Приказ Министерства образования и науки РФ от 2 августа 2013 г. N 709 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по профессии 110800.4 Мастер по техническому обслуживанию и ремонту машин стр. 3

государственная итоговая аттестация.
6.2. Обязательная часть ППКРС должна составлять около 80 процентов от общего объема времени, отведенного на ее освоение. Вариативная часть (около 20 процентов) дает возможность расширения и (или) углубления подготовки, определяемой содержанием обязательной части, получения дополнительных компетенций, умений и знаний, необходимых для обеспечения конкурентоспособности выпускника в соответствии с запросами регионального рынка труда и возможностями продолжения образования. Дисциплины, междисциплинарные курсы и профессиональные модули вариативной части определяются образовательной организацией.
Общепрофессиональный учебный цикл состоит из общепрофессиональных дисциплин, профессиональный учебный цикл состоит из профессиональных модулей в соответствии с видами деятельности, соответствующими присваиваемой(ым) квалификации(ям). В состав профессионального модуля входит один или несколько междисциплинарных курсов. При освоении обучающимися профессиональных модулей проводятся учебная и (или) производственная практика.
Обязательная часть профессионального учебного цикла ППКРС должна предусматривать изучение дисциплины "Безопасность жизнедеятельности". Объем часов на дисциплину "Безопасность жизнедеятельности" составляет 2 часа в неделю в период теоретического обучения (обязательной учебных части циклов), но не более 68 часов, из них на освоение основ военной службы - 70 процентов от общего объема времени, отведенного на указанную дисциплину.
6.3. Образовательной организацией при определении структуры ППКРС и трудоемкости ее освоения может применяться система зачетных единиц, при этом одна зачетная единица соответствует 36 академическим часам.

Структура программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих

Таблица 2
Индекс
Наименование учебных циклов, разделов, модулей, требования к знаниям, умениям, практическому опыту
Всего максимальной учебной нагрузки обучающегося
(час./нед.)
В т.ч. часов обязательных учебных занятий
Индекс и наименование дисциплин, междисциплинарных курсов (МДК)
Коды формируемых компетенций
Обязательная часть учебных циклов ППКРС и раздел "Физическая культура"
864
576
ОП.00Общепрофессиональный учебный цикл
284
196
уметь:читать рабочие и сборочные чертежи и схемы;выполнять эскизы, технические рисунки и простые чертежи деталей, их элементов, узлов;знать:виды нормативно-технической и производственной документации;правила чтения технической документации;способы графического представления объектов, пространственных образов и схем;правила выполнения чертежей, технических рисунков и эскизов;технику и принципы нанесения размеров.ОП.01. Основы технического черченияОК 1 - 8ПК 1.1 - 1.6ПК 2.1 - 2.4ПК 3.3 - 3.4ПК 4.3 - 4.5
уметь:выполнять производственные работы с учетом характеристик металлов и сплавов;выполнять общеслесарные работы: разметку, рубку, правку, гибку, резку, опиливание, шабрение металла, сверление, зенкование и развертывание отверстий, клепку, пайку, лужение и склеивание, нарезание резьбы;подбирать материалы и выполнять смазку деталей и узлов;знать:основные виды конструкционных и сырьевых, металлических и неметаллических материалов;особенности строения металлов и сплавов;основные сведения о назначении и свойствах металлов и сплавов, о технологии их производства;виды обработки металлов и сплавов;виды слесарных работ;правила выбора и применения инструментов;последовательность слесарных операций; приемы выполнения общеслесарных работ;требования к качеству обработки деталей;виды износа деталей и узлов;свойства смазочных материалов.ОП.02. Основы материаловедения и технология общеслесарных работОК 1 - 8ПК 1.1 - 1.6ПК 2.1 - 2.4ПК 3.3 - 3.4ПК 4.1 - 4.4
уметь:читать кинематические схемы;проводить сборочно-разборочные работы в соответствии с характером соединений деталей и сборочных единиц;производить расчет прочности несложных деталей и узлов;подсчитывать передаточное число;пользоваться контрольно-измерительными приборами и инструментом;знать:виды машин и механизмов, принцип действия, кинематические и динамические характеристики;типы кинематических пар;характер соединения деталей и сборочных единиц;принцип взаимозаменяемости;основные сборочные единицы и детали;типы соединений деталей и машин;виды движений и преобразующие движения механизмы;виды передач; их устройство, назначение, преимущества и недостатки, условные обозначения на схемах;передаточное отношение и число;требования к допускам и посадкам;принципы технических измерений;общие сведения о средствах измерения и их классификацию.ОП.03. Техническая механика с основами технических измеренийОК 1 - 8ПК 1.1 - 1.6ПК 2.1 - 2.4ПК 3.3 - 3.4ПК 4.1 - 4.4
