СП 122.13330.2012 Тоннели железнодорожные и автодорожные. Актуализированная редакция СНиП 32-04-97 (с Изменением N 1) стр. 30

6.2.2.13 Прокладка транзитных кабелей городских электрических сетей в тоннеле не допускается.
В горных автодорожных тоннелях допускается прокладка транзитных магистральных кабелей связи.
6.2.2.14 Размещение электрооборудования в трансформаторных подстанциях и в других электроустановках, а также заземление электроустановок и защиту людей от поражения электрическим током при повреждении изоляции следует предусматривать в соответствии с требованиями [24].
6.2.2.15 В групповых силовых и осветительных сетях должна обеспечиваться их автоматическая защита по токам утечки с помощью устройства защитного отключения (УЗО).
Установка УЗО в сетях питания противопожарного оборудования, аварийного и эвакуационного освещения и т.п. не допускается.
6.2.2.16 Пожарная безопасность электрических изделий должна быть подтверждена сертификатами. Выбор огнезащитных составов для элементов электроустановок должен быть технически обоснован.

6.2.3 Электроосвещение

Электроосвещение автодорожных тоннелей, а также притоннельных сооружений должно выполняться в соответствии с СП 52.13330.

6.2.4 Вентиляция

6.2.4.1 Системы вентиляции (с естественным или механическим побуждением) должны обеспечивать нормируемые параметры воздуха в транспортной и других обслуживаемых зонах в соответствии с [36]. Системы вентиляции необходимо выбирать согласно действующим санитарным и пожарным нормам и требованиям настоящего свода правил.
В автодорожных тоннелях должны предусматриваться системы дымоудаления в случае пожара.
6.2.4.2 При длине тоннеля более 300 м следует предусматривать механическую вентиляцию тоннеля. При этом параметры системы тоннельной вентиляции и системы дымоудаления необходимо определять расчетом.
6.2.4.3 Вентиляция должна обеспечивать необходимую чистоту и температуру, давление, влажность и скорость движения воздуха в тоннеле, нормируемое содержание вредных веществ в транспортной зоне и в удаляемом из тоннеля воздухе в зонах расположения воздуховыпускных устройств (вентиляционных киосков), способствовать быстрой локализации продуктов горения, дымоудалению и эвакуации людей в случае возникновения пожара.
Вентиляция должна быть рассчитана на следующие режимы движения транспорта в тоннелях:
нормальный режим (режим А) - безостановочное движение транспорта с расчетной скоростью при интенсивности, соответствующей часу "пик";
замедленный режим (режим Б) - безостановочное движение транспорта со скоростью менее 20 км/ч;
транспортная пробка (режим В) - остановка транспорта с работающими двигателями;
для городских тоннелей прерывистый режим (режим Г) - движение транспорта со скоростью менее 10 км/ч, сопровождаемое частыми остановками.
6.2.4.4 Воздухообмен при механической вентиляции следует осуществлять по приточной, вытяжной или приточно-вытяжной схемам с подачей и удалением воздуха через порталы (продольная система вентиляции), с подачей и удалением воздуха через вентиляционные стволы и каналы (полупоперечная и поперечная системы вентиляции), а также по комбинированной схеме с использованием продольной вентиляции, в том числе со струйными вентиляторами.
6.2.4.5 Продольную систему вентиляции с подачей или вытяжкой воздуха только через порталы рекомендуется применять в тоннелях длиной до 1,0 (1,5) км, продольно-поперечную и полупоперечную - до 2,0 (3,0) км (цифры в скобках относятся к тоннелям с односторонним движением).
Выбор наиболее эффективной системы вентиляции следует выполнять на основании расчетов, а в наиболее сложных случаях - на базе натуральных испытаний (исследований) эффективности различных систем вентиляции.
Для искусственного проветривания тоннелей длиной более 2-3 км необходимо устройство вентиляционных стволов или штолен для подачи свежего и удаления загрязненного воздуха (поперечная или комбинированная система вентиляции).
6.2.4.6 Расход воздуха следует определять по разбавлению вредных веществ до средних значений по длине тоннеля предельно допустимых концентраций (ПДК) оксида углерода (CO) и оксида азота (в пересчете на NO2), а также других технических решений, обеспечивающих выполнение нормативных требований.
6.2.4.7 В режиме А среднее значение ПДК СО не должно превышать 60 мг/м3. Среднее значение ПДК NO2 соответственно - 1 мг/м3 при времени нахождения в тоннеле с расчетной скоростью движения 15 мин, при более длительном пребывании - 0,5 мг/м3.
В режимах Б, В, Г среднее значение ПДК СО не должно превышать 100 мг/м3, среднее значение ПДК NO2 соответственно - 0,5 мг/м3.
Длительность каждого режима или их суммарное время при указанных ПДК не должно превышать 15 мин.
В случае более длительного действия режимов Б, В, Г или превышения пороговых значений ПДК должны быть предусмотрены организационно-технические мероприятия по выключению двигателей транспортных средств, находящихся в тоннелях, гарантированному предотвращению въезда автомобилей в тоннель и контролю выполнения соответствующих команд.
