Приказ от 05.05.1988 N 213 "Об утверждении Инструкции о порядке производства в органах рыбоохраны по делам о нарушениях правил рыболовства и охраны рыбных запасов" стр. 2

орудия лова - орудия лова рыбы, иное имущество и предметы, используемые для лова рыбы, других водных животных и растений;
протокол о нарушении - протокол о нарушении правил рыболовства и охраны рыбных запасов (специализированная форма N П-110);
- опись - оценка - опись - оценка орудий лова, иного рыболовного имущества, плавучих и других транспортных средств, изъятых у нарушителя(лей) (специализированная форма N П-111);
- постановление по делу - постановление по делу о нарушении правил рыболовства и охраны рыбных запасов (специализированная форма N П-114).

2. Порядок изъятия у нарушителей орудий лова, иных предметов, транспортных средств, рыбы и предварительная оценка изъятого имущества

2.1. В соответствии с Положением об охране рыбных запасов и о регулировании рыболовства в водоемах СССР, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 15 сентября 1958 г. N 1045 с последующими изменениями и дополнениями, руководители органов рыбоохраны, их заместители и государственные инспекторы органов рыбоохраны имеют право в пределах своей компетенции изымать у нарушителей находящиеся при них орудия лова, плавучие и другие транспортные средства и иные предметы, явившиеся орудиями совершения нарушения, незаконно добытые рыбу и других водных животных и растения, а также соответствующие документы.
Незаконно добытые рыба и другие водные животные и растения изымаются как на месте лова, так и в пунктах их приемки, обработки и реализации.
2.2. Согласно Указу Президиума Верховного Совета СССР от 14 августа 1985 г. "Об административной ответственности за нарушение законодательства об охране и использовании животного мира" изъятие у нарушителей рыбы, орудий лова и других предметов, являющихся орудием совершения нарушения, а также документов может иметь место при досмотре вещей, транспортных средств, орудий лова, который производится лицами, имеющими права государственных инспекторов органов рыбоохраны.
О досмотре, изъятии имущества и документов делается отметка в протоколе о нарушении.
2.2.1. У нарушителей могут изыматься следующие документы:
- имеющие непосредственное отношение к лову рыбы (лицензии, разрешения на право лова рыбы для научных целей, промысловые журналы и др.);
- подтверждающие принадлежность граждан к различным общественным формированиям (членские охотничье - рыболовные билеты, удостоверения общественных инспекторов охраны природы, дружинников и т.п.);
- разрешение на право хранения (ношения) оружия (изымается вместе с оружием);
- удостоверения, дающие право на управление маломерными судами и другими транспортными средствами.
2.2.2. Личные документы (паспорт, военный билет, служебное удостоверение личности, свидетельства об образовании, браке и т.п.) у нарушителя не изымаются.
2.3. При выявлении нарушения, связанного с использованием для добычи рыбы огнестрельного оружия или взрывчатых веществ, огнестрельное оружие и взрывчатые вещества у нарушителя изымаются и сдаются в установленном порядке в органы внутренних дел, о чем делается запись в п. 8 протокола о нарушении. К протоколу в таких случаях приобщается документ, подтверждающий сдачу оружия или взрывчатых веществ в органы внутренних дел.
2.4. Незаконно добытая рыба и заготовленная икра у нарушителя изымаются, о чем делается запись в п. 7 протокола о нарушении, за исключением случаев, предусмотренных п. 2.7 настоящей Инструкции.
2.4.1. Под незаконной заготовкой икры следует понимать действия граждан, направленные на отделение икры от рыбы, а также последующие действия по ее сохранению, произведенные без специального на то разрешения.
2.5. Незаконно добытая рыба, изъятая у граждан, сдается на рыбозаводы или торгующим организациям по розничным ценам с торговой скидкой и скидкой на нестандартность. В сдаточной накладной (квитанции) указывается: общий вес рыбы, икры, количество рыбы ценных видов (в штуках), цена.
