Благодаря реализации Концепции научно-методического сопровождения обучения детей с ограниченными возможностями здоровья на территории Челябинской области в 2013 - 2015 гг. на территории Челябинской области:
- организовано оперативное и превентивное повышение квалификации руководителей и педагогов образовательных организаций, работающих с детьми с ОВЗ, в условиях меняющегося законодательства;
- реализуются элементы системы научно-методического сопровождения дополнительного образования и внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС для детей с ОВЗ;
- создана региональная система по изучению, обобщению, распространению лучшего опыта обучения детей с ОВЗ, в том числе, внедрения инклюзивного образования детей с ОВЗ в общеобразовательных организациях;
- сформирована информационная среда научно-методического сопровождения обучения детей с ОВЗ.
В то же время актуальное состояние научно-методического сопровождения обучения детей с ограниченными возможностями здоровья позиционируется через следующие характерные для Челябинской области особенности системы образования детей с ограниченными возможностями здоровья. В системе общего образования Челябинской области получают образование 41 250 детей с ОВЗ и детей-инвалидов. При этом обучаются инклюзивно 48 % воспитанников дошкольных образовательных организаций и 47 % учащихся общеобразовательных организаций. Средний охват обучающихся с ОВЗ дополнительным образованием на территории Челябинской области составляет 44 %. Только для 23% детей обеспечен беспрепятственный доступ в здания и помещения и организация их пребывания и обучения. Для 12% обучающихся созданы условия для лечебно-восстановительной работы. 1% рассматриваемой категории детей получают образование с использованием дистанционных образовательных технологий(11).
Результаты проведенного в 2015 году анкетирования по изучению удовлетворенности качеством предоставления образовательных услуг показывают, что только 17 % родителей (законных представителей) указали новостную ленту на официальном сайте школы в качестве источника получения информации о жизнедеятельности образовательной организации; 7 % родителей (законных представителей) в качестве такого источника считают официальную группу школы (класса) в социальных сетях. В качестве основных источников получения информации о мероприятиях в образовательных организациях дополнительного образования официальный сайт указали 43 % родителей (законных представителей).
Только 12 % сайтов содержат информацию об условиях для индивидуальной работы с обучающимися и лишь 28 % сайтов содержат информацию о наличии дополнительных образовательных программ.
2 % исследованных сайтов содержат информацию о наличии возможности оказания психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи обучающимся.
Ни на одном из изученных сайтов дошкольных образовательных организаций не обнаружено информации о наличии условий организации обучения и воспитания воспитанников с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов.
77 % родителей (законных представителей) учащихся образовательных организаций дополнительного образования отметили, что учреждением удовлетворяются образовательные потребности детей, имеющих ограниченные возможности здоровья, в то время как только 39 % педагогов их них заявили о своей готовности к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Таким образом, проведенный комплексный анализ позволяет выделить следующие противоречия:
- социально-педагогического характера: между необходимостью внедрения инклюзивного образования в практику деятельности образовательных организаций и недооценкой руководителями образовательных организаций роли педагогических работников, родителей (законных представителей) в формировании толерантной среды по отношению к обучающимся с ограниченными возможностями здоровья;
- научно-педагогического и психологического характера: между необходимостью организации образовательной деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на основе современных психолого-педагогических теорий и недостаточным опытом осуществления педагогами и воспитателями коррекционно-развивающей деятельности, обусловленным отсутствием системных психолого-педагогических знаний об особенностях обучения и воспитания обучающихся с ОВЗ, о специфике инклюзивного образования;
- научно-методического характера: между необходимостью реализации руководителями образовательных организаций превентивной кадровой политики, обеспечивающей реализацию ФГОС общего образования, в том числе для обучающихся с ОВЗ, и недооценкой ими механизмов научно-методического сопровождения и поддержки педагогических работников по реализации ими трудовых функций в соответствии с профессиональными стандартами.
Выделенные противоречия позволяют сформулировать проблемы, связанные с созданием таких научно-методических условий, которые позволили бы:
- с одной стороны, включить педагогов в управление собственным профессиональным ростом, в том числе в сфере распространения идей и социальных образцов толерантного отношения к детям с ОВЗ, что станет источником для совершенствования культуры осуществления ими профессиональной деятельности на основе современных психолого-педагогических теорий;
- с другой стороны, осуществить адресную поддержку педагогов, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
При этом системообразующим фактором такой работы будут являться требования профессиональных стандартов.
2. Цели, задачи и основные направления реализации концепции научно-методического сопровождения обучения детей с ограниченными возможностями здоровья на территории Челябинской области на период до 2018 года
На основании выявленных противоречий были определены цель, задачи и основные направления научно-методического сопровождения обучения детей с ОВЗ на региональном уровне.
Целью научно-методического сопровождения обучения детей с ОВЗ на региональном уровне является создание научно-методических условий, обеспечивающих адресную поддержку руководителей образовательных организаций и педагогов, работающих с детьми с ОВЗ, и мотивирующих их на управление собственным профессиональным ростом в аспекте реализации требований профессиональных стандартов.
