Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 17 августа 2016 г. N 01/2608 "Об утверждении Концепции "Образовательный технопарк "ТЕМП" стр. 2

- Порядок признания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и иных действующих в сфере образования организаций, а также их объединений региональными инновационными площадками*(11).
Эффективное функционирование системы стратегического планирования и прогнозирования социально-экономических процессов особенно актуально в период замедления динамики экономического развития и в условиях жесткой ограниченности бюджетных ресурсов. Рост благосостояния и качества жизни населения за счет устойчивого и динамичного развития и повышения конкурентоспособности экономики Челябинской области на основе использования ее научно-технического потенциала есть цель стратегии социально-экономического развития Челябинской области до 2020 года*(12). В рамках прогрессивного сценария реализации Стратегии в качестве основных мероприятий выделены стимулирование инновационных процессов в промышленном секторе; развитие инфраструктуры для малых инновационных компаний; оказание финансовой поддержки при реализации инновационных проектов; повышение квалификации руководителей и специалистов, вовлеченных в инновационную деятельность.
В ходе совершенствования нормативного правового регулирования инновационной деятельности в Челябинской области разработаны и приняты следующие концептуальные и программные документы: Концепция развития инновационной деятельности в Челябинской области на 2011-2020 годы (раздел "Развитие технопарков в Челябинской области"); "Развитие производства в Челябинской области высокотехнологичной продукции на основе титанмагнетитовых, ильменитовых руд"; "Развитие производства в Челябинской области высокотехнологичной продукции из кремнийсодержащего сырья"; "Переработка в Челябинской области производственных отходов промышленности и энергетики с извлечением редких металлов и получением минеральных удобрений и порошковых материалов до 2020 года"; "Переработка техногенных отходов Челябинской области"; "Создание инновационного технопарка порошковых материалов в Чебаркульском городском округе Челябинской области".
В 2016 году начал работу "Технопарк информационных технологий Челябинской области" (IT-Park). IT-Park является инвестиционным проектом Инфрафонда РВК и частных инвесторов. Он создан при поддержке Правительства Челябинской области и Министерства информационных технологий Челябинской области*(13) с целью развития региональной отрасли информационных технологий и предпринимательской активности в сфере IT. Правительство Челябинской области поддерживает развитие аналогичных проектов в других городах и планирует реализовать совместный проект с компанией "Магнезит" и администрацией Саткинского муниципального района по запуску еще одного технопарка в Сатке.
В феврале 2016 года стартовал Startup Tour (Стартап Тур) - самый масштабный проект в России и СНГ по поиску перспективных инновационных проектов и развитию компетенций начинающих стартап-команд, реализующих проекты в сфере высоких технологий. В 2016 году проект реализуется по пяти направлениям*(14). По итогам предыдущего этапа три региональные компании вошли в международную группу "100 инноваторов". Помимо этого, Челябинская область вошла в число регионов-победителей конкурсного отбора пилотных программ субъектов Российской Федерации, направленных на реализацию проекта "Подготовка рабочих кадров для социально-экономического развития регионов" на 2014-2019 годы, объявленного Министерством образования и науки Российской Федерации. Данный проект ориентирован на разработку, апробацию и распространение современных моделей эффективной подготовки квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена в региональной системе профессионального образования в контексте повышения инвестиционной привлекательности и устойчивого социально-экономического развития Челябинской области.
В Государственной программе Челябинской области "Экономическое развитие и инновационная экономика Челябинской области" на 2016-2018 годы*(15) подчеркивается, что Челябинская область обладает значительным производственным, трудовым и научным потенциалом, разнообразной ресурсной базой, развитой инфраструктурой, уникальными природно-климатическими условиями и богатейшими туристскими ресурсами, включающими природные, исторические и культурные достопримечательности. В различных отраслях экономики заняты около 1744 тыс. человек, или 49,9 процента от численности населения Челябинской области. В целях выхода промышленности Челябинской области на современный технологический, экономический и управленческий уровни органам власти Челябинской области необходимо реализовать инфраструктурную и инвестиционную поддержку субъектов деятельности в сфере промышленности. Инфраструктурная поддержка промышленности выражается в стимулировании развития индустриальных парков, технопарков и промышленных кластеров посредством создания организаций инфраструктуры поддержки деятельности в сфере промышленности.
