4.12.1 Организация должна продемонстрировать, что любые связанные с работой травмы, ухудшения здоровья, болезни и инциденты регистрируются, расследуются и определяются причины их возникновения, а результаты таких расследований документируются и позволяют выявлять недостатки в системе управления охраной труда и предпринимать меры, направленные на постоянное улучшение ситуации (см. 4.16).
4.12.2 Необходимо убедиться, что расследования проводят компетентные лица при соответствующем участии работников и их представителей, а результаты таких расследований доводятся до сведения комитета (комиссии) по охране труда там, где он (она) существует, который в свою очередь формулирует соответствующие рекомендации.
4.12.3 Должны быть предоставлены доказательства того, что результаты расследований и рекомендации комитета (комиссии) по охране труда по результатам расследований, равно как и отчеты, подготовленные внешними расследующими организациями (инспекциями и учреждениями социального страхования):
- доводятся (с учетом требований конфиденциальности) до сведения соответствующих заинтересованных лиц (в том числе внешних организаций, например, подрядчиков или поставщиков) с целью выполнения предупреждающих и корректирующих действий (см. 4.15);
- включаются в анализ эффективности системы управления охраной труда руководством (см. 4.14);
- учитываются в деятельности по непрерывному совершенствованию (см. 4.16).
4.12.4 Организация должна предоставить доказательства выполнения предупреждающих и корректирующих действий (см. 4.15), вытекающих из подобных расследований и отчетов, которые должны быть направлены на предотвращение повторения связанных с работой травм, ухудшений здоровья, болезней и инцидентов.
4.13 Оценка процедур проверок
4.13.1 Следует проверить установленный в организации порядок проведения периодических проверок, направленных на определение эффективности и результативности системы управления охраной труда и ее элементов по обеспечению безопасности и охраны труда работников и предотвращению инцидентов, травм, профессиональных заболеваний работников.
Следует убедиться, что методология проверок, принятая в организации, устанавливает требования:
- к компетентности проверяющего;
- независимости проверяющего (то есть проверяющий не должен быть связан с проверяемой деятельностью);
- объему (полноте) и частоте осуществления проверок;
- формам отчетности.
Следует проверить, что профессиональная компетенция лиц, осуществляющих проверки (их первоначальная профессиональная подготовка, дополнительное образование и опыт) подтверждена (см. 4.4).
4.13.2 Организация должна продемонстрировать, что в соответствии с установленной Политикой в ней на регулярной основе (в соответствии с разработанными программами) осуществляются про верки, а в зависимости от целей осуществления проверки оцениваются те или иные элементы (группы требований) системы управления охраной труда, а именно:
- Политика в области охраны труда;
- участие работников и/или их представителей;
- обязанности и ответственность;
- компетентность и подготовка;
- документация системы управления охраной труда;
- передача и обмен информацией;
- планирование, развитие и функционирование системы управления охраной труда;
- предупредительные и регулирующие меры;
- управление изменениями;
- предупреждение аварийных ситуаций, готовность к ним и реагирование на них;
- снабжение;
- подрядные работы;
- мониторинг исполнения и оценка результативности;
- расследование связанных с работой травм, ухудшений здоровья, болезней и инцидентов и их воздействие на деятельность по обеспечению безопасности и охране труда;
- анализ функционирования системы управления охраной труда руководством;
- предупреждающие и корректирующие действия;
- непрерывное совершенствование;
- любые другие направления деятельности и/или процессы в зависимости от целей проверки.
Следует убедиться, что при составлении программы проверок организация учла значимость рисков, факты нанесения вреда здоровью, зарегистрированные в системе управления охраной труда, а также те виды деятельности и процессы, которые имеют особую значимость в достижении целей по охране труда. Кроме того, следует убедиться, что при разработке программы проверок организацией были учтены результаты предыдущих проверок, которые в ней проводились.
4.13.3 Необходимо получить доказательства того, что работники вовлечены и участвуют в выборе и назначении проверяющего (проверяющих), а также во всех этапах осуществления проверки на рабочем месте, в том числе и в анализе результатов проверки.
4.13.4 Необходимо проверить, что результаты проверок:
а) содержат выводы:
1) о соответствии системы управления охраной труда требованиям ГОСТ 12.0.230;
2) об адекватности и полноте реализации запланированных системой управления охраной труда процедур и мероприятий;
б) используются руководством организации в качестве информации, содержащей результаты реализации таких процедур и мероприятий, содержат выводы о работоспособности системы управления охраной труда и об эффективности действий, предусмотренных системой;
в) способствуют вовлечению работников в процессы и процедуры системы.
4.13.5 Организация должна продемонстрировать, что по результатам проверок определяются последующие предупреждающие и корректирующие действия (см. 4.15) относительно установленных фактов. Такие предупреждающие и корректирующие действия должны найти свое отражение в отчетах по проверкам и в других записях системы управления охраной труда.
4.13.6 Необходимо проверить, что в отчетах по периодическим проверкам, направленным на определение эффективности и результативности системы управления охраной труда и ее элементов, содержатся следующие сведения:
а) объект, цели и сроки проведения проверки;
б) список проверяющих и представителей проверяемых подразделений;
в) перечень документов, применявшихся при проведении проверки;
г) результаты проверки и сведения о выявленных несоответствиях;
д) выводы относительно того, являются ли элементы системы управления охраной труда:
1) эффективными для реализации Политики и целей организации по охране труда;