(11.15)
где j - индекс точки на лицевой стенке, для которой определяется деформация;
v - линейная скорость деформации, м/сут, по касательной к дуге поверхности скольжения сдвигаемого массива;
t - период времени, сут, соответствующий расчетному сроку службы сооружения;
rj - величина радиуса, м, до j-й точки, в которой определяют деформацию;
r - радиус сдвигаемого массива, м.
11.4.6 Коэффициенты вязкости слоев слабого грунта η, кПа·сут, и коэффициенты, характеризующие изменение вязкости с глубиной ζ, кПа·сут, необходимые для определения линейной скорости деформации, допускается определять:
- коэффициент вязкости η - по графикам на рисунке 11.4;
- коэффициенты, характеризующие изменение вязкости с глубиной ζ, по формуле
(11.16)
где γred- средневзвешенное значение удельного веса вышележащих слоев грунта, кН/м3;
ψ - углы наклона касательных в точках графика (см. рисунок 11.4), соответствующих значениям вязкости грунтов по линии поверхности глубинного сдвига с учетом порового давления и нагрузки.
В особо ответственных случаях коэффициенты η и ζ рекомендуется определять по результатам испытания образцов грунта ненарушенной структуры по консолидированно-дренированной схеме при нормальных напряжениях, соответствующих весу вышележащих слоев грунта, с учетом эксплуатационной нагрузки.
11.4.7 При проектировании причальных сооружений на слабых основаниях рекомендуется, как правило, предусматривать предпостроечную техническую мелиорацию слабых грунтов основания (статическое или динамическое уплотнение, дренирование, закрепление и т.п.).
11.4.8 В случаях, когда кровля слабых грунтов расположена выше отметки глубины промерзания, а пучение может вызвать разрушение или значительные деформации конструкций сооружения, слабые грунты в указанной зоне следует удалить, заменив, при необходимости, непучинистым грунтом.
Во всех других случаях замену слабых грунтов следует обосновывать технико-экономическими расчетами.
572 × 575 пикс.   Открыть в новом окне |
Рисунок 11.4 – Графики значений коэффициента η
12 Проектирование причальных сооружений эстакадного типа
12.1 Основные конструктивные требования
12.1.1 К причальным сооружениям эстакадного типа относятся конструкции набережных и пирсов, опирающиеся на свайные опоры.
Конструкции эстакадного типа классифицируются следующим образом:
- в зависимости от конструкции верхнего строения и расположения опор - сооружения эстакадного и мостового типов;
- в зависимости от расположения на акватории и сопряжения с берегом - набережные-эстакады, перекрывающие подпричальный откос по всей длине сооружения, пирсы, включающие в себя узкие рейдовые причалы;
- в зависимости от конструкции верхнего строения и опор - со сборным, сборно-монолитным, и монолитным верхним строением, на призматических сваях, сваях-оболочках, металлических трубах, оболочках большого диаметра и на опорах из кладки массивов.
12.1.2 Ширина ростверка набережных, размеры соединительных эстакад пирсов следует назначать в соответствии с расчетно-конструктивными требованиями в зависимости от факторов, характеризующих естественные условия строительной площадки.
Увеличение ширины верхнего строения для обеспечения устойчивости подпричального откоса допускается при неблагоприятных грунтовых условиях и требует обоснования целесообразности по сравнению с другими способами (замена или закрепление грунтов основания, уменьшение шага опор, применение анкерующих устройств и т.д.).
Под неблагоприятными грунтовыми условиями подразумеваются илы, слабые водонасыщенные глины и суглинки с коэффициентом водонасыщения Sr0,85, показателем текучести IL0,75, модулем деформации E5000 кПа при коэффициенте консолидации Cv1·107см2/год .
12.1.3 Уклон каменной отсыпки подпричального откоса набережных при высоте волн h на акватории до 1,0 м, отсутствии течений и выполнении условий общей устойчивости рекомендуется принимать 1:1,5.
Допускается применение уклонов 1:1,25-1:1,3 в спокойной воде (h0,3-0,5 м) и глубине причала до 8,25 м, а также на переходных участках от основной эстакадной конструкции к берегоукреплению.
Уклоны до 1:1,8 допускаются:
- при необходимости размещения кранового оборудования в пределах ростверка и глубинах до 8,25 м;
- высоте волн на акватории до 1,50 м;
- действии постоянных течений;
- на торцевых причалах широких пирсов.
Уклоны подпричального откоса 1:2 и менее следует принимать при специальном обосновании на недостаточно защищенных акваториях при высоте волн h > 1,50 м либо при невыполнении условий общей устойчивости сооружения при больших уклонах откоса.
12.1.4 Перед тыловым сопряжением следует устраивать бермы шириной 1,0-1,75 м. В торцевых причалах широких пирсов и на недостаточно защищенных акваториях ширина бермы может быть 2,5-3,5 м и должна, наряду с конструкцией тылового сопряжения, уточняться по данным экспериментальных исследований; при этом камень подпричального откоса в пределах бермы и частично на откосе следует прикрывать щелевыми железобетонными плитами.
Рекомендуется располагать берму на 1,0-1,5 м ниже нулевой отметки порта. Большие значения принимаются при обосновании.
12.1.5 Свайное основание причального сооружения следует проектировать с учетом положения подкрановых и железнодорожных путей, эксплуатационного оборудования, при условии наиболее выгодной передачи временных нагрузок на опоры и минимальной суммарной стоимости свай и верхнего строения при обеспечении рационального использования их несущей способности и устойчивости подпричального откоса.
При использовании индустриальных сборных и сборно-монолитных конструкций верхнего строения расстояния между осями продольных и поперечных свайных рядов следует принимать в соответствии с типоразмерами сборных элементов.
12.1.6 Расстояние в поперечном направлении между осями вертикальных свай lp, воспринимающих горизонтальные нагрузки, рекомендуется принимать не менее 6D (D - большая сторона прямоугольного сечения свай или наружный диаметр сваи-оболочки).
При lp =(3-6)D необходимо учитывать взаимодействие свай; значения lp <3D не допускаются.
Шаг свай из железобетонных оболочек и стальных труб диаметром более 0,60 м в продольном направлении рекомендуется принимать не менее 5D, а для железобетонных призматических свай и стальных труб меньшего диаметра - не менее 2,5-3,0 м.
В безребристых конструкциях железобетонных ростверков максимальный шаг свай в продольном направлении не должен превышать 4,0-5,0 м.
Расстояние между осями вертикальных и наклонных висячих свай в плоскости их нижних концов должно быть не менее 3D, а свай-стоек - не менее 2,5D.
12.1.7 Необходимость применения наклонных или козловых опор следует рассматривать:
- при свайном основании из призматических свай сечением 400x400 мм и 450x450 мм в конструкциях набережных-эстакад для глубин 8,25 м и более, в конструкциях судоремонтных и пассажирских пирсов для глубин 6,50 м и более, а также в рейдовых причалах;
- при действии горизонтальных нагрузок (наклонные сваи забивают в кордонном ряду);
- в сейсмических районах.
12.1.8 Основание технологической площадки узких пирсов следует устраивать из вертикальных и наклонных металлических свай. Число свай и козловых опор устанавливают по расчету.