подогревателем в закрытых помещениях запрещается.
8.4.11. Категорически запрещается устраивать ночлег в кузовах автотранспортеров.
8.4.12. Конкретные требования по обеспечению безопасных методов работы применительно к имеющемуся в наличии транспортному средству следует предусматривать в организационно-технических предписаниях.
8.5. Тракторы и прицепы к ним
8.5.1. К управлению тракторами могут быть допущены лица, прошедшие специальное обучение и имеющие удостоверение на право управления трактором.
8.5.2. Перед началом работы тракторист обязан тщательно осмотреть трактор и убедиться в его исправности. Тракторист не имеет права работать на неисправном тракторе.
8.5.3. Перед заводкой двигателя тракторист должен убедиться в том, что рычаг переключения скорости находится в нейтральном положении.
8.5.4. Запрещается при заводке двигателя трактора стоять на траках, находиться под трактором для устранения неисправностей, а при работающем двигателе открывать крышку радиатора руками без рукавиц.
Трактор должен быть всегда снабжен набором исправного инструмента, приспособлений для ремонта и средствами для тушения пожара.
8.5.5. Все находящиеся в эксплуатации тракторы должны быть оборудованы блокировкой пуска двигателя с коробкой передач или устройствами, обеспечивающими возможность спуска двигателя непосредственно из кабины.
8.5.6. Прицепы должны соединяться с трактором (транспортером) жесткой сцепкой (дышло, тяга и т.п.) и иметь страховочный трос.
Число прицепов в тракторном поезде определяется тяговой мощностью трактора, его весом и дорожными условиями.
8.5.7. Все прицепы должны иметь тормоза, управляемые из кабины тягача. Если конструкцией прицепа не предусмотрены тормоза, то прицеп должен быть обеспечен тормозными башмаками. Транспортировать такой прицеп разрешается только гусеничным трактором (транспортером).
8.5.8. При работе тягача с санными прицепами, на которых находятся люди, разрешается трогать с места только после получения от них сигнала на отправление.
8.5.9. Для различных режимов работы транспортного средства (прицепка, сцепка, разворот, подача трактора назад, вперед, остановка, трогание с места и т.д.) должны быть определены сигналы и порядок обмена ими между водителем и сопровождающими лицами (сцепщиками).
8.5.10. Запрещается пользоваться открытым огнем при запуске двигателя трактора.
8.5.11. При работе гусеничного транспорта в таежных условиях кабины тракторов должны быть защищены металлическим каркасом.
8.5.12. Запрещается садиться в кабину или выходить из нее на ходу трактора, также запрещается садиться в прицеп или высаживаться из него во время движения.
8.5.13. Тракторные сани для перевозки людей должны быть исправными, оборудованы сидениями и иметь:
металлический передний борт высотой не менее 1,5 м, толщиной не менее 3 мм;
остальные борта высотой не менее 70 см из досок толщиной не менее 25 мм, при этом задний борт должен быть откидным;
настил пола из плотно уложенных досок толщиной не менее 40 мм.
8.5.14. При перевозке людей на специально оборудованных санных прицепах запрещается езда вдоль косогоров.
8.5.15. Выхлопная труба у трактора всегда должна быть свободной от нагара.
8.5.16. Во время движения по сухой траве, валежнику, мху двигатель трактора должен быть снабжен искроуловителем.
8.5.17. При спуске с горы и подъеме на гору трактор должен двигаться на первой передаче.
8.5.18. У тракторных прицепов борта должны надежно запираться. Прицеп должен скрепляться с трактором только жестким водилом.
8.5.19. Запрещается переезжать на тракторе мосты, плотины, гати и им подобные сооружения, не убедившись в безопасности переезда.
8.5.20. При водных переправах по льду необходимо строго соблюдать все требования, изложенные в разделе 2.9 "Водные переправы" настоящих Правил.
8.5.21. Переезд железнодорожных путей тракторами допускается только через специальные переезды и только на первой передаче.