уметь:читать принципиальные, электрические и монтажные схемы;рассчитывать параметры электрических схем; собирать электрические схемы;пользоваться электроизмерительными приборами и приспособлениями;проводить сращивание, спайку и изоляцию проводов и контролировать качество выполняемых работ;знать:электротехническую терминологию;основные законы электротехники;типы электрических схем;правила графического изображения элементов электрических схем;методы расчета электрических цепей;основные элементы электрических сетей;принципы действия, устройство, основные характеристики электроизмерительных приборов, электрических машин, аппаратуры управления и защиты;схемы электроснабжения;основные правила эксплуатации электрооборудования;способы экономии электроэнергии;основные электротехнические материалы; правила сращивания, спайки и изоляции проводов.ОП.04. Основы электротехникиОК 1 - 8ПК 1.1 - 1.6ПК 2.1 - 2.4ПК 3.3 - 3.4ПК 4.1 - 4.4
уметь:организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций;предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту;использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения; применять первичные средства пожаротушения;ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной профессии;применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной профессией;владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы;оказывать первую помощь пострадавшим;знать:принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России;основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации;основы военной службы и обороны государства;задачи и основные мероприятия гражданской обороны;способы защиты населения от оружия массового поражения; меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах;организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на нее в добровольном порядке;основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности, родственные профессиям СПО;область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы;порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим.
32
ОП.05. Безопасность жизнедеятельностиОК 1 - 8ПК 1.1 - 1.6ПК 2.1 - 2.4ПК 3.3 - 3.4ПК 4.1 - 4.6
П.00Профессиональный учебный цикл
500
340
ПМ.00Профессиональные модули
500
340
ПМ.01Выполнение слесарных работ по ремонту и техническому обслуживанию сельскохозяйственных машин и оборудованияВ результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:иметь практический опыт:выполнения слесарных работ по ремонту и техническому обслуживанию сельскохозяйственной техники;уметь:пользоваться нормативно-технической и технологической документацией;проводить техническое обслуживание и текущий ремонт сельскохозяйственной техники с применением современных контрольно-измерительных приборов, инструментов и средств технического оснащения;выявлять и устранять причины несложных неисправностей сельскохозяйственной техники в производственных условиях;осуществлять самоконтроль по выполнению техобслуживания и ремонта машин;проводить консервацию и сезонное хранение сельскохозяйственной техники;выполнять работы с соблюдением требований безопасности;соблюдать экологическую безопасность производства;знать:виды нормативно-технической и технологической документации, необходимой для выполнения производственных работ;правила применения современных контрольно-измерительных приборов, инструментов и средств технического оснащения;технологии технического обслуживания и ремонта сельскохозяйственных машин и оборудования;общие положения контроля качества технического обслуживания и ремонта машин;свойства, правила хранения и использования топлива, смазочных материалов и технических жидкостей;правила и нормы охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии и пожарной безопасности.МДК.01.01. Технологии слесарных работ по ремонту и техническому обслуживанию сельскохозяйственных машин и оборудованияОК 1 - 8ПК 1.1 - 1.6
ПМ.02Выполнение работ по сборке и ремонту агрегатов и сборочных единиц сельскохозяйственных машин и оборудованияВ результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:иметь практический опыт:регулировки, монтажа, сборки и ремонта агрегатов и сборочных единиц автомобилей, тракторов, самоходных и других сельскохозяйственных машин, оборудования животноводческих ферм и комплексов;уметь:осуществлять разборку и сборку агрегатов и сборочных единиц автомобилей, тракторов, самоходных и других сельскохозяйственных машин, оборудования животноводческих ферм и комплексов;монтировать и регулировать узлы и механизмы автомобилей, тракторов, самоходных и других сельскохозяйственных машин, оборудования животноводческих ферм и комплексов;проводить испытания узлов и механизмов автомобилей, тракторов, самоходных и других сельскохозяйственных машин, контрольно-измерительной аппаратуры, пультов, приборов и другого сельскохозяйственного оборудования;выявлять и устранять дефекты при проверке во время эксплуатации и в процессе ремонта автомобилей, тракторов, самоходных и других сельскохозяйственных машин с прицепными и навесными устройствами;осуществлять контроль за сохранностью и техническим состоянием автомобилей, тракторов, самоходных и других сельскохозяйственных машин, оборудования животноводческих ферм и комплексов;составлять дефектовочные ведомости на ремонт оборудования;знать:назначение и оснащение стационарных и передвижных средств технического обслуживания и ремонта;порядок и правила проведения операций по техническому обслуживанию и ремонту сельскохозяйственных машин и их сборочных единиц;порядок и правила использования средств технического обслуживания и ремонта;условия регулировки агрегатов, узлов и механизмов сельскохозяйственной техники в стационарных и полевых условиях;требования экологической безопасности при эксплуатации, техническом обслуживании и ремонте сельскохозяйственной техники.МДК.02.01. Технологии сборки и ремонт агрегатов и сборочных единиц сельскохозяйственных машин и оборудованияОК 1 - 8ПК 2.1 - 2.4
