СП 122.13330.2012 Тоннели железнодорожные и автодорожные. Актуализированная редакция СНиП 32-04-97 (с Изменением N 1) стр. 28

После окончания строительства тоннеля необходимо восстановить почвенный и растительный покров, закрепить и одерновать образовавшиеся откосы, выработанные карьеры и отвалы.
Принимаемые проектные решения по строительству тоннеля должны быть увязаны с общим улучшением градостроительной обстановки и благоустройством территории строительства. Размер зоны благоустройства должен охватывать территорию по 100 м в обе стороны от оси трассы тоннеля.
5.14.6 Мероприятия по защите от шума и вибраций
Городские здания и сооружения, расположенные вблизи объектов строительства, следует защищать от вибраций и шума, возникающих при проведении строительных работ и прогнозируемых от движения транспортных средств в процессе эксплуатации тоннеля.
В помещениях жилых и общественных зданий, а также производственных зданий с постоянным пребыванием людей уровни вибрации не должны превышать значений, регламентируемых [16], а уровни шума - [15] и [17].
Оценку ожидаемых вибраций и шума в зданиях и сооружениях, находящихся вблизи транспортных тоннелей, следует проводить на основе расчетов.
Критерии вибрационной безопасности принимаются по ГОСТ 12.1.012 и ГОСТ ИСО 8041. При превышении допустимых уровней шума и вибрации необходимо предусматривать шумо- и виброзащитные мероприятия.
Для снижения уровня шума в тоннеле и притоннельных сооружениях следует применять звукоизолирующие и звукопоглощающие ограждения.
В вентиляционных системах следует предусматривать установку глушителей шума на всасывании и на выхлопе.
При сооружении железнодорожных тоннелей в жилой или промышленной зоне в необходимых случаях следует предусматривать мероприятия по гашению вибрации, создаваемой движением поездов, с таким расчетом, чтобы уровень вибрации в жилых и общественных зданиях не превышал допустимых значений, установленных санитарными нормами, а в производственных зданиях не превышал соответствующих требований для конкретного производства.

5.15 Сохранение зданий, сооружений, памятников истории и культуры

При проектировании тоннелей должна быть исключена возможность негативных воздействий на здания, сооружения, памятники истории и культуры (далее - здания). В случае необходимости следует разрабатывать мероприятия по их сохранности как в период строительства, так и в процессе эксплуатации тоннеля, а также проводить археологические изыскания по отдельному зданию.
Оценку состояния зданий проводят на основе данных:
характеристик зданий, их состояния, возможности сохранения и реставрации, полученных по материалам натурных исследований зданий, в том числе археологических изысканий;
обследований состояния наземных несущих конструкций с учетом деформационной поэтажной съемки, включающей фиксацию параметров трещин, установку на трещинах маяков или специальных реперов для измерения деформаций индикаторами;
обследований состояния фундаментов, цоколей, погруженных в техногенные накопления, деревянных свай, лежней, древних дренажных сооружений, колодцев, при этом особенное внимание обращается на сохранность деревянных конструкций, свай и лежней;
инженерно-гидрологических условий и гидродинамической обстановки, которые могут влиять на состояние зданий;
результатов строительной деятельности: длительного водопонижения, оттаивания грунтов, особенно глинистых, при их искусственном замораживании, вибрационных нагрузок.
Работы по сохранности зданий необходимо осуществлять в следующем порядке:
определение мульды оседаний дневной поверхности в соответствии с СП 21.13330;
обследование зданий, попадающих в зону предельной разности осадок;
выполнение проекта компенсационных мероприятий по недопущению достижения предельных разностей осадок;
проведение горно-экологического мониторинга во время строительства подземных сооружений и, при необходимости, выполнение компенсационных мероприятий.
Для оценки влияния сооружения тоннелей на здания, расположенные на дневной поверхности в части определения предельно допустимых дополнительных деформаций оснований фундаментов необходимо пользоваться СП 22.13330 (приложение Л, таблица Л 1). Деформации зданий считаются допустимыми в том случае, если параметры мульды оседания в пределах пятна застройки не превышают величин относительной разности осадок, регламентированных указанной таблицей. Если деформации зданий превышают указанные величины, необходимо в составе проекта разработать конструктивные мероприятия по их локализации.
На участках трассы, где имеется опасность создания влияния проектируемого тоннеля на сохранность зданий, особо чувствительных к воздействиям технологии проходки, необходимо предусматривать стационарные наблюдения в рамках горно-экологического мониторинга.
Мероприятия по инженерной защите зданий следует разрабатывать согласно СП 116.13330на основе:
результатов инженерно-геологических и инженерно-геодезических наблюдений за состоянием зданий;
данных, характеризующих особенности исторических территорий (курганы, валы, рвы, могильники, культурный слой и т.п.), зданий, размещенных по трассе;
вариантных решений по способам строительства подземных и надземных сооружений;
данных о допускаемых деформациях зданий;
технико-экономических сравнений вариантов проектных решений инженерной защиты.

