Приказ Министерства образования и науки РФ от 2 августа 2013 г. N 836 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по профессии 150711.01 Наладчик литейного оборудования" стр. 2

V. Требования к результатам освоения программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих

5.1. Выпускник, освоивший ППКРС, должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
ОК 7. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей)*(2).
5.2. Выпускник, освоивший ППКРС, должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими видам деятельности:
5.2.1. Выполнение слесарно-сборочных работ.
ПК 1.1. Выполнять типовые слесарные операции.
ПК 1.2. Осуществлять сборку неразъемных и разъемных соединений.
ПК 1.3. Осуществлять сборку механизмов (в том числе механизмов вращательного движения).
5.2.2. Наладка захватов манипуляторов с программным управлением.
ПК 2.1. Проверять манипуляторы на работоспособность и точность позиционирования.
ПК 2.2. Осуществлять регулировку всех звеньев оборудования.
ПК 2.3. Испытывать используемое оборудование, измерительные инструменты и приспособления.
ПК 2.4. Обеспечивать бесперебойную работу обслуживаемых машин.
5.2.3. Ремонт литейных, формовочных и стержневых машин.
ПК 3.1. Осуществлять осмотр и выявлять причины неисправности в оборудовании.
ПК 3.2. Оформлять документацию на выполнение текущего ремонта.
ПК 3.3. Устранять неисправности и контролировать качество выполненного ремонта.
ПК 3.4. Опробовать и осуществлять пуск в работу оборудования.

VI. Требования к структуре программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих

6.1. ППКРС предусматривает изучение следующих учебных циклов:
общепрофессионального;
профессионального
и разделов:
физическая культура;
учебная практика;
производственная практика;
промежуточная аттестация;
государственная итоговая аттестация.
6.2. Обязательная часть ППКРС должна составлять около 80 процентов от общего объема времени, отведенного на ее освоение. Вариативная часть (около 20 процентов) дает возможность расширения и (или) углубления подготовки, определяемой содержанием обязательной части, получения дополнительных компетенций, умений и знаний, необходимых для обеспечения конкурентоспособности выпускника в соответствии с запросами регионального рынка труда и возможностями продолжения образования. Дисциплины, междисциплинарные курсы и профессиональные модули вариативной части определяются образовательной организацией.
Общепрофессиональный учебный цикл состоит из общепрофессиональных дисциплин, профессиональный учебный цикл состоит из профессиональных модулей в соответствии с видами деятельности, соответствующими присваиваемой(ым) квалификации(ям). В состав профессионального модуля входит один или несколько междисциплинарных курсов. При освоении обучающимися профессиональных модулей проводятся учебная и (или) производственная практика.
Обязательная часть профессионального учебного цикла ППКРС должна предусматривать изучение дисциплины "Безопасность жизнедеятельности". Объем часов на дисциплину "Безопасность жизнедеятельности" составляет 2 часа в неделю в период теоретического обучения (обязательной части учебных циклов), но не более 68 часов, из них на освоение основ военной службы - 70 процентов от общего объема времени, отведенного на указанную дисциплину.
6.3. Образовательной организацией при определении структуры ППКРС и трудоемкости ее освоения может применяться система зачетных единиц, при этом одна зачетная единица соответствует 36 академическим часам.

