В соответствии с пунктом 16 Правил разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 г. N 23 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 4, ст. 293; 2014, N 39, ст. 5266), приказываю:
Утвердить прилагаемый профессиональный стандарт "Специалист по проектированию детской и образовательной робототехники".
| Министр | М.А. Топилин |
Зарегистрировано в Минюсте РФ 5 февраля 2016 г.
Регистрационный N 40956
Профессиональный стандарт Специалист по проектированию детской и образовательной робототехники (утв. приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 14 января 2016 г. N 3н)
| 744 | |
| Регистрационный номер |
I. Общие сведения
| Проектирование детской и образовательной робототехники | 29.003 | |
| (наименование вида профессиональной деятельности) | Код |
Основная цель вида профессиональной деятельности:
| Создание российской конкурентоспособной детской и образовательной робототехники, ориентированной на выполнение дидактических задач |
Группа занятий:
| 1223 | Руководители подразделений по научным исследованиям и разработкам | 2141 | Инженеры в промышленности и на производстве |
| 2144 | Инженеры-механики | 2152 | Инженеры-электроники |
| 3114 | Техники-электроники | 3115 | Техники-механики |
| 3119 | Техники в области физических и технических наук, не входящие в данные группы | ||
| (код ОКЗ *(1)) | (наименование) | (код ОКЗ) | (наименование) |
Отнесение к видам экономической деятельности:
| 28.99 | Производство прочих машин и оборудования специального назначения, не включенных в другие группировки |
| 72.19 | Научные исследования и разработки в области естественных и технических наук прочие |
| (код ОКВЭД *(2)) | (наименование вида экономической деятельности) |
II. Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт (функциональная карта вида профессиональной деятельности)
Обобщенные трудовые функции | Трудовые функции | ||||
| код | наименование | уровень квалификации | наименование | код | уровень (подуровень) квалификации |
А | Техническое сопровождение процесса проектирования и конструирования узлов и изделий детской и образовательной робототехники | 5 | Техническое сопровождение разработки рабочей проектно-конструкторской и эксплуатационной документации узлов и изделий детской и образовательной робототехники | А/01.5 | 5 |
| Техническое сопровождение разработки программного обеспечения изделий детской и образовательной робототехники | А/02.5 | ||||
| Техническое сопровождение испытаний узлов и изделий детской и образовательной робототехники | А/03.5 | ||||
В | Проектирование и конструирование изделий детской и образовательной робототехники | 6 | Разработка схемотехнического решения и проведение расчетов изделий детской и образовательной робототехники | В/01.6 | 6 |
| Разработка рабочей проектно-конструкторской и эксплуатационной документации изделий детской и образовательной робототехники в соответствии с требованиями нормативной документации | В/02.6 | ||||
| Разработка программного обеспечения изделий детской и образовательной робототехники | В/03.6 | ||||
| Проведение испытаний опытных образцов изделий детской и образовательной робототехники | В/04.6 | ||||
С | Техническое, экономическое и правовое обеспечение работ по проектированию детской и образовательной робототехники | 7 | Разработка и согласование технического задания на изделия детской и образовательной робототехники | С/01.7 | 7 |
| Определение наиболее целесообразных и экономически обоснованных проектных решений при проектировании детской и образовательной робототехники | С/02.7 | ||||
| Обеспечение прав на инновационные изделия детской и образовательной робототехники | С/03.7 | ||||
D | Руководство работами по проектированию детской и образовательной робототехники | 7 | Проведение исследований для определения наиболее целесообразных и экономически обоснованных проектных решений в сфере детской и образовательной робототехники | D/01.7 | 7 |
| Осуществление общего руководства проектной командой (проектно-конструкторского подразделения) по разработке детской и образовательной робототехники | D/02.7 | ||||
III. Характеристика обобщенных трудовых функций
3.1. Обобщенная трудовая функция
| Наименование | Техническое сопровождение процесса проектирования и конструирования узлов и изделий детской и образовательной робототехники | Код | А | Уровень квалификации | 5 |
| Происхождение обобщенной трудовой функции | Оригинал | X | Заимствовано из оригинала | ||
| Код оригинала | Регистрационный номер профессионального стандарта | ||||
| Возможные наименования должностей, профессий | Техник-механикТехник-конструкторСтарший техникСтарший техник-конструктор |
| Требования к образованию и обучению | Среднее профессиональное образование - программы подготовки специалистов среднего звена |
| Требования к опыту практической работы | В области проектирования и конструирования изделий робототехники не менее одного года |