ПДК вредных веществ могут уточняться в зависимости от длительности нахождения в транспортной зоне, связанной с длиной тоннеля и скоростью движения транспорта.
Гарантированное предотвращение въезда в тоннель должно обеспечиваться автоматическим включением при превышении среднего значения ПДК СО (NO2) или снижении скорости движения в тоннеле красного сигнала светофора, закрытием шлагбаума, подъемом автоматических барьеров с задержкой времени на 30 с для оценки диспетчером ситуации и выдачи разрешения на выполнение команды.
Контроль содержания углеводородов, диоксида серы (SO2), сажи (C) и других вредных веществ определяется заданием на проектирование конкретного тоннеля.
6.2.4.8 Работы, связанные с содержанием тоннелей и его эксплуатационных устройств в транспортных зонах и в вытяжных каналах, следует производить в условиях ограниченной интенсивности движения, при которой обеспечивается выполнение требований [36], или с ограничением времени пребывания людей в указанных зонах в зависимости от концентрации вредных веществ в местах проведения работ, либо с использованием защитных средств органов дыхания.
6.2.4.9 Система вентиляции в автодорожных тоннелях должна обеспечивать необходимую по условиям видимости в тоннеле прозрачность воздуха, при которой показатель ослабления света не превышает 0,0075 на м-1.
6.2.4.10 Производительность вентиляции тоннелей необходимо проверить на удаление возможных теплоизбытков при расчетной температуре наружного воздуха, равной средней температуре самого жаркого месяца. Расчетная средняя температура воздуха по длине тоннелей не должна превышать 35 °С. Минимальная температура воздуха в тоннеле не регламентируется.
6.2.4.11 Максимальную допустимую скорость движения воздуха следует принимать:
в транспортной зоне тоннеля - 6 м/с без учета движения транспортных средств (при специальном обосновании - 10 м/с);
в продольных вентиляционных каналах - 20 м/с (при обосновании - 25 м/с);
в поперечных вентиляционных каналах - 10 м/с.
6.2.4.12 Для вентиляции тоннелей следует использовать вентиляторы с высоким КПД, при обосновании - с регулированием производительности. Управление вентиляторами должно быть местное, автоматическое и дистанционное.
6.2.4.13 Установки тоннельной вентиляции должны иметь необходимый резерв производительности вентиляционных систем: по разбавлению вредных веществ не менее 50% и по удалению теплоизбытков не менее 30%.
6.2.4.14 Вентиляционные установки следует размещать в отдельных помещениях непосредственно у порталов, в местах расположения эксплуатационно-технических блоков, у вентиляционных стволов или в подземных камерах в зависимости от местных градостроительных условий и объемно-планировочных решений.
Воздухозаборные вентиляционные киоски следует располагать в местах наименьшего загрязнения атмосферного воздуха. Приточные жалюзи должны быть размещены на высоте не менее 2 м от поверхности земли (низ решетки).
6.2.4.15 В каналах со стороны всасывающих и вытяжных вентиляционных устройств, а при обосновании расчетом и со стороны тоннелей, необходимо предусматривать установку глушителей шума, обеспечивающих снижение шума от работы вентиляторов на прилегающих селитебных территориях до значений, указанных в таблице 19.
Таблица 19
Среднегеометрические частоты октавных полос, Гц
63
125
250
500
1000
2000
4000
8000
Уровни звукового давления, дБ
97
88
83
76
72
62
54
47
Необходимость звукоизоляции наружных ограждений вентиляционных камер должна определяться расчетом согласно СП 51.13330.
6.2.4.16 Система управления установками тоннельной вентиляции должна включать в себя комплекс средств, обеспечивающих постоянный контроль физических и химических параметров воздушной среды в транспортной зоне, включая припортальные участки, и автоматическое регулирование расхода воздуха в зависимости от показаний датчиков контроля.
Замерные станции должны устанавливаться с шагом, обеспечивающим контроль воздушной среды на всем протяжении тоннеля с учетом профиля тоннеля и наличия кривых по трассе.
Точность измерений (погрешность) газоанализаторов должна быть достаточной для отслеживания динамики изменений концентрации вредных веществ в воздушной среде тоннеля, но не ниже 10%. Чувствительные сенсоры газоанализаторов должны быть защищены от воздействий влаги, пыли, грязи.
6.2.4.17 При проектировании тоннельной вентиляции должна быть проверена возможность выброса воздуха из тоннеля без очистки. При необходимости очистки выбрасываемого из тоннелей воздуха ее вид следует определять по технико-экономическим расчетам. В случае применения мокрой очистки следует предусмотреть места временного хранения, средства транспортирования и утилизации шлама.
При выбросах без очистки может использоваться рассредоточение выбросов или высокие выбросы через вертикальные вентиляционные трубы. Высота труб должна определяться расчетом и быть не менее высоты ближайшего наиболее высокого здания в радиусе 20 м.