а) орган-разработчик осуществляет процедуру ОРВ проекта нормативного правового акта, включая проведение публичных консультаций с заинтересованными лицами, как на этапе формирования идеи (концепции) правового регулирования, так и на этапе обсуждения проекта нормативного правового акта и сводного отчета с использованием официального сайта, а уполномоченный орган подготавливает заключение об оценке регулирующего воздействия и при необходимости проводит публичные консультации с заинтересованными лицами в ходе подготовки такого заключения (децентрализованная модель);
б) орган-разработчик осуществляет процедуру ОРВ проекта нормативного правового акта и представление данного проекта и сводного отчета в уполномоченный орган без проведения публичных консультаций, а уполномоченный орган подготавливает заключение об оценке регулирующего воздействия и самостоятельно проводит публичные консультации с заинтересованными лицами с использованием официального сайта (централизованная модель);
в) при проведении процедуры ОРВ используются элементы как централизованной, так и децентрализованной модели организации процедуры ОРВ (смешанная модель).
Настоящие Методические рекомендации применяются для организации процедуры ОРВ в рамках любой из указанных моделей процедуры ОРВ в субъектах Российской Федерации.
2.4. Наиболее полной по составу процедур и рекомендуемой для внедрения формой организации процедуры ОРВ в субъекте Российской Федерации является децентрализованная модель.
Децентрализованная модель также является рекомендуемой при проведении процедуры ОРВ в отношении проектов нормативных правовых актов, разрабатываемых законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Модели, представленные в подпунктах "б" и "в" пункта 2.3 настоящих Методических рекомендаций, могут рассматриваться как промежуточные формы для поэтапного внедрения процедуры ОРВ в субъектах Российской Федерации, от которых по мере накопления опыта и необходимых компетенций может быть осуществлен переход к модели, представленной в подпункте "а" пункта 2.3 настоящих Методических рекомендаций.
III. Размещение уведомления о разработке предлагаемого правового регулирования
3.1. В целях проведения качественного анализа альтернативных вариантов решения проблемы, выявленной в соответствующей сфере общественных отношений, орган-разработчик проводит публичные консультации с заинтересованными лицами в целях уточнения содержания данной проблемы, определения возможных вариантов ее решения, уточнения состава потенциальных адресатов предлагаемого правового регулирования и возможности возникновения у данных лиц необоснованных издержек в связи с его введением, а также в целях получения предложений о других возможных вариантах решения указанной проблемы.
Организация проведения публичных консультаций в отношении уведомления состоит из следующих этапов:
а) конкретизация групп заинтересованных лиц, затрагиваемых предлагаемым регулированием, формирование базы заинтересованных лиц для рассылки извещений о проведении публичных консультаций;
б) составление перечня вопросов, которые орган-разработчик считает целесообразным обсудить с участниками публичных консультаций;
в) размещение информации о проведении публичных консультаций на официальном сайте;
г) анализ поступивших от участников публичных консультаций предложений;
д) подведение разработчиком итогов проведения публичных консультаций, составление сводки предложений.
3.2. Орган-разработчик размещает на официальном сайте уведомление (по форме согласно приложению N 1 к настоящим Методическим рекомендациям), в котором представляет сравнительный анализ возможных вариантов решения выявленной проблемы и указывает ожидаемый результат предлагаемого правового регулирования.
3.3. К уведомлению рекомендуется прикладывать и размещать на официальном сайте материалы, служащие обоснованием выбора варианта предлагаемого правового регулирования, а также перечень вопросов для участников публичных консультаций, в который рекомендуется включать следующие вопросы:
а) "Является ли предлагаемое регулирование оптимальным способом решения проблемы?";
б) "Какие риски и негативные последствия могут возникнуть в случае принятия предлагаемого регулирования?";
в) "Какие выгоды и преимущества могут возникнуть в случае принятия предлагаемого регулирования?";
г) "Существуют ли альтернативные (менее затратные и (или) более эффективные) способы решения проблемы?";
д) "Ваше общее мнение по предлагаемому регулированию".
Органу-разработчику рекомендуется включать в данный перечень дополнительные вопросы исходя из специфики предлагаемого им регулирования.
3.4. При размещении уведомления орган-разработчик указывает срок, в течение которого осуществляется прием отзывов всех заинтересованных лиц. Рекомендуется, чтобы данный срок составлял не менее 5 рабочих дней со дня размещения уведомления на официальном сайте.