ПМ.03Выполнение механизированных работ в сельском хозяйствеВ результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:иметь практический опыт:управления тракторами и самоходными сельскохозяйственными машинами;выполнения механизированных работ в растениеводстве и животноводстве;технического обслуживания мототранспортных средств;уметь:выполнять агротехнические и агрохимические работы машинно-тракторными агрегатами на базе тракторов основных марок, зерновыми и специальными комбайнами;перевозить грузы на тракторных прицепах, контролировать погрузку, размещение и закрепление на них перевозимого груза;выполнять работы средней сложности по периодическому техническому обслуживанию тракторов и агрегатируемых с ними сельскохозяйственных машин с применением современных средств технического обслуживания;выявлять несложные неисправности сельскохозяйственных машин и оборудования и самостоятельно выполнять слесарные работы по их устранению;оформлять первичную документацию;знать:устройство, принцип действия и технические характеристики основных марок тракторов и сельскохозяйственных машин;мощность обслуживаемого двигателя и предельную нагрузку прицепных приспособлений;правила комплектования машинно-тракторных агрегатов в растениеводстве и животноводстве;правила работы с прицепными приспособлениями и устройствами;методы и приемы выполнения агротехнических и агрохимических работ;пути и средства повышения плодородия почв; средства и виды технического обслуживания тракторов, сельскохозяйственных машин и оборудования;способы выявления и устранения недостатков в работе тракторов, сельскохозяйственных машин и оборудования;правила погрузки, укладки, строповки и разгрузки различных грузов в тракторном прицепе;содержание и правила оформления первичной документации.МДК.03.01. Технологии выполнения механизированных работ в сельском хозяйствеОК 1 - 8ПК 3.1 - 3.4
ПМ.04Транспортировка грузовВ результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:иметь практический опыт:управления автомобилями категории "С";уметь:соблюдать Правила дорожного движения; безопасно управлять транспортными средствами в различных дорожных и метеорологических условиях;управлять своим эмоциональным состоянием, уважать права других участников дорожного движения, конструктивно разрешать межличностные конфликты, возникшие между участниками дорожного движения;выполнять контрольный осмотр транспортных средств перед выездом и при выполнении поездки;заправлять транспортные средства горючесмазочными материалами и специальными жидкостями с соблюдением экологических требований;устранять возникшие во время эксплуатации транспортных средств мелкие неисправности, не требующие разборки узлов и агрегатов, с соблюдением требований техники безопасности;соблюдать режим труда и отдыха;обеспечивать прием, размещение, крепление и перевозку грузов;получать, оформлять и сдавать путевую и транспортную документацию;принимать возможные меры для оказания первой помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях;соблюдать требования по транспортировке пострадавших;использовать средства пожаротушения;знать:основы законодательства в сфере дорожного движения, Правила дорожного движения;правила эксплуатации транспортных средств; правила перевозки грузов и пассажиров;виды ответственности за нарушение Правил дорожного движения, правил эксплуатации транспортных средств и норм по охране окружающей среды в соответствии с законодательством Российской Федерации;назначение, расположение, принцип действия основных механизмов и приборов транспортных средств;правила техники безопасности при проверке технического состояния транспортных средств, проведении погрузочно-разгрузочных работ;порядок выполнения контрольного осмотра транспортных средств перед поездкой и работ по их техническому обслуживанию;перечень неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств или их дальнейшее движение;приемы устранения неисправностей и выполнения работ по техническому обслуживанию;правила обращения с эксплуатационными материалами;требования, предъявляемые к режиму труда и отдыха, правила и нормы охраны труда и техники безопасности;основы безопасного управления транспортными средствами;порядок оформления путевой и товарно-транспортной документации;порядок действий водителя в нештатных ситуациях;комплектацию аптечки, назначение и правила применения входящих в ее состав средств;приемы и последовательность действий по оказанию первой помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях;правила применения средств пожаротушения.МДК.04.01. Теоретическая подготовка водителей автомобилей категории "С"ОК 1 - 8ПК 4.1 - 4.6
ФК.00Физическая культураВ результате освоения раздела обучающийсядолжен:уметь:использовать физкультурно-оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей;знать:о роли физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека;основы здорового образа жизни.
