СП 287.1325800.2016 Сооружения морские причальные Правила проектирования и строительства стр. 26

- в прочих конструкциях - у кордонной грани плиты верхнего строения, а в конструкциях из унифицированных элементов - в полости между бортовой балкой и продольным ригелем.
Допускается при специальном обосновании располагать потерны в конструкциях набережных и пирсов на призматических сваях.
12.1.25 Тыловое сопряжение набережной с берегом, представляющее собой подпорную стенку гравитационного типа из одного-двух курсов массивов, в том числе пустотелых железобетонных коробов или уголкового профиля, а также в виде заанкеренного больверка при возможности просадок территории должно обеспечить восприятие распорного давления грунта без передачи горизонтальной нагрузки на эстакаду.
При значительной ширине ростверка, обусловленной типовыми размерами пролетов верхнего строения либо при невозможности при принятом уклоне откоса образования бермы перед тыловым сопряжением, последнее может не устраиваться; подпричальный откос в этом случае доводят до низа плиты верхнего строения.
Отсутствие тылового сопряжения и действие благодаря этому распорного давления грунта на эстакаду могут быть допущены в конструкциях набережных на сваях-оболочках диаметром не менее 1,2 м, на призматических сваях сечением 400x400 мм и 450x450 мм при введении в состав свайного основания наклонных или козловых свай, а также при анкеровке верхнего строения.
12.1.26 На недостаточно защищенных акваториях (при высоте волн более 1,50 м) или на открытых морских побережьях при высоте волн менее 2,50 м тыловое сопряжение следует устраивать из железобетонного ящика с перфорированными или решетчатыми стенками, заполненного камнем, с устройством за ним каменной призмы, предотвращающей вымывание грунта территории причала.
Верхний курс массива тылового сопряжения следует выполнять в виде железобетонного короба при необходимости устройства тыловой потерны.
Продольный шов между эстакадой и тыловым сопряжением следует перекрывать съемными чугунными решетками.
12.1.27 Проектирование подпричального откоса и конструкций сопряжения набережных с берегом изложено в [24].
12.1.28 При конструировании узлов сборных железобетонных элементов ростверков необходимо руководствоваться следующими указаниями:
- рабочие стыки сборных элементов ростверков, воспринимающие изгибающие моменты и поперечные силы, создают путем сварки выпусков арматуры и укладки бетона омоноличивания или путем сварки закладных частей в соответствии с указаниями СП 63.13330;
- стыки сборных элементов ростверков, воспринимающие поперечные силы, создают путем устройства в примыкающих поверхностях элементов штраб с последующим наполнением их монолитным бетоном и установкой арматуры;
- отдельные стыки между сборными элементами ростверка допускается выполнять открытыми, т.е. без связей, в том случае, когда это приемлемо по условиям работы сооружения, а относительные смещения по линиям примыкания допустимы по условиям эксплуатации.
12.1.29 Верхнее строение ростверков следует жестко соединять со сваями путем заделки их в ростверк на глубину не менее 50 мм и выпусков арматуры из сваи на длину их анкеровки согласно требованиям СП 63.13330.
Допускается сваи-оболочки не заделывать в ростверк из предварительно напряженных элементов, обеспечивая лишь плотное примыкание торцов оболочек к верхнему строению путем омоноличивания оболочки с ростверком, и в этом случае в состав стыка следует включать дополнительную арматуру, пропускаемую через окна в ригелях.
Стык металлической сваи с железобетонным верхним строением следует устраивать путем омоноличивания в ростверке выпусков арматуры, привариваемой к внутренней поверхности сваи и замоноличенной в ее бетонной пробке.
12.1.30 Стыки безребристых конструкций верхнего строения рекомендуется выполнять с помощью наголовников и инвентарных хомутов. При использовании наголовников следует омоноличивать полость, образованную наголовником и монтажным отверстием плиты.
Применение инвентарных хомутов позволяет омоноличивать сваю и плиты только в монтажном проеме плит.
При образовании узла омоноличивания должны быть обеспечены требуемый СП 63.13330 перепуск арматуры плит и установка дополнительной вертикальной (с требуемым перепуском относительно выпусков арматуры сваи) арматуры.
12.1.31 Стыки поперечно-ригельной системы следует формировать путем омоноличивания окон сборной части поперечного ригеля (как правило, прямоугольной формы) и конструктивного зазора укладываемых на него плит, являющегося монолитной частью поперечного ригеля. При этом следует выполнять требования 12.1.29 и 12.1.30 по заделке ствола сваи и установке арматуры в монтажных проемах свай, за пределами которых омоноличиваются в конструктивных зазорах плит их арматурные выпуски с выпусками арматуры ригеля.
12.1.32 Стыки продольно-ригельных систем образуются путем:
- омоноличивания свай в монтажных проемах и окнах (в частности, за счет выреза полок продольных ригелей);
- омоноличивания монтажных проемов между продольными ригелями и укладываемыми на них (в частности, на их полки) плитами.
12.1.33 В верхнем строении необходимо предусматривать устройства, обеспечивающие вентиляцию подпричального пространства (металлические решетки, укладываемые между ростверком и тыловым сопряжением из массивов, и т.п.) и удаление атмосферных осадков (вертикальные закладные трубки).