Структура программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих

Таблица 2
Индекс
Наименование учебных циклов, разделов, модулей, требования к знаниям, умениям, практическому опыту
Всего максимальной учебной нагрузки обучающегося (час./нед.)
В т.ч. часов обязательных учебных занятий
Индекс и наименование дисциплин, междисциплинарных курсов (МДК)
Коды формируемых компетенций
Обязательная часть учебных циклов ППКРС и раздел "Физическая культура"
1512
1008
ОП.00Общепрофессиональный учебный цикл
516
344
В результате изучения обязательной части учебного цикла обучающийся по общепрофессиональным дисциплинам должен:уметь:читать структурные, монтажные и простые принципиальные электрические схемы;рассчитывать и измерять основные параметры простых электрических, магнитных и электронных цепей;использовать в работе электроизмерительные приборы;пускать и останавливать электродвигатели, установленные на эксплуатируемом оборудовании;знать:единицы измерения силы тока, напряжения, мощности электрического тока, сопротивления проводников;методы расчета и измерения основных параметров простых электрических, магнитных и электронных цепей;свойства постоянного и переменного электрического тока;принципы последовательного и параллельного соединения проводников и источников тока;электроизмерительные приборы (амперметр, вольтметр), их устройство, принцип действия и правила включения в электрическую цепь;свойства магнитного поля;двигатели постоянного и переменного тока, их устройство и принцип действия;правила пуска, остановки электродвигателей, установленных на эксплуатируемом оборудовании;аппаратуру защиты электродвигателей;методы защиты от короткого замыкания;заземление, зануление.ОП.01. Основы электротехникиОК 1 - 7ПК 1.1 - 3.4
уметь:соблюдать требования охраны труда и промышленной безопасности; выбирать средства индивидуальной защиты;пользоваться средствами индивидуальной защиты;выполнять санитарно-технологические требования на рабочем месте и в производственной зоне;знать:особенности обеспечения безопасных условий труда на рабочем месте и производстве;назначение средств индивидуальной защиты;требования гигиены труда.ОП.02. Охрана трудаОК 1 - 7ПК 1.1 - 3.4
уметь:читать инструктивную документацию;контролировать качество выполняемых работ;знать:основы литейного производства;принципы взаимозаменяемости деталей и сборочных единиц.ОП.03. Общая технология производстваОК 1 - 7ПК 1.1 - 3.4
уметь:читать чертежи изделий, механизмов и узлов используемого оборудования;использовать технологическую документацию;знать:основные правила разработки, оформления и чтения конструкторской и технологической документации;общие сведения о сборочных чертежах;основные приемы техники черчения, правила выполнения чертежей;основы машиностроительного черчения;требования единой системы конструкторской документации (ЕСКД).ОП.04. Основы инженерной графикиОК 1 - 7ПК 1.1 - 3.4
уметь:выполнять механические испытания образцов материалов;использовать физико-химические методы исследования металлов;пользоваться справочными таблицами для определения свойств материалов;выбирать материалы для осуществления профессиональной деятельности;знать:основные свойства и классификацию материалов, использующихся в профессиональной деятельности;наименование, маркировку, свойства обрабатываемого материала;правила применения охлаждающих и смазывающих материалов;основные сведения о металлах и сплавах; основные сведения о неметаллических, прокладочных, уплотнительных и электротехнических материалах, стали, их классификацию.ОП.05. Основы материаловеденияОК 1 - 7ПК 1.1 - 3.4
уметь:анализировать показания контрольно-измерительных приборов;делать обоснованный выбор оборудования, средств механизации и автоматизации в профессиональной деятельности;знать:назначение, классификацию, устройство и принцип действия средств автоматики на производстве;элементы организации автоматического построения производства и управления им; общий состав и структуру ЭВМ, технические и программные средства реализации информационных процессов, технологию автоматизированной обработки информации, локальные и глобальные сети.ОП.06. Основы автоматизации производстваОК 1 - 7ПК 1.1 - 3.4
уметь:организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций;предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту;использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения; применять первичные средства пожаротушения;ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной профессии;применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной профессией;владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы;оказывать первую помощь пострадавшим;знать:принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России; основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации;основы военной службы и обороны государства;задачи и основные мероприятия гражданской обороны;способы защиты населения от оружия массового поражения; меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах;организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на нее в добровольном порядке;основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности,родственные профессиям СПО;область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы;порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим.
56
ОП.07. Безопасность жизнедеятельностиОК 1 - 7ПК 1.1 - 3.4
П.00Профессиональный учебный цикл
996
664
ПМ.00Профессиональные модули
996
664
