СП 122.13330.2012 Тоннели железнодорожные и автодорожные. Актуализированная редакция СНиП 32-04-97 (с Изменением N 1) стр. 26

5.12.7.5 Для путепровода тоннельного типа следует предусматривать внутренний противопожарный водопровод с пожарными кранами и сухотрубом.
5.12.7.6 Подачу воды во внутренний противопожарный водопровод тоннеля следует предусмотреть от насосных станций, расположенных вблизи порталов. Водопровод необходимо предусматривать водонаполненным, закольцованным через сервисный тоннель или соседний тоннель. Следует предусматривать меры по предотвращению замерзания воды в магистрали водопровода на участках тоннеля с отрицательными температурами в холодный период года.
5.12.7.7 Противопожарный водопровод должен обеспечивать подачу трех струй по 5 л·с-1каждая. Длина компактной части струи должна быть не менее 10 м. Пожарные краны в тоннеле следует размещать на пожарных постах в тоннелях.
5.12.7.8 При необходимости на магистральной линии питания пожарных кранов должны быть предусмотрены насосы-повысители. Магистральная линия со стороны порталов должна оборудоваться задвижками и муфтовыми головками для обеспечения ее подпитки от насосов пожарных поездов или автомобилей.
5.12.7.9 Включение насосов должно производиться автоматически и дистанционно диспетчером тоннеля, а для электрофицированных железных дорог только дистанционно после снятия напряжения с контактного провода.
5.12.7.10 В эвакуационных сбойках следует предусматривать прокладку сухотрубных трубопроводов, оборудованных задвижками и муфтовыми головками, в каждом из тоннелей для использования пожарными подразделениями при прокладке магистральных линий из одного тоннеля в другой.
5.12.7.11 Сооружения, помещения и оборудование наземных объектов тоннеля следует оснащать автоматическими установками пожаротушения (АУПТ) в соответствии с СП 5.13130 и ведомственными нормами. Передачу сигналов о срабатывании установок следует предусмотреть в помещение диспетчерской тоннеля (на пульт) и на посты охраны.
5.12.7.12 Проектирование АУПТ следует осуществлять в соответствии с СП 5.13130 и другими нормативными документами, утвержденными в установленном порядке.
5.12.7.13 Здания (сооружения), предназначенные для размещения устройств железнодорожной автоматики и телемеханики, оснащаются пожарной автоматикой по ведомственным нормам.
5.12.7.14 Минимальный запас и расход огнетушащих средств определяются исходя из расчетного времени тушения одного пожара в тоннеле в течение 3 ч.
5.12.7.15 При пожаре необходимо, в первую очередь, удалить из тоннеля горящий состав, автомобильный транспорт или находящийся на них источник пожара, затем тушить источник пожара за пределами тоннеля. При невозможности удаления пожар следует локализовать и тушить в месте его возникновения, используя необходимые средства для пожаротушения.
5.12.7.16 Сухотруб должен иметь возможность подключения передвижной пожарной техники на порталах тоннеля.

5.12.8 Требования пожарной безопасности к электрическим сетям и оборудованию

5.12.8.1 Контактную сеть железнодорожного тоннеля следует выделять в отдельную секцию, оперативное снятие напряжения с которой и ее заземление должны быть возможны с помощью линейных разъединителей и короткозамыкателей с механическим приводом (производится электротехническим персоналом).
5.12.8.2 Электроснабжение устройств автоматической пожарной сигнализации и СОУЭ тоннеля следует выполнять по категории надежности I особой.
5.12.8.3 Электрооборудование тоннеля должно проектироваться, монтироваться и эксплуатироваться в соответствии с [24], а также другими действующими нормативными документами по пожарной безопасности.
5.12.8.4 Электрическое оборудование и все электрические сети должны иметь защиту от коротких замыканий и перегрузок.
5.12.8.5 Взаиморезервируемые кабели систем обеспечения пожарной безопасности следует прокладывать по разным сторонам тоннеля либо по разным сторонам тоннельных кабельных сооружений.
5.12.8.6 Аварийное (эвакуационное) освещение в тоннелях следует проектировать по СП 52.13330.