80
40
ОК 2ОК 3ОК 6ОК 7ОК 8
Вариативная часть учебных циклов ППКРС(определяется образовательной организацией)
216
144
Итого по обязательной части ППКРС, включая раздел "Физическая культура", и вариативной части ППКРС
1080
720
УП.00Учебная практика
19 нед.
684
ОК 1 - 8ПК 1.1 - 1.4ПК 2.1 - 2.6ПК 3.1 - 3.6ПК 4.1 - 4.6
ПП.00Производственная практика
ПА.00Промежуточная аттестация
1 нед.
ГИА.00Государственная итоговая аттестация
1 нед.
Таблица 3
Срок получения среднего профессионального образования по ППКРС в очной форме обучения составляет 43 недели, в том числе:
Обучение по учебным циклам и разделу "Физическая культура"
20 нед.
Учебная практика
19 нед.
Производственная практика
Промежуточная аттестация
1 нед.
Государственная итоговая аттестация
1 нед.
Каникулы
2 нед.
Итого
43 нед.

VII. Требования к условиям реализации программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих

7.1. Образовательная организация самостоятельно разрабатывает и утверждает ППКРС в соответствии с ФГОС СПО, определяя профессию или группу профессий рабочих (должностей служащих) по ОК 016-94 (исходя из рекомендуемого перечня их возможных сочетаний согласно п. 3.2. ФГОС СПО), и с учетом соответствующей примерной ППКРС.
Перед началом разработки ППКРС образовательная организация должна определить ее специфику с учетом направленности на удовлетворение потребностей рынка труда и работодателей, конкретизировать конечные результаты обучения в виде компетенций, умений и знаний, приобретаемого практического опыта.
Конкретные виды деятельности, к которым готовится обучающийся, должны соответствовать присваиваемой(ым) квалификации(ям), определять содержание образовательной программы, разрабатываемой образовательной организацией совместно с заинтересованными работодателями.
При формировании ППКРС образовательная организация:
имеет право использовать объем времени, отведенный на вариативную часть учебных циклов ППКРС, увеличивая при этом объем времени, отведенный на дисциплины и модули обязательной части, либо вводя новые дисциплины и модули в соответствии с потребностями работодателей и спецификой деятельности образовательной организации;
обязана ежегодно обновлять ППКРС с учетом запросов работодателей, особенностей развития региона, науки, культуры, экономики, техники, технологий и социальной сферы в рамках, установленных настоящим ФГОС СПО;
обязана в рабочих программах всех дисциплин и профессиональных модулей четко формулировать требования к результатам их освоения: компетенциям, приобретаемому практическому опыту, знаниям и умениям;
обязана обеспечивать эффективную самостоятельную работу обучающихся в сочетании с совершенствованием управления ею со стороны преподавателей и мастеров производственного обучения;
обязана обеспечивать обучающимся возможность участвовать в формировании индивидуальной образовательной программы;
обязана формировать социокультурную среду, создавать условия, необходимые для всестороннего развития и социализации личности, сохранения здоровья обучающихся, способствовать развитию воспитательного компонента образовательного процесса, включая развитие самоуправления, участие обучающихся в работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов;
должна предусматривать при реализации компетентностного подхода использование в образовательном процессе активных форм проведения занятий с применением электронных образовательных ресурсов, деловых и ролевых игр, индивидуальных и групповых проектов, анализа производственных ситуаций, психологических и иных тренингов, групповых дискуссий в сочетании с внеаудиторной работой для формирования и развития общих и профессиональных компетенций обучающихся.
7.2. При реализации ППКРС обучающиеся имеют академические права и обязанности в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"*(3).
7.3. Максимальный объем учебной нагрузки обучающегося составляет 54 академических часа в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы по освоению ППКРС и консультации.
7.4. Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки в очной форме обучения составляет 36 академических часов в неделю.
7.5. Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки в очно-заочной форме обучения составляет 16 академических часов в неделю.
7.6. Общая продолжительность каникул составляет не менее 10 недель в учебном году при сроке обучения более 1 года и не менее 2 недель в зимний период при сроке обучения 1 год.
7.7. По дисциплине "Физическая культура" могут быть предусмотрены еженедельно 2 часа самостоятельной учебной нагрузки, включая игровые виды подготовки (за счет различных форм внеаудиторных занятий в спортивных клубах, секциях).
7.8. Образовательная организация имеет право для подгрупп девушек использовать 70 процентов учебного времени дисциплины "Безопасность жизнедеятельности", отведенного на изучение основ военной службы, на освоение основ медицинских знаний.
7.9. Получение СПО на базе основного общего образования осуществляется с одновременным получением среднего общего образования в пределах ППКРС. В этом случае ППКРС, реализуемая на базе основного общего образования, разрабатывается на основе требований соответствующих федеральных государственных образовательных стандартов среднего общего и среднего профессионального образования с учетом получаемой профессии СПО.
Срок освоения ППКРС в очной форме обучения для лиц, обучающихся на базе основного общего образования, увеличивается на 82 недели из расчета:
теоретическое обучение (при обязательной учебной нагрузке 36 часов в неделю)57 нед.
промежуточная аттестация3 нед.
каникулы22 нед.
7.10. Консультации для обучающихся по очной и очно-заочной формам обучения предусматриваются образовательной организацией из расчета 4 часа на одного обучающегося на каждый учебный год, в том числе в период реализации образовательной программы среднего общего образования для лиц, обучающихся на базе основного общего образования. Формы проведения консультаций (групповые, индивидуальные, письменные, устные) определяются образовательной организацией.
7.11. В период обучения с юношами проводятся учебные сборы*(4).
7.12. Практика является обязательным разделом ППКРС. Она представляет собой вид учебной деятельности, направленной на формирование, закрепление, развитие практических навыков и компетенций в процессе выполнения определенных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью. При реализации ППКРС предусматриваются следующие виды практик: учебная и производственная.
Учебная практика и производственная практика проводятся образовательной организацией при освоении обучающимися профессиональных компетенций в рамках профессиональных модулей и могут реализовываться как концентрированно в несколько периодов, так и рассредоточенно, чередуясь с теоретическими занятиями в рамках профессиональных модулей.
Цели и задачи, программы и формы отчетности определяются образовательной организацией по каждому виду практики.
Производственная практика должна проводиться в организациях, направление деятельности которых соответствует профилю подготовки обучающихся.
Аттестация по итогам производственной практики проводится с учетом (или на основании) результатов, подтвержденных документами соответствующих организаций.
7.13. Реализация ППКРС должна обеспечиваться педагогическими кадрами, имеющими среднее профессиональное или высшее образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины (модуля). Мастера производственного обучения должны иметь на 1 - 2 разряда по профессии рабочего выше, чем предусмотрено ФГОС СПО для выпускников. Опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы является обязательным для преподавателей, отвечающих за освоение обучающимся профессионального учебного цикла, эти преподаватели и мастера производственного обучения получают дополнительное профессиональное образование по программам повышения квалификации, в том числе в форме стажировки в профильных организациях не реже 1 раза в 3 года.
7.14. ППКРС должна обеспечиваться учебно-методической документацией по всем дисциплинам, междисциплинарным курсам и профессиональным модулям ППКРС.
Внеаудиторная работа должна сопровождаться методическим обеспечением и обоснованием расчета времени, затрачиваемого на ее выполнение.
Реализация ППКРС должна обеспечиваться доступом каждого обучающегося к базам данных и библиотечным фондам, формируемым по полному перечню дисциплин (модулей) ППКРС. Во время самостоятельной подготовки обучающиеся должны быть обеспечены доступом к сети Интернет.
Каждый обучающийся должен быть обеспечен не менее чем одним учебным печатным и/или электронным изданием по каждой дисциплине общепрофессионального учебного цикла и одним учебно-методическим печатным и/или электронным изданием по каждому междисциплинарному курсу (включая электронные базы периодических изданий).
Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и/или электронными изданиями основной и дополнительной учебной литературы по дисциплинам всех учебных циклов, изданными за последние 5 лет.
Библиотечный фонд, помимо учебной литературы, должен включать официальные, справочно-библиографические и периодические издания в расчете 1 - 2 экземпляра на каждые 100 обучающихся.
Каждому обучающемуся должен быть обеспечен доступ к комплектам библиотечного фонда, состоящим не менее чем из 3 наименований отечественных журналов.
Образовательная организация должна предоставить обучающимся возможность оперативного обмена информацией с отечественными организациями, в том числе образовательными организациями, и доступ к современным профессиональным базам данных и информационным ресурсам сети Интернет.
7.15. Прием на обучение по ППКРС за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов является общедоступным, если иное не предусмотрено частью 4 статьи 68 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"*(3). Финансирование реализации ППКРС должно осуществляться в объеме не ниже установленных государственных нормативных затрат на оказание государственной услуги в сфере образования для данного уровня.