Приказ Министерства образования и науки РФ от 2 августа 2013 г. N 899 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по профессии 240123.02 Машинист-оператор в производстве изделий из пластм стр. 2

4.3.2. Изготовление изделий из пластических масс.

V. Требования к результатам освоения программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих

5.1. Выпускник, освоивший ППКРС, должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
ОК 7. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей)*(2).
5.2. Выпускник, освоивший ППКРС, должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими видам деятельности:
5.2.1. Обслуживание и регулировка производственного оборудования производства изделий из пластмассы.
ПК 1.1. Подготавливать к работе оборудование производства изделий из пластмассы.
ПК 1.2. Производить наладку оборудования под различные технологические режимы.
ПК 1.3. Проводить мелкий ремонт оборудования производства изделий из пластмассы.
5.2.1. Изготовление изделий из пластических масс.
ПК 2.1. Приготавливать сырье и материалы для изготовления изделий и деталей.
ПК 2.2. Осуществлять процесс изготовления изделий из пластмасс.
ПК 2.3. Контролировать качество готовой продукции.

VI. Требования к структуре программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих

6.1. ППКРС предусматривает изучение следующих учебных циклов:
общепрофессионального;
профессионального
и разделов:
физическая культура;
учебная практика;
производственная практика;
промежуточная аттестация;
государственная итоговая аттестация.
6.2. Обязательная часть ППКРС должна составлять около 80 процентов от общего объема времени, отведенного на ее освоение. Вариативная часть (около 20 процентов) дает возможность расширения и (или) углубления подготовки, определяемой содержанием обязательной части, получения дополнительных компетенций, умений и знаний, необходимых для обеспечения конкурентоспособности выпускника в соответствии с запросами регионального рынка труда и возможностями продолжения образования. Дисциплины, междисциплинарные курсы и профессиональные модули вариативной части определяются образовательной организацией.
Общепрофессиональный учебный цикл состоит из общепрофессиональных дисциплин, профессиональный учебный цикл состоит из профессиональных модулей в соответствии с видами деятельности, соответствующими присваиваемым квалификациям. В состав профессионального модуля входит один или несколько междисциплинарных курсов. При освоении обучающимися профессиональных модулей проводятся учебная и (или) производственная практика.
Обязательная часть профессионального учебного цикла ППКРС должна предусматривать изучение дисциплины "Безопасность жизнедеятельности". Объем часов на дисциплину "Безопасность жизнедеятельности" составляет 2 часа в неделю в период теоретического обучения (обязательной части учебных циклов), но не более 68 часов, из них на освоение основ военной службы - 70 процентов от общего объема времени, отведенного на указанную дисциплину.
6.3. Образовательной организацией при определении структуры ППКРС и трудоемкости ее освоения может применяться система зачетных единиц, при этом одна зачетная единица соответствует 36 академическим часам.

