Приказ Министерства образования и науки РФ от 2 августа 2013 г. N 855 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по профессии 110800.01 Мастер сельскохозяйственного производства" стр. 3

6.2. Обязательная часть ППКРС должна составлять около 80 процентов от общего объема времени, отведенного на ее освоение. Вариативная часть (около 20 процентов) дает возможность расширения и (или) углубления подготовки, определяемой содержанием обязательной части, получения дополнительных компетенций, умений и знаний, необходимых для обеспечения конкурентоспособности выпускника в соответствии с запросами регионального рынка труда и возможностями продолжения образования. Дисциплины, междисциплинарные курсы и профессиональные модули вариативной части определяются образовательной организацией.
Общепрофессиональный учебный цикл состоит из общепрофессиональных дисциплин, профессиональный учебный цикл состоит из профессиональных модулей в соответствии с видами деятельности, соответствующими присваиваемой(ым) квалификации(ям). В состав профессионального модуля входит один или несколько междисциплинарных курсов. При освоении обучающимися профессиональных модулей проводятся учебная и (или) производственная практика.
Обязательная часть профессионального учебного цикла ППКРС должна предусматривать изучение дисциплины "Безопасность жизнедеятельности". Объем часов на дисциплину "Безопасность жизнедеятельности" составляет 2 часа в неделю в период теоретического обучения (обязательной части учебных циклов), но не более 68 часов, из них на освоение основ военной службы - 70 процентов от общего объема времени, отведенного на указанную дисциплину.
6.3. Образовательной организацией при определении структуры ППКРС и трудоемкости ее освоения может применяться система зачетных единиц, при этом одна зачетная единица соответствует 36 академическим часам.

Структура программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих

Таблица 2
Индекс
Наименование учебных циклов, разделов, модулей, требования к знаниям, умениям, практическому опыту
Всего максимальной учебной нагрузки обучающегося
(час./нед.)
В т.ч. часов обязательных учебных занятий
Индекс и наименование дисциплин, междисциплинарных курсов (МДК)
Коды формируемых компетенций
Обязательная часть учебных циклов ППКРС и раздел "Физическая культура"
2160
1440
ОП.00Общепрофессиональный учебный цикл
560
392
В результате изучения обязательной части учебного цикла обучающийся по общепрофессиональным дисциплинам должен:уметь:читать рабочие и сборочные чертежи и схемы;выполнять эскизы, технические рисунки и простые чертежи деталей, их элементов, узлов;знать:виды нормативно-технической и производственной документации;правила чтения технической документации;способы графического представления объектов, пространственных образов и схем;требования государственных стандартов Единой системы конструкторской документации (ЕСКД) и Единой системы технологической документации (ЕСТД);правила выполнения чертежей, технических рисунков и эскизов;технику и принципы нанесения размеров;классы точности и их обозначение на чертежах.ОП.01. Основы инженерной графикиОК 1 - 8ПК 1.3ПК 2.2ПК 3.1 - 3.6ПК 4.3ПК 4.5
уметь:выполнять производственные работы с учетом характеристик металлов и сплавов;выполнять общеслесарные работы:разметку, рубку, правку, гибку, резку, опиливание, шабрение металла, сверление, зенкование и развертывание отверстий, клепку, пайку, лужение и склеивание, нарезание резьбы;подбирать материалы и выполнять смазку деталей и узлов;знать:основные виды конструкционных и сырьевых, металлических и неметаллических материалов;особенности строения металлов и сплавов;основные сведения о назначении и свойствах металлов и сплавов, о технологии их производства;виды обработки металлов и сплавов;виды слесарных работ;правила выбора и применения инструментов;последовательность слесарных операций;приемы выполнения общеслесарных работ;требования к качеству обработки деталей;виды износа деталей и узлов;свойства смазочных материалов.ОП.02. Основы материаловедения и технология общеслесарных работОК 1 - 8ПК 1.3ПК 2.1 - 2.2ПК 3.1 - 3.6ПК 4.3 - 4.4
