Выявленные в проекте нормативного правового акта положения, вводящие избыточные обязанности, запреты и ограничения для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности или способствующие их введению, а также положения, способствующие возникновению необоснованных расходов указанных субъектов и бюджетов субъектов Российской Федерации, отражаются в заключении об оценке регулирующего воздействия.
В случае наличия обоснованных предложений уполномоченного органа, направленных на улучшение качества проекта нормативного правового акта, они также включаются в заключение об оценке регулирующего воздействия.
5.9. Заключение об оценке регулирующего воздействия структурно может включать в себя вводную, описательную, мотивировочную и заключительную (итоговую) части.
Во вводной части заключения об оценке регулирующего воздействия рекомендуется указывать наименования проекта нормативного правового акта и органа-разработчика, приводить краткие сведения о проведенных в рамках процедуры ОРВ мероприятиях и их сроках.
В описательной части заключения об оценке регулирующего воздействия рекомендуется представить основные положения предлагаемого правового регулирования, содержащиеся в сводном отчете выводы органа-разработчика об обоснованности предлагаемого правового регулирования и результаты публичных консультаций.
В мотивировочной части заключения об оценке регулирующего воздействия рекомендуется излагать позицию уполномоченного органа относительно предлагаемого правового регулирования.
В мотивировочной части также осуществляется анализ ключевых выводов и результатов расчетов, представленных органом-разработчиком в соответствующих разделах сводного отчета, обобщение и оценка результатов публичных консультаций, проведенных самим уполномоченным органом, предложения уполномоченного органа, направленные на улучшение качества проекта нормативного правового акта.
Итоговым выводом заключения об оценке регулирующего воздействия являются выводы о наличии либо отсутствии в проекте нормативного правового акта положений, вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности или способствующих их введению, а также положений, способствующих возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности и бюджетов субъектов Российской Федерации.
VI. Рекомендации по проведению экспертизы
6.1. Экспертиза проводится в целях выявления положений, необоснованно затрудняющих осуществление предпринимательской и инвестиционной деятельности.
6.2. Экспертиза проводится в отношении нормативных правовых актов, регулирующих отношения, участниками которых являются или могут являться субъекты предпринимательской и инвестиционной деятельности.
6.3. Экспертиза осуществляется на основании предложений о проведении экспертизы, поступивших в уполномоченный орган:
а) из органов государственной власти субъектов Российской Федерации;
б) из органов местного самоуправления;
в) из научно-исследовательских, общественных и иных организаций;
г) от субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности, их ассоциаций и союзов;
д) от иных лиц.
6.4. На основании предложений о проведении экспертизы, поступивших в уполномоченный орган, составляется план проведения экспертизы (далее - план).
Нормативные правовые акты включаются в план при наличии сведений, указывающих, что положения нормативного правового акта могут создавать условия, необоснованно затрудняющие осуществление предпринимательской и инвестиционной деятельности.
Данные сведения могут быть получены уполномоченным органом как в результате рассмотрения предложений о проведении экспертизы, так и самостоятельно в связи с осуществлением функций по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности.
6.5. До включения в план уполномоченный орган запрашивает мнения о необходимости проведения экспертизы рассматриваемых нормативных правовых актов с учетом сложившейся правоприменительной практики у некоммерческих организаций, целью деятельности которых является защита и представление интересов субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности.
План утверждается уполномоченным органом на год, а также размещается на официальном сайте или на сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сайт уполномоченного органа).
6.6. В нормативных правовых актах субъекта Российской Федерации, регламентирующих порядок проведения экспертизы, необходимо закрепить сроки проведения экспертизы, которые должны быть не более трех месяцев.
Срок проведения экспертизы при необходимости может быть продлен уполномоченным органом, но не более чем на один месяц.
6.7. В ходе экспертизы проводятся публичные консультации, исследование нормативного правового акта на предмет наличия положений, необоснованно затрудняющих осуществление предпринимательской и инвестиционной деятельности, и составляется мотивированное заключение об экспертизе (по форме согласно приложению N 4 к настоящим Методическим рекомендациям).
6.8. Публичные консультации рекомендуется проводить в течение одного месяца со дня, установленного для начала экспертизы.
На официальном сайте или на сайте уполномоченного органа размещается уведомление о проведении экспертизы с указанием срока начала и окончания публичных консультаций.