2.6. В случае если нарушителями являются рыбодобывающие организации (юридические лица), то стоимость незаконно добытой рыбы исчисляется по оптовым ценам и списывается с расчетных счетов этих юридических лиц (без фактического изъятия рыбы) с зачислением ее на счета органов рыбоохраны. Незаконный улов в план вылова этих организаций не засчитывается, но включается в счет лимитов, установленных для данных промысловых объектов. Ущерб, нанесенный рыбным запасам в результате нарушения со стороны рыбодобывающих организаций, исчисляется на основании соответствующей методики. Плавучие транспортные средства и разрешенные орудия лова, принадлежащие рыбодобывающим организациям, не изымаются.
2.7. Рыба и икра, испорченные и не пригодные к сдаче на рыбозаводы или в торговую сеть, уничтожаются по акту произвольной формы, который подписывается лицами, участвующими в обнаружении нарушения, и утверждается руководителем инспекции рыбоохраны.
В случаях, когда незаконно добытую рыбу невозможно сдать на рыбозавод или в торговую сеть в связи с удаленностью указанных предприятий, вероятностью порчи рыбы, отсутствия транспорта, а также незначительного размера улова в пределах нормы, установленной правилами любительского и спортивного рыболовства, она может быть оставлена нарушителю. При этом в п. 7 протокола о нарушении и описи - оценке указывается количество, видовой состав, вес оставленной нарушителю рыбы и причины оставления. Один экземпляр описи - оценки в таких случаях вручается нарушителю в качестве документа, подтверждающего факт оставления ему рыбы. За оставленную рыбу с нарушителя взыскивается стоимость по розничным ценам.
2.7.1. Не подлежит оставлению нарушителю рыба осетровых и лососевых видов, осетровая и лососевая икра, а также виды рыб, занесенные в Красную книгу СССР и Красные книги союзных республик.
2.8. Находящиеся при нарушителе орудия лова, разрешенные для любительского и спортивного рыболовства, в необходимых случаях по усмотрению государственного инспектора рыбоохраны изымаются до рассмотрения дела.
2.9. Запрещенные орудия лова у нарушителя изымаются и сдаются на склад инспекции рыбоохраны.
2.9.1. В исключительных случаях изъятые у нарушителя малоценные запрещенные орудия лова при невозможности доставки их на склад инспекции рыбоохраны могут уничтожаться на месте обнаружения нарушения (кроме случаев, предусмотренных п. 2.9.2), о чем делается запись в п. 8 протокола с указанием причин уничтожения орудий лова и сообщается государственному инспектору рыбоохраны в порядке подчиненности.
2.9.2. Запрещается уничтожать орудия лова, изъятые у нарушителей, если материалы о нарушении подлежат направлению в следственные органы. В этих случаях изъятые предметы направляются в следственные органы вместе с соответствующими материалами для приобщения к уголовному делу в качестве вещественных доказательств.
2.10. Задержание транспортных средств у нарушителей производится при совершении ими грубых нарушений, содержащих признаки преступления, предусмотренного законодательством Союза ССР и союзных республик, при условии, если транспортное средство непосредственно использовалось для незаконного лова рыбы, а также в случаях перевозки незаконно добытой рыбы, запрещенных орудий лова и нарушителей.
2.10.1. При направлении в следственные органы материалов по таким нарушениям, как правило, следует ставить вопрос о конфискации судом личных транспортных средств, использованных при совершении преступления.
2.10.2. О фактах использования при совершении нарушения служебного транспорта в обязательном порядке сообщается руководителю предприятия или организации (по принадлежности транспорта) для принятия соответствующих мер.
2.11. Оценка изъятого у нарушителей имущества производится применительно к существующим ценам на такие промышленные товары. При оценке учитывается процент его износа. Предметы, имеющие износ свыше 50%, оцениваются по ценам возможной реализации.
Оценка орудий лова кустарного изготовления производится по ценам, установленным на аналогичные товары промышленного производства.
Запрещенные орудия лова кустарного изготовления, не имеющие аналога промышленного производства, оценке не подлежат. Эти орудия лова вносятся в опись - оценку, но в графе "Оценка каждого предмета" делается запись: "без оценки", а в графе "Состояние имущества и процент годности" указывается: "запрещенное, кустарного производства".