уметь:читать кинематические схемы;проводить сборочно-разборочные работы в соответствии с характером соединений деталей и сборочных единиц;производить расчет прочности несложных деталей и узлов;подсчитывать передаточное число;пользоваться контрольно-измерительными приборами и инструментом;знать:виды машин и механизмов, принцип действия, кинематические и динамические характеристики;типы кинематических пар;характер соединения деталей и сборочных единиц;принцип взаимозаменяемости;основные сборочные единицы и детали;типы соединений деталей и машин;виды движений и преобразующие движения механизмы;виды передач;их устройство, назначение, преимущества и недостатки, условные обозначения на схемах;передаточное отношение и число;требования к допускам и посадкам;принципы технических измерений;общие сведения о средствах измерения и их классификацию.ОП.03. Техническая механика с основами технических измеренийОК 1 - 8ПК 1.3ПК 2.1 - 2.2ПК 3.1 - 3.6ПК 4.1 - 4.4
уметь:читать принципиальные, электрические и монтажные схемы;рассчитывать параметры электрических схем;собирать электрические схемы;пользоваться электроизмерительными приборами и приспособлениями;проводить сращивание, спайку и изоляцию проводов и контролировать качество выполняемых работ;знать:электротехническую терминологию:основные законы электротехники;типы электрических схем;правила графического изображения элементов электрических схем;методы расчета электрических цепей;основные элементы электрических сетей;принципы действия, устройство, основные характеристики электроизмерительных приборов, электрических машин, аппаратуры управления и защиты;схемы электроснабжения;основные правила эксплуатации электрооборудования;способы экономии электроэнергии;основные электротехнические материалы;правила сращивания, спайки и изоляции проводов.ОП.04. Основы электротехникиОК 1 - 8ПК 1.3ПК 2.1 - 2.2ПК 3.1 - 3.6ПК 4.1 - 4.4
уметь:определять виды и сорта сельскохозяйственных культур;определять чистоту, всхожесть, класс и посевную годность семян;рассчитывать нормы высева семян;применять различные способы воспроизводства плодородия почвы;соблюдать технологию обработки почвы под озимые и яровые культуры;проводить агротехнические приемы защиты почв от эрозии;знать:производственно-хозяйственные характеристики основных сельскохозяйственных культур;технологии возделывания основных сельскохозяйственных культур;происхождение, состав и основные свойства почвы, приемы и способы ее обработки;пути и средства повышения плодородия почв;основные виды сорняков, вредителей и болезней сельскохозяйственных культур, меры борьбы с ними;классификацию и принцип построения севооборотов;основные виды удобрений и способы их применения;основные виды сорняков, вредителей и болезней сельскохозяйственных культур, методы защиты от нихОП.05. Основы агрономииОК 1 - 8ПК 1.2
уметь:определять основные породы, учитывать продуктивность сельскохозяйственных животных;оценивать сельскохозяйственных животных по происхождению, конституции, экстерьеру и интерьеру, продуктивности и качеству потомства;подбирать различные виды кормов и оценивать их качество;проводить комплекс защитных мероприятий животных от заболеваний и падежа;знать:основные виды и породы сельскохозяйственных животных;направления их продуктивности;основы разведения и кормления сельскохозяйственных животных;технологии производства продукции животноводства;основы зоогигиены и ветеринарии.ОП.06. Основы зоотехнииОК 1 - 8ПК 2.1 - 2.4
уметь:ориентироваться в общих вопросах экономики производства сельскохозяйственной продукции;применять экономические и правовые знания в конкретных производственных ситуациях;защищать свои трудовые права в рамках действующего законодательства;знать:основные принципы рыночной экономики;понятия спроса и предложения на рынке товаров и услуг;особенности формирования, характеристику современного состояния и перспективы развития отрасли;организационно-правовые формы предприятий;основные положения законодательства, регулирующего трудовые отношения;механизмы ценообразования;формы оплаты трудаОП.07. Экономические и правовые основы производственной деятельностиОК 1 - 8ПК 1.1 - 1.3ПК 2.1 - 2.4ПК 3.1 - 3.6ПК 4.1 - 4.6
