подсистему телевизионного наблюдения за обстановкой в транспортных зонах;
подсистему управления динамическими информационными табло, отсечными светофорами и шлагбаумами;
подсистему автоматического обнаружения дорожно-транспортных происшествий, заторов и остановки одиночных транспортных средств.
6.2.6.5 На подходах к тоннелям должны быть установлены световые указатели (светофоры), останавливающие въезд транспортных средств по полосам движения, указатели допустимой скорости движения в тоннелях, информационные табло, запрещающие перевозку опасных грузов, другие дорожные знаки. Должны быть установлены также динамические информационные табло для вывода из ДП или ЦДП специальных информационных сообщений ("Гололед", "Пожар" и т.д.).
Дорожные знаки с необходимой информацией должны дублироваться перед въездом в тоннель и в тоннеле через каждые 500 м.
Учитывая, что условия движения в тоннелях являются более затрудненными, чем на открытых участках, следует не допускать размещения в тоннелях и на подходах к ним конструкций, средств рекламы, праздничного оформления и других элементов, не относящихся к организации движения и эксплуатации тоннелей.
6.2.6.6 В разделительной полосе улицы (дороги) на подходах к тоннелю (тоннелям) на расстоянии не более 500 м от порталов должны быть предусмотрены разрывы для возможности въезда пожарной техники в тоннель во встречном направлении, а также разворота автомобилей для движения в обратном направлении.
6.2.6.7 На подходах к тоннелям в местах возможного отвода транспортных средств с основного направления следует устанавливать устройство для контроля высоты перевозимых грузов (габаритные ворота) и отсечные шлагбаумы.
Ограничение по высоте перевозимых грузов должно составлять 4,3 м.
При проезде транспортного средства с негабаритным грузом должны включаться светофоры, останавливающие движение, а на пульт диспетчера поступать соответствующий сигнал.
6.2.6.8 На участках, где автомобили еще могут покинуть автомагистраль и у въездов в тоннель следует устанавливать информационное табло, запрещающее перевозку грузов классов 1 (взрывчатые материалы), 2 (сжатые сжиженные газы) и 3 (легковоспламеняющиеся жидкости). Перевозка опасных грузов классов 4-9 в тоннелях должна предусматриваться в ночное время в установленном порядке.
В местах отвода транспортных средств должны быть установлены указатели движения в обход тоннеля.
6.2.6.9 На торцах парапетов перед въездами в тоннели, в торцах камер для остановки транспортных средств и в местах разветвления транспортных потоков должны быть установлены ударопоглощающие пластиковые элементы, оснащенные световозвращающей вертикальной разметкой и обозначенные на подъезде к ним на расстоянии не менее 150 м горизонтальной разметкой со световозвращающими наполнителями.
6.2.6.10 На покрытие проезжей части должны быть нанесены изображения дорожных знаков из холодного пластика, запрещающие остановку автотранспорта в тоннеле, движение грузового транспорта в левой полосе и ограничивающие высотный габарит.
6.2.6.11 Дорожные знаки в тоннелях должны быть выполнены на основе световозвращающей пленки высокой интенсивности.
Горизонтальная и вертикальная разметка в тоннеле должна быть предусмотрена с применением световозвращающих материалов.
6.2.6.12 Транспортные и реверсивные светофоры, запрещающие въезд в тоннели или продолжение движения в них в случае возникновения внештатных ситуаций при срабатывании датчиков пожарной сигнализации, вынужденной остановки впереди идущих транспортных средств и т.п., должны быть установлены на расстоянии 150 м один от другого на всей длине тоннелей и включаться автоматически.
6.2.6.13 На стенах проезжей части тоннелей и рамповых участков на высоте 1,2 м должны быть установлены с шагом 20 м светящиеся катафоты - модифицированные (активные) световозвращатели.
На проезжей части совместно с дорожной разметкой должны быть установлены световозвращатели дорожного типа. Дорожная разметка должна выполняться термопластичными материалами со световозвращающим стеклонаполнителем (стеклошариками).
6.2.6.14 В транспортных зонах тоннелей следует предусмотреть установку приборов контроля скорости автомобильного транспорта, предусматривающих фиксацию номерных знаков автомобилей и их скорость.
6.2.6.15 Телевизионные камеры для визуального контроля за обстановкой в тоннелях должны быть установлены на подходах к тоннелям и в тоннелях с интервалом, обеспечивающим обзор транспортных зон на всем их протяжении.
Изображения с телекамер должны передаваться на видеоконтрольные устройства, установленные в помещении ДП и ЦДУ при их наличии у порталов тоннеля.
6.2.6.16 Телевизионные камеры следует устанавливать объективами по ходу движения транспорта на высоте не менее 2 м от уровня пола служебных проходов. В местах их установки на стенах тоннеля следует отмечать пикетаж тоннеля для более точного определения места аварийной обстановки или возникновения другой нештатной ситуации.
6.2.7 Системы управления комплексом инженерных систем
6.2.7.1 Управление инженерными системами тоннелей, контроль (мониторинг) функционирования оборудования и технических средств и другие виды оперативного руководства работой осуществляются из ДП или ЦДП тоннелей.
Управление и мониторинг реализуются персоналом дежурной смены ЦДП, функционирующей в круглосуточном режиме и включающей в свой состав диспетчерские службы и технический персонал основных эксплуатирующих организаций.
6.2.7.2 Для обеспечения эффективного и оперативного управления основными группами инженерных систем тоннелей проектом должно быть предусмотрено создание автоматизированной системы управления технологическими процессами (АСУ ТП).
6.2.7.3 В рамках создания АСУ ТП проектом должно быть предусмотрено оснащение ЦДП тоннелей комплексом средств автоматизации и связи, в том числе:
станционного оборудования (пультов, рабочих станций, панелей и т.д.), предназначенного для контроля состояния (мониторинга) и реализации управления техническими средствами и оборудованием инженерных систем тоннелей;
автоматизированных рабочих мест (АРМ) диспетчеров, оснащаемых высокопроизводительными компьютерами и современными средствами оперативной связи и управления;
комплекса средств отображения информации индивидуального и коллективного пользования и др.
В сейсмически опасных районах в состав АСУ ТП тоннеля должна входить подсистема геодинамического контроля (мониторинга) для оценки сейсмических воздействий и других геологических процессов и явлений (оползни, сели, лавины) на прочность и сохранность конструкций тоннеля.
6.2.7.4 При проектировании АСУ ТП должно предусматриваться два основных режима функционирования тоннелей:
режим нормальной эксплуатации (эксплуатационный режим или штатный режим);
режим чрезвычайной ситуации (ЧС), режим возникновения и ликвидации последствий ЧС.
6.2.7.5 Управление эксплуатационными устройствами и оборудованием в общем случае следует предусматривать автоматическим, местным и дистанционным из ДП или ЦДП.
Дистанционное управление из ДП или ЦДП по возможности должно быть реализовано как с пультов управления без применения АРМ, так и с АРМ диспетчеров эксплуатирующей организации из состава дежурной смены ДП или ЦДП.
6.2.7.6 При проектировании АСУ ТП должна быть предусмотрена возможность отображения на мониторах компьютеров АРМ диспетчеров эксплуатирующей организации (а при необходимости, и на средствах отображения информации коллективного пользования) структурных схем технологических систем тоннелей с выводом данных о состоянии и текущих параметрах функционирования технологического оборудования. При этом должен быть предусмотрен непрерывный контроль за рабочими параметрами оборудования технологических систем с автоматическим выводом информации о выходе значений контролируемых параметров за установленные пределы.
6.2.7.7 Исключен
6.2.7.8 При организации управления сложными технологическими системами, алгоритм управления которыми предполагает учет параметров, формируемых другими технологическими системами, диспетчеру эксплуатирующей организации должна предоставляться вся необходимая информация. В частности, управление установками тоннельной вентиляции реализуется с учетом физических и химических параметров газовоздушной среды в транспортных зонах тоннелей, а также интенсивности и скорости движения транспортных потоков.
6.2.7.9 При организации управления эксплуатационными устройствами и оборудованием должна обеспечиваться возможность визуального контроля диспетчером эксплуатирующей организации текущей обстановки в любой точке транспортной зоны тоннеля с использованием телекамер подсистемы телевизионного наблюдения.
6.2.7.10 При получении сигнала о выходе значений контролируемых параметров за установленные пределы либо о неисправности оборудования и устройств в транспортной зоне тоннелей (превышение уровня загазованности в одном из отсеков транспортной зоны тоннелей, переполнение зумпфа водоотливной установки, выход из строя оборудования системы рабочего освещения и т.д.) должна быть предусмотрена возможность автоматического вывода на средства отображения коллективного пользования и (или) на монитор компьютера АРМ диспетчера эксплуатирующей организации изображения с соответствующей телекамеры подсистемы телевизионного наблюдения.
6.2.8 Системы связи, громкоговорящего оповещения и часификации
6.2.8.1 В тоннелях должна быть предусмотрена производственная телефонная связь, обеспечивающая возможность переговоров обслуживающего персонала, находящегося в транспортных зонах тоннелей, притоннельных сооружениях и служебно-технических помещениях, а также, в экстренных случаях, водителей автомобильного транспорта, сотрудников ГИБДД и пожарной охраны с диспетчерами.
Организация связи должна соответствовать требованиям ГОСТ Р 22.1.12.
6.2.8.2 Аппаратура средств связи должна обеспечивать диспетчерам возможность переадресовки вызова и передачи разговора на другие пульты, а абонентам - как связь с диспетчерами, так и связь между собой.
6.2.8.3 Организацию телефонной связи целесообразно предусмотреть с использованием аппаратуры автоматической оперативной связи, в которой реализуются одновременно функции диспетчерской связи и основные функции учрежденческой АТС. Пульты связи должны быть установлены у диспетчеров ДП или ЦДП и в пожарном депо.
6.2.8.4 Телефонные аппараты должны быть установлены:
в транспортных зонах тоннелей у всех пожарных шкафов;
на припортальных площадках стоянок машин-эвакуаторов;