СП 284.1325800.2016 Свод правил Трубопроводы промысловые для нефти и газа. Правила проектирования и производства работ стр. 30

20.5.9 Обваловывать трубопровод следует на высоту не менее 0,2 м над верхом трубы незамерзшим грунтом, а затем незамерзшим или мерзлым грунтом. В противном случае должны быть приняты меры против повреждения изоляции мерзлым грунтом (защитные обертки, скорлупы и т.п.).
20.5.10 Толщина слоя грунта над трубопроводом в уплотненном состоянии (после его осадки) должна быть не менее 0,8 м.
20.5.11 Увеличение высоты отсыпки на осадку при производстве работ в летнее время (для минеральных грунтов) принимается равным 15%, а при засыпке трубопровода зимой мерзлым грунтом - 30%.
20.5.12 По ходу возведения насыпей необходимо укреплять откосы от размыва поверхностными водами.

20.6 Отсыпка насыпей на болотах

20.6.1 Насыпи на болотах I и II типов (глубиной до 2 м) устраивают после удаления торфа на полосе прокладки трубопровода на всю глубину. На болотах III типа (без сплавин) насыпи сооружают без выторфовывания. В этом случае торфяная масса выдавливается весом насыпаемого минерального грунта. На болотах III типа с толщиной сплавины до 0,5 м насыпи отсыпают непосредственно на сплавину с погружением ее на дно. При толщине сплавины более 0,5 м целесообразно устройство в ее теле двух продольных прорезей на расстоянии, равном ширине основания насыпи, на которую отсыпается минеральный грунт с погружением его на дно болота.
Прорези разрабатывают одноковшовыми экскаваторами с пеноволокуш или взрывным способом.
20.6.2 Отсыпку насыпи следует выполнять в следующем порядке - первый слой на 25-30 см выше уровня болота отсыпают пионерным способом: самосвалы разгружают грунт отсыпки на берегу болота, затем бульдозерами его сдвигают в сторону наращивания насыпи. Отсыпку можно вести с одной или с двух сторон болота. После первого слоя на полную длину насыпи отсыпают второй слой до проектной отметки низа трубы с послойным уплотнением. Третий слой вокруг трубы отсыпают послойным уплотнением.
20.6.3 На залитых водой болотах II и III типов большой протяженности (более 200 м) при наличии в основании болот хорошо дренированных гравийно-песчаных, песчаных или супесчаных грунтов целесообразно устраивать насыпь способом намыва при наличии вблизи трассы достаточных объемов воды для этих целей.
20.6.4 Для намыва таких насыпей следует применять безэстакадный продольно-встречный способ гидронамыва, который должен осуществляться специальными бригадами. Насыпи намывают участками шириной до 35 м и протяженностью 200-350 м, так называемыми "картами намыва". Для образования "карты намыва" по ее контуру устраивают грунтовые валики или устанавливают сборно-разборные деревянные щиты, задерживающие намытый грунт на "карте намыва".

20.7 Рекультивация земель

20.7.1 Рекультивации подлежат все нарушенные строительством земли, в которых произошли изменения, выражающиеся в нарушении почвенного покрова, в образовании новых форм рельефа, изменении гидрогеологического режима территории (иссушение, подтопление), а также прилегающие угодья, на которых в результате строительства произошло снижение продуктивности.
20.7.2 Требования по рекультивации земель на сооружаемом трубопроводе определяются в проектной документации. Мероприятия по рекультивации временно занимаемых земель согласовываются с землепользователями.
20.7.3 Плодородный слой почвы на площади, занимаемой траншеями, котлованами, карьерами и другими объектами трубопроводного строительства до начала основных земляных работ должен быть снят и уложен в отвал хранения до его восстановления (рекультивации).
20.7.4 Снятие плодородного слоя почвы, перемещение ее в отвал хранения, возвращение на полосу рекультивации, разравнивание и планировка должно производиться преимущественно бульдозерами, а разравнивание возвращенной почвы на полосе рекультивации и планировка - бульдозерами и автогрейдерами.
20.7.5 В стесненных и сложных грунтовых условиях для снятия, перемещения в отвал, хранения, возвращения на рекультивируемую полосу плодородного слоя почвы и планировки допускается применять одноковшовые экскаваторы, а также одноковшовые экскаваторы в комплектах с бульдозерами и автотранспортом.
20.7.6 Минимальная ширина полосы рекультивации должна превышать ширину траншеи с каждой стороны по 0,5 м.

21 Изоляционные работы

21.1 Общие положения

21.1.1 При строительстве трубопроводов, для повышения надежности и качества противокоррозионных покрытий необходимо максимально использовать трубы и сварные трубные секции с покрытиями, нанесенными в заводских (базовых) условиях.
Примечание - Трассовая изоляция допускается в особых случаях при соответствующем технико-экономическом обосновании.
21.1.2 Все работы по нанесению противокоррозионных покрытий должны выполняться в соответствии с технологическими картами (инструкциями) изготовителя/поставщика.
21.1.3 Качество противокоррозионных покрытий сваренного в нитку трубопровода контролируют перед укладкой в траншею путем измерения толщины, адгезии к металлу и проверки диэлектрической сплошности покрытия в соответствии с ГОСТ Р 51164.
21.1.4 Дефектные места, а также сквозные повреждения противокоррозионных покрытий, выявленные во время проверки его качества, должны быть исправлены до засыпки трубопровода.
21.1.5 Нанесение внутреннего покрытия может осуществляться как до, так и после нанесения наружного покрытия. При этом технология нанесения последующего покрытия должна обеспечивать сохранность ранее нанесенного покрытия.

