СП 284.1325800.2016 Свод правил Трубопроводы промысловые для нефти и газа. Правила проектирования и производства работ стр. 28

- устройство подъездных дорог к карьеру и производственным сооружениям.
20.2.2 Разработка грунта в карьерах производится преимущественно в теплое время года. Обязательное условие начала разработки карьера - устройство водоотводов, предотвращающих попадание воды в карьер.
20.2.3 При разработке карьера зимой, для уменьшения снежных заносов, забой устраивают с наветренной стороны, а валы разработанных грунтов отсыпают с подветренной. Расстояние между валами должно быть не менее 3 м.
20.2.4 Разработка мерзлого грунта осуществляется с рыхлением буровзрывным методом или механическими рыхлителями.
20.2.5 Летом разработка мерзлого грунта выполняется без рыхления, послойно, по мере естественного оттаивания слоев.
При послойном оттаивании грунт необходимо перемещать бульдозерами в промежуточные бурты для обезвоживания, а затем в накопительные отвалы.
Разработку талых слоев грунта необходимо начинать с нижней части карьера для увеличения уклона и ускорения стекания воды.
Промежуточные бурты из оттаивающего грунта возводят высотой до 2,5 м, шириной по низу не более 6 м и выдерживают для обезвоживания в зависимости от вида грунта:
- песок средней крупности - 1-2 сут;
- песок пылеватый с содержанием пылеватых и глинистых частиц до 5% - 4-5 сут, от 5% до 13% - 6-7 сут; супеси - 10-12 сут.
20.2.6 Предварительно подсушенные пылеватые пески с содержанием пылеватых и глинистых частиц от 5% до 13% и супеси укладывают в накопительные отвалы тонкими слоями (до 0,5 м) для последовательного просыхания.
При уменьшении влажности до 15% - 17% грунт считается подготовленным для применения в возводимых насыпях строящихся объектов.
20.2.7 Отвалы, предназначенные для использования в зимний период, необходимо отсыпать высотой, превышающей глубину их возможного сезонного промерзания, и защищать теплоизолирующими покрытиями из местных (мох, торф, снег и др.) или искусственных (полимерные пены) материалов.
20.2.8 Зимой грунт в карьерах следует разрабатывать с соблюдением следующих правил:
- снег с поверхности следует удалять постепенно, из расчета размера площади, которую экскаваторы разрабатывают за одну смену, а при температуре воздуха ниже минус 20°С - за полсмены;
- передвижение транспортных средств осуществлять только по дну разрабатываемого карьера;
- разработку карьеров, расположенных на склоне, начинать с низовой стороны.
20.2.9 Бурты грунта, предназначенные для применения в летний период, следует располагать в карьере по направлению господствующих ветров, а в зимний - перпендикулярно к этому направлению (для накопления утепляющих снежных отложений).
20.2.10 Талый грунт со дна рек заготавливается гидронамывом. При этом площадки для накопления грунта должны быть с уклоном в сторону реки.
20.2.11 При расположении карьера в зоне островной мерзлоты грунт разрабатывается двумя способами:
- послойным размораживанием, как указано в 20.2.5 (для участков островной мерзлоты);
- без подготовки (для грунта, находящегося в талом состоянии) с укладкой в бурты для обезвоживания.
В зависимости от размеров "островов" на строительном генеральном плане указывается расположение временных буртов для оттаивания мерзлых грунтов.
20.2.12 Выемка грунта из карьера должна производиться в соответствии с техническими условиями на его рекультивацию, при этом должна быть обеспечена устойчивость нерабочих откосов карьера, заложение которых определяется горнотехнической частью проекта разработки и рекультивации карьера.

