107. Не допускается использовать для смазки цилиндров поршневых кислородных компрессоров умягченную воду и конденсат, получаемые из заводской системы пароснабжения. Для этой цели необходимо применять дистиллят, полученный из воды питьевого качества.
108. Не допускается применять поршневые бескрейцкопфные компрессоры для подачи воздуха на разделение и для сжатия продуктов разделения воздуха.
109. Для смазки поршневой группы компрессоров, подающих воздух в ВРУ, следует использовать масла, рекомендованные разработчиками компрессора.
110. Не допускается использовать для смазки поршневой группы компрессоров масло, извлеченное из масловлагоотделителей.
111. Работу маслоочищающих сальников необходимо контролировать. Попадание машинного масла в цилиндры не допускается.
112. Наличие нагара в клапанных коробках и трубопроводах поршневых компрессоров не допускается. Проверка и удаление нагара проводятся в соответствии и в сроки, установленные технологическим регламентом.
113. Методы и сроки очистки водяных полостей холодильников и рубашек цилиндров компрессоров от отложений (например, накипь) определяются технологическими инструкциями, учитывающими требования технической документации разработчика.
114. Конструкция коллекторов продувок компрессоров и аппаратов должна исключать возможность создания в коллекторе давления, превышающего расчетное давление в любой из подключенных к коллектору ступени компрессора и в любом из подключенных аппаратов. Сброс в атмосферу продувок компрессоров без очистки от масла не допускается.
115. Пуск компрессоров, работающих на воздухе со щелочной очисткой, производится только при отключенных аппаратах щелочной очистки и открытом байпасе в порядке, предусмотренном технологическим регламентом.
116. На кислородопроводе длиной более 250,0 м, изготовленном из углеродистых сталей, перед его подключением к коллектору всасывания кислородных компрессоров необходимо устанавливать переключающиеся фильтры. Непосредственно перед всасывающим патрубком центробежного кислородного компрессора необходимо устанавливать фильтр.
117. Во время работы воздушного центробежного компрессора и воздушного фильтра вход обслуживающего персонала в помещение камеры после воздушного фильтра (камера чистого воздуха) не допускается. Работы в камере перед фильтром при работающем фильтре и компрессоре необходимо выполнять бригадой не менее чем из двух человек. Камеры, расположенные по ходу воздуха перед фильтром и после него, должны быть закрыты и снабжены знаками безопасности, запрещающими вход в камеры.
Не допускается работа центробежных, осецентробежных и осевых компрессоров с отключенными или неотрегулированными противопомпажными устройствами.
118. Пуск, управление и контроль за работой центробежных кислородных компрессоров необходимо производить дистанционно из отдельного помещения. В машинном зале предусматривается щит с дополнительной кнопкой аварийной остановки компрессора.
При размещении маслобака центробежного кислородного компрессора в пределах фундамента компрессора или непосредственно рядом с ним контроль уровня масла в баке и управление операциями по доливу масла производятся дистанционно. Не допускается попадание масла на фундамент компрессора.
119. При подключении кислородного компрессора к двум коллекторам нагнетания подключение к каждому коллектору необходимо производить через отдельный обратный клапан, исключающий возможность перетекания кислорода из одного коллектора в другой.
120. При работе на один коллектор нагнетания кислорода двух и более центробежных компрессоров или двух и более поршневых компрессоров (единичной производительностью более 2000
) и давлением кислорода в трубопроводе нагнетания кислорода свыше 1,6 МПа после каждого компрессора необходимо устанавливать обратный клапан и запорные органы (отключающую арматуру) с дистанционным управлением электропривода для отключения компрессора от коллектора и сброса кислорода в атмосферу.

121. Система автоматической защиты кислородных и азотных центробежных компрессоров должна соответствовать требованиям проектной документации (документации) и указаний технической документации заводов-изготовителей, предъявляемым к воздушным центробежным компрессорам. Кроме того, на кислородных центробежных компрессорах с давлением нагнетания свыше 0,6 МПа необходимо предусматривать:
а) автоматическую защиту компрессора при возгорании с прекращением подачи кислорода и подачей азота (воздуха) на пожаротушение;
б) автоматическую остановку компрессора при снижении давления газа, подаваемого в лабиринтные уплотнения.
122. Подключение азотных компрессоров к ВРУ без газгольдеров может быть допущено только при наличии автоматических устройств и блокировок, исключающих увеличение отбора азота более значений, которые обеспечивают заданное содержание кислорода в продукционном азоте.
123. На линиях подачи азота в компрессоры или потребителям (после коллектора) необходимо устанавливать автоматические газоанализаторы с системой блокировок, исключающей поступление азота в компрессоры или потребителям с содержанием кислорода, превышающим допустимое значение, предусмотренное проектной документацией (документацией), с учетом технической документации завода-изготовителя.
124. При подаче воздуха, обогащенного кислородом, в компрессоры (газодувки) или потребителям (если смешение кислорода с воздухом производится после их сжатия в компрессорах и газодувках) необходимо предусматривать систему автоматического поддержания заданного содержания кислорода в обогащенном воздухе и прекращения подачи кислорода при увеличении его содержания выше установленного технологическим регламентом и требованиями заводов-изготовителей оборудования.
125. На каждом центробежном кислородном компрессоре с давлением нагнетания более 0,6 МПа необходимо предусматривать стационарные устройства, позволяющие производить отбор проб для анализа газа, выходящего из лабиринтных уплотнений компрессора. При этом обслуживающий персонал должен находиться за защитным экраном.
126. При снижении давления во всасывающих коммуникациях компрессоров, сжимающих ПРВ, ниже 0,5 кПа, данные компрессоры должны автоматически отключаться.
Перед пуском центробежного кислородного компрессора маслобак компрессора необходимо продуть сухим азотом (сухим воздухом).
Отвод паров масла из маслобака каждого центробежного компрессора независимо от его назначения производится по отдельным трубопроводам.
127. В нижней точке трубопровода отвода паров масла предусматривается установка дренажного устройства для слива сконденсированных паров масла.
Объединение дренажных трубопроводов не допускается.
Размещение места сброса паров масла в атмосферу должно исключать попадание этих паров в воздух, поступающий на всас воздушных компрессоров и вентиляционных систем.
128. При обкатке компрессоров необходимо исключить возможность попадания кислорода во всасывающую линию.
129. Включение компрессора, отключенного из-за прекращения подачи охлаждающей воды, может производиться только после его охлаждения и возобновления подачи воды.
Технологические трубопроводы газообразных продуктов разделения воздуха
130. Устройство, монтаж и эксплуатация трубопроводов воздуха, кислорода, инертных газов на объектах производства и потребления ПРВ должны соответствовать проектной документации (документации), а также требованиям настоящих Правил. К трубопроводам воздуха и азота, используемым для обкатки кислородных компрессоров, следует предъявлять требования, указанные в пунктах 131-141, 157, 183, 244, 246, 248 настоящих Правил.
Все технологические трубопроводы после монтажа и ремонта должны сопровождаться удостоверениями о качестве монтажа с соответствующими приложениями (например, сертификатами на трубы, фитинги, арматуру, опоры, сварочные материалы, копиями удостоверений сварщиков, документами по результатам контроля качества работ).
131. Кислородопроводы с рабочим давлением более 1,6 МПа, вместимость которых вместе с подключенными к ним сосудами (реципиенты) превышает 200
, следует оснащать автоматически действующей системой защиты, прекращающей поступление кислорода из реципиентов в трубопровод при нарушении его целостности.

132. На кислородопроводах, изготовленных из углеродистых или низколегированных сталей, работающих под давлением более 1,6 МПа, по ходу кислорода необходимо устанавливать фильтры перед:
а) регулирующей арматурой;
б) запорной арматурой при длине трубопроводов более 250 м.
В том случае, когда запорная арматура открывается и закрывается только при отсутствии потока кислорода, фильтры могут не устанавливаться.
133. Дистанционное управление арматурой технологических трубопроводов предусматривается в следующих случаях:
а) при включении арматуры в систему автоматического регулирования или управления;
б) на вводах трубопроводов кислорода и азота в здание и выходе из здания при расходах более 5000
;

в) для включения резервных линий регулирования;
г) для включения резервных источников снабжения продуктов разделения воздуха;
д) при необходимости дистанционного управления арматурой по условиям безопасности;
е) на трубопроводах кислорода при давлении более 1,6 МПа и диаметром 100 мм и более.
134. Не допускается размещать кислородную арматуру (независимо от давления) в помещениях щитов управления (щитовая).
135. Если дистанционно управляемая запорная и регулирующая арматура, установленная на трубопроводе кислорода с давлением выше 1,6 МПа, расположена на расстоянии менее 3,0 м от рабочих мест, то для защиты персонала при возгорании арматуры следует устанавливать защитные экраны. Если по местным условиям защитный экран не может быть установлен, то применяемая дистанционно управляемая арматура должна соответствовать арматуре, управляемой по месту.
136. В процессе эксплуатации технологических трубопроводов арматура подлежит периодическим осмотрам, ревизии и обследованию в соответствии с технологическим регламентом.
137. Технологические трубопроводы должны подвергаться гидравлическим или пневматическим испытаниям на прочность и пневматическим испытаниям на плотность после монтажа, ремонтов и реконструкций, связанных с применением сварочных работ (например, врезка в трубопровод, замена части трубопровода) или разборки трубопроводов, а также при пуске трубопроводов, находившихся в консервации более одного года. Содержание масел в воде, используемой для гидроиспытаний кислородопроводов, не должно превышать 5,0 мг/л. Содержание масел в воздухе или азоте, используемом для пневмоиспытаний и продувки кислородопроводов, не должно превышать 10,0
.