В Концепции развития инновационной деятельности в Челябинской области на 2011-2020 годы в разделе "Развитие технопарков в Челябинской области" определены требования, предъявляемые к технопаркам. При этом декларируется целесообразность создания производственных, научно-производственных и инновационных технопарков. Отмечается также, что технопарки на территории Челябинской области (обязательная регистрация в Инновационном центре Челябинской области) получают право на государственную поддержку Челябинской области в формах и размерах, определяемых нормативными правовыми актами Челябинской области.
Поддержка предпринимательства является одним из приоритетных направлений Стратегии развития региона. В частности, реализуется государственная программа Челябинской области "Комплексная поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства в Челябинской области на 2015-2017 годы". В регионе действует Общественный координационный совет по развитию малого и среднего предпринимательства, реализуется комплекс мер по оказанию административной, имущественной, налоговой, финансовой, информационно-консультационной поддержки предпринимателей. В целях поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в Челябинской области создаются и развиваются объекты инфраструктуры: Центр инжиниринга, целью которого является повышение технологической готовности субъектов малого и среднего предпринимательства за счет разработки технологических и технических процессов и обеспечения решения проектных, инженерных, технологических и организационно-внедренческих задач; 5 бизнес-инкубаторов в Челябинске, Магнитогорске, Озёрске и Снежинске. Также в регионе реализуется молодежный проект для начинающих предпринимателей "Открой дело", который является частью федеральной программы "Ты - предприниматель".
В рамках реализации молодежной политики в Челябинской области, представители молодежи, а также молодежные, детские общественные объединения и некоммерческие организации ежегодно представляют свои инициативы на Всероссийском конкурсе молодежных проектов по таким направлениям как: "Карьера и профессиональная траектория", "Творчество", "Молодежные медиа", "Добровольчество", "Инновации и научно-техническое творчество" и другие. Среди молодежных проектов региона, стоит выделить образовательный проект "Академия лидерства" - проект управления молодежной политики министерства образования и науки Челябинской области, который направлен на помощь молодым людям в воплощении собственных идей и инициатив. По итогам данного проекта реализуются молодежные социально-значимые проекты.
Министерство образования и науки Челябинской области использует возможности широкого применения механизмов государственно-общественного управления для привлечения ресурсов социального партнерства в решении задач создания и функционирования образовательного технопарка "ТЕМП". Так создан Совет по науке образовательных организаций высшего образования Челябинской области*(16), задачами которого являются:
- оценка эффективности и корректировка реализации программ поддержки научных исследований;
- анализ научных направлений, приоритезация направлений исследований, включая коммерциализацию результатов исследований в экономике;
- выработка принципов и механизмов научной экспертизы исследовательских проектов, анализ и оценка качества экспертизы исследовательских проектов.
При организационно-методической поддержке Министерства образования и науки Челябинской области работают совет директоров профессиональных образовательных организаций, совет ректоров вузов области, совет директоров областных государственных профессиональных образовательных организаций, Ассоциация образовательных учреждений среднего профессионального образования Челябинской области, совет молодых ученых и специалистов*(17).

1.2. Потенциал инновационной инфраструктуры в сфере образования на территории Челябинской области

Инновационная инфраструктура в различных сферах деятельности предполагает наличие сети организаций, способствующих развитию инновационной деятельности. В этой связи инновационная инфраструктура в сфере образования Челябинской области представлена совокупностью субъектов, обеспечивающих условия, необходимые для осуществления инновационной деятельности и функционирования инновационных процессов в сфере образования*(18). В настоящий момент данная инфраструктура на территории области включает в себя сеть предметных лабораторий, центров образовательной робототехники, региональных инновационных площадок, ресурсных центров. Они функционируют на базе организаций, осуществляющих образовательную деятельность.