ПМ.01Выполнение слесарно-сборочных работВ результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:иметь практический опыт:выполнения типовых слесарных операций;сборки неразъемных и разъемных соединений;сборки механизмов (в том числе механизмов вращательного движения);уметь:выполнять типовые слесарные операции;применять контрольно-измерительные инструменты и приспособления;проводить монтажные работы;знать:назначение и технику выполнения типовых слесарных операций, способы и приемы выполнения слесарно-сборочных работ, применяемый рабочий инструмент и приспособления;кинематические схемы механизмов и машин;виды передач вращательного движения, их принцип действия и устройство;разновидности механизмов преобразования движения, их принцип действия и устройство;требования безопасности труда при выполнении слесарно-сборочных работ;общую технологию ремонта, его основные этапы, их последовательность и содержание, используемые средства.МДК.01.01. Типовые слесарные операцииМДК.01.02. Сборка соединений и механизмовОК 1 - 7ПК 1.1 - 3.4
ПМ.02Наладка захватов манипуляторов с программным управлениемВ результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:иметь практический опыт:проверки манипуляторов на работоспособность и точность позиционирования;регулировки всех звеньев оборудования;проведения испытаний используемого оборудования, измерительных инструментов и приспособлений;обеспечения бесперебойной работы обслуживаемых машин;уметь:производить наладку и регулировку машин и автоматов по изготовлению средней сложности и сложных моделей для литья по выплавляемым моделям;устанавливать крупные сложные пресс-формы на машинах различных типов для литья под давлением;испытывать новые сложные пресс-формы на обслуживаемых типах машин;выполнять наладку и регулирование формовочных и стержневых машин грузоподъемностью свыше 1200 кг до 2500 кг и однотипных пескодувных машин и пескометов;знать:устройство промышленных манипуляторов, применяемых в литейном производстве, порядок их наладки и регулировки; правила проверки манипуляторов на работоспособность и точность позиционирования.МДК.02.01. Наладка и регулировка оборудованияМДК.02.02.Работоспособность манипуляторов и точность позиционированияОК 1 - 7ПК 2.1ПК 2.2ПК 2.3
ПМ.03Ремонт литейных, формовочных и стержневых машинВ результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:иметь практический опыт:осмотра неисправного оборудования и определения причин неисправности;оформления документации на выполнение текущего ремонта;устранения неисправностей и контроля качества выполненного ремонта;опробования оборудования после ремонта и пуска его в работу;уметь:выполнять осмотр, текущий ремонт, опробование и пуск в работу различных литейных машин;обеспечивать бесперебойную работу обслуживаемых машин, принимать участие в ремонте обслуживаемого оборудования и оснастки;знать:последовательность и приемы сборки и разборки основных узлов, сборочных единиц и механизмов формовочных и стержневых машин, пескодувных машин и пескометов;методы и средства контроля качества выполнения ремонтных работ;показатели надежности, назначение элементов системы автоматизации, нормативно-правовую документацию; принципы построения, структуру, режимы работы систем автоматизации технологических процессов.МДК.03.01. Неисправности в оборудовании и их причиныМДК.03.02. Оформление документации на выполнение текущего ремонтаМДК.03.03. Ремонт оборудованияМДК.03.04. Пуск оборудования в работуОК 1 - 7ПК 3.1ПК 3.2ПК 3.3ПК 3.4
ФК.00Физическая культураВ результате освоения раздела обучающийся должен:уметь:использовать физкультурно-оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей;знать:о роли физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека;основы здорового образа жизни.
140
70
ОК 1 - 7ПК 1.1 - 3.4
Вариативная часть учебных циклов ППКРС (определяется образовательной организацией)
378
252
Итого по обязательной части ППКРС, включая раздел "Физическая культура", и вариативной части ППКРС
1890
1260
УП.00Учебная практика
42 нед.
1512
ОК 1 - 7ПК 1.1 - 3.4
ПП.00Производственная практика
ПА.00Промежуточная аттестация
3 нед.
ГИА.00Государственная итоговая аттестация
2 нед.
Таблица 3
Срок получения среднего профессионального образования по ППКРС в очной форме обучения составляет 95 недель, в том числе:
Обучение по учебным циклам и разделу "Физическая культура"
35 нед.
Учебная практика
42 нед.
Производственная практика
Промежуточная аттестация
3 нед.
Государственная итоговая аттестация
2 нед.
Каникулы
13 нед.
Итого
95 нед.

VII. Требования к условиям реализации программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих

7.1. Образовательная организация самостоятельно разрабатывает и утверждает ППКРС в соответствии с ФГОС СПО, определяя профессию или группу профессий рабочих (должностей служащих) по ОК 016-94 (исходя из рекомендуемого перечня их возможных сочетаний согласно п. 3.2. ФГОС СПО), и с учетом соответствующей примерной ППКРС.
Перед началом разработки ППКРС образовательная организация должна определить ее специфику с учетом направленности на удовлетворение потребностей рынка труда и работодателей, конкретизировать конечные результаты обучения в виде компетенций, умений и знаний, приобретаемого практического опыта.
Конкретные виды деятельности, к которым готовится обучающийся, должны соответствовать присваиваемой(ым) квалификации(ям), определять содержание образовательной программы, разрабатываемой образовательной организацией совместно с заинтересованными работодателями.
При формировании ППКРС образовательная организация:
имеет право использовать объем времени, отведенный на вариативную часть учебных циклов ППКРС, увеличивая при этом объем времени, отведенный на дисциплины и модули обязательной части, либо вводя новые дисциплины и модули в соответствии с потребностями работодателей и спецификой деятельности образовательной организации;