СП 122.13330.2012 Тоннели железнодорожные и автодорожные. Актуализированная редакция СНиП 32-04-97 (с Изменением N 1) стр. 35

7.2.2.6 Светильники рабочего и резервного освещения должны быть однотипными и устанавливаться на единой высоте. Для визуального различения на корпусе светильников резервного освещения должна быть нанесена буква А красного цвета. В местах размещения светильников резервного освещения устанавливать светильник рабочего освещения не требуется.
7.2.2.7 В качестве световых указателей направления эвакуации следует применять светильники аварийного эвакуационного освещения со знаками безопасности. Светильники аварийного эвакуационного освещения со знаками безопасности должны устанавливаться:
на путях эвакуации;
над эвакуационными выходами;
для обозначения мест размещения средств пожаротушения;
для обозначения мест размещения устройств экстренной связи и оповещения чрезвычайной ситуации.
7.2.2.8 Высота установки световых указателей над эвакуационными выходами - 2,1-2,2 м, на путях эвакуации - 0,5-1,5 м.
7.2.2.9 Питание светильников аварийного освещения (резервного и эвакуационного) в нормальном режиме должно выполняться от сети аварийного освещения, в случае пропадания питающего напряжения - от третьего независимого источника питания (встроенной или центральной аккумуляторной батареи). Продолжительность работы от батареи должна быть не менее 3 ч.
7.2.2.10 Светильники аварийного эвакуационного освещения должны обеспечивать горизонтальную освещенность не менее 0,5 лк в железнодорожных тоннелях на уровне головки рельсов, а в сервисных штольнях - на уровне чистого пола.
7.2.2.11 Осветительные приборы аварийного освещения следует предусматривать постоянного действия. Светильники должны быть включены постоянно.
7.2.2.12 Управление рабочим освещением следует предусматривать: местное - со щита освещения либо кнопочных постов, расположенных в тоннеле (штольне), и дистанционное из ДП с сигнализацией состояния.
7.2.2.13 Для подключения светильников местного освещения при производстве ремонтных и других работ в тоннеле необходимо предусматривать путейские ящики с безопасными разделительными трансформаторами на напряжение 36 В. Путейские ящики необходимо располагать через каждые 60 м по одной стороне тоннеля в однопутных и по обеим сторонам в двухпутных тоннелях. Размещение ящиков следует выполнять, как правило, в камерах и нишах тоннеля. Допускается установка на боковых стенах тоннеля с соблюдением габарита приближения строений С по ГОСТ 9238.
7.2.2.14 Путейские ящики в штольнях необходимо устанавливать через каждые 60 м по одной из сторон.