В частности, с 2008 года в Челябинской области сложилась практика отбора образовательных организаций, реализующих программы начального общего, основного общего и среднего общего образования, на базе которых создаются предметные лаборатории и центры образовательной робототехники. Безусловно, основаниями функционирования предметных лабораторий и центров образовательной робототехники являются нормативные документы федерального и регионального уровней*(19). В настоящее время на территории Челябинской области функционируют 40 предметных лабораторий и 15 центров образовательной робототехники. При этом на естественно-математическое и технологическое образование ориентировано 70% предметных лабораторий. На осуществление профильного обучения ориентировано 50,1% программ, реализуемых предметными лабораториями. Деятельность центров образовательной робототехники в основном сосредоточена в области организации внеурочной деятельности и дополнительного образования. В регионе реализуются мероприятия и проекты Всероссийской программы "Робототехника: инженерно-технические кадры инновационной России", основной идеей которой является выстраивание общероссийская система инженерно-технических соревнований для детей и молодежи в сфере высоких технологий. Данная программа включает Всероссийский робототехнический фестиваль "РобоФест", по итогам которого определяются участники международных робототехнических состязаний. Ежегодно на фестивале принимают участие обучающиеся образовательных организаций Челябинской области и являются победителями и призерами регионального и всероссийского этапов.
Говоря о повышении эффективности использования ресурсов*(20) образовательной системы Челябинской области, предметные лаборатории и центры образовательной робототехники в контексте создания образовательного технопарка "ТЕМП" могут выступать площадками, на которых созданы условия для осуществления инновационной научно-исследовательской, проектной и технико-технологической деятельности обучающихся. Имеющийся кадровый потенциал указанных образовательных организаций обеспечивает создание условий для вовлечения обучающихся в активную инновационную научно-исследовательскую, проектную и технико-технологическую деятельность, что способствует успешной социализации в дальнейшей жизнедеятельности. В частности, особенности образовательной деятельности учащихся в предметных лабораториях и центрах образовательной робототехники позволяют реализовать идею организации индивидуальных образовательных траекторий для обучающихся, ориентированных на освоение ими проектных компетенций в индивидуальном темпе продвижения. Педагогические коллективы предметных лабораторий и центров образовательной робототехники имеют практику разработки методических материалов для различных категорий участников образовательных отношений; проведения практико-ориентированных и научных мероприятий по вопросам использования современных образовательных технологий. Учитывая данный факт, можно говорить о том, что они (предметные лаборатории и центры образовательной робототехники) в структуре образовательного технопарка могут рассматриваться в качестве научно-методических центров, в которых педагоги на основе принципа интеграции получают возможность осваивать современные технологии обучения и воспитания детей, в том числе информационно-коммуникационные.
В Челябинской области имеется практика создания ресурсных центров на базе профессиональных образовательных организаций, являющихся базой для профессиональной подготовки востребованных регионом специалистов под конкретные вакансии работодателей. Основной задачей ресурсных центров является формирование и аккумулирование образовательных ресурсов (материально-технических, кадровых, методических, информационных и т. д.), а также обеспечение доступа к ним образовательных организаций.
В настоящее время для области характерно наличие двух моделей развития ресурсопроводящей сети в системе образования Челябинской области:
- централизованная модель, когда организационная структура сети создается в виде профильно-распределенной, но соподчиненной системы комплексов: юридического, металлургического, строительства и предпринимательства, транспортно-технологического (например, Южноуральский многопрофильный центр);
- распределенная модель, когда в регионе имеются несколько центров с концентрацией образовательных ресурсов*(21) по определенному направлению деятельности (например, ресурсные центры по подготовке квалифицированных специалистов различного профиля на базе Челябинского механико-технологического техникума, Южно-Уральского государственного технического колледжа, Бакальского техникума профессиональных технологий и сервиса им. М. Г. Ганиева, Озёрского технического колледжа и др.). Основной целью деятельности таких ресурсных центров является обеспечение качества профессиональной подготовки квалифицированных рабочих, путем предоставления модернизированных образовательных ресурсов, предназначенных для освоения современных производительных технологий, и квалифицированных инженерно-педагогических кадров. Содержание программ обучения согласуется с работодателями и предоставляется гибкий график обучения профессиям. Указанные центры могут дополнительно выполнять следующие функции:
- информационно-просветительскую, предусматривающую предоставление достоверных сведений о профессиях, о профессиональных образовательных организациях, состоянии рынка труда, например, посредством рекламно-справочных пособий;
- развивающую, обеспечивающую формирование у учащихся личностной готовности к осуществлению самостоятельного осознанного выбора профессионального пути, к реализации своего делового потенциала с учетом своих знаний и возможностей;
- диагностическую, ориентированную на познание и самопознание учащихся в области своего профессионального самоопределения;
- коррекционную, выражающуюся в оказании помощи учащимся, переживающим кризис профессионального становления;
- методическую, заключающуюся в содействии педагогам, психологам, администрации образовательных учреждения в вопросах профессиональной ориентации и социально-трудовой адаптации подростков и молодежи.