3.5. О проведении публичных консультаций рекомендуется извещать следующие органы и организации:
уполномоченный орган и иные заинтересованные органы исполнительной и законодательной власти субъекта Российской Федерации;
органы и организации, действующие на территории субъекта Российской Федерации, целью деятельности которых являются защита и представление интересов субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности;
уполномоченного по правам предпринимателей в субъекте Российской Федерации;
иных лиц, которых целесообразно привлечь к публичным консультациям, исходя из содержания проблемы, цели и предмета регулирования.
Отсутствие исчерпывающих сведений о круге лиц, интересы которых могут быть затронуты предлагаемым правовым регулированием, не является основанием для отказа от рассылки извещений о проведении обсуждения.
3.6. Позиции заинтересованных лиц могут быть получены также посредством проведения совещаний, заседаний экспертных групп, общественных советов и других совещательных и консультационных органов, действующих при органах государственной власти субъектов Российской Федерации, проведения опросов представителей групп заинтересованных лиц, а также с использованием иных форм и источников получения информации. Поступившие в ходе указанных мероприятий предложения собираются органом-разработчиком и включаются в общую сводку предложений, подготавливаемую в порядке, установленном пунктом 3.7 настоящих Методических рекомендаций.
3.7. В ходе публичных консультаций следует рассматривать все предложения, поступившие в установленный срок. По результатам рассмотрения предложений составляется сводка предложений (по форме согласно приложению N 2 к настоящим Методическим рекомендациям, далее - сводка предложений).
3.8. В нормативных правовых актах субъекта Российской Федерации, регламентирующих порядок проведения процедуры ОРВ, рекомендуется закрепить сроки, в течение которых сводка предложений, полученных по результатам проведения публичных консультаций, размещается на официальном сайте государственными органами, проводившими указанные публичные консультации.
3.9. По результатам рассмотрения предложений участников публичных консультаций, поступивших в связи с размещением уведомления, орган-разработчик принимает решение о подготовке проекта нормативного правового акта либо об отказе от введения предлагаемого правового регулирования в целях решения выявленной проблемы.
При отказе от подготовки проекта нормативного правового акта соответствующее решение размещается на официальном сайте и доводится до органов и организаций, указанных в пункте 3.5 настоящих Методических рекомендаций.
IV. Формирование и обсуждение сводного отчета и проекта нормативного правового акта
4.1. В случае принятия решения о необходимости введения предлагаемого правового регулирования для решения выявленной проблемы орган-разработчик выбирает наилучший из имеющихся вариантов предлагаемого правового регулирования, на его основе разрабатывает соответствующий проект нормативного правового акта, определяет степень регулирующего воздействия и формирует сводный отчет в отношении указанного проекта нормативного правового акта. Выбор наилучшего варианта правового регулирования осуществляется с учетом следующих основных критериев:
а) эффективность, определяемая высокой степенью вероятности достижения заявленных целей регулирования;
б) уровень и степень обоснованности предполагаемых затрат потенциальных адресатов предлагаемого правового регулирования и бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
в) предполагаемая польза для соответствующей сферы общественных отношений, выражающаяся в создании благоприятных условий для ее развития.
Для проведения публичных консультаций по проекту нормативного правового акта орган-разработчик заполняет сводный отчет о проекте нормативного правового акта и размещает его на официальном сайте.
В случае если проект нормативного правового акта имеет высокую степень регулирующего воздействия, в сводном отчете рекомендуется указывать следующие сведения:
а) степень регулирующего воздействия проекта нормативного правового акта;
б) описание проблемы, на решение которой направлен предлагаемый способ регулирования, оценка негативных эффектов, возникающих в связи с наличием рассматриваемой проблемы;
в) анализ опыта иных субъектов Российской Федерации в соответствующих сферах деятельности;
г) цели предлагаемого регулирования и их соответствие принципам правового регулирования;
д) описание предлагаемого регулирования и иных возможных способов решения проблемы;
е) основные группы субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности, иные заинтересованные лица, включая органы государственной власти и органы местного самоуправления, интересы которых будут затронуты предлагаемым правовым регулированием, оценка количества таких субъектов;
ж) новые функции, полномочия, обязанности и права органов государственной власти и органов местного самоуправления или сведения об их изменении, а также порядок их реализации;
з) оценка соответствующих расходов бюджета субъекта Российской Федерации (возможных поступлений в него);