7.1.4 В местах сопряжения безбалластной конструкции пути в тоннеле с балластной на подходах к тоннелю должны укладываться участки переходного пути переменной жесткости на длине не менее 25 м с каждой стороны тоннеля.
7.1.5 В тоннелях следует укладывать бесстыковой рельсовый путь. Расположение стыков рельсовых плетей в пределах тоннеля длиной 300 м и менее не допускается.
7.1.6 В тоннелях длиной более 300 м конец плети бесстыкового пути должен выноситься за пределы тоннеля не менее чем на 200 м.
7.1.7 Верхнее строение пути и другие постоянные устройства в тоннелях, сооружаемых на электрифицированных участках железных дорог с использованием постоянного тока, должны быть защищены от воздействия блуждающих токов.
7.1.8 В железнодорожных тоннелях необходимо устанавливать реперы, заделанные в обделку стен через каждые 20 м на прямых и через каждые 10 м на кривых участках пути, а также путевые сигнальные знаки, номера колец (для сборных обделок) и указатели прохода к нишам и камерам, пультам заградительной сигнализации и средствам связи.
7.1.9 На прямых участках пути однопутных тоннелей реперы следует располагать с правой (по счету километров) стороны пути, а на кривых участках - со стороны наружного рельса. В двухпутных тоннелях установку реперов необходимо предусматривать по обеим сторонам пути.
7.1.10 К стене тоннеля у каждого репера должна прикрепляться марка, на которой следует указывать номер репера, расстояние от него до внутренней грани ближнего рельса и возвышение над его головкой.
7.1.11 На каждом портале железнодорожных и автодорожных тоннелей необходимо иметь репер для нивелирования класса III.
7.1.12 В целях обеспечения безопасности, к железнодорожному пути, составным частям железнодорожного пути и элементам составных частей железнодорожного пути устанавливаются следующие требования:
а) геометрические размеры поперечного сечения и конструктивные решения тоннелей должны устанавливаться с учетом минимизации величины избыточного аэродинамического давления, возникающего при входе в тоннель и движении в нем железнодорожного подвижного состава;
б) при проектировании объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта, включающих составные части железнодорожного пути, а также при проектировании продукции, включающей элементы составных частей железнодорожного пути, должны быть проведены специальные исследования для принятия решений по снижению колебаний аэродинамического давления в тоннелях, закрытых выемках и подземных станциях при проходе железнодорожного подвижного состава с максимальными скоростями.
7.2 Эксплуатационные устройства и оборудование
7.2.1 Электроснабжение и электрооборудование
7.2.1.1 Электроснабжение железнодорожных тоннелей должно выполняться от собственных трансформаторных подстанций.
7.2.1.2 При наличии питающих центров, расположенных вблизи тоннеля, допускается возможность электроснабжения тоннеля от этих центров, при этом для электроснабжения потребителей тоннеля должен быть сооружен распределительный пункт, размещаемый на портальной площадке тоннеля.
7.2.1.3 Трансформаторные подстанции железнодорожных тоннелей должны получать электрическую энергию по кабельным или воздушным линиям напряжением 6, 10 или 27,5 кВ от энергетических систем или электрических станций, линий продольного электроснабжения электрифицированных железных дорог.
7.2.1.4 Трансформаторные подстанции тоннелей должны быть двухтрансформаторными и иметь в составе двухсекционное распределительное устройство РУ - 380/220 В.
7.2.1.5 Каждая трансформаторная подстанция или распределительный пункт должны получать электроснабжение от двух независимых, взаимно резервируемых источников. Каждый трансформатор в аварийном режиме (отключение одного из трансформаторов) должен с допустимой перегрузкой обеспечивать расчетную нагрузку обеих секций РУ - 380/220 В.
7.2.1.6 Электроснабжение силовых, осветительных и других технологических потребителей должно выполняться на напряжение 380/220 В переменного тока частотой 50 Гц от общих силовых трансформаторов с глухозаземленной нейтралью.
7.2.1.7 Электроприемники в части обеспечения надежности электроснабжения согласно [24] относятся к следующим категориям:
особая группа электроприемников категории I - системы диспетчеризации, дистанционного управления электроустановками, связи, видеонаблюдения заградительной и оповестительной сигнализации, контроля доступа, контроля газового состава воздуха, автоматической пожарной сигнализации, громкоговорящего оповещения и управления эвакуацией, аварийное освещение тоннеля и штольни;
электроприемники категории I - системы противопожарной защиты, вентиляционные установки, водоотливные установки, рабочее освещение тоннеля и штольни, электрообогрев водоотводных лотков тоннеля;
электроприемники категории III - сеть путейских ящиков и другие неответственные потребители.
7.2.1.8 Питание электрической энергией силовых и технологических потребителей должно быть на переменном токе промышленной частоты на напряжение 380/220 В по системе TN-C.
7.2.1.9 Питание нагрузок категории надежности I должно выполняться по двум взаимно резервируемым линиям от разных секций шин тоннельной подстанции с установкой устройства АВР у потребителя.