По итогам 2015 года в образовательных организациях Челябинской области 69% детей*(22) осваивают дополнительные общеобразовательные программы, в том числе технической направленности - 10%*(23) и естественнонаучной направленности - 9%. Техническая направленность системы дополнительного образования Челябинской области представлена 21 многопрофильным учреждением и 7 специализированными дополнительными организациями. Количество детских технических объединений, действующих на базе образовательных организаций области, составляет 1488 и 800 дополнительных общеобразовательных программ по различным направлениям технической направленности: робототехника, авиа-, авто-, судо- и ракетомоделирование, картинг, начальное техническое творчество и другие.
В регионе аккумулирован ценный опыт организации деятельности стажировочной площадки по реализации Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы по направлению "Распространение инновационных моделей развития техносферы деятельности учреждений дополнительного образования детей, направленных на развитие научно-технической и учебно-исследовательской деятельности обучающихся". В состав стажировочной площадки входили 13 апробационных площадок и 9 базовых площадок образовательных организаций Челябинской области. Потенциал стажировочной площадки был направлен на обучение педагогов инновационным подходам к организации деятельности техносферы общеобразовательных организаций и организаций дополнительного образования детей.
С 2014 года регион является инициатором проведения Всероссийских технических форумов, среди которых "Инженерные кадры России: от школы до производства", "От технического творчества к профессиональному самоопределению". В рамках прошедших форумов были организованы: выставки "рабочих мест" профессиональных образовательных организаций Челябинской области и субъектов Российской Федерации, современного технического оборудования; презентации образовательного проекта "ТЕМП", деятельности федеральной стажировочной площадки "Распространение инновационных моделей развития техносферы деятельности учреждений дополнительного образования детей"; соревнования по робототехнике Российской линии "ИКаР". В 2016 году в регионе пройдет III Всероссийский технический форум "От технического творчества - к современным технологиям в агропромышленном комплексе".
Большое внимание регион уделяет конкурсному движению. Так, например, на протяжении многих лет в Челябинске проходит конкурс исследовательских работ "Интеллектуалы XXI века", действует городское научное общество учащихся (НОУ). НОУ обеспечивает реализацию социального заказа на формирование интеллектуальной творческой элиты общества и обеспечения выбора детьми профессий технико-технологической направленности, формирование у подростков и старшеклассников ценностно-значимых ориентиров в построении дальнейшей индивидуальной образовательной траектории, поддержку и развитие средствами научно-исследовательской деятельности творческого потенциала, интеллектуальной инициативы. Многолетние результаты реализации российской научно-социальной программы для молодежи и школьников "Шаг в будущее" на территории Челябинской области подтверждают то, что данная программа способствует формированию у школьников начальных технологических компетенций и инженерного мышления. Дальнейшим инновационным "лифтом" для технически одарённых детей может стать образовательный технопарк "ТЕМП".
На протяжении многих лет в регионе реализуются мероприятия проекта "Школа Росатома" Госкорпорации "Росатом". Участниками данного проекта являются не только учащиеся образовательных организаций, находящихся на территории присутствия Госкорпорации "Росатом" (Снежинск, Озёрск, Трехгорный), но и учащиеся других муниципальных образований области. Ключевыми мероприятиями проекта за последние годы стали: научно-технический фестиваль молодых прогрессоров, метапредметная олимпиада школьников, конкурс образовательных веб-квестов, недели высоких технологий и технопредпринимательства и другие.