Структура программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих

Таблица 2
ИндексНаименование учебных циклов, разделов, модулей, требования к знаниям, умениям, практическому опытуВсего максимальной учебной нагрузки обучающегося (час./нед.)В т.ч. часов обязательных учебных занятийИндекс и наименование дисциплин, междисциплинарных курсов (МДК)Коды формируемых компетенций
Обязательная часть учебных циклов ППКРС и раздел "Физическая культура"864576
ОП.00Общепрофессиональный учебный цикл354236
В результате изучения обязательной части учебного цикла обучающийся по общепрофессиональным дисциплинам должен:уметь:контролировать выполнение заземления, зануления;пускать и останавливать электродвигатели, установленные на эксплуатируемом оборудовании;рассчитывать параметры, составлять и собирать схемы включения приборов при измерении различных электрических величин, электрических машин и механизмов;снимать показания работы и пользоваться электрооборудованием с соблюдением норм техники безопасности и правил эксплуатации;читать принципиальные, электрические и монтажные схемы;проводить сращивание, спайку и изоляцию проводов и контролировать качество выполняемых работ;знать:основные понятия о постоянном и переменном электрическом токе, последовательное и параллельное соединение проводников и источников тока, единицы измерения силы тока, напряжения, мощности электрического тока, сопротивления проводников, электрических и магнитных полей;сущность и методы измерений электрических величин, конструктивные и технические характеристики измерительных приборов;основные законы электротехники;правила графического изображения и составления электрических схем;методы расчета электрических цепей;условные обозначения электротехнических приборов и электрических машин;основные элементы электрических сетей;принципы действия, устройство, основные характеристики электроизмерительных приборов, электрических машин, аппаратуры управления и защиты, схемы электроснабжения;двигатели постоянного и переменного тока, их устройство, принцип действия, правила пуска, остановки;способы экономии электроэнергии;правила сращивания, спайки и изоляции проводов;виды и свойства электротехнических материалов;правила техники безопасности при работе с электрическими приборамиОП.01.ЭлектротехникаОК 2 - 3ПК 1.1 - 1.3ПК 2.1 - 2.3
уметь:читать и выполнять эскизы, рабочие и сборочные чертежи несложных деталей, технологических схем и аппаратов;знать:общие сведения о сборочных чертежах, назначение условностей и упрощений, применяемых в чертежах, правила оформления и чтения рабочих чертежей;основные положения конструкторской, технологической и другой нормативной документации;геометрические построения и правила вычерчивания технических деталей, способы графического представления технологического оборудования и выполнения технологических схем;требования стандартов Единой системы конструкторской документации (ЕСКД) и Единой системы технологической документации (ЕСТД) к оформлению и составлению чертежей и схемОП.02.Техническое черчениеОК 2 - 3ПК 1.1 - 1.3
уметь:оценивать состояние техники безопасности на производственном объекте;пользоваться средствами индивидуальной и групповой защиты;применять безопасные приемы труда на территории организации и в производственных помещениях;использовать экобиозащитную и противопожарную технику;определять и проводить анализ травмоопасных и вредных факторов в сфере профессиональной деятельности;соблюдать правила безопасности труда, производственной санитарии и пожарной безопасности;знать:виды и правила проведения инструктажей по охране труда;возможные опасные и вредные факторы и средства защиты;действие токсичных веществ на организм человека;законодательство в области охраны труда;меры предупреждения пожаров и взрывов;нормативные документы по охране труда и здоровья, основы профгигиены, профсанитарии и пожаробезопасности;общие требования безопасности на территории организации и в производственных помещениях;основные причины возникновения пожаров и взрывов;правовые и организационные основы охраны труда в организации, систему мер по безопасной эксплуатации опасных производственных объектов и снижению вредного воздействия на окружающую среду, профилактические мероприятия по технике безопасности и производственной санитарии;права и обязанности работников в области охраны труда;правила безопасной эксплуатации установок и аппаратов;правила и нормы охраны труда, техники безопасности, личной и производственной санитарии и противопожарной защиты;предельно допустимые концентрации (ПДК) вредных веществ и индивидуальные средства защиты;принципы прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях;средства и методы повышения безопасности технических средств и технологических процессовОП.03.Охрана труда и техника безопасностиОК 2 - 3ПК 1.1 - 1.3ПК 2.1 - 2.3
уметь:оформлять технологическую и техническую документацию в соответствии с основными правилами и требованиями нормативных документов системы сертификации и стандартизации к основным видам продукции (услуг) и процессов;обоснованно выбирать и применять контрольно-измерительные приборы и инструменты;свободно читать и понимать технологическую документацию с обозначением точности изготовления (квалитеты), характера соединений (посадки), указания о предельных отклонениях формы и расположения поверхностей, шероховатости;определять предельные отклонения размеров по технологической документации;определять допуск размера, годность детали по результатам измерения;знать:основные понятия и определения метрологии, стандартизации и сертификации;основы государственного метрологического контроля и надзора;основы метрологии и принципы технических измерений;обозначение посадок в Единой системе допусков и посадок (ЕСДП);виды измерительных средств;методы определения погрешностей измерений;систему допусков и посадок;параметры шероховатости;устройство, условия и правила применения контрольно-измерительных приборов, инструментов и испытательной аппаратурыОП.04.Основы стандартизации и технические измеренияОК 1 - 7ПК 1.1 - 1.3ПК 2.1 - 2.3
уметь:определять свойства и классифицировать материалы, применяемые в производстве, по составу, назначению и способу приготовления;подбирать основные конструкционные материалы со сходными коэффициентами теплового расширения;выполнять общеслесарные работы: разметку, рубку, правку, гибку, резку, опиливание, шабрение металла, сверление, зенкование и развертывание отверстий, клепку, пайку, лужение и склеивание, нарезание резьбы;пользоваться инструментами и контрольно-измерительными приборами при выполнении слесарных работ;знать:основные сведения о назначении и свойствах металлов и сплавов, о технологии их производства;основные виды, свойства и области применения конструкционных металлических и неметаллических материалов, используемых в производстве;особенности строения металлов и сплавов;виды прокладочных и уплотнительных материалов;классификацию и свойства металлов и сплавов, основных защитных материалов, композиционных материалов;виды механической, химической и термической обработки металлов и сплавов;методы измерения параметров и определения свойств материалов;основные сведения о кристаллизации и структуре расплавов;основные свойства полимеров и их использование;способы термообработки и защиты металлов от коррозии;виды слесарных работ и технологию их выполнения;устройство, назначение, правила выбора и применения инструментов и контрольно-измерительных приборов, используемых при выполнении слесарных работ;требования к качеству обработки деталей;виды износа деталей и узлов;свойства смазочных материаловОП.05. Основы материаловедения и технология общеслесарных работОК 1 - 7ПК 1.1 - 1.3ПК 2.1 - 2.3