5.13 Инженерно-технические мероприятия по предупреждению чрезвычайной ситуации

5.13.1 В составе проектной документации должен быть предусмотрен раздел "Инженерно-технические мероприятия по гражданской обороне и предупреждению чрезвычайных ситуаций" (далее - "ИТМ ГОЧС"). Раздел выполняется в соответствии с нормами и правилами в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
5.13.2 Содержание раздела "ИТМ ГОЧС" должно отвечать требованиям Градостроительного кодекса РФ и [4]. В качестве источников ЧС должны рассматриваться как проектные, так и внутренние (непосредственно в тоннеле) и внешние аварии на потенциально опасных объектах, на автомобильной трассе или на земной поверхности над тоннелем в соответствии с исходными данными и требованиями территориального органа МЧС по делам ГО и ЧС.
5.13.3 Раздел "ИТМ ГОЧС" должен включать оценку возможных последствий воздействия поражающих факторов техногенных и природных источников ЧС и проектные решения по предупреждению ЧС в проектируемом тоннеле.
5.13.4 Раздел "ИТМ ГОЧС" должен состоять из пояснительной записки и графической части.

5.14 Мероприятия по охране окружающей среды

5.14.1 В разделе "Мероприятия по охране окружающей среды" должны быть отражены:
мероприятия по минимизации возникновения возможных аварийных ситуаций при строительстве и эксплуатации тоннеля и последствий их воздействия на экосистему региона;
программа горно-экологического мониторинга за характером изменения всех компонентов экосистемы при строительстве и эксплуатации тоннеля, а также при авариях согласно методическому руководству [29*];
перечень и расчет затрат на реализацию природоохранных мероприятий и компенсационных выплат.
5.14.2 Строительство тоннеля и его последующая эксплуатация должны осуществляться с учетом разработанного и получившего как составная часть проектной документации положительное заключение ФГУ "Главгосэкспертиза" проекта "Мероприятия по охране окружающей среды".
Для оценки существующего состояния окружающей среды района размещения проектируемого тоннеля определяют характер загрязнения атмосферы; поверхностных водных объектов; подземных вод; почв и грунтов, а также условия использования водных ресурсов, окружающей территории, состояние растительности и животного мира.
Для оценки воздействия строительства и эксплуатации проектируемого тоннеля на состояние окружающей среды устанавливают:
общее (валовое) количество загрязняющих веществ, выбрасываемых в атмосферу при строительстве и эксплуатации тоннеля, в том числе по видам вредных веществ, а также по веществам, обладающим эффектом суммации вредного воздействия;
количество воды, необходимое при строительстве и эксплуатации тоннеля, в том числе питьевого качества, технической;
процентное отношение суточного объема водопотребления объекта к суточному расходу водного источника 95% обеспеченности;
количество сточных вод, сбрасываемых проектируемым объектом, в том числе в водные объекты, накопители сточных вод, бытовую канализацию, переданное другим организациям;
химический состав образующихся сточных вод, степень их очистки, температура;
наименование токсичных веществ, содержащихся в сточных водах, их концентрация;
общая площадь отвода земель для строительства и эксплуатации железнодорожного тоннеля, в том числе в постоянное временное использование;
размер зон санитарного разрыва в период эксплуатации;
источники шума, вибрации, электромагнитных излучений и их уровни;
категории и площади отчуждаемых земель, в том числе пашни, сенокосы и пастбища, многолетние насаждения, приусадебные земли, земли лесного фонда, земли городских и сельских поселений, нарушенные земли, прочие земли;
воздействие объекта при аварийных ситуациях;
воздействие объекта на социальные условия жизни населения;
воздействие на объекты культуры, исторические и природные памятники;
воздействие на визуальные доминанты, определяющие характерный облик ландшафта.
5.14.2.1 Мероприятия по охране атмосферного воздуха
Основанием для разработки мероприятий по охране атмосферного воздуха являются результаты расчетов приземных концентраций загрязняющих веществ (карты рассеивания). Расчет рассеивания при строительстве тоннеля и при выбросах из порталов тоннеля при его эксплуатации проводится для холодного и теплого периодов года на основании [31] с использованием унифицированной программы расчета загрязнения атмосферы (УПРЗА) "Эколог". Изолинии рассеивания наносятся на карту-схему расположения источников выбросов на период строительства и эксплуатации тоннеля с учетом границ строительных площадок и санитарных разрывов.
Для периода строительства тоннеля выполняется расчет массы выбросов загрязняющих веществ от строительной техники, автотранспорта, дизельных электростанций, котельных, технологических процессов и др. Номенклатура выбросов определяется по соответствующим отраслевым методикам. Для периода эксплуатации железнодорожного тоннеля проводят расчет массы выбросов загрязняющих веществ (СО, NOx, сажа) [47]. При нормировании загрязняющих веществ, обладающих эффектом суммации, должно соблюдаться условие
, (5.15)