21.2 Наружные противокоррозионные покрытия

21.2.1 Нанесение наружних противокоррозионных покрытий производится в соответствии с техническими условиями для каждого типа противокоррозионного покрытия. Для строительства трубопроводов, прокладываемых траншейным способом, при прокладке трубопроводов в скальных и многолетнемерзлых грунтах, на подводных переходах и на участках трубопроводов, строящихся методами закрытой прокладки, должны применяться преимущественно трубы с заводским трехслойным или двухслойным полимерным покрытием.
Применение битумно-полимерного покрытия с нанесением его в трассовых условиях механизированным способом должно быть обосновано в проекте, включая оценку долговечности покрытия.
21.2.2 Нанесение наружных противокоррозионных покрытий на зону сварного стыка и прилегающие участки заводского покрытия производится в соответствии с техническими условиями и операционными технологическими картами. Защитные свойства наружных противокоррозионных покрытий в зоне сварных стыков труб должны соответствовать аналогичным показателям основного покрытия труб.
21.2.3 В процессе усадки манжет на сварные стыки контролируют:
- качество предварительной очистки зоны стыка (отсутствие загрязнений - земли, снега, наледи, масляных пятен);
- качество абразивной очистки трубы в зоне стыка (степень очистки и шероховатость стальной поверхности должна соответствовать требованиям НД для покрытия конкретного типа);
- равномерность нанесения праймера (отсутствие пропусков, подтеков);
- качество защитного покрытия, нанесенного на сварной стык (внешний вид, толщину, диэлектрическую сплошность, адгезию).
- значение угла скоса кромок заводского покрытия к поверхности трубы, которое не должно быть более 30°;
Усаженная манжета должна плотно обжимать трубу в зоне сварного стыка, иметь нормированное значение нахлеста краев полотна на заводское покрытие, одинаковое с обеих сторон манжеты, на манжете должны отсутствовать складки, прожоги.
Выборочному контролю подлежит значение адгезии покрытия к металлу трубы и основному изоляционному покрытию.
Адгезию термоусаживающихся материалов (лент, манжет или муфт) к стали и заводскому покрытию трубопровода определяют не ранее чем через 24 ч после нанесения. Число измерений на сварном стыке, периодичность контроля должны соответствовать требованиям технических условий предприятия-изготовителя и операционных технологических карт.
21.2.4 Изолированный участок трубопровода разрешается укладывать в подготовленную траншею только после сдачи-приемки с оформлением акта установленной формы.
Контроль состояния защитного покрытия уложенного в грунт подземного трубопровода на соответствие требованиям ГОСТ Р 51164 должен быть проведен не ранее чем через две недели после укладки участка в траншею и его засыпки. При неудовлетворительных результатах контроля, должен быть проведен поиск и устранение дефектов покрытия, с последующей повторной проверкой состояния защитного покрытия участка трубопровода.
21.2.5 Ремонту подлежат все сквозные и несквозные дефекты наружного противокоррозионного покрытия. Ремонт мест повреждений наружного противокоррозионного покрытия труб, запорно-регулирующей арматуры, фитингов в трассовых условиях осуществляется по результатам проведения входного контроля, в местах складирования и хранения труб, а также непосредственно на участках строительства трубопровода.
21.2.6 Ремонт дефектных участков осуществляется с применением материалов, аналогичных материалам, применяемым при изоляции труб на предприятии-изготовителе.
21.2.7 Качество наружного противокоррозионного покрытия на отремонтированных участках должно соответствовать качеству основного наружного противокоррозионного покрытия труб. При проверке качества покрытия на отремонтированных участках проводится визуальный осмотр, измерение толщины покрытия, проверка покрытия на диэлектрическую сплошность.

21.3 Внутренние противокоррозионные покрытия

21.3.1 Внутренние противокоррозионные покрытия наносятся на трубы только в заводских или базовых условиях. Нанесение внутренней изоляции трубопроводов в трассовых условиях (кроме изоляции стыков) не допускается. Применение внутреннего противокоррозионного покрытия обосновывается в проекте.
21.3.2 Для защиты от коррозии зоны сварных стыков трубопроводов, необходимо использовать втулки (муфты).
21.3.3 Все трубы и соединительные детали, подлежащие внутренней изоляции, подвергают входному контролю:
- визуальному - для выявления таких дефектов, как вмятины, выщербины, раковины, острые выступы, заусенцы, задиры, прилипшие капли металла, шлака, "плены", наличие на изолируемой поверхности масляной пленки или масляных пятен и т.д.;
- на соответствие требованиям НД на используемые стальные трубы по геометрии труб.
Поверхность труб и соединительных деталей, подлежащая нанесению внутреннего противокоррозионного покрытия, должна быть чистой и сухой; наличие влаги в виде пленки, капель, наледи, инея не допускается.