СП 122.13330.2012 Тоннели железнодорожные и автодорожные. Актуализированная редакция СНиП 32-04-97 (с Изменением N 1) стр. 7

план реализации проекта;
оценка экономической и коммерческой эффективности инвестиций с учетом эксплуатационных затрат;
страхование коммерческих и строительных рисков, юридическая защита;
эколого-экономическая оценка инвестиций в строительство и выбор рационального варианта с экологических позиций.
5.1.11 Подводные тоннели на пересечениях рек, морских проливов и других акваторий должны проектироваться по специальным техническим условиям и сооружаться при обязательном научном сопровождении, с последующим мониторингом за состоянием конструкций и сооружения в целом в процессе временной и постоянной эксплуатации.

5.2 Инженерные изыскания

5.2.1 Инженерно-геологические изыскания

5.2.1.1 Инженерные изыскания (с выбором вариантов строительства)
сбор и обработка имеющихся инженерно-геологических материалов по предполагаемым вариантам (аэро- и космоснимки, скважины, шурфы, отчеты различных организаций и т.д.);
дополнительные буровые и горные работы, геофизические исследования, обработка аэро- и космоснимков, лабораторные исследования в объеме не менее 20% изысканий на стадии проектной документации.
5.2.1.2 Инженерно-геологические изыскания для разработки проектной документации строительства тоннеля
Инженерно-геологические изыскания для разработки проектной документации тоннелей должны выполняться в соответствии с требованиями СП 47.13330, СП 22.13330, [2, часть I], [3], [12] и настоящего свода правил.
В состав инженерно-геологических изысканий должны входить следующие виды работ и комплексных исследований:
сбор и обработка материалов изысканий и исследований прошлых лет по участку тоннеля и прилегающим территориям;
рекогносцировочное обследование территории;
построение априорной геодинамической 3D-модели внутреннего строения и свойств массива горных пород по материалам прошлых лет и на основе обработки измерений рельефа земной поверхности по методу Марковской гипсотомографии;
детальная инженерно-геологическая съемка на припортальных участках и участках шахтных стволов;
бурение скважин;
геофизические исследования;
полевые исследования грунтов;
гидрогеологические исследования;
стационарные наблюдения;
лабораторные исследования грунтов, подземных и поверхностных вод;
обследование грунтов оснований существующих зданий и сооружений (при отсутствии по ним исполнительной документации);
составление прогноза изменений инженерно-геологических условий;
камеральная обработка материалов и составление технического отчета (заключения).
В состав рекогносцировочного обследования территории помимо осмотра места изыскательских работ с визуальной оценкой рельефа должны входить описание имеющихся строительных выработок и других обнажений, внешних проявлений геодинамических процессов, а также оценка эффективности существующих транспортных потоков с позиций организации изыскания.
Рекогносцировочное обследование следует производить в полосе шириной до 150 м вдоль оси тоннеля.
Должна быть проведена инженерно-геологическая съемка полосы трассы тоннеля (не менее 150 м в каждую сторону) масштаба 1:2000. Площадь съемки должна быть достаточной для освещения инженерно-геологических условий возможных вариантов изменений трассы тоннеля.
Инженерно-геологическая съемка на припортальных участках (500х500 м) и участках шахтных стволов (100х100 м) должна выполняться в масштабе 1:1000 или 1:500 и установить несущую способность грунтов и их устойчивость при сооружении порталов.
Атмо-геохимическая съемка полосы трассы тоннеля (по 150 м в каждую сторону) выполняется для уточнения положения зон разрывных нарушений, характеристики их открытости и активности (масштаб съемки 1:2000).
Количество разведочных скважин по трассе тоннеля определяется категорией сложности инженерно-геологических условий (по [3]) и глубиной заложения тоннеля.
Число разведочных скважин при глубине заложения тоннеля до 300 м следует принимать:
при длине тоннеля до 300 м - не менее трех вдоль оси тоннеля в простых условиях и в условиях средней сложности и не менее четырех в сложных условиях;
при длине тоннеля более 300 м - дополнительно по одной скважине на каждые 200 м вдоль оси тоннеля в простых условиях, на каждые 100-120 м в условиях средней сложности и на каждые 75-100 м в сложных условиях. Аналогично определяется число скважин для подходных выработок.
При необходимости на наиболее сложных участках трассы дополнительно бурятся скважины по поперечникам. Число скважин в каждом поперечнике - две-три.
На участках развития опасных инженерно-геологических процессов рекомендуется закладывать поперечники из трех - пяти скважин и проводить дополнительные геофизические исследования.
Глубина скважин определяется необходимостью освещения геологического разреза, гидрогеологических условий, структуры горного массива и свойств пород в пределах прогнозируемой зоны взаимодействия проектируемых объектов с геологической средой, но не менее чем на 8-10 м ниже лотка тоннеля.
Согласно требованиям [3, подраздел 1.6], с особой детальностью должны быть изучены инженерно-геологические условия в зоне подземного сооружения, под которой понимают толщу грунтов на 30-40 м выше и на 8-10 м ниже лотка сооружения. Детально (через 2 м) опробуется:
на 10 м ниже лотка тоннеля;
зона тоннеля (10 м);
зона сдвижения (15 м выше кровли тоннеля).
С меньшей детальностью (через 5 м) опробуется зона в интервале 15-40 м над кровлей тоннеля.
Остальной разрез опробуется с шагом одна проба на 10 м (низкая детальность).
Состав определений для скальных и полускальных пород:
низкая детальность:
полный комплекс определений физических свойств и механической прочности пород;
нормальная детальность:
полный комплекс определений физических свойств и механической прочности пород;
особая детальность: