Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 14 января 2016 г. N 3н "Об утверждении профессионального стандарта "Специалист по проектированию детской и образовательной робототехники"

В соответствии с пунктом 16 Правил разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 г. N 23 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 4, ст. 293; 2014, N 39, ст. 5266), приказываю:
Утвердить прилагаемый профессиональный стандарт "Специалист по проектированию детской и образовательной робототехники".
Министр
М.А. Топилин
Зарегистрировано в Минюсте РФ 5 февраля 2016 г.
Регистрационный N 40956

Профессиональный стандарт Специалист по проектированию детской и образовательной робототехники (утв. приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 14 января 2016 г. N 3н)

744
Регистрационный номер

I. Общие сведения

Проектирование детской и образовательной робототехники29.003
(наименование вида профессиональной деятельности)Код
Основная цель вида профессиональной деятельности:
Создание российской конкурентоспособной детской и образовательной робототехники, ориентированной на выполнение дидактических задач
Группа занятий:
1223Руководители подразделений по научным исследованиям и разработкам2141Инженеры в промышленности и на производстве
2144Инженеры-механики2152Инженеры-электроники
3114Техники-электроники3115Техники-механики
3119Техники в области физических и технических наук, не входящие в данные группы
(код ОКЗ *(1))(наименование)(код ОКЗ)(наименование)
Отнесение к видам экономической деятельности:
28.99Производство прочих машин и оборудования специального назначения, не включенных в другие группировки
72.19Научные исследования и разработки в области естественных и технических наук прочие
(код ОКВЭД *(2))(наименование вида экономической деятельности)

II. Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт (функциональная карта вида профессиональной деятельности)

Обобщенные трудовые функции
Трудовые функции
коднаименованиеуровень
квалификации
наименованиекодуровень
(подуровень)
квалификации
А
Техническое сопровождение процесса проектирования и конструирования узлов и изделий детской и образовательной робототехники
5
Техническое сопровождение разработки рабочей проектно-конструкторской и эксплуатационной документации узлов и изделий детской и образовательной робототехникиА/01.5
5
Техническое сопровождение разработки программного обеспечения изделий детской и образовательной робототехникиА/02.5
Техническое сопровождение испытаний узлов и изделий детской и образовательной робототехникиА/03.5
В
Проектирование и конструирование изделий детской и образовательной робототехники
6
Разработка схемотехнического решения и проведение расчетов изделий детской и образовательной робототехникиВ/01.6
6
Разработка рабочей проектно-конструкторской и эксплуатационной документации изделий детской и образовательной робототехники в соответствии с требованиями нормативной документацииВ/02.6
Разработка программного обеспечения изделий детской и образовательной робототехникиВ/03.6
Проведение испытаний опытных образцов изделий детской и образовательной робототехникиВ/04.6
С
Техническое, экономическое и правовое обеспечение работ по проектированию детской и образовательной робототехники
7
Разработка и согласование технического задания на изделия детской и образовательной робототехникиС/01.7
7
Определение наиболее целесообразных и экономически обоснованных проектных решений при проектировании детской и образовательной робототехникиС/02.7
Обеспечение прав на инновационные изделия детской и образовательной робототехники
С/03.7
D
Руководство работами по проектированию детской и образовательной робототехники
7
Проведение исследований для определения наиболее целесообразных и экономически обоснованных проектных решений в сфере детской и образовательной робототехникиD/01.7
7
Осуществление общего руководства проектной командой (проектно-конструкторского подразделения) по разработке детской и образовательной робототехникиD/02.7

III. Характеристика обобщенных трудовых функций

3.1. Обобщенная трудовая функция
НаименованиеТехническое сопровождение процесса проектирования и конструирования узлов и изделий детской и образовательной робототехникиКодАУровень
квалификации
5
Происхождение обобщенной трудовой функцииОригиналXЗаимствовано из оригинала
Код оригиналаРегистрационный номер профессионального стандарта
Возможные наименования должностей, профессийТехник-механикТехник-конструкторСтарший техникСтарший техник-конструктор
Требования к образованию и обучениюСреднее профессиональное образование - программы подготовки специалистов среднего звена
Требования к опыту практической работыВ области проектирования и конструирования изделий робототехники не менее одного года
Особые условия допуска к работе-
Другиехарактеристики-
Дополнительные характеристики
Наименование
документа
КодНаименование базовой группы, должности (профессии) или специальности
ОКЗ3114Техники-электроники
3115Техники-механики
3119Техники в области физических и технических наук, не входящие в данные группы
ЕКС *(3)-Техник
-Техник-конструктор
-Техник по наладке и испытаниям
ОКПДТР *(4)26927Техник
27862Электроник
46990Техник-испытатель
47022Техник по автоматизированным системам управления технологическими процессами (техник-конструктор- системотехник)
47122Техник-электрик - наладчик электронного оборудования
ОКСО *(5)140613Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)
150412Техническая эксплуатация оборудования для производства электронной техники
151001Технология машиностроения
3.1.1. Трудовая функция
НаименованиеТехническое сопровождение разработки рабочей проектно-конструкторской и эксплуатационной документации узлов и изделий детской и образовательной робототехникиКодА/01.5Уровень
(подуровень)
квалификации
5
Происхождениетрудовой функцииОригиналXЗаимствовано из оригинала
Код оригиналаРегистрационный номер профессионального стандарта
Трудовые действияВыполнение рабочих чертежей на разрабатываемые узлы и изделия детской и образовательной робототехники
Внесение исправлений в техническую документацию по узлам и изделиям детской и образовательной робототехники в соответствии с решениями, принятыми при рассмотрении и обсуждении выполняемой работы
Составление извещений об исправлениях в технической документации по узлам и изделиям детской и образовательной робототехники
Систематизация, обработка и подготовка данных для составления отчетов о проделанной работе
Необходимые уменияПрименять рекомендуемые нормативные и руководящие материалы на разрабатываемую техническую документацию
Пользоваться стандартным программным обеспечением при оформлении документации
Разрабатывать рабочие чертежи в соответствии с требованиями стандартов организации, национальных стандартов и технических регламентов
Применять системы автоматизированного проектирования
Применять систему предельных отклонений
Необходимые знанияОсновные положения нормативных документов, определяющих правила оформления проектной конструкторской, рабочей и эксплуатационной конструкторской документации
Правила и порядок оформления чертежей, отчетов, проектной конструкторской, рабочей и эксплуатационной конструкторской документации, принятые в организации
Основные принципы организации труда
Стандартные программные продукты, используемые при оформлении проектной конструкторской, рабочей и эксплуатационной конструкторской документации
Принципы использования специального программного обеспечения
Основы черчения и начертательной геометрии
Основные типы элементов и конструкций
Физические и механические характеристики конструкционных материалов
Другие характеристики-
3.1.2. Трудовая функция
НаименованиеТехническое сопровождение разработки программного обеспечения изделий детской и образовательной робототехникиКодА/02.5Уровень
(подуровень)
квалификации
5
Происхождениетрудовой функцииОригиналXЗаимствовано из оригинала
Код оригиналаРегистрационный номер профессионального стандарта
Трудовые действияТестирование программного обеспечения изделий детской и образовательной робототехники
Оформление технического описания к программному обеспечению изделий детской и образовательной робототехники
Оформление сопроводительной документации на разработку программного обеспечения изделий детской и образовательной робототехники
Необходимые уменияПрименять методики и стратегии тестирования программного обеспечения
Писать программный код процедуры тестирования
Подготавливать и применять тестовые наборы данных
Анализировать, интерпретировать и документировать результаты тестирования программного обеспечения
Составлять простые схемы технологического процесса обработки информации
Составлять алгоритмы решения задач