12.2 Основные положения расчета

12.2.1 Сооружения эстакадного типа рассчитывают в такой последовательности:
а) определение нагрузок и их сочетаний, действующих на секцию сооружения, в соответствии с требованиями раздела 8;
б) расчет общей устойчивости сооружения по глубинному сдвигу (набережные), местной устойчивости подпричального откоса, в том числе на проскальзывание между поперечными рядами свай (набережные-эстакады), на основе требований СП 23.13330 с учетом указаний раздела 9;
в) расчет сооружений по плоской или пространственной расчетным схемам в зависимости от конструкции сооружения при действии разных сочетаний нагрузок, определение расчетных усилий в конструктивных элементах и их деформаций;
г) определение несущей способности свай при действии осевых нагрузок в соответствии с требованиями СП 24.13330;
д) расчет элементов сооружения по прочности, трещиностойкости и деформациям в соответствии с требованиями СП 41.13330, СП 63.13330, СП 16.13330;
е) корректировки расчетной схемы в соответствии:
- с несущей способностью элементов по прочности, трещиностойкости;
- деформациями конструкции в целом и ее элементов;
- несущей способностью свай и шпунта при действии осевых усилий;
- предельными значениями горизонтальных компонентов реакций грунта по боковой поверхности свай и шпунта.
12.2.2 В качестве расчетных схем причалов эстакадного типа следует принимать:
- для набережных, технологических площадок узких пирсов для переработки навалочных и наливных грузов, пассажирских и судоремонтных пирсов, палов - пространственную рамную конструкцию на упругих (нелинейно-упругих) опорах с промежуточными связями или без них и жесткий ростверк, если высота ригелей, приведенных к прямоугольному сечению, составляет не менее 1:4,3 ширины ростверка;
- для верхнего строения соединительных эстакад узких пирсов - многопролетную балку или плиту на упругих опорах при омоноличивании или сварке продольных ригелей смежных пролетов и однопролетные балки при свободном опирании балок на поперечные ригели.
12.2.3 В соответствии с требованиями СП 24.13330 грунт, окружающий сваю, допустимо рассматривать как упругую линейно-деформируемую среду, характеризуемую коэффициентом постели , возрастающим с глубиной.
При учете образования в грунте зон пластических деформаций граница между областями упругого (модель основания в виде коэффициента постели) и пластического деформирования определяется равенством реакций грунта, получаемых с помощью этих двух расчетных моделей, на границе упругой и пластической зон.
12.2.4 Распределение усилий в грунтовой среде и взаимодействие расположенных в ней конструктивных элементов следует учитывать посредством аппроксимации упругих свойств грунтовой среды с учетом реальных деформационных характеристик грунта.
12.2.5 Расчет конструкций эстакадного типа следует проводить с использованием апробированных методов расчета для пространственной и плоской расчетных схем.
При значениях коэффициента продольного изгиба Jx=Jy<0,9 в сваях расчет конструкции должен быть откорректирован в соответствии с матрицей деформаций стержня, подверженного действию продольно-поперечного изгиба.
Расчетную длину опор с учетом условного защемления следует принимать в зависимости от положения их на откосе и направления действия горизонтальной силы перпендикулярно кордону в сторону акватории, вдоль кордона и перпендикулярно кордону в сторону берега.
12.2.6 Напряженно-деформированное состояние свайных опор при действии вертикальных и горизонтальных нагрузок следует определять с учетом дополнительного момента
 (12.1)
от продольной силы N в элементе относительно центра тяжести сечения,
где
(12.2)