7.2.1.10 В тоннеле должно применяться электрооборудование со степенью защиты не ниже IP 54.
7.2.1.11 Металлические корпуса электрооборудования, устройства заземления, размещаемые в тоннеле, должны иметь антикоррозионные покрытия, кабельные конструкции должны быть оцинкованными.
7.2.1.12 Для подключения ремонтных и других механизмов в тоннеле необходимо предусматривать шкафы (путейские ящики), устанавливаемые через каждые 120 м по длине тоннеля и на высоте 500-700 мм от уровня головки рельса: по одной стороне однопутных тоннелей и по обеим сторонам двухпутных. Размещение путейских ящиков следует выполнять, как правило, в камерах и нишах тоннеля. Допускается установка оборудования на боковых стенах тоннеля с соблюдением габарита приближения строений С по ГОСТ 9238. Путейские ящики должны иметь в своем составе трехфазный штепсельный разъем на напряжение 380/220 В и должны быть рассчитаны на подключение нагрузки суммарной мощностью 10 кВт.
7.2.1.13 Путейские ящики в штольнях необходимо устанавливать через каждые 120 м по одной из сторон штольни на высоте 500-700 мм от уровня чистого пола.
7.2.1.14 В тоннелях и штольнях следует применять бронированные кабели с медными токоведущими жилами. Прокладка небронированных кабелей в сетях освещения, а также для подключения электроприемников допускается при соблюдении требований [24].
7.2.1.15 Кабели систем противопожарной защиты, аварийного освещения, прокладываемые в тоннелях и штольнях, должны быть огнестойкими, не распространяющими горение при групповой прокладке с низким дымо- и газовыделением (нг-FRLS и нг-FR).
7.2.1.16 Силовые кабели прочих систем, прокладываемые в тоннелях и штольнях, должны иметь оболочки и покровы, не распространяющие горение, с низким дымо- и газовыделением (нг-LS).
7.2.1.17 Кабельные линии в тоннеле и штольне должны прокладываться по боковым стенам на кабельных конструкциях. Высота прокладки кабелей в тоннеле при обходе ниш и камер должна быть выше свода ниш и камер не менее чем на 200 мм. Переход кабельных линий с одной стороны тоннеля (штольни) на другую должен выполняться по своду.
7.2.1.18 Силовые и осветительные кабели следует прокладывать по одной стороне тоннеля (штольни), кабели слабого тока - по другой. Прокладка кабелей на одной стороне допускается при условии группировки кабельных линий на кронштейнах (силовые кабели выше 1 кВ, силовые кабели до 1 кВ, слаботочные кабели) и выполнения разделительных перегородок из несгораемых материалов между группами силовых и слаботочных кабелей. Прокладка групп кабелей должна выполняться с соблюдением установленных [24] расстояний между силовыми и слаботочными кабелями. Допускается прокладка кабелей напряжением до 10 кВ на рожковых кабельных кронштейнах с расстоянием в свету по вертикали 150 мм.
7.2.1.19 Места прохода кабельных линий сквозь строительные конструкции тоннеля следует выполнять в закладных трубах или проймах с заделкой трубных отверстий и проемов несгораемым материалом с пределом огнестойкости не менее предела огнестойкости строительной конструкции.
7.2.1.20 Потери напряжения в силовых и осветительных сетях, от шин подстанций до наиболее удаленных электроприемников должны составлять:
на портальных площадках - не более 5%;
в тоннелях:
а) в нормальном режиме - не более 8%;
б) в аварийном режиме - не более 12%.
7.2.1.21 При установке оборудования для железнодорожных тоннелей надлежит соблюдать габариты приближения строений по ГОСТ 9238 и габариты приближения оборудования, установленные нормами проектирования.
Электрооборудование и металлические конструкции, за исключением корпусов дросселей СЦБ, а также оболочки и броня кабелей должны быть заземлены в соответствии с проектом.
7.2.2 Электроосвещение
7.2.2.1 В тоннелях и сервисных штольнях должно устраиваться рабочее и аварийное (резервное и эвакуационное) освещение:
в тоннелях (штольнях) длиной более 200 м - на прямых участках;
в тоннелях (штольнях) длиной более 100 м - на кривых участках.
7.2.2.2 Горизонтальная освещенность в железнодорожных тоннелях на уровне головки рельсов и в сервисных штольнях на уровне чистого пола должна быть не менее 1 лк.
7.2.2.3 Питание электрической энергией осветительных нагрузок должно быть на переменном токе промышленной частоты на напряжение 380/220 В по системе TN-C для распределительной сети, по системе TN-C-S - для групповой сети.
7.2.2.4 В тоннеле должны применяться светильники со степенью защиты не ниже IP 54 с энергоэкономичными источниками света: газоразрядными лампами, светодиодами и т.д. Применение ламп накаливания не допускается, кроме тех случаев, когда невозможно применить другой источник света.
7.2.2.5 Светильники в тоннеле необходимо располагать по одной стороне - в однопутных и по обеим сторонам - в двухпутных тоннелях. Сторонность размещения светильников в штольнях следует определять светотехническим расчетом, исходя из габаритов штольни.