Свод правил СП 269.1325800.2016 "Транспортные сооружения в сейсмических районах. Правила уточнения исходной сейсмичности и сейсмического микрорайонирования" (утв. приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 16 декабря 2016  стр. 6

Пример - Требуется уточнить ускорения колебаний среднего по сейсмическим свойствам грунта для участка эстакады, расположенной на расстоянии км от потенциального очага землетрясения. Максимальная магнитуда землетрясений М = 6,8. Средняя глубина очагов км.
Наибольшую силу сотрясений и среднего по сейсмическим свойствам грунта вблизи эстакады определяют по уравнению макросейсмического поля
,
где b = 1,5; s = 3,6; с = 3,1.
При подстановке в уравнение значений всех параметров находят I = 8,2 балла. По таблице А.3 расчетное ускорение колебаний грунта W = 246 . По шкале MSK-64 такому ускорению соответствует землетрясение силой 9 баллов, при котором нормативное ускорение следует принимать равным 400 . Таким образом, в рассматриваемом случае можно существенно уменьшить сейсмическую нагрузку за счет использования дробных баллов как меры интенсивности колебаний грунта.
Приложение Б
(справочное)

Региональные коэффициенты уравнения макросейсмического поля

Таблица Б.1
Сейсмоактивные регионы и субрегионы
Коэффициенты уравнения макросейсмического поля
b
s
с
Крым
1,5
3,5
3,0
Нижняя Кубань
1,5
3,5
3,0
Таманский полуостров
1,5
3,5
3,0
Северный Кавказ
1,6
3,1
2,2
Дагестан
1,5
3,6
3,1
Алтай и Саяны
1,5
3,5
3,0
Прибайкалье
1,5
4,0
4,0
Якутия и Северо-Восток Российской Федерации
1,5
3,5
3,0
Приморье и Приамурье
1,5
3,5
3,0
о. Сахалин
1,6
4,3
3,3
Курильские о-ва
1,5
4,5
4,5
п-ов Камчатка
1,5
2,6
2,5
п-ов Чукотка
1,5
3,5
3,0
Балтийский щит
1,5
3,5
3,0
Европейская часть Российской Федерации
1,5
3,5
3,0
Урал и Западная Сибирь
1,5
3,5
3,0
Приложение В
(справочное)

Уточнение исходной сейсмичности участка строительства железной и автомобильной дорог

В.1 Приведенные в настоящем приложении данные о комплексных исследованиях для уточнения сейсмической обстановки выполнялись при изысканиях железной дороги категории III по СП 119.13330 в Восточной Сибири. Длина исследованного участка дороги около 200 км. Перечень сооружений, для которых уточнена исходная сейсмичность, включает в себя 49 мостов на железной дороге и два моста на притрассовой автомобильной дороге.
Сооружения на железной дороге должны проектироваться с допустимым сейсмическим риском (вероятностью превышения расчетной сейсмической нагрузки) 5% за 50 лет эксплуатации. Для мостов на притрассовой автомобильной дороге сейсмический риск установлен в размере 10% за 50 лет эксплуатации.
Согласно карте ОСР-97-В* южная часть трассы железной дороги проходит в зоне сейсмичностью 9 баллов, северная - в зоне сейсмичностью 8 баллов. Примерно посредине трассы дорога пересекает границу упомянутых зон. При пересечении границы сейсмичность изменяется на один балл.
Для сооружений на притрассовой автомобильной дороге требования к их сейсмостойкости понижены. Согласно карте ОСР-97-А только начальный участок дороги длиной 30 км расположен в 9-балльной зоне. На остальном протяжении дорога проходит по 8-балльной зоне, переходя в 7-балльную зону вблизи конечного пункта трассы. При пересечении дорогой границ зон картированная сейсмическая опасность изменяется скачком на один балл.
Исходная сейсмичность, указанная на картах ОСР-97-А и ОСР-97-В, уточнялась расчетом по сетке с шагом 5x5 км с округлением силы сейсмического воздействия до 0,1 балла шкалы MSK-64. Положение зон очагов возможных землетрясений в районе проектируемой железной дороги и характеристики их сейсмической активности соответствовали методологии общего сейсмического районирования, основанной на данных о сейсмичности и сейсмическом режиме регионов Северной Евразии. Сейсмичность уточнялась для 20 пунктов, равномерно расположенных вдоль дорог.
Расчеты по методике ВАСО показывают непрерывное изменение сейсмической опасности вдоль дорог без скачков на границе зон 7-, 8- и 9-балльной опасности по картам ОСР-97-А и ОСР-97-В. Наибольшие погрешности сейсмической опасности, указанной на картах ОСР-97-А и ОСР-97-В, соответствуют пунктам вблизи границ зон различной сейсмичности (рисунки В.1 и В.2).
В результате уточнения исходной сейсмичности определены поправки к сейсмической опасности на сейсмический режим местности для 51 мостового сооружения. Для трех объектов уточненная сейсмичность совпала с исходной по картам ОСР-97, для 15 мостов уточненная сейсмичность оказалась выше исходной, для 33 мостов возможно уменьшение исходной сейсмичности при использовании детализированных карт общего сейсмического районирования. Значение поправки на сейсмический режим изменялось в пределах от - 0,5 до 0,5 балла шкалы MSK-64.
1329 × 630 пикс.     Открыть в новом окне
1285 × 633 пикс.     Открыть в новом окне
B.2 Использование при проектировании целых баллов, указанных на картах ОСР-97, без уточнения сейсмической опасности с учетом ее вариации вдоль трассы железной и автомобильной дорог способно привести в одних случаях к недооценке опасности землетрясений, в других - к ее переоценке. Применение детализированных карт сейсмической опасности с шагом изолиний 0,1 балла шкалы MSK-64 позволяет проектировать дороги в соответствии с требуемым уровнем их сейсмостойкости, исключая случаи необоснованного снижения надежности для одних сооружений и завышения стоимости других объектов.
B.3 Для 51 сооружения на железной и автомобильной дорогах выполнено СМР, учитывающее местные инженерно-геологические и геоморфологические условия. С учетом всех видов поправок (на сейсмический режим, грунтовые условия и рельеф участков мостовых переходов) сейсмичность повышена для 8, уменьшена для 40 и оставлена без изменения для трех объектов.
______________________________
* Приведенные в настоящем приложении комплексные исследования проводились до введения в действие карт общего сейсмического районирования ОСР-2015.
Приложение Г
(справочное)