Составлять рабочие инструкции и необходимые пояснения к ним
Подготавливать графические схемы с помощью специализированных визуальных редакторов
Отображать алгоритмы и процессы с помощью блок-схем
Выполнять операции технологического процесса обработки информации
Составлять исходящую документацию
Осуществлять передачу исходящей документации заказчику
Необходимые знанияТребования к созданию руководства пользователя
Требования к созданию руководства по эксплуатации программного обеспечения
Терминология описания интерфейса пользователя
Текстовые и графические редакторы
Основы программирования
Языки, утилиты и среды программирования и отладки программного обеспечения
Технологии создания тестовых наборов данных
Методы и средства тестирования программного обеспечения
Другие характеристики-
3.1.3. Трудовая функция
НаименованиеТехническое сопровождение испытаний узлов и изделий детской и образовательной робототехникиКодА/03.5Уровень
(подуровень)
квалификации
5
Происхождениетрудовой функцииОригиналXЗаимствовано из оригинала
Код оригиналаРегистрационный номер профессионального стандарта
Трудовые действияПроведение испытаний разрабатываемых электрических схем, используемых в узлах и изделиях детской и образовательной робототехники, в соответствии с программой и методикой испытаний
Проведение испытаний разрабатываемых кинематических схем, используемых в узлах и изделиях детской и образовательной робототехники, в соответствии с программой и методикой испытаний
Установление соответствия технических характеристик узлов и изделий детской и образовательной робототехники проектно-конструкторской и эксплуатационной документации
Регулировка и наладка электрических схем, используемых в узлах и изделиях детской и образовательной робототехники
Регулировка и наладка кинематических схем, используемых в узлах и изделиях детской и образовательной робототехники
Выявление дефектов работы электрических схем, используемых в узлах и изделиях детской и образовательной робототехники
Выявление дефектов работы кинематических схем, используемых в узлах и изделиях детской и образовательной робототехники
Учет показателей замеченных дефектов работы электрических и кинематических схем, используемых в узлах и изделиях детской и образовательной робототехники
Необходимые уменияВносить корректировки в проектно-конструкторскую и эксплуатационную документацию по результатам испытаний узлов и изделий детской и образовательной робототехники
Применять при разработке узлов и изделий детской и образовательной робототехники современные технологии изготовления и сборки
Учитывать влияние технологических особенностей изготовления на технические характеристики узлов и изделий детской и образовательной робототехники
Разрабатывать и использовать программы и методики испытаний узлов и изделий детской и образовательной робототехники
Необходимые знанияОсновные технические характеристики, особенности кинематических схем и конструкций узлов, налаживаемых и испытываемых систем
Основы метрологии, стандартизации и сертификации
Технические средства сбора, передачи и обработки информации
Технико-эксплуатационные характеристики и правила технической эксплуатации изделий робототехники
Способы измерения параметров, характеристик и данных режимов работы оборудования
Правила пользования измерительными приборами и инструментами, приспособлениями
Основные технологические процессы и режимы производства
Порядок оформления заявок на оборудование, запасные части, инструмент, материалы и покупные комплектующие изделия
Единая система конструкторской документации
Распоряжения, приказы, стандарты и решения организации
Технические требования заказчика
Основные принципы конструкции робототехнических систем
Другие характеристики-
3.2. Обобщенная трудовая функция
НаименованиеПроектирование и конструирование изделий детской и образовательной робототехникиКодBУровень
квалификации
6
Происхождение обобщенной трудовой функцииОригиналXЗаимствовано из оригинала
Код оригиналаРегистрационный номер профессионального стандарта
Возможные наименования должностей, профессийИнженерИнженер-конструкторИнженер-конструктор-схемотехникИнженер-программистИнженер-проектировщик
Требования к образованию и обучениюВысшее образование - бакалавриат
Требования к опыту практической работыДля лиц, не имеющих профильного образования, не менее одного года в области проектирования робототехники
Особые условия допуска к работе-
Другие характеристикиДополнительное профессиональное образование - программы повышения квалификации по профилю деятельности
Дополнительные характеристики
НаименованиедокументаКодНаименование базовой группы, должности (профессии) или специальности
