Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 19 сентября 2016 г. N 01/2860 "О Концепции научно-методического сопровождения обучения детей с ограниченными возможностями здоровья на территории Челябинской области на период до 2018 года и у

В целях реализации Федеральной целевой программы развития образования на период с 2016 по 2020 годы (Постановление Правительства Российской Федерации от 23.05.2015 года N 497 "О Федеральной целевой программе развития образования на 2016 - 2020 годы") приказываю:
1. Утвердить прилагаемые:
- Концепцию научно-методического сопровождения обучения детей с ограниченными возможностями здоровья на территории Челябинской области на период до 2018 года (далее именуется - Концепция);
- комплекс мер по реализации концепции научно-методического сопровождения обучения детей с ограниченными возможностями здоровья на территории Челябинской области на период до 2018 года.
2. ГБУ ДПО "Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования" (Кеспиков В.Н.) осуществить научно-методическое сопровождение реализации Концепции.
3. Контроль исполнения настоящего приказа возложить на первого заместителя Министра образования и науки Челябинской области Е.А. Коузову
Министр
А.И. Кузнецов
Утверждено
приказом Министерства образования
и науки Челябинской области
от 19 сентября 2016 г. N 01/2860

Концепция научно-методического сопровождения обучения детей с ограниченными возможностями здоровья на территории Челябинской области на период до 2018 года

1. Актуальные концепты научно-методического сопровождения обучения дети с ограниченными возможностями здоровья на территории Челябинской области

1.1. Нормативные и методические концепты научно-методического сопровождения обучения детей с ограниченными возможностями здоровья на территории Челябинской области

В Федеральной целевой программе развития образования до 2020 года(1) отражены задачи, решение которых связано с вопросами научно-методического сопровождения обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, а именно:
- задача 2 "Развитие современных механизмов и технологий общего образования", в рамках которой предусматривается реализация мероприятий, направленных на обеспечение внедрения ФГОС дошкольного и общего образования, образования обучающихся с ОВЗ;
- задача 4 "Создание инфраструктуры, обеспечивающей условия подготовки кадров для современной экономики", в процессе решения которой предполагается создание и развитие инфраструктуры, обеспечивающей доступность образования независимо от места проживания обучающихся, обеспечение реализации индивидуальных траекторий обучающихся и их участия в территориально-распределенных сетевых образовательных программах, социальную ориентированность мероприятий, связанных с обеспеченностью доступа детей с ограниченными возможностями здоровья или детей и молодежи из социально слабозащищенных групп населения к получению общего, профессионального и дополнительного образования, в том числе в образовательных организациях, расположенных в различных субъектах Российской Федерации.
В целях реализации права каждого человека на образование федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления создаются необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения и условия, в максимальной степени способствующие получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц, в том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья(2).
Действующая законодательная база федерального и регионального уровней в сфере образования является основанием для определения инновационных идей научно-методического сопровождения обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.
Разработаны и поэтапно реализуются федеральные государственные образовательные стандарты начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ), в том числе обучающихся с умственной отсталостью, внесены изменения в федеральные государственные образовательные стандарты общего образования(3) в части отражения особенностей организации образовательной деятельности для детей с ОВЗ.
С 2017 года в штатном режиме будут применяться положения профессиональных стандартов "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)"(4), "Педагог-психолог (психолог в сфере образования)"(5). В рамках реализации распоряжения Правительства Российской Федерации от 31 марта 2014 г. N 487-р ведется разработка профессионального стандарта педагога-дефектолога (учителя-логопеда, сурдопедагога, олигофренопедагога, тифлопедагога).
Утверждена Концепция развития дополнительного образования(6), в которой акцентируется внимание на разработке и внедрении механизмов адресной поддержки педагогов дополнительного образования, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья; моделей адресной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, в том числе в рамках реализации образовательных программ(7), ориентированных на группы детей, требующих особого внимания государства и общества.
Особое внимание федеральные органы исполнительной власти обращают на создание специальных условий для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья(8), а именно условиям обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья(9).
В данном контексте региональная образовательная политика по отношению к детям с ограниченными возможностями здоровья и детям-инвалидам не только ориентирована на стратегические цели и задачи Российской Федерации, но и имеет свои специфические особенности. Данные особенности отражены как в государственной программе "Развитие образования в Челябинской области" на 2014 - 2017 годы(10), так и в комплексе иных нормативно-правовых актов, среди которых:
- Закон Челябинской области от 30.10.2015 N 249-ЗО "О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по организации предоставления психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, своем развитии и социальной адаптации";
- Постановление Законодательного Собрания Челябинской области от 29.08.2013 г. N 1543 "О Законе Челябинской области "Об образовании в Челябинской области";
- Распоряжение Правительства Челябинской области от 25.09.2015 г. N 519-рп "О Плане мероприятий ("дорожной карте") по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной, транспортной инфраструктур и услуг в Челябинской области";
- Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 28.03.2013 г. N 03/961 "Об утверждении Концепции региональной системы оценки качества образования Челябинской области".
Таким образом, анализ имеющейся нормативной базы федерального и регионального уровней, а также созданных методических условий, позволил выделить следующие концепты научно-методического сопровождения обучения детей с ограниченными возможностями здоровья на территории Челябинской области:
- совершенствование инфраструктуры образования детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью, в том числе с помощью механизмов государственно-частного партнерства;
- сопровождение внедрения профессиональных стандартов педагога, педагога дополнительного образования и педагога-психолога, в том числе профессионального стандарта педагога-дефектолога (учителя-логопеда, сурдопедагога, олигофренопедагога, тифлопедагога);
- поддержка внедрения современных моделей эффективного преподавания, в том числе на основе использования новых образовательных технологий и обновления содержания образования;
- научно-методическая поддержка инноваций в сфере образования детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью, в том числе распространения инновационного опыта посредством стимулирования создания инновационных методических сетей и консорциумов образовательных и научных организаций;
- повышение профессиональной компетентности педагогических работников общеобразовательных организаций в контексте организации образовательной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью.

1.2. Анализ системы научно-методического сопровождения обучения детей с ограниченными возможностями здоровья на территории Челябинской области

К результатам реализации концепции научно-методического сопровождения обучения детей с ОВЗ на период до 2015 года можно отнести следующие позиции:
1) Министерством образования и науки Челябинской области осуществляется информирование всех участников отношений в сфере образования об актуальных направлениях деятельности по научно-методическому сопровождению обучения детей с ОВЗ. Сформирован и поддерживается в актуальном состоянии банк нормативно-правовых документов по вопросам обучения детей с ОВЗ. На сайте ГБУ ДПО ЧИППКРО доступны материалы, отражающие актуальные задачи обучения детей-инвалидов, периодические издания для педагогических и руководящих работников в области специального образования. Создан и функционирует уникальный информационно-консультационный портал для родителей (законных представителей) детей с ОВЗ "Понимаем. Принимаем. Помогаем".
2) В 2015 году Коллегией Министерства образования и науки Челябинской области рассмотрены и одобрены результаты апробации федеральных государственных образовательных стандартов для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в 2014-2015 учебном году на базе образовательных организаций города Челябинска. Отчет о результатах апробации представлен на всероссийском совещании, организованном Министерством образования и науки Российской Федерации. Практическая значимость апробации оценивается тем, что:
- использование потенциала образовательных организаций - участников апробации позволяет эффективнее организовать повышение квалификации педагогических и руководящих работников по освоению технологии проектирования адаптированных образовательных программ;
- разработаны модельные адаптированные образовательные программы;
- опыт разработки подходов к формированию планируемых результатов освоения обучающимися с ОВЗ адаптированных образовательных программ представлен в ходе шести научно-практических мероприятий;
- разработан и апробирован инструментарий оценки сформированности условий введения федеральных государственных образовательных стандартов обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных организациях, реализующих адаптированные образовательные программы, что позволило сформировать перечень общеобразовательных организаций, реализующих в пилотном режиме с 01 сентября 2015 года ФГОС обучающихся с ОВЗ.
3) Обсуждению задач формирования системы инклюзивного образования уделяется особое внимание в условиях проведения научных мероприятий (конференций, форумов, конкурсов и пр.), организуемых образовательными организациями высшего и дополнительного профессионального образования Челябинской области. ГБУ ДПО ЧИППКРО развернута реализация научно-прикладных проектов на базе образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным образовательным программам. Опыт практической деятельности с детьми с ограниченными возможностями здоровья представляется в рамках областного конкурса профессионального мастерства "Педагог-психолог Челябинской области", интернет-конкурса программно-методических материалов педагогических работников и образовательных организаций "Обучение без границ", областного конкурса дополнительных общеобразовательных программ для детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и др.
4) Профессиональное взаимодействие педагогических работников областной образовательной системы осуществляется в рамках деятельности учебно-методического объединения в системе общего образования Челябинской области. С целью объединения родителей и специалистов-педагогов, директоров образовательных учреждений, психологов и специалистов в поиске новых механизмов и технологии помощи детям с ограниченными возможностями здоровья функционируют общественные организации ("Особые семьи", "Наше место" и пр.).
5) В контексте реализации требований профессиональных стандартов, ФГОС общего образования, в том числе для обучающихся с ОВЗ, модернизированы дополнительные профессиональные программы (программы повышения квалификации и профессиональной переподготовки), в содержание которых отражены различные аспекты организации инклюзивного образования, что позволяет формировать готовность педагогических и руководящих работников к работе с детьми с ОВЗ. Ежегодно в ГБУ ДПО ЧИППКРО по данного рода программам в очной, очно-заочной формах, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий, обучается 1950 слушателей, в том числе в форме стажировок, на базе ресурсных центров по вопросам инклюзивного образования, базовых общеобразовательных организаций, в которых созданы условия для обучения детей-инвалидов; разработана и реализуется дополнительная профессиональная программа (профессиональной переподготовки) "Педагогика и психология инклюзивного образования".
6) В образовательных организациях высшего образования осуществляется подготовка специалистов в области обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья по программам бакалавриата и магистратуры. ФГБОУ ВПО ЧГПУ реализует пять магистерских программ по вопросам психолого-педагогического сопровождения лиц с ограниченными возможностями здоровья, тьюторского сопровождения лиц с ограниченными возможностями здоровья, управления в специальном образовании; программу переподготовки "Индивидуализация психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования". ФГБОУ ВПО ЧелГУ осуществляет подготовку магистров по программе "Клиническая психология в здравоохранении и образовании". ФГБОУ ВПО ЮУрГУ (НИУ) осуществляет профессиональную подготовку по психологии, клинической психологии, действует магистратура по специальной психологии, психологии развития и возрастному консультированию.
7) Создан Центр учебно-методического и научного сопровождения обучения детей с особыми образовательными потребностями ГБУ ДПО ЧИППКРО, осуществляющий не только организационно-методическое, учебно-методическое, научное обеспечение деятельности педагогов, работающих с детьми с ОВЗ, но и учебную работу;
8) Центр дистанционного образования детей-инвалидов ГБУ ДПО ЧИППКРО сопровождает процесс образования детей-инвалидов посредством предоставления авторизованного доступа к специализированным образовательным ресурсам, возможности участия в сетевых образовательных проектах.
9) Функционируют 7 ресурсных центров по проблемам инклюзивного образования детей с ОВЗ и детей-инвалидов и 71 общеобразовательная организация, в которых созданы условия для инклюзивного образования, что позволяет использовать их в качестве региональных инновационных площадок для осуществления экспериментальной и инновационной деятельности в сфере образования.
10) Разработаны и используются в практической деятельности методические рекомендации по проектированию адаптированных образовательных программ в дошкольных образовательных организациях, общеобразовательных организациях, образовательных организациях дополнительного образования; инструктивно-методические материалы и др.
11) Подготовлены к публикации методические пособия по проектированию рабочих программ специалистов (учителей-дефектологов, тифлопедагогов, учителей-логопедов), материалы обобщения передового педагогического опыта организации дополнительного образования детей с ОВЗ.