6.2.1.3 Прокладку инженерных коммуникаций, за исключением распределительных сетей, подходящих к оборудованию, установленному непосредственно в зонах проезжих участков тоннелей, следует предусматривать, как правило, в технических проходных коллекторах, обеспечивая высокую степень их защиты, особенно в режимах чрезвычайных ситуаций.
6.2.1.4 Проектом должен быть предусмотрен технологический резерв основного оборудования, влияющего на жизнеобеспечение тоннеля (силовые трансформаторы, вентиляторы тоннельной вентиляции, насосы противопожарных водоотливных установок). Резервные агрегаты должны быть установлены рядом с рабочими агрегатами так, чтобы ввод их в рабочее состояние был возможен путем оперативных переключений.
Проектом должны быть предусмотрены также запасные части к основному эксплуатационному оборудованию тоннелей, предоставляемые эксплуатирующей организацией при приемке тоннелей в эксплуатацию.
6.2.1.5 Срок службы основных эксплуатационных устройств, устанавливаемых в тоннеле и на подходах к нему, должен быть не менее 10 лет.
Технические средства организации дорожного движения, ограждения, горизонтальная освещенность от искусственного освещения должны соответствовать требованиям безопасности ([52], пункты 13.5-13.7).
6.2.1.6 Автодорожные тоннели должны иметь перед порталами площадки разворота транспортных средств на случай аварийной ситуации.
6.2.1.7 Автодорожные тоннели длиной более 1000 м при отсутствии остановочных полос должны иметь через каждые 750 м местные уширения с площадками для аварийной остановки транспортных средств. Длина этих площадок должна быть не менее 50 м, а ширина - не менее 2,75 м. При двустороннем движении площадки должны быть с каждой стороны тоннеля.
6.2.1.8 Автодорожные тоннели должны иметь служебные проходы: при движении в одном направлении - с одной стороны, а при разнонаправленном - с двух сторон. При устройстве служебного прохода с одной стороны тоннеля с другой стороны следует устраивать защитную полосу, возвышение которой над проезжей частью должно быть не менее 0,4 м.
6.2.1.9 В автодорожных тоннелях на протяжении не менее 100 м от портала необходимо применять осветленные асфальтобетонные дорожные покрытия, белую плитку для облицовки или белую окраску стен на всю высоту либо другие технические решения, обеспечивающие адаптацию зрения водителей. Наружные углы ниш и камер должны быть окрашены флуоресцирующей краской на высоту не менее 0,5 м. Для облицовки лобовой поверхности порталов и подпорных стен должны применяться материалы темного цвета.
6.2.1.10 В автодорожных тоннелях необходимо иметь устройства теленаблюдения за движением транспортных средств и средства связи для передачи информации об аварийной обстановке в ДП и подразделение охраны.
6.2.2 Электроснабжение и электроустановки
6.2.2.1 Питание электроустановок тоннелей предусматривают от городских или собственных трансформаторных подстанций.
При наличии питающих центров, расположенных вблизи тоннеля, допускается выполнять электроснабжение тоннеля от этих центров, при этом для электроснабжения потребителей тоннеля должен быть сооружен распределительный пункт (РП - 0,4 кВ).
Необходимое количество трансформаторных подстанций и РП - 0,4 кВ определяется расчетами.
При длине тоннеля более 3000 м необходимо предусматривать внешнее электроснабжение портальных подстанций от разных источников электроснабжения (электростанции или подстанции энергосистемы). При этом должна быть обеспечена возможность электроснабжения всех подстанций тоннеля от одного источника в случае аварийной ситуации на другом источнике.
При невозможности обеспечения требуемой категорийности допускается применять автономные источники - дизельные электростанции (ДЭС).
6.2.2.2 Электроснабжение силовых, осветительных и других технологических потребителей предусматривается напряжением 380/220 В переменного тока частотой 50 Гц, как правило, от общих трансформаторов с глухозаземленной нейтралью по системе TN-C-S. При техническом обосновании в электроустановках возможно применение других уровней напряжения.
6.2.2.3 Электроснабжение трансформаторных подстанций следует обеспечивать напряжением 20/10/6 кВ не менее чем от двух независимых источников. При этом каждый трансформатор в аварийном режиме (отключение одного из трансформаторов) должен с допустимой перегрузкой обеспечивать расчетную нагрузку обеих секций РУ-380/220 В.
На трансформаторных подстанциях необходимо предусматривать распределительные устройства РУ-20/10/6 кВ, состоящие из двух секций шин.
Количество и мощность трансформаторных подстанций, электроснабжающих тоннель, определяются расчетом.
Применение маслонаполненного оборудования на подземных подстанциях не допускается.
6.2.2.4 Электроустановки автодорожных тоннелей должны отвечать требованиям [24].
6.2.2.5 Электроприемники в части обеспечения надежности электроснабжения согласно [24] следует относить к следующим категориям:
особая группа электроприемников категории I - установки всех систем обеспечения организации и безопасности движения и эксплуатации тоннеля (систем диспетчеризации, дистанционного управления электроустановками, электросвязи, теленаблюдения заградительной и оповестительной сигнализации, контроля газового состава воздуха), систем автоматической пожарной сигнализации, громкоговорящего оповещения и управления эвакуацией, системы эвакуационного освещения (аварийного);
электроприемники категории I - вентиляционные установки, водоотливные установки, установки пожаротушения, рабочее освещение тоннеля;
электроприемники категории II;
электроприемники категории III - сеть путейских ящиков, другие электроустановки.
