f - коэффициент трения подошвы сооружения по контакту с каменной постелью, допускается принимать равным 0,5.
Примечание - Временные нагрузки, улучшающие условия устойчивости, из расчета исключаются.
10.2.10 Устойчивость гравитационных причальных сооружений на сдвиг вместе с постелью следует определять:
а) для случая постели, заглубленной в грунт основания (рисунок 10.3, а), скольжение по системе плоскостей МК, КЕ и ЕА - из условия
![]() | |
227 × 52 пикс.   Открыть в новом окне |
где
- часть расчетного веса сооружения, передающая давление на грунт в плоскости подошвы постели на участке FK, определяемая по формуле

![]() | |
241 × 64 пикс.   Открыть в новом окне |







- сопротивление грунта засыпки в контуре ABE

- пассивное давление грунта

В расчет по формуле (10.15) вводится меньшее из полученных значений;









б) для случая постели на поверхности грунта основания (рисунок 10.3, б):
скольжение по плоскостям МК и КЕ - по формуле (10.15) при
и
;


скольжение по наклонной плоскости ME - по формуле

где
- сумма проекций на плоскость сдвига ЕМ расчетных сил, действующих выше этой плоскости, определяемая по формуле









![]() | |
1151 × 1166 пикс.   Открыть в новом окне |
10.2.11 При расчете общей устойчивости гравитационных причальных сооружений по схеме глубинного сдвига в предположении скольжения по круглоцилиндрическим поверхностям следует руководствоваться разделом 9.
10.2.12 Расчет причальных сооружений из оболочек большого диаметра (см. 10.33-10.35) следует выполнять согласно требованиям раздела 7.
При статических расчетах оболочек большого диаметра следует учитывать условия работы конструкции сооружения на стадии эксплуатации и в строительный период.
Расчет причальных сооружений из оболочек большого диаметра по первой группе предельных состояний следует выполнять для обеспечения прочности конструкции оболочки (стенок и узлов соединения), элементов верхнего строения, основания сооружения и устойчивости сооружения на сдвиг и опрокидывание.
Расчет по второй группе предельных состояний проводят в целях прогнозирования деформаций сооружения - осадок, кренов, горизонтальных смещений, а также раскрытия трещин в железобетонных сечениях.
10.3 Расчет причальных сооружений из массивовой кладки
10.3.1 Указания настоящего раздела распространяются на гравитационные причальные сооружения из правильной кладки бетонных монолитных массивов с перевязкой швов или столбами без перевязки швов и на причальные сооружения из столбовой кладки пустотелых бетонных массивов.
10.3.2 При расчете причальных сооружений из массивовой кладки следует рассматривать пять схем загружения территории (рисунок 10.4. а):
- схема I - временная нагрузка располагается за пределами стенки, начиная от тылового обреза разгрузочной платформы или разгрузочной консоли стенки из пустотелых массивов. При таком расположении нагрузки следует выполнять расчеты на устойчивость по схеме плоского сдвига по контакту стенки с постелью, совместно с постелью и по швам кладки, проверять положение равнодействующей нагрузок (эксцентриситет) по подошве стенки и в швах кладки, а также в необходимых случаях - устойчивость на опрокидывание (на поворот вокруг переднего ребра);
- схема II - временная нагрузка располагается над тыловой частью сооружения и распределяется на 1/3 ширины массива предпоследнего курса кладки.
Указанный случай является определяющим при проверке растягивающих нормальных напряжений со стороны акватории в шве основания верхнего курса массива;
- схема III - временная нагрузка располагается над стенкой до линии кордона или линии возможного загружения по технологическим условиям. В указанном расчетном случае определяются максимальные нормальные контактные напряжения в каменной постели на контакте с основанием стенки и в грунте основания на контакте с каменной постелью. Кроме того, определяются толщина постели, а также усилия в лицевой стенке надстройки при расчете ее по прочности и раскрытию трещин;
- схема IV - временная нагрузка располагается за пределами надстройки, над тыловой частью сооружения. Указанный расчетный случай является определяющим для расчета устойчивости надстройки;