Популяризация технических и инженерных профессий в Челябинской области осуществляется государственными структурами, общественными организациями, отдельными средствами массовой информации. В частности, имеется практика межведомственного сотрудничества по содействию профессиональному самоопределению учащихся общеобразовательных школ, в котором принимают участие структуры центра занятости населения, управления образования, профессиональных образовательных организаций. Задачами межведомственного сотрудничества является: профессиональное информирование учащихся общеобразовательных организаций, их родителей, педагогов о состоянии рынка труда; усиление мотивации по поиску новых, недостающих сведений о реальных объектах профессиональной подготовки и трудоустройства, ослабление синдрома неуверенности в своих силах; проведение совместных мероприятий (совещаний, конференций, семинаров и т. д.) по вопросам, представляющим взаимный интерес. На базе ФГБОУ ВПО ЮУрГУ (НИУ) создан Клуб ролевых игр "Компас", выполняющий функции центра профориентации*(24), где школьники знакомятся с азами разных профессий в формате ролевых игр, тренингов и практических заданий, а также посещают крупные предприятия и фирмы. Экспертами на занятиях выступают специалисты крупных организаций: "Челябэнергосбыт", "Челябэнерго", "Метран", "Первый хлебокомбинат", ОТВ, СТС-Челябинск, "Областной центр диагностики и консультирования", "Легион", ТELE2-Челябинск, "Первый БИТ" и др. Кроме того, на территории области имеется опыт издания специализированных СМИ, в частности журнал "Востребованные профессии". Вместе с тем, необходимо отметить, что анализ открытых источников показал, что в СМИ популяризация технического творчества, профориентации детей и молодежи носит не системный, а эпизодический характер.

1.3. Актуализация государственной поддержки предпринимательских инициатив, направленных на подготовку высококвалифицированных специалистов для интеллектуальноемких, наукоемких и высокотехнологичных производств

Современная ситуация в экономике Российской Федерации актуализирует процессы создания и финансовой поддержки технопаркового движения на государственном уровне. Например, с 2007 по 2014 г. в соответствии с государственной программой "Создание в Российской Федерации технопарков в сфере высоких технологий"*(25) осуществлялось софинансирование строительства технопарков в 11 субъектах Российской Федерации, которым было предоставлено около 11 млрд руб. В результате проверки эффективности реализации программы было установлено, что только 3 из них реализовали целевые показатели программы более чем на 75%. С 2015 года продолжена поддержка создания технопарков в области высоких технологий. Предполагается, что объектом государственной поддержки станут как новые технопарки, так и уже имеющиеся: "Технопарк-Мордовия" (г. Саранск), Технопарк "Жигулевская долина" (г. Тольятти), Технопарк "Университетский" (г. Екатеринбург), Технопарк "Физтехпарк" (г. Москва), Технополис "Химград" (г. Казань), Технопарк "ИТ-парк" (г. Казань), Технопарк "ИТ-парк" (г. Набережные Челны), Технопарк "Рамеев" (г. Пенза), "Кузбасский технопарк" (г. Кемерово), "Технопарк Новосибирского Академгородка" (г. Новосибирск), Технопарк "ИТ-парк Анкудиновка" (г. Нижний Новгород), Технопарк "Западно-Сибирский инновационный центр" (г. Тюмень), Технопарк высоких технологий (Ханты-Мансийский автономный округ - Югра), Технопрак "ЭНГА" - Ямальское Сколково (г. Надым Ямало-Ненецкий автономный округ) и др.
В Челябинской области поддержка предпринимательских инициатив, направленных на подготовку высококвалифицированных специалистов для интеллектуальноемких, наукоемких и высокотехнологичных производств, реализуется в рамках реализации Стратегия развития инновационной деятельности в Челябинской области до 2020 года. Ее цель - привлечение инвестиций в инновационную сферу и увеличения доли собственных средств инновационных компаний в финансировании научных исследований и разработок*(26). В стратегии предусмотрено осуществление финансовой поддержки изобретателям, частным инновационным компаниям и высшим учебным заведениям. Механизмы финансовой поддержки включают:
а) субсидии на возмещение следующих затрат:
- приобретение оборудования и изготовление опытных образцов;
- разработка инновационных проектов и участие в выставках;
- аренда, патентование и оплата процентов по кредитам и лизингу;
б) гранты на начало предпринимательской деятельности малым предприятиям, созданным с участием высших учебных заведений, получивших финансирование по программе "Старт" и статус резидентов бизнес-инкубаторов, статус участников инновационного проекта "Сколково";
в) областные конкурсы научно-исследовательских работ студентов, аспирантов, молодых ученых высших заведений с выделением денежных средств.