20.3 Разработка траншеи и подготовка дна под укладку трубопровода

20.3.1 Размеры и профили траншеи при строительстве трубопроводов устанавливаются СП 45.13330;
- под трубопроводы, с откосами 1:0,5 и круче - по таблице 26;
- под трубопроводы, с откосами 1:0,5 - не менее наружного диаметра трубы с добавлением 0,5 м при укладке отдельными трубами и 0,3 м при укладке плетями;
- под трубопроводы на участках кривых вставок - не менее двукратной ширины траншеи на прямолинейных участках;
- при устройстве искусственных оснований под трубопроводы, кроме грунтовых подсыпок, коллекторы и подземные каналы - не менее ширины основания с добавлением 0,2 м с каждой стороны;
- в местах технологических разрывов для сварки стыков должны разрабатываться приямки размерами, не менее: длина 1,0 м, ширина (de+1,2) м, где de - наружный диаметр трубопровода с учетом толщины покрытия, глубина 0,7 м.
Таблица 26
Способ укладки трубопроводов
Ширина траншей, м
1 Плетями или отдельными секциями при наружном диаметре труб, de , м:
- до 0,7 включ.
+0,3, но не менее 0,7 de 
- св. 0,7
1,5 de 
2 То же, на участках, разрабатываемых траншейными экскаваторами под трубопроводы диаметром до 219 мм, укладываемые без спуска людей в траншеи (узкотраншейный метод)
+0,2
3 То же, на участках трубопровода, пригружаемого железобетонными пригрузами или анкерными устройствами
2,2 de 
4 То же, на участках трубопровода, пригружаемого с помощью нетканых синтетических материалов
1,5 de 
Примечание - При параллельной укладке нескольких трубопроводов в одной траншее расстояния от крайних труб до стенок траншей определяются требованиями настоящей таблицы, а расстояния между трубами устанавливаются проектной документацией.
20.3.2 Перед разработкой траншеи следует воспроизвести разбивку ее оси, а на вертикальных кривых - разбивку глубины через каждые 2 м геодезическим инструментом.
20.3.3 Способ разработки траншеи выбирается в проекте и уточняется в ППР в зависимости от категории и структуры грунта, степени его промерзания. Траншеи следует разрабатывать одноковшовым экскаватором:
- на участках с выраженной холмистой местностью (или сильно пересеченной), прерывающейся естественными преградами;
- в мягких грунтах с включением валунов;
- на участках повышенной влажности;
- в обводненных грунтах;
- при широких траншеях под многониточные газопроводы.
Траншеи следует разрабатывать экскаваторами непрерывного действия на участках со спокойным рельефом местности, на отлогих возвышенностях, на участках с плотными, нескальными и мерзлыми грунтами.
20.3.4 Для предотвращения деформации профиля вырытой траншеи, а также смерзания отвала грунта в зимнее время сменные темпы изоляционно-укладочных и земляных работ должны быть одинаковыми. Разработка траншей в задел (за исключением скальных в летнее время) запрещается. Технологический разрыв между разработкой траншеи и укладкой должен быть указан в проекте производства работ. Приямки под технологические захлесты и сооружения на трубопроводах разрабатывают одновременно с рытьем траншеи, если позволяет устойчивость грунтов.
20.3.5 Грунт, вынутый из траншеи, должен укладываться в отвал с одной стороны траншеи на расстоянии не ближе 0,5 м от ее бровки. Другая сторона должна оставаться свободной для передвижения транспорта и производства монтажно-укладочных работ (рабочая полоса). В стесненных условиях допускается укладывать отвал на рабочую полосу, с последующей его планировкой для проезда техники при работе. Система разработки грунта должна обеспечивать селективную выемку, складирование и хранение плодородного слоя в объемах, предусмотренных проектной документацией для использования его при восстановлении нарушенных земель.
20.3.6 Рыхление скальных и мерзлых грунтов взрывным способом должно производиться до вывоза и раскладки труб на трассе и опережать границу этих работ на безопасное расстояние от ближайшей зоны взрывных работ.
20.3.7 В скальных, гравийно-галечниковых и мерзлых грунтах должна быть выполнена подсыпка дна траншеи слоем не менее 10 см над выступающими частями дна траншеи и присыпка трубопровода над верхней образующей толщиной не менее 20 см мягким грунтом (сыпучим минеральным грунтом с размером твердых фракций в поперечнике до 50 мм). В талых песчаных и глинистых грунтах (супесь, суглинок, глина), где подсыпка дна траншеи мягким грунтом не предусматривается, размеры остающихся на дне включений не должны превышать 30 мм в поперечнике.
20.3.8 Для обеспечения проектного положения, полного прилегания трубопровода ко дну траншеи по всей длине и сохранности изоляционного покрытия до начала укладочных работ следует проверять соответствие продольного и поперечного профиля траншеи проектным отметкам:
- на ровных участках трассы через каждые 50 м;
- на участках вертикальных кривых упругого изгиба через каждые 10 м;
- на участках вертикальных кривых с холодногнутыми отводами через каждые 2 м;
- на участках вертикальных кривых с крутоизогнутыми отводами через 1 м;