6.9. В нормативных правовых актах субъекта Российской Федерации, регламентирующих порядок проведения экспертизы, рекомендуется закрепить положение, в соответствии с которым органы государственной власти субъекта Российской Федерации по запросу уполномоченного органа представляют необходимые материалы в целях проведения экспертизы.
Уполномоченный орган запрашивает у органа государственной власти субъекта Российской Федерации, принявшего нормативный правовой акт, или органа государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в соответствующей сфере деятельности, материалы, необходимые для проведения экспертизы.
Указанные материалы содержат сведения (расчеты, обоснования), на которых основывается необходимость государственного регулирования соответствующих общественных отношений.
В случае если органом государственной власти субъекта Российской Федерации, принявшим нормативный правовой акт, или органом государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в соответствующей сфере деятельности, на запрос уполномоченного органа в установленный срок не представлены необходимые в целях проведения экспертизы материалы, сведения об этом указываются в тексте заключения.
Уполномоченный орган обращается к представителям предпринимательского сообщества и иным заинтересованным лицам с запросом информационно-аналитических материалов по предмету экспертизы, предлагая в нем срок для их предоставления.
6.10. Исследование нормативных правовых актов рекомендуется проводить во взаимодействии с органом государственной власти субъекта Российской Федерации, принявшим нормативный правовой акт, органом государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в соответствующей сфере деятельности, а также с участием представителей предпринимательского сообщества.
6.11. При проведении исследования следует:
а) рассматривать замечания, предложения, рекомендации, сведения (расчеты, обоснования), информационно-аналитические материалы, поступившие в ходе публичных консультаций;
б) анализировать положения нормативного правового акта во взаимосвязи со сложившейся практикой их применения;
в) определять характер и степень воздействия положений нормативного правового акта на регулируемые отношения в сфере предпринимательской и инвестиционной деятельности;
г) устанавливать наличие затруднений в осуществлении предпринимательской и инвестиционной деятельности, вызванных применением положений нормативного правового акта, а также их обоснованность и целесообразность для целей государственного регулирования соответствующих отношений.
6.12. По результатам исследования составляется проект заключения об экспертизе.
В проекте заключения об экспертизе указываются сведения:
а) о нормативном правовом акте, в отношении которого проводится экспертиза, источниках его официального опубликования, органе государственной власти субъекта Российской Федерации, принявшем нормативный правовой акт, и органе государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющем функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в соответствующей сфере деятельности;
б) о выявленных положениях нормативного правового акта, которые, исходя из анализа их применения для регулирования отношений предпринимательской или инвестиционной деятельности, создают необоснованные затруднения при осуществлении предпринимательской и инвестиционной деятельности, или об отсутствии таких положений;
в) об обосновании сделанных выводов;
г) о проведенных публичных мероприятиях, а также позициях органов государственной власти субъекта Российской Федерации и представителей предпринимательского сообщества, участвовавших в экспертизе.
6.13. Проект заключения об экспертизе направляется в орган государственной власти субъекта Российской Федерации, принявший нормативный правовой акт, или орган государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в соответствующей сфере деятельности, с указанием срока окончания приема замечаний и предложений.
Проект заключения также направляется представителям предпринимательского сообщества на отзыв с указанием срока его представления.
Поступившие в уполномоченный орган в установленный срок отзывы, замечания и предложения рассматриваются при доработке проекта заключения.
6.14. После подписания заключение об экспертизе размещается на официальном сайте или на сайте уполномоченного органа, а также направляется лицу, обратившемуся с предложением о проведении экспертизы данного нормативного правового акта, и в орган государственной власти субъекта Российской Федерации, принявший нормативный правовой акт, или орган государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в соответствующей сфере деятельности.
6.15. В нормативных правовых актах субъекта Российской Федерации, регламентирующих порядок проведения экспертизы, рекомендуется закрепить механизмы учета выводов, содержащихся в заключении об экспертизе (согласительные совещания, специальные процедуры урегулирования разногласий по возникшим в ходе экспертизы спорным вопросам или иные механизмы).
6.16. По результатам экспертизы уполномоченный орган в случае выявления в нормативном правовом акте положений, необоснованно затрудняющих осуществление предпринимательской и инвестиционной деятельности, вносит в орган государственной власти субъекта Российской Федерации, принявший нормативный правовой акт, или орган государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в соответствующей сфере деятельности, предложение об отмене или изменении нормативного правового акта или его отдельных положений, необоснованно затрудняющих ведение предпринимательской и инвестиционной деятельности.