уметь:организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций;предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту;использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения;применять первичные средства пожаротушения;ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной профессии;применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной профессией;владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы;оказывать первую помощь пострадавшим; знать:принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России;основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации;основы военной службы и обороны государства;задачи и основные мероприятия гражданской обороны;способы защиты населения от оружия массового поражения; меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах;организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на нее в добровольном порядке;основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности, родственные профессиям СПО;область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы;порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим32ОП.06.Безопасность жизнедеятельностиОК 1 - 7ПК 1.1 - 1.3ПК 2.1 -2.3
П.00Профессиональный учебный цикл430300
ПМ.00Профессиональные модули430300
ПМ.01Обслуживание и регулировка производственного оборудования производства изделий из пластмассыВ результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:иметь практический опыт:подготовки к работе различных типов оборудования для производства изделий из пластмассы;технического обслуживания оборудования для производства изделий из пластмассы;наладки оборудования под различные технологические режимы производства изделий из пластмассы;проведения мелкого ремонта оборудования для производства изделий из пластмассы;соблюдения правил техники безопасности при работе;уметь:обслуживать и регулировать оборудование для литья изделий из пластмассы;обслуживать и регулировать экструзионно-выдувные и инжекционно-выдувные машины;обслуживать и регулировать оборудование для гранулирования;обслуживать и регулировать микструдер;обслуживать и регулировать оборудование для производства самоклеющихся пленок;выявлять и устранять неполадки в работе оборудования по производству изделий из пластмассы;производить текущий ремонт и настройку оборудования;знать:устройство и принципы эксплуатации литьевых машин различных типов;правила работы со всеми видами пресс-форм;приемы и правила сборки и разборки сложных пресс-форм;устройство и принцип эксплуатации выдувных машин различных типов;правила установки и настройки ножен на изготовление гранулированных пластических масс заданных размеров;последовательность операций при пуске машин в работу;устройство и принцип эксплуатации микструдера;устройство, установку электронных и других контрольно-измерительных приборов при производстве самоклеющихся пленок;устройство, принципы работы основного и вспомогательного оборудования для производства пластмассовых изделий и деталей;устройство и принципы эксплуатации экструдеров и экструзионных установок, формующих инструментов, контрольно-измерительных приборов;правила подготовки к работе обслуживаемого оборудования;правила работы с подъемно-транспортными механизмами;способы устранения неисправностей оборудования;правила техники безопасности при выполнении работМДК.01.01. Оборудование производства изделий из пластмассыОК 1 - 6ПК 1.1 - 1.3
ПМ.02Изготовление изделий из пластических массВ результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:иметь практический опыт:приготовления сырья и материалов для изготовления изделий и деталей;изготовления изделий из пластмасс;контроля технологических режимов и качества готовой продукции;уметь:подготавливать и загружать материалы;подготавливать материал для литья по рецептуре;устанавливать пресс-формы;приготавливать и корректировать процесс приготовления смеси для производства поливинилхлоридных пленок;устранять возможные нарушения технологического процесса по производству изделий из пластмасс;производить литье под давлением различных типов изделий и деталей из пластмасс;производить гранулирование пластических масс;регулировать технологический процесс нанесения клеевого слоя на мягкую поливинилхлоридную пленку, силиконизации бумаги и дублирования бумаги, жесткой поливинилхлоридной тисненой пленки-подложки с пленкой;подбирать оптимальные режимы для производства различных видов пленок;изготавливать на экструдерах профиля или трубы, пленочные и слоистые материалы, искусственные нити и щетину из полихлорвиниловых, полистирольных, полиэтиленовых и других смесей;регулировать технологический режим экструдирования;опудривать пленки в процессе экструзии;взвешивать, оформлять этикетки, маркировать продукцию;транспортировать изготовленные материалы в установленное место;выявлять и устранять дефекты изделий;знать:физико-химические свойства обрабатываемых смесей;технологию изготовления смеси;виды сырья, необходимые для загрузки выдувных машин;технологические режимы для производства пластмассовых изделий под давлением;способы регулирования режимов;правила установки и смены выдувных форм;технологию гранулирования различных термопластов;технологию нанесения клеев разных марок и силиконизации бумаги;правила регулирования температуры в сушильной камере;свойства бумаги, пленок, клея и силиконового раствора;сущность процесса экструдирования и правила его регулирования;правила опудривания;требования к качеству готовой смеси;правила пользования контрольно-измерительными приборами;технические требования, предъявляемые к изделиям;техническую документацию на сырье и готовую продукцию;причины брака и методы его устранения;способы выявления и устранения брака;правила безопасного труда в процессе работМДК.02.01. Технология изготовления изделий из пластмассОК 1 - 6ПК 2.1 - 2.3
ФК.00Физическая культураВ результате освоения раздела обучающийся должен:уметь:использовать физкультурно-оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей;знать:о роли физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека; основы здорового образа жизни8040ОК 2ОК 4ОК 7
Вариативная часть учебных циклов ППКРС(определяется образовательной организацией)216144
Итого по обязательной части ППКРС, включая раздел "Физическая культура", и вариативной части ППКРС1080720
УП.00Учебная практика19 нед.684ОК 1 - 7ПК 1.1 - 2.3
ПП.00Производственная практика
ПА.00Промежуточная аттестация1 нед.
ГИА.00Государственная итоговая аттестация1 нед.
Таблица 3
Срок получения среднего профессионального образования по ППКРС в очной форме обучения составляет 43 недели, в том числе:
Обучение по учебным циклам и разделу "Физическая культура"
20 нед.
Учебная практика
19 нед.
Производственная практика
Промежуточная аттестация
1 нед.
Государственная итоговая аттестация
1 нед.
Каникулы
2 нед.
Итого
43 нед.