Задачами научно-методического сопровождения обучения детей с ограниченными возможностями здоровья на территории Челябинской области на период до 2018 года являются:
1) Развитие мотивов профессионального роста руководителей образовательных организаций, в том числе образовательных организаций дополнительного образования, и педагогов, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья, средствами дополнительных профессиональных программ в аспекте реализации требований профессиональных стандартов;
2) Научная поддержка инновационных идей в сфере инклюзивного образования, в том числе посредством расширения деятельности сетевых профессиональных сообществ;
3) Научно-методическая поддержка моделей эффективного преподавания, в том числе на основе использования новых образовательных технологий и обновления содержания образования;
4) Совершенствование системы научно-методического сопровождения разработки инновационных дополнительных общеразвивающих программ различных направленностей для детей с ОВЗ;
5) Развитие информационной среды научно-методического сопровождения обучения детей с ОВЗ, в том числе в части распространения идей и социальных образцов толерантного отношения к детям с ОВЗ в системе образования, психолого-педагогического просвещения родителей (законных представителей).
В целях обеспечения решения выделенных задач определены следующие направления реализации концепции научно-методического сопровождения обучения детей с ограниченными возможностями здоровья на территории Челябинской области на период до 2018 года:
1) Развитие мотивов профессионального роста руководителей образовательных организаций, в том числе образовательных организаций дополнительного образования, и педагогов, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья, средствами дополнительных профессиональных программ в аспекте реализации требований профессиональных стандартов.
- Обучение школьных команд, в том числе в форме стажировок, по внедрению инклюзивного образования детей с ОВЗ в образовательную деятельность;
- Расширение практики формализации неформального повышения профессиональной компетентности педагогов, работающих с детьми с ОВЗ, на основе обобщения и распространения ими эффективного педагогического опыта, результатов участия в инновационных проектах в сфере образования детей с ОВЗ посредством поддержки написания статей; разработки дополнительных профессиональных программ и их частей, модульных курсов; подготовки к изданию учебных, учебно-методических и методических пособий;
- Организация и проведение конкурсов, в том числе с использованием телекоммуникационной сети интернет, для руководителей и педагогов по вопросам инклюзивного образования, в том числе в образовательных организациях дополнительного образования;
- Организация и проведение выставок и презентаций продуктов совместной научной, методической и проектной деятельности педагогов и руководителей образовательных организаций, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья, в том числе образовательных организаций дополнительного образования;
2) Научная поддержка инновационных идей в сфере инклюзивного образования, в том числе посредством расширения деятельности сетевых профессиональных сообществ.
- Организационная и информационная поддержка деятельности сетевых профессионально-педагогических сообществ, родителей (законных представителей) детей с ОВЗ, в том числе с использованием ресурса многофункционального интерактивного портала для родителей (законных представителей) детей с ОВЗ;
- Реализация сетевых научно-прикладных проектов по вопросам инклюзивного образования, представление инновационных продуктов совместной деятельности;
3) Научно-методическая поддержка моделей эффективного преподавания, в том числе на основе использования новых образовательных технологий и обновления содержания образования.
- Концептуализация индивидуальных методических систем, обеспечивающих эффективное преподавание детям с ОВЗ;
- Подготовка к изданию материалов передового педагогического опыта образования детей с ОВЗ, в том числе на основе использования педагогами новых образовательных технологий и обновления содержания образования;
- Концептуализация эффективных внутренних систем оценки качества инклюзивного образования, в том числе в образовательных организациях дополнительного образования.
4) Совершенствование системы научно-методического сопровождения
разработки инновационных дополнительных общеразвивающих программ
различных направленностей для детей с ОВЗ.
разработки инновационных дополнительных общеразвивающих программ
различных направленностей для детей с ОВЗ.
- Разработка инновационных дополнительных общеразвивающих программ различных направленностей для детей с ОВЗ;
- Разработка методических рекомендаций по организации внеурочной деятельности и дополнительному образованию детей с ОВЗ;
- Разработка методических рекомендаций по сетевому взаимодействию дошкольных образовательных организаций, общеобразовательных организаций, образовательных организаций дополнительного образования и иных организаций по вопросам обучения и воспитания детей с ОВЗ;
- Подготовка к изданию материалов передового педагогического опыта образования детей с ОВЗ в образовательных организациях дополнительного образования;
5) Развитие информационной среды научно-методического сопровождения обучения детей с ОВЗ, в том числе в части распространения идей и социальных образцов толерантного отношения к детям с ОВЗ в системе образования, психолого-педагогического просвещения родителей (законных представителей).
- Организация и проведение научных и информационно-консультационных мероприятий для родителей (законных представителей), педагогов и руководителей образовательных организаций в on-line и off-line режимах, в том числе в формате фокус-групп;
- Организация и проведение сетевых мероприятий для обучающихся с ОВЗ, родителей (законных представителей), педагогов и руководителей образовательных организаций в on-line режиме;
- Разработка материалов интернет-консультария по проблемам обучения и воспитания детей с ОВЗ.