6 Устройства и системы, обеспечивающие эксплуатацию автодорожных тоннелей

6.1 Конструкции дорожной одежды

6.1.1 Материалы и конструкции дорожной одежды в тоннелях и на рамповых участках должны соответствовать требованиям СП 34.13330 для опасных условий движения на открытых участках автомобильных дорог. Конструкции должны быть капитального типа, долговечными, соответствовать требуемой пропускной способности тоннелей и обеспечивать отвод воды.
При проектировании необходимо обеспечивать прочность и устойчивость конструктивных элементов при воздействии установленных внешних и внутренних нагрузок на всех этапах их жизненного цикла ([52], пункт 11.2 б).
6.1.2 Дорожная одежда на лотковой части обделки (участки тоннелей, сооружаемые открытым способом) или на перекрытии для проезжей части (участки тоннелей, сооружаемых щитовым способом) состоит из гидроизоляции, защитного слоя по ней и покрытия.
6.1.3 Гидроизоляция на перекрытии для проезжей части должна проектироваться на всю ширину проезжей части с заводкой ее на банкетки или на стены на высоту не менее 15 см выше уровня дорожного покрытия.
6.1.4 Для гидроизоляции следует применять материалы в соответствии с требованиями [13, пункт 9.4].
6.1.5 Вид покрытия дорожной одежды (асфальтобетонное или цементобетонное) следует принимать исходя из транспортно-эксплуатационных требований и длины тоннеля с учетом перспективной интенсивности движения, состава транспортных средств, а также принятой проектной аварии.
Для коротких тоннелей из условия идентичности производства работ на закрытых и открытых участках трассы более предпочтительным является применение асфальтобетонного покрытия.
При протяженных тоннелях по условиям пожарной безопасности рациональным может оказаться цементобетонное покрытие (увеличение дымообразования при асфальтобетонном покрытии в случае возгорания разлитой легковоспламеняющейся жидкости).
6.1.6 Асфальтобетонное покрытие дорожной одежды следует предусматривать двухслойным (6+6 см) с повышенными светоотражающими свойствами. Нижний слой - из плотного асфальтобетона по ГОСТ 9128 на гранитном щебне фракции 5-20 мм. Верхний слой - из высокоплотного асфальтобетона по ГОСТ 9128 на фракционированном (фракции 5-10 мм и 10-15 мм) щебне. Поверхность покрытия должна быть устойчивой против износа и шлифуемости под воздействием движения.
6.1.7 Для тоннелей протяженностью более 125 м в целях лучшей зрительной адаптации водителей и снижения электропотребления на освещение тоннеля рекомендуется перед въездным порталом на длине около 100 м использовать темное дорожное покрытие, а на начальном участке тоннеля длиной не менее 150 м - осветленное дорожное покрытие.
6.1.8 На рамповом участке коэффициент сцепления шин автомобилей с поверхностью покрытия следует принимать равным не менее 0,6.
6.1.9 На проезжей части тоннелей должна быть выполнена разметка по ГОСТ Р 51256 с использованием световозвращающих маркировочных материалов.
Применяемые при строительстве материалы и изделия должны обеспечивать выполнение дорожно-строительных работ в соответствии с проектной документацией ([52], пункт 11.2 б).

6.2 Эксплуатационные устройства и оборудование автодорожных тоннелей

6.2.1 Общие требования

6.2.1.1 Состав эксплуатационно-технического оборудования определяется проектной документацией согласно перечню, передаваемой заказчику.
6.2.1.2 Размещаемые в тоннелях приборы и оборудование должны иметь необходимую степень защиты от воздействия агрессивных факторов воздушной среды тоннелей, повышенной влажности, перепада температур, а также от повреждений при механизированной мойке стеновых конструкций или попытках их умышленной порчи.