полный комплекс определений физических свойств и механической прочности пород;
полный комплекс определений физико-механических свойств, механической прочности и деформационных характеристик.
В сложных инженерно-геологических условиях для получения необходимых параметров для расчета (математического моделирования) обделки выполняются специальные лабораторные исследования по определению физико-механических свойств грунтов и горных пород [определение прочности пород на сдвиг в условиях трехстороннего сжатия (стабилометр), определение прочности пород на сдвиг по готовой поверхности, определение параметров длительной прочностности, прогноз удароопасности].
Число определений каждой характеристики должно обеспечить получение нормативных и расчетных показателей для выделенных инженерно-геологических элементов при заданной доверительной вероятности.
При строительстве тоннелей открытым способом с использованием метода "стена в грунте", шпунтовых и свайных ограждений котлованов, входящих в состав постоянных конструкций, скважины следует располагать по сетке 20х20 м или по оси ограждающих конструкций не реже, чем через 20 м.
На участках распространения специфических грунтов разведочные скважины необходимо проходить на полную их мощность или до глубины, где наличие таких грунтов не будет оказывать влияния на устойчивость проектируемых сооружений.
При изысканиях на участках развития геологических и инженерно-геологических процессов выработки следует проходить на 3-5 м ниже зоны их активного развития.
В состав гидрогеологических исследований должны входить наблюдения за уровнями подземных вод в процессе бурения скважин, замеры гидравлических напоров, откачки (наливы, нагнетания) из скважин, определения дебитов поверхностных водотоков (родников, источников), замер температуры подземных и поверхностных вод (и температуры грунтов), отбор проб воды и газов (при их наличии) на лабораторные исследования.
Виды и объемы гидрогеологических исследований должны определяться программой изысканий.
Комплекс геофизических методов следует назначать исходя из характера решаемых задач и возможности применения того или иного метода в конкретных условиях.
Объем геофизических исследований определяется программой изысканий и корректируется в процессе их выполнения.
Должны быть организованы режимные наблюдения за поверхностными и подземными водами, а при наличии многолетнемерзлых грунтов - за их температурой и состоянием.
При камеральной обработке материалов изысканий должны быть составлены:
карта фактического материала с контурами проектируемых сооружений (СП 47.13330);
инженерно-геологическая карта;
гидрогеологическая карта (при необходимости);
карта распространения геологических процессов и явлений;
карта-срез на уровне заложения тоннеля.
Указанные карты составляются в масштабе 1:2000-1:5000;
геолого-литологические разрезы разведочных выработок в масштабе не менее 1:500;
инженерно-геологический разрез по оси тоннеля в масштабе - горизонтальный 1:5000-1:2000 и вертикальный 1:500-1:100 и разрезы по поперечникам;
инженерно-геологические разрезы шахтных стволов и подходных выработок в масштабе 1:200-1:500;
графики, расчеты и таблицы гидрогеологических и геофизических исследований;
ведомости лабораторных исследований грунтов и вод.
5.2.1.3 Инженерно-геологические изыскания в процессе строительства тоннеля
Инженерно-геологические изыскания в процессе строительства производятся в соответствии с требованиями [39, раздел 5] для оценки состояния массива пород и, при необходимости, корректировки способов проходки и конструкций обделки.
В состав инженерно-геологических работ при строительстве тоннеля входят: систематическое описание пород в забое, своде и стенах выработок, определение крепости и устойчивости грунтов и пород, фиксирование проявлений горного давления, вывалов, переборов, обводненности и газоносности грунтов, способа проходки, состояния временного крепления и постоянной обделки.
В случае несоответствия фактических инженерно-геологических условий данным проектной документации производится корректировка способов проходки и конструкций обделки.
5.2.2 Инженерно-экологические изыскания
Инженерно-экологические изыскания для разработки проектной документации следует выполнять в соответствии со СП 47.13330 и [1, подразделы 6.2, 6.4, 6.9-6.31].
При отсутствии стадии проектной документации или в случае совмещения стадий проектной и рабочей документации инженерно-экологические изыскания должны предшествовать разработке рабочей документации.