3. Порядок исчисления и взыскания ущерба, причиненного гражданами незаконным выловом или уничтожением ценных видов рыб

3.1. Исчисление размера ущерба, причиненного гражданами рыбным запасам незаконным выловом, добычей или уничтожением ценных видов рыб, производится по таксам, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 25 октября 1974 г. N 833, а также по таксам, утвержденным соответствующими постановлениями Советов Министров союзных республик.
3.2. При обнаружении у нарушителя незаконно добытой рыбы осетровых или лососевых видов и икры, извлеченной из нее, с нарушителя взыскивается сумма ущерба за рыбу и за икру по установленным таксам.
3.3. В случаях, когда у нарушителя обнаружена заготовленная икра, но отсутствует рыба, из которой икра извлечена, видовой состав самок рыбы, использованных для заготовки икры, их количество и средний вес определяются лабораторным путем по изъятой икре. В соответствии с выводами лабораторного исследования с нарушителя взыскивается стоимость использованной рыбы по установленным таксам.
3.4. Определение размера ущерба, подлежащего взысканию с нарушителя, производится должностным лицом органов рыбоохраны, которое рассматривает дело о нарушении.

4. Порядок оформления протоколов

4.1. О совершении нарушения правил рыболовства и охраны рыбных запасов государственными инспекторами рыбоохраны, лицами, которым предоставлены права государственных инспекторов рыбоохраны, общественными инспекторами рыбоохраны, составляются протоколы о нарушениях установленной формы.
Бланки протоколов относятся к бланкам строгой отчетности.
4.1.1. Должностными лицами органов рыбоохраны должны приниматься к производству протоколы о нарушениях на бланках других природоохранных и правоохранительных органов, произвольной формы, составленные работниками милиции, другими лицами, предусмотренными Указом Президиума Верховного Совета СССР от 14 августа 1985 г., при условии, что в протоколах содержатся необходимые сведения для правильного разрешения дела.
4.2. По каждому нарушению составляется один протокол, независимо от количества лиц, участвовавших в совершении нарушения, а также в случае необнаружения нарушителя.
Если нарушение сопряжено с причинением ущерба рыбным запасам либо содержит признаки преступления, протокол составляется в двух экземплярах, один из которых в случае необходимости вместе с исковым заявлением направляется в народный суд для взыскания ущерба в порядке гражданского судопроизводства либо направляется в следственные органы для привлечения виновного к уголовной ответственности и признания органа рыбоохраны гражданским истцом по уголовному делу.
4.3. Протокол составляется, как правило, на месте обнаружения нарушения. Личность нарушителя удостоверяется по имеющимся у гражданина документам или путем опознания свидетелями нарушения. При невозможности установления личности нарушителя на месте нарушения государственные инспекторы рыбоохраны могут доставлять нарушителей в милицию или в исполнительный комитет поселкового, сельского Совета народных депутатов, где после установления личности составляется протокол о нарушении.
4.4. При заполнении бланка протокола надлежит четко и ясно записывать ответы на все содержащиеся в нем вопросы, обратив особое внимание на точность и полноту изложения состава нарушения; необходимо описать индивидуальные, характерные приметы изъятых орудий лова (размер, цвет, материал, ячея), вид и состояние транспортного средства, его регистрационный номер.
В пункте 1 протокола следует указать составителя протокола при условии его участия в обнаружении нарушения.
4.5. Протокол подписывается лицом, его составившим, нарушителями, лицами, принимавшими участие в обнаружении нарушения, и свидетелями, при их наличии.
В случае отказа нарушителя подписать протокол, в нем делается запись об этом, которая удостоверяется подписью составителя протокола и другими лицами, принимавшими участие в обнаружении нарушения.
Нарушитель вправе представить к протоколу объяснения и замечания по содержанию протокола, а также изложить мотивы отказа от его подписи.