| Особые условия допуска к работе | - |
| Другиехарактеристики | - |
Дополнительные характеристики
| Наименование документа | Код | Наименование базовой группы, должности (профессии) или специальности |
| ОКЗ | 3114 | Техники-электроники |
| 3115 | Техники-механики | |
| 3119 | Техники в области физических и технических наук, не входящие в данные группы | |
| ЕКС *(3) | - | Техник |
| - | Техник-конструктор | |
| - | Техник по наладке и испытаниям | |
| ОКПДТР *(4) | 26927 | Техник |
| 27862 | Электроник | |
| 46990 | Техник-испытатель | |
| 47022 | Техник по автоматизированным системам управления технологическими процессами (техник-конструктор- системотехник) | |
| 47122 | Техник-электрик - наладчик электронного оборудования | |
| ОКСО *(5) | 140613 | Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям) |
| 150412 | Техническая эксплуатация оборудования для производства электронной техники | |
| 151001 | Технология машиностроения |
3.1.1. Трудовая функция
| Наименование | Техническое сопровождение разработки рабочей проектно-конструкторской и эксплуатационной документации узлов и изделий детской и образовательной робототехники | Код | А/01.5 | Уровень (подуровень) квалификации | 5 |
| Происхождениетрудовой функции | Оригинал | X | Заимствовано из оригинала | ||
| Код оригинала | Регистрационный номер профессионального стандарта | ||||
| Трудовые действия | Выполнение рабочих чертежей на разрабатываемые узлы и изделия детской и образовательной робототехники |
| Внесение исправлений в техническую документацию по узлам и изделиям детской и образовательной робототехники в соответствии с решениями, принятыми при рассмотрении и обсуждении выполняемой работы | |
| Составление извещений об исправлениях в технической документации по узлам и изделиям детской и образовательной робототехники | |
| Систематизация, обработка и подготовка данных для составления отчетов о проделанной работе | |
| Необходимые умения | Применять рекомендуемые нормативные и руководящие материалы на разрабатываемую техническую документацию |
| Пользоваться стандартным программным обеспечением при оформлении документации | |
| Разрабатывать рабочие чертежи в соответствии с требованиями стандартов организации, национальных стандартов и технических регламентов | |
| Применять системы автоматизированного проектирования | |
| Применять систему предельных отклонений | |
| Необходимые знания | Основные положения нормативных документов, определяющих правила оформления проектной конструкторской, рабочей и эксплуатационной конструкторской документации |
| Правила и порядок оформления чертежей, отчетов, проектной конструкторской, рабочей и эксплуатационной конструкторской документации, принятые в организации | |
| Основные принципы организации труда | |
| Стандартные программные продукты, используемые при оформлении проектной конструкторской, рабочей и эксплуатационной конструкторской документации | |
| Принципы использования специального программного обеспечения | |
| Основы черчения и начертательной геометрии | |
| Основные типы элементов и конструкций | |
| Физические и механические характеристики конструкционных материалов | |
| Другие характеристики | - |
3.1.2. Трудовая функция
| Наименование | Техническое сопровождение разработки программного обеспечения изделий детской и образовательной робототехники | Код | А/02.5 | Уровень (подуровень) квалификации | 5 |
| Происхождениетрудовой функции | Оригинал | X | Заимствовано из оригинала | ||
| Код оригинала | Регистрационный номер профессионального стандарта | ||||
| Трудовые действия | Тестирование программного обеспечения изделий детской и образовательной робототехники |
| Оформление технического описания к программному обеспечению изделий детской и образовательной робототехники | |
| Оформление сопроводительной документации на разработку программного обеспечения изделий детской и образовательной робототехники | |
| Необходимые умения | Применять методики и стратегии тестирования программного обеспечения |
| Писать программный код процедуры тестирования | |
| Подготавливать и применять тестовые наборы данных | |
| Анализировать, интерпретировать и документировать результаты тестирования программного обеспечения | |
| Составлять простые схемы технологического процесса обработки информации | |
| Составлять алгоритмы решения задач | |
| Составлять рабочие инструкции и необходимые пояснения к ним | |
| Подготавливать графические схемы с помощью специализированных визуальных редакторов | |
| Отображать алгоритмы и процессы с помощью блок-схем | |
| Выполнять операции технологического процесса обработки информации | |
| Составлять исходящую документацию | |
| Осуществлять передачу исходящей документации заказчику | |
| Необходимые знания | Требования к созданию руководства пользователя |