Актуализация государственной поддержки предпринимательских инициатив, направленных на подготовку высококвалифицированных специалистов в Челябинской области, осуществляется посредством популяризации предпринимательства и вовлечения населения в предпринимательство, предусмотренной мерами Законодательного Собрания Челябинской области, в целях поддержки малого и среднего бизнеса*(27). В частности, проводится конкурс молодежных проектов "Челябинская область - это мы". Организаторами конкурса являются Законодательное Собрание Челябинской области и Общественная молодежная палата при Законодательном Собрании Челябинской области. Участниками конкурса являются граждане Российской Федерации в возрасте от 14 до 30 лет, проживающие на территории Челябинской области. Конкурс проводится по четырем номинациям "Лучший социальный проект"; "Лучшее законодательное предложение"; "Лучший бизнес-проект"; "Лучший научно-исследовательский проект". Конкурсные проекты охватывают такие тематические направления, как экономическая, социальная и молодежная политика; образование, наука, здравоохранение и культура; развитие предпринимательства, малого и среднего бизнеса; бюджет и налоги; развитие гражданского общества.
Если говорить о Курганской области, то на ее территории функционируют технологические парки различной направленности. Так, в сфере производства функционирует ОАО "Курганский областной технопарк"*(28), учредителями которого являются Курганская область как субъект Российской Федерации и открытое акционерное общество "НПО "Курганприбор". Резидентами технопарка являются НП "Центр кластерного развития Курганской области"; ООО "ЛИН Системы"; ООО "НПП "Программный инжиниринг"; ООО "Высокие технологии"; НОУ ДПО "Учебный центр "Технопарк". Предметом деятельности технопарка являются выполнение следующих видов работ: научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки (НИОКР); технологические и маркетинговые разработки; консалтинг; производство единичной и мелкосерийной продукции; оказание услуг в области информатики, патентования; подготовка и переподготовка рабочих, инженерно-технических, управленческих кадров и маркетологов; выполнение функций управляющей компании; разработка и управление проектами*(29). В сфере образования реализуется межведомственный проект "Профориентационный технопарк "Зауральский навигатор", целью которого является создание интегрированной системы профессиональной ориентации и психологической поддержки учащихся, молодежи, отвечающей требованиям регионального рынка труда на основе межведомственного взаимодействия органов власти, учреждений системы образования и работодателей, ведомственных служб и учреждений, общественных организаций. Особенностью профориентационного технопарка является объединение усилий органов власти, организаций системы образования, работодателей, ведомственных служб и учреждений, общественных организаций региона и родителей по профессиональной ориентации детей и молодежи*(30).
В Ханты-Мансийском автономном округе - Югра создано Автономное учреждение "Технопарк высоких технологий"*(31), задачами которого являются: развитие инновационных технологий и создание инновационной среды для развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры; содействие органам государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в формировании политики и принятии необходимых решений для инновационного развития экономики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры; содействие развитию малого и среднего предпринимательства в Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в области инновационной деятельности. На базе Технопарка высоких технологий в Ханты-Мансийске будет работать детский технопарк, в Нефтеюганске - "Интеракториум" Центра технических видов спорта. В детском технопарке в Ханты-Мансийске представлены образовательные программы по следующим направлениям: нейротехнологии, IT, работа с большими данными (big data), робототехника, автомобильные технологии, космос, нанотехнологии, аэротехнологии. В Нефтеюганске: IT, робототехника, космос, автомобильные и авиационные технологии. В перспективе детские технопарки в Югре смогут принять до двух тысяч детей.
