6.2.4.18 В помещениях вентиляционных камер должны быть предусмотрены грузоподъемные и транспортные механизмы для монтажа и демонтажа вентиляционного оборудования при его обслуживании и ремонте.
6.2.4.19 Коллекторы кабельных коммуникаций и помещения вытяжных вентиляционных камер должны иметь самостоятельные системы местной вентиляции.
В технических помещениях с оборудованием, выделяющим в процессе работы вредные компоненты, должны предусматриваться, при необходимости, местные отсосы.
Воздуховоды систем вентиляции должны позволять их очистку и мойку без демонтажа.
6.2.4.20 Помещения эксплуатационно-технического блока должны быть оборудованы самостоятельными системами вентиляции. Для этих систем вентиляции необходимо предусматривать шумоглушение в соответствии с СП 51.13330.
На всех приточных системах вентиляции служебно-технических помещений в холодный период года должен быть обеспечен подогрев подаваемого воздуха до температуры, определяемой назначением помещения, но не менее 5 °С. Приточные системы должны оснащаться системой автоматики для поддержания заданной температуры воздуха.
6.2.4.21 Для контроля за газовой средой в помещениях водоотливных установок в вытяжных камерах следует предусмотреть установку газоанализаторов, реагирующих на повышение концентрации вредных веществ, а также на образование взрывоопасной газопаровоздушной среды.
6.2.4.22 Обеспечение воздухообмена в притоннельных сооружениях следует осуществлять с забором и выбросом воздуха в транспортную зону тоннеля.
6.2.5 Водоснабжение и водоотведение
6.2.5.1 Водоснабжение должно обеспечивать противопожарные и технологические нужды тоннелей, сооружений и зданий, обслуживающего тоннель назначения, бытовые нужды служб эксплуатации.
6.2.5.2 Источником водоснабжения является городской водопровод, от которого должно быть не менее двух вводов, один из которых должен находиться в месте расположения эксплуатационно-технического блока. Для тоннелей, расположенных вблизи территорий, не имеющих кольцевых коммунальных сетей водоснабжения, допускается в качестве источника водоснабжения использовать резервуары запаса воды.
6.2.5.3 При проектировании систем противопожарного водоснабжения необходимо руководствоваться требованиями раздела 5.12 настоящего свода правил.
6.2.5.4 Необходимость устройства поливочного водопровода, обеспечивающего подачу теплой воды для промывки облицовки тоннелей, притоннельных сооружений, дорожной одежды и устройств водоотведения, определяется заказчиком.
6.2.5.5 В тоннелях должна быть предусмотрена система самотечного сбора и отвода в водоприемные устройства воды, поступающей с рамповых участков, при промывке тоннелей, при тушении пожара, а также из грунта в случае нарушения водонепроницаемости обделки. Подлежат удалению с промывочной водой заносимая транспортными средствами уличная грязь, продукты износа шин и покрытия дорожной одежды, а также масла, бензин и другие нефтепродукты и вещества, остающиеся в тоннеле в случаях аварий и других чрезвычайных ситуаций.
6.2.5.6 Городские автодорожные тоннели имеют в продольном профиле, как правило, вогнутое очертание, и удаление сточных вод из них должно осуществляться специальными водоотливными установками. Отвод сточных вод самотеком возможен только в тоннелях, сооружаемых для преодоления высотных препятствий, и тоннелях, дренажная система которых располагается выше городской водосточной сети на величину, исключающую возможность подтопления тоннеля.
Удаляемые из тоннеля вогнутого очертания вода и другие жидкости должны поступать в камеру водоотливной установки, располагаемую в наиболее пониженной части тоннеля. В камере должен быть предусмотрен водосборник-зумпф, рассчитанный на прием максимально возможного количества сточных вод, и установлено насосное оборудование, предназначенное для перекачки сточных вод в городской водосток.
При соответствующем обосновании в тоннелях кругового очертания с перекрытием для проезжей части допускается устройство водоотливной установки с водосборником необходимой емкости под перекрытием для проезжей части.
6.2.5.7 В целях ограничения поступления воды на подходах к рамповым участкам следует предусматривать устройство искусственных водоразделов с развитой водоприемной и водоотводящей сетью.
6.2.5.8 Образующийся на рамповых участках ливневой сток должен перехватываться дождеприемниками. Первые дождеприемники следует устанавливать у начала продольного уклона рамп в месте сопряжения с открытым участком улицы (дороги).
Необходимость устройства местной перекачки в конце рампы следует определять расчетом.
Устройство перехватывающих дренажных лотков, пересекающих проезжую часть, недопустимо.