уметь:обеспечивать соблюдение экологических норм и правил в производственной деятельности;использовать представления о взаимосвязи живых организмов и среды обитания в профессиональной деятельности;знать:принципы рационального природопользования;источники загрязнения окружающей среды;государственные и общественные мероприятия по охране окружающей среды;экологические аспекты сельскохозяйственной деятельности.ОП.08. Экологические основы природопользованияОК 1 - 8ПК 1.1 - 1.3ПК 2.1 - 2.4ПК 3.1 - 3.6ПК 4.1 - 4.6
уметь:соблюдать правила личной гигиены и промышленной санитарии;применять необходимые методы и средства защиты;готовить растворы дезинфицирующих и моющих средств;дезинфицировать оборудование, инвентарь, помещения, транспорт и др.;проводить простые микробиологические исследования и давать оценку полученным результатам;знать:санитарно-технологические требования к помещениям, оборудованию, инвентарю, одежде, транспорту и др.;правила личной гигиены работников;нормы гигиены труда;классификацию моющих и дезинфицирующих средств, правила их применения, условия и сроки хранения;правила проведения дезинфекции инвентаря и транспорта, дезинфекции, дезинсекции и дератизации помещений;основные типы пищевых отравлений и инфекций, источники возможного заражения;санитарные требования к условиям хранения сырья, полуфабрикатов и продукцииОП.09. Основы микробиологии, санитарии и гигиеныОК 1 - 8ПК 1.1 - 1.3ПК 2.1 - 2.4ПК 3.1 - 3.6ПК 4.1 - 4.6
уметь:организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций;предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту;использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения;применять первичные средства пожаротушения;ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной профессии;применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной профессией;владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы;оказывать первую помощь пострадавшим;знать:принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России;основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации;основы военной службы и обороны государства;задачи и основные мероприятия гражданской обороны;способы защиты населения от оружия массового поражения;меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах;организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на нее в добровольном порядке;основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности, родственные профессиям СПО;область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы;порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим
60
ОП.10. Безопасность жизнедеятельностиОК 1 - 8ПК 1.1 - 1.3ПК 2.1 - 2.4ПК 3.1 - 3.6ПК 4.1 - 4.6
П.00Профессиональный учебный цикл
1400
948
ПМ.00Профессиональные модули
1400
948
ПМ.01Выполнение механизированных работ в растениеводстве.В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:иметь практический опыт:управления тракторами, самоходными сельхозмашинами всех марок;технического обслуживания тракторов и самоходных сельхозмашин всех марок;выполнения механизированных работ по возделыванию и уборке сельскохозяйственных культур;уметь:самостоятельно выполнять агротехнические и агрохимические работы машинно-тракторными агрегатами на базе тракторов основных марок, зерновыми и специальными комбайнами в соответствии с требованиями агротехники и интенсивных технологий производства;комплектовать машинно-тракторные агрегаты для проведения агротехнических работ в сельском хозяйстве;выполнять технологические операции по регулировке машин и механизмов;перевозить грузы на тракторных прицепах, контролировать погрузку, размещение и закрепление на них перевозимого груза;самостоятельно выполнять работы средней сложности по периодическому техническому обслуживанию тракторов и агрегатируемых с ними сельскохозяйственных машин, зерновых и специализированных комбайнов с применением современных средств технического обслуживания;выявлять несложные неисправности тракторов и сельскохозяйственных машин, зерновых и специальных комбайнов и самостоятельно выполнять работы по их устранению;выполнять под руководством работы по подготовке, установке на хранение и снятию с хранения машин, в соответствии с требованиями нормативно-технической документации;оформлять первичную документацию;знать:правила выполнения агротехнических и агрохимических работ машинно-тракторными агрегатами в соответствии с требованиями агротехники и интенсивных технологий производства;методы и приемы выполнения этих работ;устройство, принцип действия и регулировки тракторов основных марок;принцип действия, устройство, технические и технологические принципы регулировки сельскохозяйственных машин;правила комплектования машинно-тракторных агрегатов в растениеводстве и животноводстве;средства и виды технического обслуживания тракторов и сельскохозяйственных машин;содержание и правила оформления первичной документации;правовые и организационные основы охраны труда;правила гигиены и производственной санитарии;требования техники безопасности и правила пожарной безопасности при работе на тракторах и сельскохозяйственных машинах.