Электроприемники категории I и особой группы категории I должны иметь питание от двух секций РУ 380/220 В трансформаторной подстанции, представляющих собой два независимых взаиморезервируемых источника питания, с устройством АВР у потребителей электроэнергии.
Особая группа электроприемников категории I должна дополнительно получать питание от третьего независимого источника, в качестве которого могут использоваться агрегаты бесперебойного питания и аккумуляторные батареи.
6.2.2.6 Все электроприемники, в том числе работающие в автоматическом режиме, должны иметь местное управление. Вентиляционные системы, насосные установки, автоматические установки пожаротушения и системы рабочего освещения должны иметь также дистанционное управление из диспетчерского пункта и сигнализацию их состояния.
В насосных установках следует предусматривать автоматическое управление работой насосов в зависимости от уровня воды в водосборниках.
6.2.2.7 Степень защиты электрооборудования, расположенного в транспортных зонах тоннелей, должна быть не менее IP 54, а в других зонах тоннелей и притоннельных сооружениях - не менее IP 43.
Для освещения транспортных зон тоннелей следует применять световые приборы со степенью защиты не менее IP 65.
Светильники, применяемые для аварийного эвакуационного освещения (указатели направлений эвакуации и аварийных выходов, освещения путей эвакуации), обозначения мест расположения пожарных гидрантов, средств оповещения, связи, должны иметь степень защиты от воздействия окружающей среды не менее IP 66.
6.2.2.8 Электроприемники с автономными источниками питания должны проходить периодическую проверку их работоспособности.
6.2.2.9 Для подключения ремонтных и других механизмов в тоннеле необходимо предусматривать шкафы (путейские ящики), устанавливаемые через каждые 120 м по длине тоннеля и на высоте 500-700 мм от уровня чистого пола: по одной стороне однополосных тоннелей и по обеим сторонам тоннелей, имеющих более одной полосы.
Путейские ящики должны иметь в своем составе трехфазный штепсельный разъем на напряжение 380/220 В и должны быть рассчитаны на подключение нагрузки суммарной мощностью 10 кВт.
Для подключения светильников местного освещения при производстве ремонтных и других работ в тоннеле необходимо предусматривать путейские ящики с безопасными разделительными трансформаторами на напряжение 12/36 В. Путейские ящики необходимо располагать через каждые 60 м по одной стороне тоннеля - в однопутных и по обеим сторонам - в двухпутных тоннелях.
Размещение путейских ящиков следует выполнять, как правило, в камерах и нишах тоннеля.
6.2.2.10 В тоннелях следует применять бронированные кабели с медными токоведущими жилами. Прокладка небронированных кабелей в сетях освещения, а также для подключения электроприемников допускается при соблюдении требований [24].
Запрещается прокладка изолированных проводов без защитной оболочки.
Кабели систем противопожарной защиты (пожарная сигнализация, СОУЭ, аварийное освещение, установки пожаротушения, установки дымоудаления и подпора воздуха и т.п.), прокладываемые в тоннелях и штольнях, должны быть огнестойкими, не распространяющими горение при групповой прокладке с низким дымо- и газовыделением (нг-FRLS и нг-FR) [22]. Ответвительные коробки должны быть выполнены из материалов, стойких к воздействию накаленных элементов и пламени по ГОСТ 27483 и ГОСТ 27484.
Силовые кабели прочих систем, прокладываемые в тоннелях и штольнях, должны иметь оболочки и покровы, не распространяющие горение с низким дымо- и газовыделением (нг-LS).
6.2.2.11 Кабельные линии в тоннеле должны прокладываться по кабельным конструкциям.
Прокладку основной части кабелей следует предусматривать в тоннельных кабельных сооружениях: коллекторах, каналах и т.д.; силовых кабелей - по одной стороне, контрольных и слаботочных - по другой стороне коллектора или канала.
При отсутствии в тоннеле кабельных сооружений допускается прокладка кабелей по боковым стенам на высоте не менее 3000 мм от уровня проезжей части. При этом кабели должны быть защищены от механических повреждений защитными экранами и изолированы в противопожарном отношении от транспортной зоны тоннеля.
Прокладка кабелей по одной стороне допускается при условии группировки кабельных линий на кронштейнах (силовые кабели выше 1 кВ, силовые кабели до 1 кВ, слаботочные кабели) и выполнения разделительных перегородок из несгораемых материалов между группами силовых и слаботочных кабелей. Прокладка групп кабелей должна выполняться с соблюдением установленных [24] расстояний между силовыми и слаботочными кабелями.
Прокладка кабелей под полотном дороги для перехода с одной стороны тоннеля на другую не допускается, за исключением случаев, когда проходные кабельные коллекторы размещаются в специальном кабельном отсеке, расположенном под проезжей частью. При отсутствии кабельных коллекторов переход кабелей должен выполняться по своду тоннеля.
В подсводовом отсеке тоннеля, используемом в качестве вентиляционного канала, допускается прокладка только электропроводки групповых сетей освещения вентиляционного канала, а также кабелей к технологическим устройствам, размещаемым в вентиляционном канале.
6.2.2.12 Места прохода кабельных линий сквозь строительные конструкции тоннеля следует выполнять в закладных трубах или проемах с заделкой трубных отверстий и проемов несгораемым материалом с пределом огнестойкости не менее предела огнестойкости строительной конструкции.