| Требования к созданию руководства по эксплуатации программного обеспечения | |
| Терминология описания интерфейса пользователя | |
| Текстовые и графические редакторы | |
| Основы программирования | |
| Языки, утилиты и среды программирования и отладки программного обеспечения | |
| Технологии создания тестовых наборов данных | |
| Методы и средства тестирования программного обеспечения | |
| Другие характеристики | - |
3.1.3. Трудовая функция
| Наименование | Техническое сопровождение испытаний узлов и изделий детской и образовательной робототехники | Код | А/03.5 | Уровень (подуровень) квалификации | 5 |
| Происхождениетрудовой функции | Оригинал | X | Заимствовано из оригинала | ||
| Код оригинала | Регистрационный номер профессионального стандарта | ||||
| Трудовые действия | Проведение испытаний разрабатываемых электрических схем, используемых в узлах и изделиях детской и образовательной робототехники, в соответствии с программой и методикой испытаний |
| Проведение испытаний разрабатываемых кинематических схем, используемых в узлах и изделиях детской и образовательной робототехники, в соответствии с программой и методикой испытаний | |
| Установление соответствия технических характеристик узлов и изделий детской и образовательной робототехники проектно-конструкторской и эксплуатационной документации | |
| Регулировка и наладка электрических схем, используемых в узлах и изделиях детской и образовательной робототехники | |
| Регулировка и наладка кинематических схем, используемых в узлах и изделиях детской и образовательной робототехники | |
| Выявление дефектов работы электрических схем, используемых в узлах и изделиях детской и образовательной робототехники | |
| Выявление дефектов работы кинематических схем, используемых в узлах и изделиях детской и образовательной робототехники | |
| Учет показателей замеченных дефектов работы электрических и кинематических схем, используемых в узлах и изделиях детской и образовательной робототехники | |
| Необходимые умения | Вносить корректировки в проектно-конструкторскую и эксплуатационную документацию по результатам испытаний узлов и изделий детской и образовательной робототехники |
| Применять при разработке узлов и изделий детской и образовательной робототехники современные технологии изготовления и сборки | |
| Учитывать влияние технологических особенностей изготовления на технические характеристики узлов и изделий детской и образовательной робототехники | |
| Разрабатывать и использовать программы и методики испытаний узлов и изделий детской и образовательной робототехники | |
| Необходимые знания | Основные технические характеристики, особенности кинематических схем и конструкций узлов, налаживаемых и испытываемых систем |
| Основы метрологии, стандартизации и сертификации | |
| Технические средства сбора, передачи и обработки информации | |
| Технико-эксплуатационные характеристики и правила технической эксплуатации изделий робототехники | |
| Способы измерения параметров, характеристик и данных режимов работы оборудования | |
| Правила пользования измерительными приборами и инструментами, приспособлениями | |
| Основные технологические процессы и режимы производства | |
| Порядок оформления заявок на оборудование, запасные части, инструмент, материалы и покупные комплектующие изделия | |
| Единая система конструкторской документации | |
| Распоряжения, приказы, стандарты и решения организации | |
| Технические требования заказчика | |
| Основные принципы конструкции робототехнических систем | |
| Другие характеристики | - |
3.2. Обобщенная трудовая функция
| Наименование | Проектирование и конструирование изделий детской и образовательной робототехники | Код | B | Уровень квалификации | 6 |
| Происхождение обобщенной трудовой функции | Оригинал | X | Заимствовано из оригинала | ||
| Код оригинала | Регистрационный номер профессионального стандарта | ||||
| Возможные наименования должностей, профессий | ИнженерИнженер-конструкторИнженер-конструктор-схемотехникИнженер-программистИнженер-проектировщик |
| Требования к образованию и обучению | Высшее образование - бакалавриат |
| Требования к опыту практической работы | Для лиц, не имеющих профильного образования, не менее одного года в области проектирования робототехники |
| Особые условия допуска к работе | - |
| Другие характеристики | Дополнительное профессиональное образование - программы повышения квалификации по профилю деятельности |
Дополнительные характеристики
| Наименованиедокумента | Код | Наименование базовой группы, должности (профессии) или специальности |
| ОКЗ | 2141 | Инженеры в промышленности и на производстве |
| 2144 | Инженеры-механики | |
| 2152 | Инженеры-электроники | |
| ЕКС | - | Инженер по наладке и испытаниям |
| - | Инженер по автоматизации и механизации производственных процессов | |
| ОКПДТР | 22587 | Инженер по контрольно-измерительным приборам и автоматике |
| 22827 | Инженер-проектировщик | |
| 22864 | Инженер-электроник | |
| 42871 | Инженер электротехнической лаборатории | |
| ОКСО | 150300 | Прикладная механика |
| 150400 | Технологические машины и оборудование | |
| 220200 | Автоматизация и управление | |
| 220600 | Инноватика |
3.2.1. Трудовая функция
| Наименование | Разработка схемотехнического решения и проведение расчетов изделий детской и образовательной робототехники | Код | B/01.6 | Уровень (подуровень) квалификации | 6 |
| Происхождениетрудовой функции | Оригинал | X | Заимствовано из оригинала | ||
| Код оригинала | Регистрационный номер профессионального стандарта | ||||
| Трудовые действия | Разработка электрических схем изделий детской и образовательной робототехники |
| Выполнение расчетов электрических цепей аналоговых и цифровых электронных узлов изделий детской и образовательной робототехники | |
| Построение кинематических схем узлов изделий детской и образовательной робототехники | |
| Выполнение кинематических и прочностных расчетов механических узлов изделий детской и образовательной робототехники | |
| Разработка схемотехнической документации изделий детской и образовательной робототехники | |
| Расчет режимов работы электрических схем изделий детской и образовательной робототехники | |
| Выбор элементной базы для разработки электрических схем изделий детской и образовательной робототехники | |
| Расчет надежности разрабатываемых изделий детской и образовательной робототехники | |
| Необходимые умения | Анализировать принципы работы и условия эксплуатации проектируемых изделий детской и образовательной робототехники |
| Производить анализ практики применения конструкционных материалов, стандартизованных изделий детской и образовательной робототехники | |
| Подготавливать исходные данные для систем сбора и обработки информации об изделиях детской и образовательной робототехники | |
| Создавать и применять математические модели систем изделий детской и образовательной робототехники | |
| Использовать специализированные автоматизированные программы для выполнения кинематических и прочностных расчетов изделий детской и образовательной робототехники | |
| Производить построение монтажных и принципиальных схем изделий детской и образовательной робототехники | |
| Осуществлять расчет электрических цепей для определения параметров компонентов монтируемых схем изделий детской и образовательной робототехники | |
| Составлять и корректировать технологические и тестовые программы изделий детской и образовательной робототехники | |
| Применять методики расчета надежности узлов и агрегатов изделий детской и образовательной робототехники | |
| Анализировать конструкторский опыт разработки и эксплуатации аналогичных изделий | |
| Подготавливать исходные данные для анализа наработки на отказ систем изделий детской и образовательной робототехники | |
| Производить компьютерный анализ собираемости узлов изделий детской и образовательной робототехники | |
| Использовать системы автоматизированного проектирования | |
| Использовать базы данных трехмерных моделей | |
| Разрабатывать макеты информационных, электромеханических, электрогидравлических, электронных и микропроцессорных модулей мехатронных и робототехнических систем | |
| Необходимые знания | Основы теоретической механики |
| Физические и механические характеристики конструкционных материалов | |
| Прочностные свойства материалов и прочностные свойства деталей и узлов, связанные с особенностями конструкций | |
| Принципы работы и условия эксплуатации проектируемых конструкций | |
| Методики кинематических и прочностных расчетов систем | |
| Специализированные программные продукты для проведения кинематических и прочностных расчетов | |
| Основы схемотехники изделий детской и образовательной робототехники | |
| Современная элементная база изделий детской и образовательной робототехники | |
| Современные отечественные и зарубежные пакеты программ для решения схемотехнических задач | |
| Методы выполнения технических расчетов | |
| Законы построения монтажных и принципиальных схем | |
| Методики расчета монтажных и принципиальных схем | |
| Методики расчета электрических цепей для определения параметров компонентов монтируемых схем | |
| Профессиональная терминология на английском языке | |
| Основные принципы конструкции робототехнических систем | |
| Основы теории надежности | |
| Методики расчета на надежность с использованием специального программного обеспечения | |
| Другие характеристики | - |
3.2.2. Трудовая функция
| Наименование | Разработка рабочей проектно-конструкторской и эксплуатационной документации изделий детской и образовательной робототехники в соответствии с требованиями нормативной документации | Код | B/02.6 | Уровень (подуровень) квалификации | 6 |