VII. Требования к условиям реализации программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих

7.1. Образовательная организация самостоятельно разрабатывает и утверждает ППКРС в соответствии с ФГОС СПО, определяя профессию или группу профессий рабочих (должностей служащих) по ОК 016-94 (исходя из рекомендуемого перечня их возможных сочетаний согласно пункту 3.2 ФГОС СПО), с учетом соответствующей примерной ППКРС.
Перед началом разработки ППКРС образовательная организация должна определить ее специфику с учетом направленности на удовлетворение потребностей рынка труда и работодателей, конкретизировать конечные результаты обучения в виде компетенций, умений и знаний, приобретаемого практического опыта.
Конкретные виды деятельности, к которым готовится обучающийся, должны соответствовать присваиваемым квалификациям, определять содержание образовательной программы, разрабатываемой образовательной организацией совместно с заинтересованными работодателями.
При формировании ППКРС образовательная организация:
имеет право использовать объем времени, отведенный на вариативную часть учебных циклов ППКРС, увеличивая при этом объем времени, отведенный на дисциплины и модули обязательной части, либо вводя новые дисциплины и модули в соответствии с потребностями работодателей и спецификой деятельности образовательной организации;
обязана ежегодно обновлять ППКРС с учетом запросов работодателей, особенностей развития региона, науки, культуры, экономики, техники, технологий и социальной сферы в рамках, установленных настоящим ФГОС СПО;
обязана в рабочих программах всех дисциплин и профессиональных модулей четко формулировать требования к результатам их освоения: компетенциям, приобретаемому практическому опыту, знаниям и умениям;
обязана обеспечивать эффективную самостоятельную работу обучающихся в сочетании с совершенствованием управления ею со стороны преподавателей и мастеров производственного обучения;
обязана обеспечивать обучающимся возможность участвовать в формировании индивидуальной образовательной программы;
обязана формировать социокультурную среду, создавать условия, необходимые для всестороннего развития и социализации личности, сохранения здоровья обучающихся, способствовать развитию воспитательного компонента образовательного процесса, включая развитие самоуправления, участие обучающихся в работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов;