СП 122.13330.2012 Тоннели железнодорожные и автодорожные. Актуализированная редакция СНиП 32-04-97 (с Изменением N 1) стр. 19

5.7.9.12 Экспериментальное и опытное применение новых образцов горношахтного оборудования и электротехнических устройств должно осуществляться в порядке, установленном Ростехнадзором.
5.7.9.13 При производстве тоннельных работ должны выполняться предусматриваемые проектом мероприятия по обеспечению сохранности зданий и сооружений, находящихся в зоне возможных деформаций поверхности под влиянием проходческих работ, производства водопонижения, замораживания, забивки свай, шпунтовых ограждений, буровых скважин и др.
5.7.9.14 Выполнение работ по обеспечению сохранности наземных и подземных сооружений, инженерных сетей и коммуникаций, не подлежащих сносу или перекладке, должно быть предусмотрено в общем графике подготовительных и основных работ, разрабатываемом в составе проекта производства работ.
5.7.9.15 До начала работ по сооружению тоннелей здания и сооружения, находящиеся в зоне возможной деформации поверхности, должны обследоваться представителями генподрядчика с участием представителей проектной организации, заказчика и заинтересованных организаций для проведения в процессе указанных работ систематических наблюдений за состоянием этих зданий и сооружений и принятия мер к обеспечению их сохранности. По результатам обследования составляется акт.
5.7.9.16 Работы по сооружению тоннелей с подходом забоев к существующим наземным и подземным сооружениям и коммуникациям, а также в случае проходки тоннелей под указанными сооружениями следует производить только после уточнения натурных геологических условий, где надлежит производить разведочное бурение из забоя с опережением его на длину не менее 25 м. По уточненным данным, при необходимости, следует принимать меры к предотвращению опасных осадок этих сооружений и коммуникаций.
5.7.9.17 Решения по ликвидации или переоборудованию вспомогательных выработок, использовавшихся при строительстве автодорожных и железнодорожных тоннелей, предусматриваются проектом.
5.7.9.18 Проходка тоннеля должна сопровождаться проведением геотехнического мониторинга, и при увеличении осадок и появления опасных деформаций наземных зданий и сооружений, действующих линий метрополитена или подземных коммуникаций, находящихся в зоне влияния тоннельных работ, строительная организация немедленно должна принять меры к укреплению зданий и сооружений, обеспечивающие их нормальную эксплуатацию.
Пройденные выработки должны быть, при необходимости, закреплены дополнительно.
За деформациями зданий и сооружений должен быть установлен ежедневный маркшейдерский контроль.
Примечание - Возобновление тоннельных работ допускается только по разрешению заказчика и проектной организации.
5.7.9.19 Для предотвращения влияния деформаций грунта при сооружении тоннелей под зданиями и наземными инженерными сооружениями или вблизи их надлежит:
а) при закрытом способе работ:
соорудить тоннель с применением малоосадочной технологии преимущественно с применением тоннельной обделки, уменьшающей или исключающей осадки поверхности над тоннелями;
ликвидировать строительный зазор между обделкой и грунтом непосредственно у забоя путем непрерывного нагнетания раствора за первое от забоя кольцо обделки;
оборудовать щиты устройствами, уменьшающими деформацию кольца обделки при сходе его с оболочки щита;
укреплять предварительно конструкции зданий и сооружений для обеспечения их сохранности при возможных осадках поверхности путем усиления конструкций подводки фундаментов, искусственной стабилизации грунтов;
б) при открытом способе работ:
выносить из зоны строительства существующие инженерные коммуникации;
применять металлический шпунт или сплошное железобетонное крепление котлованов, исключающее возможные выпуски или разуплотнение грунта за пределами котлована, или возводить конструкцию обделки методом "стена в грунте". В отдельных случаях при необходимости сохранить здания и сооружения, расположенные в зоне открытого способа работ, допускается применение траншейного способа: сооружение тоннеля по частям в траншеях или в колодцах.
5.7.9.20 Подземные коммуникации, пересекающие проектируемые тоннели или проходящие в зоне осадок, следует заключать в стальные футляры, входящие в колодцы за пределами тоннелей. При невозможности обеспечить сохранность коммуникаций допускается перекладывать их с выносом за пределы зоны возможных осадок. Решения по обеспечению сохранности пересекаемых коммуникаций должны предусматриваться проектом.
5.7.9.21 Для обеспечения безопасности ведения горнопроходческих работ в условиях газового режима должны разрабатываться специальные мероприятия по ведению работ в условиях газового режима.

5.8 Геодезическо-маркшейдерское обеспечение

5.8.1 Маркшейдерские работы должны выполняться в соответствии с [25]. Геодезическая разбивочная основа должна создаваться на поверхности вдоль трассы строящегося тоннеля. При этом выносятся и закрепляются на местности основные оси стволов, порталов, штолен и наземных сооружений.
В процессе производства геодезическо-маркшейдерских разбивочных работ по выносу проекта тоннеля в натуру должны проводиться ориентирование подземных выработок и передача в них с поверхности координат и отметок от геодезической разбивочной основы, а также должна создаваться подземная маркшейдерская основа.
5.8.2 Тоннельная триангуляция, выполненная в составе геодезической разбивочной основы, должна отвечать требованиям, установленным в таблице 10.
Таблица 10
Общая длина тоннеля, L, км
Разряд триангу-
ляции
Длина сторон триангу-
ляции, км
Средняя квадратическая погрешность измеренного угла, подсчитанная по невязкам в треугольниках
Допус-
тимая невязка треуго-льника
Относи-
тельная погреш-
ность измере-
ния длины базиса
Средняя относи-
тельная погреш-ность выходной стороны
Допус-
тимое увеличение базисной сети ромби-
ческого вида
Относи-
тельная погрешность определения длины наиболее слабой стороны сети
Средняя погрешность измерения дирекции-
онного угла более слабой стороны сети
Более 8
I - T
4
±0,7"
±3"
1:800000
1:400000
2,5
1:200000
±1,5"
От 5 до 8
II - T
2-7
±1"
±4"
1:500000
1:300000
2,5
1:150000
±2"
От 2 до 5
III - T
1,5-5
±1,5"
±6"
1:400000
1:200000
3
1:120000
±3"
От 1 до 2
IV - T
1-3
±2"
±8"
1:300000
1:150000
3
1:70000
±4"
Примечание - В таблице длина L учитывает случай сооружения тоннеля из двух крайних его точек. При наличии промежуточных стволов или штолен необходимо определять величину Lэкв по формуле  , где L - общая длина тоннеля; l - среднее расстояние между смежными точками открытия фронта тоннельных работ.
При строительстве комплекса из двух и более тоннелей разряд тоннельной триангуляции следует определять исходя из длины наибольшего по протяженности тоннеля.
Все угловые и линейные измерения при построении тоннельной триангуляции должны выполняться дважды с интервалом во времени не менее 1 мес.
Пункты тоннельной триангуляции следует располагать не реже чем через 3 км вдоль трассы тоннеля и не далее 2 км от нее.
5.8.3 В случаях, когда вместо тоннельной триангуляции в составе геодезической разбивочной основы прокладывается тоннельная полигонометрия, ее точность должна соответствовать требованиям, установленным в таблице 11.
Таблица 11
Длина тоннеля, км
Разряд тонне-
льной полиго-
номе-
трии
Длина стороны, км
Средняя квадратическая погрешность измеренного угла поворота
Средняя относительная погрешность измерения стороны
Допустимые относительные погрешности хода
по оценке на станции
оценка по много-
кратным измере-
ниям и невязкам фигур
для криволи-
нейного тоннеля
для прямоли-
нейного тоннеля
для криволи-
нейного тоннеля
для прямолинейного тоннеля
по попереч-
ному сдвигу
по продоль-
ному сдвигу
Более 8
I - T
3-10
+0,4"
+0,7"
1:300000
1:150000
1:200000
1:200000
1:100000
От 5 до 8
II - T
2-7
±0,7"
Менее 1"
1:200000
1:100000
1:150000
1:150000
1:70000
От 2 до 5
III - T
1,5-5
+1"
+1,5"
1:150000
1:70000
1:120000
1:120000
1:60000
От 1 до 2
IV - T
1-3
±1,5"
±2"
1:100000
1:50000
1:70000
1:70000
1:40000
5.8.4 На поверхности вдоль трассы тоннеля в составе геодезической разбивочной основы должна прокладываться основная полигонометрия в виде системы замкнутых полигонов или одиночных ходов, расположенных между пунктами тоннельной триангуляции и тоннельной полигонометрии.
Основную полигонометрию допускается использовать в качестве самостоятельной геодезической разбивочной основы для строительства тоннелей, длина которых не превышает 1 км.
Основная полигонометрия должна удовлетворять следующим требованиям:
длины сторон следует принимать от 100 до 500 м;
относительная невязка в периметре хода не должна превышать: 1:35000 - для тоннелей длиной более 0,5 км и 1:20000 - для тоннелей длиной менее 0,5 км;
величина средней квадратической погрешности измеренного угла не должна превышать ±3";
при измерении линий коэффициент случайного влияния μ не должен превышать 0,0003, а коэффициент систематического влияния λ - 0,00001.
Измерения углов и линий следует проводить дважды с интервалом по времени не менее 1 сут.
5.8.5 Вместо основной полигонометрии на открытой пересеченной местности надлежит строить аналитические сети в виде цепей или сетей треугольников, опирающихся на пункты тоннельной триангуляции. Допускается также вставка одиночных пунктов аналитической сети для передачи координат через порталы, стволы, боковые штольни.
Длины сторон аналитической сети должны приниматься от 300 до 600 м, величины угловых невязок в треугольниках не должны быть более ±10".
5.8.6 Систему реперов, входящих в состав геодезической разбивочной основы, следует создавать путем нивелирования классов I и II; при этом расстояние между реперами, отметки которых определены нивелированием класса II, должно быть не более 2 км.
Последующее сгущение системы реперов следует осуществлять путем нивелирования классов III и IV, опирающегося на реперы высших классов, из расчета обеспечения каждого ствола, портала или штольни - не менее чем тремя реперами.
В ходах класса III предельные невязки не должны быть более  , а в ходах класса IV -   (где L - длина хода, км).
В ходах класса IV, насчитывающих свыше 16 станций на 1 км хода, допускается невязка   (где n - число станций в ходе).
5.8.7 Для обеспечения исходными данными ориентирования подземных выработок, а также для производства разбивочных работ на строительных площадках на поверхности в составе геодезической разбивочной основы прокладывается подходная полигонометрия в виде системы ходов или замкнутых полигонов со сторонами длиной от 30 до 300 м и общей длиной не более 300 м. Подходная полигонометрия должна опираться на пункты и стороны основной или тоннельной полигонометрии.
При измерении углов подходной полигонометрии расхождение их значений, полученных из разных приемов, допускается не более ±15". Относительная погрешность при измерении длин сторон подходной полигонометрии, полученная по результатам двойных измерений, не должна превышать 1:20000, а по абсолютной величине должна быть не более ±3 мм.
5.8.8 Знаки геодезической разбивочной основы должны закладываться с учетом обеспечения их сохранности, прямой видимости на ближайшие стволы, порталы, штольни, а также возможности осуществления удобных и надежных примыканий полигонометрических ходов.