11. Комиссия проводит сравнительный анализ всех критериев и показателей категорирования, устанавливает категорию объекта (территории), определяет достаточность принимаемых мер для обеспечения антитеррористической защищенности объекта (территории) и при необходимости вносит предложения о принятии дополнительных мер, направленных на усиление антитеррористической защищенности объекта (территории).
12. Устанавливаются следующие категории объектов (территорий):
а) объекты (территории) первой категории - объекты (территории), имеющие критические элементы, совершение террористического акта в отношении которых может привести к возникновению чрезвычайной ситуации с опасными социально-экономическими последствиями, прекращению функционирования объекта (территории) и значительному материальному ущербу (более 500 млн. рублей), а также объекты (территории), на которых одновременно может находиться более 1500 работников и посетителей;
б) объекты (территории) второй категории - объекты (территории), совершение террористического акта в отношении которых может повлечь материальный ущерб в размере от 50 до 500 млн. рублей, а также объекты (территории), на которых одновременно может находиться от 500 до 1500 работников и посетителей;
в) объекты (территории) третьей категории - объекты (территории), совершение террористического акта в отношении которых может повлечь материальный ущерб, не превышающий 50 млн. рублей, а также объекты (территории), на которых одновременно может находиться не более 500 работников и посетителей.
13. Результаты работы комиссии оформляются не позднее 30 рабочих дней со дня ее создания актом категорирования объекта (территории), который подписывается всеми членами комиссии и утверждается должностным лицом, принявшим решение о создании комиссии.
Акт составляется в 2 экземплярах и является неотъемлемой частью паспорта безопасности объекта (территории).
В случае наличия разногласий между членами комиссии по отнесению объекта (территории) к определенной категории окончательное решение принимается председателем комиссии. Особое мнение членов комиссии указывается в акте.
III. Меры по обеспечению антитеррористической защищенности объекта (территории)
14. Определение мер по обеспечению антитеррористической защищенности объекта (территории) осуществляется на основе:
а) анализа вероятных террористических угроз;
б) оценки реального состояния антитеррористической защищенности объекта (территории) и возможности несанкционированного проникновения на объект (территорию) посторонних лиц;
в) наличия сил и средств, обеспечивающих выполнение мероприятий антитеррористической защищенности объекта (территории).
15. Мерами, направленными на воспрепятствование неправомерному проникновению на объект (территорию), являются:
а) организация охраны и установление при необходимости пропускного режима;
б) оснащение объектов (территорий) современными инженерно-техническими средствами охраны и средствами связи, а также поддержание их в исправном состоянии;
в) контроль за наиболее вероятными направлениями и местами проникновения на объект (территорию) посторонних лиц;
г) своевременное обнаружение фактов несанкционированного проникновения на объект (территорию);
д) оперативные действия сотрудников охраны по пресечению несанкционированного проникновения на объект (территорию) посторонних лиц.
16. Мерами, направленными на выявление потенциальных нарушителей установленного на объекте (территории) режима и (или) признаков подготовки или совершения террористического акта, являются:
а) постоянный мониторинг обстановки внутри объекта (территории);
б) анализ и обобщение материалов системы видеонаблюдения, фактов нарушения пропускного режима, попыток несанкционированного проникновения на объект (территорию) посторонних лиц, провокаций сотрудников охраны на неправомерные действия;
в) обеспечение периодического осмотра объекта (территории) для своевременного обнаружения потенциально опасных для жизни и здоровья людей предметов (веществ);
г) контроль за деятельностью работников, привлекаемых к ремонту и обслуживанию объекта (территории), а также за пребыванием на объекте (территории) посторонних лиц.
17. Мерами, направленными на пресечение попыток совершения террористического акта на объекте (территории), являются:
а) информирование работников, находящихся на объекте (территории), о порядке действий при обнаружении признаков подготовки террористического акта;
б) своевременное обнаружение угрозы совершения террористического акта на объекте (территории) и информирование об этом территориальных органов безопасности, территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации и территориальных органов Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации;
в) ограничение доступа к обнаруженным потенциально опасным предметам (веществам);
г) подготовка и отработка действий сотрудников охраны по предотвращению террористических актов в конкретных условиях обстановки.
18. Мерами, направленными на минимизацию возможных последствий и ликвидацию угрозы террористического акта на объекте (территории), являются:
а) своевременное доведение информации об угрозе совершения или о совершении террористического акта до территориальных органов безопасности, территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации и территориальных органов Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации;
б) обеспечение постоянной готовности администрации объекта (территории) к действиям по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
в) своевременное оповещение людей о возникновении чрезвычайной ситуации и обеспечение их эвакуации с объекта (территории);
г) проведение учений и тренировок с отработкой действий в нештатных ситуациях работников, находящихся на объекте (территории), в том числе по безопасной и своевременной их эвакуации с объекта (территории);
д) своевременное оказание помощи лицам, пострадавшим от террористического акта.
19. В целях обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий) независимо от присвоенной им категории осуществляются следующие мероприятия:
а) организация охраны объектов (территорий);
б) назначение должностных лиц, ответственных за выполнение мероприятий по антитеррористической защищенности объектов (территорий), - в случае отсутствия штатных сотрудников, ответственных за обеспечение безопасности;
в) разработка правовых актов, направленных на реализацию мер по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий);
г) обеспечение центрального поста охраны средствами связи для оперативного информирования территориальных органов безопасности, территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации и территориальных органов Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации об угрозах совершения террористических актов;
д) обеспечение оповещения и экстренной эвакуации людей в случае поступления информации об угрозах террористического характера;
е) оборудование объектов (территорий) инженерно-техническими средствами и системами охраны (системой видеонаблюдения, контроля и управления доступом, охранной сигнализацией) в соответствии с Федеральным законом "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" на всех этапах их функционирования (проектирование, строительство, монтаж, наладка, эксплуатация, реконструкция и капитальный ремонт). Выбор и оснащение объектов (территорий) инженерно-техническими средствами охраны конкретных типов определяется в техническом задании на проектирование инженерно-технических средств охраны. Объект (территория) может оборудоваться инженерно-техническими средствами охраны более высокого класса защиты. Установка инженерно-технических средств охраны на объектах, расположенных на территории других организаций, производится по согласованию с руководством соответствующих организаций.
20. На объектах (территориях), которым присвоена вторая категория, в дополнение к мероприятиям, предусмотренным пунктом 19 настоящих требований, осуществляются следующие мероприятия:
а) организация пропускного режима;
б) определение зон ограниченного доступа и их оснащение системой контроля и управления доступом;
в) оснащение центрального поста охраны тревожной сигнализацией, предусматривающей возможность экстренного вызова сотрудников правоохранительных органов;
г) выполнение мероприятий информационной безопасности, обеспечивающих защиту от несанкционированного доступа к сведениям, раскрывающим антитеррористическую защищенность объекта (территории).
21. На объектах (территориях), которым присвоена первая категория, в дополнение к мероприятиям, предусмотренным пунктами 19 и 20 настоящих требований, осуществляются следующие мероприятия:
а) оснащение периметра объекта (территории) системой охранной сигнализации;
б) оборудование на въездах (входах) на объект (территорию), выездах (выходах) с объекта (территории) контрольно-пропускных пунктов, оснащенных системой контроля и управления доступом;