7.2.3 Автоматика, сигнализация, связь

7.2.3.1 Охраняемые железнодорожные тоннели должны иметь прямую двухпроводную телефонную связь с ближайшими раздельными пунктами по обе стороны тоннеля, с караульными помещениями, а также с поездным диспетчером.
Телефонные аппараты должны быть установлены:
в транспортных зонах тоннелей у всех пожарных шкафов;
у дверей эвакуационных выходов;
в кабельных коллекторах в каждом противопожарном отсеке;
в притоннельных сооружениях: трансформаторных подстанциях, водоотливных установках, аварийных выходах на поверхность;
в технологических и служебных помещениях эксплуатационно-технических комплексов.
Места расположения аппаратуры связи, установленной в тоннеле, подлежат оснащению знаками.
Телефонные аппараты, установленные на пожарных постах в транспортных зонах и притоннельных сооружениях, должны обеспечивать прямой выход (без набора номера) к диспетчерам. Телефонные аппараты в транспортных зонах должны устанавливаться в герметичные ящики или иметь корпуса, обеспечивающие защиту от факторов внешней среды (IP 65) и механической мойки стен тоннеля.
7.2.3.2 Для обеспечения поездной радиосвязи тоннели должны иметь двухпроводную направляющую линию или излучающий кабель, а в караульных помещениях тоннелей - стационарную установку метрового диапазона.
7.2.3.3 Железнодорожные тоннели должны оборудоваться системой громкоговорящего оповещения, которая входит составной частью в СОУЭ. Динамики в тоннелях надлежит устанавливать через каждые 60 м. Портальные участки должны иметь независимые зоны вещания. В караульных помещениях тоннелей необходимо предусмотреть пульты оповещения с включением зон вещания порталов. Оповещение должно обеспечивать передачу информации как с микрофонных пультов, так и с автоматически заранее записанных спецтекстов с магнитофонов, включенных в схему автоматизации управлением противопожарной защиты.
7.2.3.4 Для обеспечения эффективного и оперативного управления основными группами инженерных систем тоннелей проектом должно быть предусмотрено создание АСУ ТП.
В рамках создания АСУ ТП проектом должно быть предусмотрено оснащение ЦДП тоннелей комплексом средств автоматизации и связи, в том числе:
станционного оборудования (пультов, рабочих станций, панелей и т.д.), предназначенного для контроля состояния (мониторинга) и реализации управления техническими средствами и оборудованием инженерных систем тоннелей;
автоматизированных рабочих мест (АРМ) диспетчеров, оснащаемых высокопроизводительными компьютерами и современными средствами оперативной связи и управления;
комплекса средств отображения информации индивидуального и коллективного пользования и др.
При проектировании АСУ ТП должно предусматриваться два основных режима функционирования тоннелей:
режим нормальной эксплуатации (эксплуатационный режим или штатный режим);
режим ЧС, режим возникновения и ликвидации последствий ЧС.
Управление эксплуатационными устройствами и оборудованием в общем случае следует предусматривать автоматическим, местным и дистанционным из ДП или ЦДП.
Дистанционное управление из ДП или ЦДП, по возможности, должно быть реализовано как с пультов дистанционного управления, так и с АРМ диспетчеров эксплуатирующей организации из состава дежурной смены ДП или ЦДП.
При проектировании АСУ ТП должна быть предусмотрена возможность отображения на мониторах компьютеров АРМ диспетчеров эксплуатирующей организации (а при необходимости, и на средствах отображения информации коллективного пользования) структурных схем технологических систем тоннелей с выводом данных о состоянии и текущих параметрах функционирования технологического оборудования. При этом должен быть предусмотрен непрерывный контроль за рабочими параметрами оборудования технологических систем с автоматическим выводом информации о выходе значений контролируемых параметров за установленные пределы.
Для повышения эффективности управленческой деятельности персонала и состава дежурных смен ЦДП при проектировании АСУ ТП должны быть предусмотрены разработка и реализация алгоритмов автоматизированного управления техническими средствами инженерных систем тоннелей как в режиме нормальной эксплуатации, так и при возникновении и в процессе ликвидации последствий ЧС.
При организации управления сложными технологическими системами, алгоритм управления которыми предполагает учет параметров, формируемых другими технологическими системами, диспетчеру эксплуатирующей организации должна предоставляться вся необходимая информация. Так, управление установками тоннельной вентиляции реализуется с учетом физических и химических параметров газовоздушной среды в транспортных зонах тоннелей, а также интенсивности и скорости движения транспортных потоков.
При организации управления эксплуатационными устройствами и оборудованием должна обеспечиваться возможность визуального контроля диспетчером эксплуатирующей организации текущей обстановки в любой точке транспортной зоны тоннеля с использованием телекамер подсистемы телевизионного наблюдения.
При получении сигнала о выходе значений контролируемых параметров за установленные пределы либо о неисправности оборудования и устройств в транспортной зоне тоннелей (превышение уровня загазованности в одном из отсеков транспортной зоны тоннелей, переполнение зумпфа водоотливной установки, выход из строя оборудования системы рабочего освещения и т.д.) должна быть предусмотрена возможность автоматического вывода на средства отображения коллективного пользования и (или) на монитор компьютера АРМ диспетчера эксплуатирующей организации изображения с соответствующей телекамеры подсистемы телевизионного наблюдения.

7.2.4 Заземление и зануление

7.2.4.1 В тоннелях и штольнях необходимо устраивать сеть заземления (зануления).
7.2.4.2 Магистральные заземляющие проводники, выполненные стальной полосой сечением 4х40 мм, должны размещаться по обеим сторонам тоннеля (штольни) в местах установки конструкций для прокладки кабелей. К магистральным заземляющим проводникам в тоннеле должны быть присоединены открытые проводящие части электрооборудования, а также сторонние проводящие части, нормально не находящиеся под напряжением. Проводящие части, протяженные по длине тоннеля, должны присоединяться к магистрали повторными защитными заземляющими проводниками через каждые 60 м.
7.2.4.3 Магистральные заземляющие проводники, устанавливаемые в тоннеле, должны быть присоединены к внешнему заземляющему устройству трансформаторной подстанции, размещаемому на портале.
7.2.4.4 На трансформаторных подстанциях, электроснабжающих нагрузки тоннелей, необходимо предусматривать мероприятия по компенсации реактивной мощности.
7.2.4.5 Расчет мощности конденсаторных установок на секциях РУ-380/220 В тоннельных трансформаторных подстанциях должен проводиться для рабочего режима с питанием нагрузок тоннеля от двух трансформаторов и разомкнутым секционным выключателем. Предусматривать компенсацию реактивной мощности для аварийного режима не требуется.
7.2.4.6 Учет электроэнергии на трансформаторных подстанциях, снабжающих железнодорожные тоннели, должен выполняться на основании технических условий на организацию системы учета электроэнергии, выдаваемых энергосбытовой компанией.

7.2.5 Вентиляция

7.2.5.1 В железнодорожных тоннелях с движением на электровозной локомотивной тяге, без выделения вредных веществ природного характера, при наличии эвакуационных выходов, оборудованных противодымной вентиляцией, устройство механической общеобменной вентиляции (MOB) не требуется при условии обеспечения 1,5-кратного воздухообмена в час за счет естественной тяги и поршневого эффекта.
При наличии механической вентиляции она должна обеспечивать аварийные режимы.