МДК.СП.01. Технология механизированных работ в растениеводствеМДК.01.02. Эксплуатация и техническое обслуживание сельскохозяйственных машин и оборудованияОК 1 - 8ПК 1.1 - 1.3
ПМ.02Выполнение слесарных работ по ремонту и техническому обслуживанию сельскохозяйственных машин и оборудованияВ результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:иметь практический опыт:выполнения слесарных работ по ремонту и техническому обслуживанию сельскохозяйственной техники;уметь:пользоваться нормативно-технической и технологической документацией;проводить техническое обслуживание и текущий ремонт сельскохозяйственной техники с применением современных контрольно-измерительных приборов, инструментов и средств технического оснащения;выявлять и устранять причины несложных неисправностей сельскохозяйственной техники в производственных условиях;осуществлять самоконтроль по выполнению техобслуживания и ремонта машин;проводить консервацию и сезонное хранение сельскохозяйственной техники;выполнять работы с соблюдением требований безопасности;соблюдать экологическую безопасность производства;знать:виды нормативно-технической и технологической документации, необходимой для выполнения производственных работ;правила применения современных контрольно-измерительных приборов, инструментов и средств технического оснащения;технологии технического обслуживания и ремонта сельскохозяйственных машин и оборудования;общие положения контроля качества технического обслуживания и ремонта машин;свойства, правила хранения и использования топлива, смазочных материалов и технических жидкостей;правила и нормы охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии и пожарной безопасностиМДК.02.01. Технология слесарных работ по ремонту и техническому обслуживанию сельскохозяйственных машин и оборудованияОК 1 - 8ПК 2.1 - 2.6
ПМ.03Выполнение механизированных работ на животноводческих комплексах и механизированных фермахВ результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:иметь практический опыт:выполнения механизированных работ на животноводческих комплексах и механизированных фермах по кормлению, содержанию и уходу за животными;уметь:выполнять механизированные работы по доставке кормов, их приготовлению к скармливанию, раздаче, кормлению, поению, доению животных, уходу за ними, чистке помещений, регулировке микроклимата в них;проводить дезинфекцию помещений;проводить техническое обслуживание эксплуатируемого оборудования;выявлять и устранять причины мелких неисправностей;знать:основные отрасли животноводства;устройство, правила эксплуатации и технического обслуживания машин и оборудования животноводческих комплексов и механизированных ферм;устройство, правила эксплуатации и технического обслуживания оборудования для создания и поддержания оптимального микроклимата в животноводческих помещениях;правила обращения с топливом, смазочными и другими эксплуатационными материалами;классификацию кормов;технологии их заготовки, приготовления, хранения и раздачи;основы нормированного кормления;технологию содержания, кормления и ухода за различными половозрастными группами животных;технологию удаления навоза, смены подстилки, уборки помещений, стойл, проходов;технологию машинного доения и первичной обработки молока;основы ветеринарного обслуживания ферм;основные виды нормативно-технической документации животноводства.МДК.03.01. Технология механизированных работ в животноводствеМДК.03.02. Техническое обслуживание и ремонт оборудования животноводческих ферм и комплексовОК 1 - 8ПК 3.1 - 3.4
ПМ.04Транспортировка грузов и перевозка пассажировВ результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:иметь практический опыт:управления автомобилями категорий "В" и "С";уметь:соблюдать Правила дорожного движения;безопасно управлять транспортными средствами в различных дорожных и метеорологических условиях;уверенно действовать в нештатных ситуациях;управлять своим эмоциональным состоянием, уважать права других участников дорожного движения, конструктивно разрешать межличностные конфликты, возникшие между участниками дорожного движения;выполнять контрольный осмотр транспортных средств перед выездом и при выполнении поездки;заправлять транспортные средства горюче-смазочными материалами и специальными жидкостями с соблюдением экологических требований;устранять возникшие во время эксплуатации транспортных средств мелкие неисправности, не требующие разборки узлов и агрегатов, с соблюдением требований техники безопасности;соблюдать режим труда и отдыха;обеспечивать прием, размещение, крепление и перевозку грузов, а также безопасную посадку, перевозку и высадку пассажиров;получать, оформлять и сдавать путевую и транспортную документацию;принимать возможные меры для оказания первой помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях;соблюдать требования по транспортировке пострадавших;использовать средства пожаротушения;знать:основы законодательства в сфере дорожного движения, Правила дорожного движения;правила эксплуатации транспортных средств;правила перевозки грузов и пассажиров;виды ответственности за нарушение Правил дорожного движения, правил эксплуатации транспортных средств и норм по охране окружающей среды в соответствии с законодательством Российской Федерации;назначение, расположение, принцип действия основных механизмов и приборов транспортных средств;правила техники безопасности при проверке технического состояния транспортных средств, проведении погрузочно-разгрузочных работ;порядок выполнения контрольного осмотра транспортных средств перед поездкой и работ по его техническому обслуживанию;перечень неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств или их дальнейшее движение;приемы устранения неисправностей и выполнения работ по техническому обслуживанию;правила обращения с эксплуатационными материалами;требования, предъявляемые к режиму труда и отдыха, правила и нормы охраны труда и техники безопасности;основы безопасного управления транспортными средствами;порядок оформления путевой и товарно-транспортной документации;порядок действий водителя в нештатных ситуациях;комплектацию аптечки, назначение и правила применения входящих в ее состав средств;приемы и последовательность действий по оказанию первой помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях;правила применения средств пожаротушенияМДК.04.01. Теоретическая подготовка водителей автомобилей категорий "В" и "С"ОК 1 - 8ПК 4.1 - 4.6
ФК.00Физическая культураВ результате изучения раздела "Физическая культура" обучающий должен:уметь:использовать физкультурно-оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей;знать:о роли физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека;основы здорового образа жизни
200
100
ОК 2ОК 3ОК 6ОК 7ОК 8
Вариативная часть учебных циклов ППКРС(определяется образовательной организацией)
540
360
Всего часов обучения по учебным циклам и разделу "Физическая культура"
2700
1800
УП.00Учебная практика
28 нед.
1008
ОК 1 - 8ПК 1.1 - 1.3ПК 2.1 - 2.4ПК 3.1 - 3.6ПК 4.1 - 4.6
ПП.00Производственная практика
ПА.00Промежуточная аттестация
3 нед.
ГИА.00Государственная итоговая аттестация
1 нед.
Таблица 3
Срок получения среднего профессионального образования по ППКРС в очной форме обучения составляет 95 недель, в том числе:
Обучение по учебным циклам и разделу "Физическая культура"
50 нед.
Учебная практика
28 нед.
Производственная практика
Промежуточная аттестация
3 нед.
Государственная итоговая аттестация
1 нед.
Каникулы
13 нед.
Итого
95 нед.

VII. Требования к условиям реализации программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих

7.1. Образовательная организация самостоятельно разрабатывает и утверждает ППКРС в соответствии с ФГОС СПО, определяя профессию или группу профессий рабочих (должностей служащих) по ОК 016-94 (исходя из рекомендуемого перечня их возможных сочетаний согласно п. 3.2. ФГОС СПО), и с учетом соответствующей примерной ППКРС.
Перед началом разработки ППКРС образовательная организация должна определить ее специфику с учетом направленности на удовлетворение потребностей рынка труда и работодателей, конкретизировать конечные результаты обучения в виде компетенций, умений и знаний, приобретаемого практического опыта.
Конкретные виды деятельности, к которым готовится обучающийся, должны соответствовать присваиваемым квалификациям, определять содержание образовательной программы, разрабатываемой образовательной организацией совместно с заинтересованными работодателями.
При формировании ППКРС образовательная организация:
имеет право использовать объем времени, отведенный на вариативную часть учебных циклов ППКРС, увеличивая при этом объем времени, отведенный на дисциплины и модули обязательной части, либо вводя новые дисциплины и модули в соответствии с потребностями работодателей и спецификой деятельности образовательной организации;
обязана ежегодно обновлять ППКРС с учетом запросов работодателей, особенностей развития региона, науки, культуры, экономики, техники, технологий и социальной сферы в рамках, установленных настоящим ФГОС СПО;
обязана в рабочих программах всех дисциплин и профессиональных модулей четко формулировать требования к результатам их освоения: компетенциям, приобретаемому практическому опыту, знаниям и умениям;
обязана обеспечивать эффективную самостоятельную работу обучающихся в сочетании с совершенствованием управления ею со стороны преподавателей и мастеров производственного обучения;
обязана обеспечивать обучающимся возможность участвовать в формировании индивидуальной образовательной программы;
обязана формировать социокультурную среду, создавать условия, необходимые для всестороннего развития и социализации личности, сохранения здоровья обучающихся, способствовать развитию воспитательного компонента образовательного процесса, включая развитие самоуправления, участие обучающихся в работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов;
должна предусматривать при реализации компетентностного подхода использование в образовательном процессе активных форм проведения занятий с применением электронных образовательных ресурсов, деловых и ролевых игр, индивидуальных и групповых проектов, анализа производственных ситуаций, психологических и иных тренингов, групповых дискуссий в сочетании с внеаудиторной работой для формирования и развития общих и профессиональных компетенций обучающихся.
7.2. При реализации ППКРС обучающиеся имеют академические права и обязанности в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"*(3).
7.3. Максимальный объем учебной нагрузки обучающегося составляет 54 академических часа в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы по освоению ППКРС и консультации.
7.4. Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки в очной форме обучения составляет 36 академических часов в неделю.
7.5. Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки в очно-заочной форме обучения составляет 16 академических часов в неделю.
7.6. Общая продолжительность каникул составляет не менее 10 недель в учебном году при сроке обучения более 1 года и не менее 2 недель в зимний период при сроке обучения 1 год.
7.7. По дисциплине "Физическая культура" могут быть предусмотрены еженедельно 2 часа самостоятельной учебной нагрузки, включая игровые виды подготовки (за счет различных форм внеаудиторных занятий в спортивных клубах, секциях).
7.8. Образовательная организация имеет право для подгрупп девушек использовать 70 процентов учебного времени дисциплины "Безопасность жизнедеятельности", отведенного на изучение основ военной службы, на освоение основ медицинских знаний.
7.9. Получение СПО на базе основного общего образования осуществляется с одновременным получением среднего общего образования в пределах ППКРС. В этом случае ППКРС, реализуемая на базе основного общего образования, разрабатывается на основе требований соответствующих федеральных государственных образовательных стандартов среднего общего и среднего профессионального образования с учетом получаемой профессии СПО.
Срок освоения ППКРС в очной форме обучения для лиц, обучающихся на базе основного общего образования, увеличивается на 82 недели из расчета:
теоретическое обучение (при обязательной учебной нагрузке 36 часов в неделю)57 нед.
промежуточная аттестация3 нед.
каникулы22 нед.