Проект муниципальной системы образования "Образовательный консорциум "Технопарк" в г. Муравленко Ямало-Ненецкого автономного округа реализуется с 2012 года и представляет собой добровольное сообщество образовательных организаций, которое позволило усилить кадровые, материальные, методические ресурсы технической направленности образовательных организаций дополнительного образования и общеобразовательных организаций. В настоящее время в консорциум объединены все школы и детские сады города. Взаимодействие образовательных организаций внутри Технопарка организовано на основе трехстороннего Соглашения между Управлением образования, Центром технического творчества и учреждениями - участниками консорциума. Постоянно действует Совет Технопарка - переговорная площадка для обеспечения совместной деятельности по согласованию целей, механизмов, схем взаимодействия, определения образовательных результатов. Координацию инновационной деятельности участников консорциума обеспечивает Центр технического творчества, который является базовым учреждением для размещения лабораторий Технопарка.
Образовательный технопарк является один из проектов реализации государственной программы Тюменской области "Основные направления развития образования и науки" до 2020 года. На базе образовательных организаций создана инфраструктура, обеспечивающая реализацию различных образовательных проектов естественнонаучной и технической направленности*(32). Особую роль в развитии инновационной среды в области играет технопарк "Западно-Сибирский инновационный центр нефти и газа". Ключевой специализацией технопарка являются инновации в нефтегазовой сфере, а также ведущие отрасли экономики - строительство, ЖКХ, энергетика, лесопромышленный комплекс. На базе ФГБОУ ВПО "Тюменский государственный университет", также функционирует технопарк, основными задачами которого являются: коммерческая реализация научных разработок; реализация интеллектуального потенциала университета; междисциплинарная научная интеграция в области инновационной деятельности; поиск финансирования внедрения научных разработок; формирование высококвалифицированных кадров в области инновационного менеджмента.
Особый опыт создания и развития технопарков имеется в Свердловской области. В регионе активно действует некоммерческое партнерство "Ассоциация технопарков Свердловской области", которое обеспечивает координацию взаимоотношений с исполнительными органами власти и отраслевыми союзами, организует деловые встречи по выработке рекомендаций по развитию в регионе инновационных процессов и доводит до законодательной и исполнительной власти, содействует в продвижении на рынок продукции и услуг технопарков. В рамках реализации Закона Свердловской области "О технопарках в Свердловской области", созданы и функционируют 14 технопарков*(33).
Обобщая указанные позиции, отметим, что в настоящее время в основном ключевую роль в создании и функционировании технопарков играет государство, органы государственной власти субъектов Российской Федерации. Соответственно возникает противоречие, которое состоит в том, что государство заинтересовано в долгосрочных проектах, в то время как промышленные предприятия и бизнес-структуры заинтересованы в краткосрочных. В частности, хоть технопарки и создаются на базе промышленных предприятий, бизнес-структур, но так или иначе потенциальные резиденты технопарка недостаточно заинтересованы в продуктах деятельности образовательных технопарков. В то же время такие технопарки могут рассматриваться как долгосрочные ресурсы социально-экономического развития региона, но для этого необходимо, чтобы общественные организации (например, Межведомственный координационный совет по вопросам инновационной деятельности Челябинской области, Челябинская областная общественная организация "Союз промышленников и предпринимателей" и др.) выступили инициаторами формирования заказа на инновационную деятельность, привлечения резидентов образовательного технопарка посредством стимулирования представителей промышленных предприятий и бизнес-структур, продвижения продуктов образовательных технопарков. В данных условиях государственно-частное партнерство (далее - ГЧП) рассматривается как эффективный механизм создания и функционирования указанных технопарков, так как выступает инструментом консолидации ресурсов, для чего создана соответствующая нормативная база*(34), и предполагает долгосрочный характер партнерства (более 3 лет); распределение рисков и ответственности между партнерами за счет привлечения частного партнера не только к созданию объекта, но и к его последующей эксплуатации и/или техническому обслуживанию; полное или частичное финансирование создания объекта общественной инфраструктуры частным партнером.

Раздел 2. Содержательно-смысловые концепты образовательного технопарка "ТЕМП"