Задачей инженерно-экологических изысканий для разработки проектной документации является получение необходимых материалов и данных для экологического обоснования проекта строительства тоннеля, в том числе:
уточнение природно-техногенных условий на выбранном варианте трассы и площадках вспомогательных сооружений к началу строительства;
уточнение границ зоны воздействия тоннеля по компонентам природной и городской среды;
прогноз возможного изменения окружающей среды в зоне влияния тоннеля при его строительстве и эксплуатации;
получение необходимых материалов и исходных данных для составления раздела проектной документации "Мероприятия по охране окружающей среды".
Маршрутное обследование трассы и прилегающей территории должно осуществляться с детальностью, отвечающей, как правило, масштабам 1:5000-1:2000, на сложных участках при необходимости масштаб обследования может быть увеличен до 1:1000, а на прилегающей территории уменьшен до 1:25000-1:10000. Допускается изменение масштабов при обосновании в программе работ.
Бурение разведочных скважин для экологических наблюдений и опробования следует проводить на участках выявленных ранее геохимических, гидрохимических и геофизических аномалий и в местах предполагаемой локализации загрязнений для установления их планового распространения и глубины проникновения. Число и глубина скважин обосновываются в программе изысканий.
Глубина бурения скважин для отбора проб на участках, предназначенных для организации стройплощадок на порталах тоннелей, и в местах предполагаемого расположения устьев вентиляционных стволов и штолен должна соответствовать требованиям [1]. Глубина скважин для отбора проб пород по трассе тоннелей должна соответствовать расстояниям от поверхности земли до профиля трассы.
Оценка радиационной обстановки при производстве изысканий должна осуществляться согласно [42, 43] с учетом [1]. Радиационно-экологические исследования должны включать:
оценку гамма-фона на территории строительства;
оценку радиоактивности грунтов в приповерхностной зоне и в интервалах глубин прохождения тоннеля;
определение радиационных характеристик водоносных горизонтов, вскрываемых при проходке тоннеля;
оценку радоноопасности территории на основании плотности потока радона с поверхности грунта и содержания радона в воздухе сооружаемого тоннеля;
оценку мощности экспозиционной дозы (МЭД) гамма-излучения по глубине с использованием гамма-каротажа в скважинах, проходка которых осуществляется в ходе инженерно-геологических изысканий.
Рекогносцировочное обследование территории следует выполнять согласно требованиям [1, подраздел 4.8] вдоль трассы тоннеля и на прилегающей территории в полосе 300-500 м для составления схемы расположения промышленных предприятий, свалок, отстойников, нефтехранилищ, АЗС и других объектов повышенной опасности и источников загрязнения окружающей среды, а также объектов историко-культурного наследия и повышенной уязвимости (исторической застройки, медицинских, научно-исследовательских и детских учреждений, скверов, парков и зон отдыха).
Опробование и оценка качества воды, используемой как источник водоснабжения для хозяйственно-питьевых и коммунально-бытовых нужд и других целей, проводят в соответствии с установленными санитарными нормами и стандартами качества воды применительно к видам водопользования.
Геоэкологическое опробование и оценку загрязнения грунтовых вод, не используемых для водоснабжения, при экологической оценке территории в зоне влияния проектируемого тоннеля и вспомогательных сооружений проводят согласно [1, подразделы 4.37, 4.38]. Число проб устанавливается в программе изысканий в соответствии со спецификой гидрогеологических условий, протяженностью тоннеля и влиянием техногенных факторов.
Оценка состояния растительного покрова проводится при маршрутном обследовании трассы проектируемого тоннеля и прилегающей территории и сопровождается отбором проб зеленых насаждений (трав, кустарников, листьев деревьев) для определения степени их деградации и химического загрязнения в городской среде. Для проведения геоботанических исследований следует привлекать специализированные организации или квалифицированных специалистов в области городского лесопаркового хозяйства, имеющих лицензии и личные сертификаты соответствия на право проведения подобных работ.