7.10. Консультации для обучающихся по очной и очно-заочной формам обучения предусматриваются образовательной организацией из расчета 4 часа на одного обучающегося на каждый учебный год, в том числе в период реализации образовательной программы среднего общего образования для лиц, обучающихся на базе основного общего образования. Формы проведения консультаций (групповые, индивидуальные, письменные, устные) определяются образовательной организацией.
7.11. В период обучения с юношами проводятся учебные сборы*(4).
7.12. Практика является обязательным разделом ППКРС. Она представляет собой вид учебной деятельности, направленной на формирование, закрепление, развитие практических навыков и компетенций в процессе выполнения определенных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью. При реализации ППКРС предусматриваются следующие виды практик: учебная и производственная.
Учебная практика и производственная практика проводятся образовательной организацией при освоении обучающимися профессиональных компетенций в рамках профессиональных модулей и могут реализовываться как концентрированно в несколько периодов, так и рассредоточенно, чередуясь с теоретическими занятиями в рамках профессиональных модулей.
Цели и задачи, программы и формы отчетности определяются образовательной организацией по каждому виду практики.
Производственная практика должна проводиться в организациях, направление деятельности которых соответствует профилю подготовки обучающихся.
Аттестация по итогам производственной практики проводится с учетом (или на основании) результатов, подтвержденных документами соответствующих организаций.
7.13. Реализация ППКРС должна обеспечиваться педагогическими кадрами, имеющими среднее профессиональное или высшее образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины (модуля). Мастера производственного обучения должны иметь на 1 - 2 разряда по профессии рабочего выше, чем предусмотрено ФГОС СПО для выпускников. Опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы является обязательным для преподавателей, отвечающих за освоение обучающимся профессионального учебного цикла, эти преподаватели и мастера производственного обучения получают дополнительное профессиональное образование по программам повышения квалификации, в том числе в форме стажировки в профильных организациях не реже 1 раза в 3 года.
7.14. ППКРС должна обеспечиваться учебно-методической документацией по всем дисциплинам, междисциплинарным курсам и профессиональным модулям ППКРС.
Внеаудиторная работа должна сопровождаться методическим обеспечением и обоснованием расчета времени, затрачиваемого на ее выполнение.
Реализация ППКРС должна обеспечиваться доступом каждого обучающегося к базам данных и библиотечным фондам, формируемым по полному перечню дисциплин (модулей) ППКРС. Во время самостоятельной подготовки обучающиеся должны быть обеспечены доступом к сети Интернет.
Каждый обучающийся должен быть обеспечен не менее чем одним учебным печатным и/или электронным изданием по каждой дисциплине общепрофессионального учебного цикла и одним учебно-методическим печатным и/или электронным изданием по каждому междисциплинарному курсу (включая электронные базы периодических изданий).
Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и/или электронными изданиями основной и дополнительной учебной литературы по дисциплинам всех учебных циклов, изданными за последние 5 лет.
Библиотечный фонд, помимо учебной литературы, должен включать официальные, справочно-библиографические и периодические издания в расчете 1 - 2 экземпляра на каждые 100 обучающихся.
Каждому обучающемуся должен быть обеспечен доступ к комплектам библиотечного фонда, состоящим не менее чем из 3 наименований отечественных журналов.
Образовательная организация должна предоставить обучающимся возможность оперативного обмена информацией с отечественными организациями, в том числе образовательными организациями, и доступ к современным профессиональным базам данных и информационным ресурсам сети Интернет.
7.15. Прием на обучение по ППКРС за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов является общедоступным, если иное не предусмотрено частью 4 статьи 68 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"*(3). Финансирование реализации ППКРС должно осуществляться в объеме не ниже установленных государственных нормативных затрат на оказание государственной услуги в сфере образования для данного уровня.
7.16. Образовательная организация, реализующая ППКРС, должна располагать материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов лабораторных работ и практических занятий, дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки, учебной практики, предусмотренных учебным планом образовательной организации. Материально-техническая база должна соответствовать действующим санитарным и противопожарным нормам.