6.2.5.9 Система водоотвода участков тоннелей кругового очертания с расположением проезжей части по перекрытию на повышенном уровне должна включать располагаемые по краю пониженной стороны проезжей части водоприемные приямки-отстойники, перекрытые решетками, перепускные трубы, по которым вода и другие жидкости сбрасываются из водоприемных приямков в коллектор с колодцами и отстойниками и далее самотеком или с помощью насосной установки в городскую водосточную сеть.
На участках тоннелей, сооружаемых открытым способом, вода и другие жидкости попадают в водоотводный коллектор непосредственно через колодцы с отстойниками, расположенными по краю проезжей части.
6.2.5.10 Водоприемные приямки и смотровые колодцы коллектора должны размещаться с шагом не более 30 м. Смотровые колодцы должны перекрываться люками и быть доступными для периодической очистки.
Вместимость отстойников в колодцах коллектора должна быть не менее 0,04 м3.
6.2.5.11 Для исключения распространения горящих нефтепродуктов по тоннелю смотровые колодцы не реже чем через 180 м должны иметь гидрозатворы (перепуски сифонного типа).
6.2.5.12 Расчетные расходы и пропускная способность, а также период и вероятность превышения расчетных расходов уличных водостоков с учетом допускаемого заполнения водоприемной системы тоннеля определяются в соответствии с СП 32.13330.
6.2.5.13 Удаляемые из тоннеля сточные воды в случае сброса их в водоемы или систему дождевой канализации, не имеющей очистных сооружений в интервале от точки сброса до водоема, должны пройти предварительную очистку. Для этого в камерах водоотливных установок перед входом в водосборники-зумпфы должны быть установлены решетки для ручной очистки, грязеотстойники, бензо- и маслоуловители, фильтры-отстойники и другие средства очистки воды от загрязнений.
Степень очистки должна составлять, мг/л:
по взвешенным веществам - до 3-5;
по нефтепродуктам - до 0,3-1,0.
Подключение канализационной трубы к очистному сооружению (приемному резервуару) должно осуществляться через гидрозатвор.
В помещении водоотливной установки должен быть предусмотрен постоянный контроль газовой среды с помощью газоанализаторов.
6.2.5.14 Для откачки воды из водосборников следует использовать однотипные насосы, общая производительность которых должна обеспечивать одновременное удаление максимального расхода от потенциального дождя и расхода воды при тушении пожара. Число резервных агрегатов принимается в соответствии с СП 32.13330.
Водоотливные насосы следует устанавливать под заливом. Контроль за уровнем жидкости в водосборнике и управление работой насосов следует предусматривать в автоматическом, ручном дистанционном и ручном местном режимах.
6.2.5.15 Водоотливная насосная станция должна иметь не менее двух напорных трубопроводов, один из которых должен быть резервным.
Для взрыхления осадка в приемном резервуаре следует предусмотреть специальное устройство. Для удаления илового осадка из водоприемных емкостей (зумпфов) необходимо предусмотреть люки для доступа в них, а также места технических стоянок специализированной техники.
6.2.5.16 Шлам очистных сооружений, а также производственный и бытовой мусор, образующийся на проезжей части и в служебных помещениях, должен своевременно вывозиться, поэтому необходимо разработать проект лимитов размещения отходов.
6.2.5.17 В зонах возможного воздействия отрицательной температуры во избежание замерзания воды в водоотводных устройствах, напорных трубопроводах, дренажных системах и водосборниках следует предусматривать их утепление и обогрев.
6.2.6 Системы, обеспечивающие организацию и безопасность дорожного движения
6.2.6.1 Управление движением транспортных средств, контроль за работой технических устройств и другие виды оперативного руководства работой осуществляются из ДП. В ДП должны быть организованы автоматизированные рабочие места диспетчеров, оснащаемые компьютерами и современными средствами оперативной связи и управления.
Допускается иметь единый ЦДП для управления движением в нескольких тоннелях.
Состав устройств и организационно-технических мероприятий, обеспечивающих комплексную безопасность движения транспортных средств, должен быть определен на стадии проектной документации.
6.2.6.2 Технические средства организации и регулирования дорожного движения должны отвечать требованиям действующих нормативных документов. Они должны гарантировать функционирование тоннелей в условиях нормальной эксплуатации и обеспечение управления дорожным движением и технологическими процессами в случае возникновения аварийных ситуаций (поломка или столкновение автомобилей, выход из строя системы вентиляции или освещения, пожар и др.).
6.2.6.3 Проектом должно быть предусмотрено создание автоматизированной системы управления дорожным движением (АСУД) в тоннелях, которая должна входить в общегородскую АСУД (при ее наличии).
Общая система управления движением автотранспорта в тоннелях должна состоять из двух взаимосвязанных частей:
управления дорожным движением;
обеспечения безопасности дорожного движения.
6.2.6.4 АСУД тоннелей должна включать следующие подсистемы:
подсистему мониторинга транспортных потоков - сбора и отображения информации об интенсивности и скорости движения транспортных средств;