ОКЗ2141Инженеры в промышленности и на производстве
2144Инженеры-механики
2152Инженеры-электроники
ЕКС-Инженер по наладке и испытаниям
-Инженер по автоматизации и механизации производственных процессов
ОКПДТР22587Инженер по контрольно-измерительным приборам и автоматике
22827Инженер-проектировщик
22864Инженер-электроник
42871Инженер электротехнической лаборатории
ОКСО150300Прикладная механика
150400Технологические машины и оборудование
220200Автоматизация и управление
220600Инноватика
3.2.1. Трудовая функция
НаименованиеРазработка схемотехнического решения и проведение расчетов изделий детской и образовательной робототехникиКодB/01.6Уровень
(подуровень)
квалификации
6
Происхождениетрудовой функцииОригиналXЗаимствовано из оригинала
Код оригиналаРегистрационный номер профессионального стандарта
Трудовые действияРазработка электрических схем изделий детской и образовательной робототехники
Выполнение расчетов электрических цепей аналоговых и цифровых электронных узлов изделий детской и образовательной робототехники
Построение кинематических схем узлов изделий детской и образовательной робототехники
Выполнение кинематических и прочностных расчетов механических узлов изделий детской и образовательной робототехники
Разработка схемотехнической документации изделий детской и образовательной робототехники
Расчет режимов работы электрических схем изделий детской и образовательной робототехники
Выбор элементной базы для разработки электрических схем изделий детской и образовательной робототехники
Расчет надежности разрабатываемых изделий детской и образовательной робототехники
Необходимые уменияАнализировать принципы работы и условия эксплуатации проектируемых изделий детской и образовательной робототехники
Производить анализ практики применения конструкционных материалов, стандартизованных изделий детской и образовательной робототехники
Подготавливать исходные данные для систем сбора и обработки информации об изделиях детской и образовательной робототехники
Создавать и применять математические модели систем изделий детской и образовательной робототехники
Использовать специализированные автоматизированные программы для выполнения кинематических и прочностных расчетов изделий детской и образовательной робототехники
Производить построение монтажных и принципиальных схем изделий детской и образовательной робототехники
Осуществлять расчет электрических цепей для определения параметров компонентов монтируемых схем изделий детской и образовательной робототехники
Составлять и корректировать технологические и тестовые программы изделий детской и образовательной робототехники
Применять методики расчета надежности узлов и агрегатов изделий детской и образовательной робототехники
Анализировать конструкторский опыт разработки и эксплуатации аналогичных изделий
Подготавливать исходные данные для анализа наработки на отказ систем изделий детской и образовательной робототехники
Производить компьютерный анализ собираемости узлов изделий детской и образовательной робототехники
Использовать системы автоматизированного проектирования
Использовать базы данных трехмерных моделей
Разрабатывать макеты информационных, электромеханических, электрогидравлических, электронных и микропроцессорных модулей мехатронных и робототехнических систем
Необходимые знанияОсновы теоретической механики
Физические и механические характеристики конструкционных материалов
Прочностные свойства материалов и прочностные свойства деталей и узлов, связанные с особенностями конструкций
Принципы работы и условия эксплуатации проектируемых конструкций
Методики кинематических и прочностных расчетов систем
Специализированные программные продукты для проведения кинематических и прочностных расчетов
Основы схемотехники изделий детской и образовательной робототехники
Современная элементная база изделий детской и образовательной робототехники
Современные отечественные и зарубежные пакеты программ для решения схемотехнических задач
Методы выполнения технических расчетов
Законы построения монтажных и принципиальных схем
Методики расчета монтажных и принципиальных схем
Методики расчета электрических цепей для определения параметров компонентов монтируемых схем
Профессиональная терминология на английском языке
Основные принципы конструкции робототехнических систем
Основы теории надежности
Методики расчета на надежность с использованием специального программного обеспечения
Другие характеристики-
3.2.2. Трудовая функция
НаименованиеРазработка рабочей проектно-конструкторской и эксплуатационной документации изделий детской и образовательной робототехники в соответствии с требованиями нормативной документацииКодB/02.6Уровень
(подуровень)
квалификации
6