Уточнение исходной сейсмичности и сейсмическое микрорайонирование места расположения лавинозащитной галереи

Г.1 Рассматриваемый объект расположен на горном участке железной дороги категории IV по СП 119.13330 в долине р. Нижний Ингамакит, т.е. находится в центральной части зоны активных Ингамакитских и Чина-Вакатских разломов. На флангах этой зоны землетрясения силой 9-10 баллов происходили в 1957 и 1967 гг. Центральная часть зоны характеризуется за последние 135 лет относительно слабой местной сейсмичностью, где за это время накопился значительный сейсмический потенциал (рисунок Г.1).
1233 × 848 пикс.     Открыть в новом окне
Галерея размещается на полке крутого склона. Свод галереи спроектирован из стальных гофрированных листов. Расстояние между осями фундаментов принято равным 7,68 м. Высота конструкции галереи от основной площадки до замка арки - 7,71 м, длина галереи - 38 м.
При проектировании объект рассматривался как сооружение класса сейсмостойкости II. Для определения исходной сейсмичности использовалась действовавшая на момент проведения работ по УИС и СМР карта ОСР-97-В, согласно которой сейсмичность района строительства равна 9 баллов по шкале MSK-64.
Исходные данные для расчета поправки, учитывающей особенности сейсмического режима в месте расположения галереи, представлены в таблице Г.1.
Таблица Г.1
Сила землетрясения , баллы
6
7
8
9
Интервал времени между толчками по сейсмологическим данным , годы
16
50
190
680
Десятичный логарифм времени
1,204
1,700
2,279
2,832
Среднее значение чисел в строке :
.
Уравнение сейсмического режима в пункте строительства:
, (Г.1)
Для определения коэффициентов и использованы формулы:
,
Подстановкой коэффициентов и в уравнение сейсмического режима получена формула для определения уточненной сейсмичности
. (Г.2)
График формулы (Г.2) показан на рисунке Г.2. Уточненная по формуле (Г.2) сейсмичность района строительства, соответствующая интервалу времени между толчками Т = 1000 лет или вероятности превышения расчетного сейсмического воздействия за 50 лет эксплуатации (сейсмическому риску) 5% составляет
балла.
Приращение балльности при вероятностном способе оценки отклонения сейсмического режима от принятого при составлении карты OCP-97-B балла.
1195 × 641 пикс.     Открыть в новом окне
Г.2 Влияние рельефа местности на интенсивность колебаний грунта в месте расположения галереи
Согласно топографической карте ширина долины по дну приближается к 500 м, поверху - к 2000 м. Борта долины возвышаются над дном на 450-500 м. Средняя крутизна склонов 1:1,5. Отметка строительной площадки на 220 м превышает отметку дна долины, т.е. в месте расположения галереи трасса дороги проложена в средней части склона.
Характеристика формы поперечного сечения долины определена в зависимости от ширины долины поверху L и глубины H по формуле
.