Приказ Министерства образования и науки РФ от 2 августа 2013 г. N 688 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по профессии 220703.01 Наладчик контрольно-измерительных приборов и автом стр. 2

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
ОК 7. Исполнять воинскую обязанность*(2), в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
5.2. Выпускник, освоивший ППКРС, должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими видам деятельности:
5.2.1. Выполнение монтажа приборов и электрических схем различных систем автоматики.
ПК 1.1. Выполнять электро- и радиомонтажные работы.
ПК 1.2. Производить монтаж приборов различных систем автоматики.
ПК 1.3. Выполнять монтаж электрических схем различных систем автоматики.
ПК 1.4. Макетировать схемы различной степени сложности.
5.2.2. Проведение наладки электрических схем и приборов автоматики.
ПК 2.1. Выполнять наладку электрических схем (по стандартной методике) различных систем автоматики.
ПК 2.2. Производить наладку электронных приборов со снятием характеристик.
ПК 2.3. Разрабатывать методы наладки схем средней степени сложности.
5.2.3. Техническое обслуживание приборов и систем автоматики.
ПК 3.1. Осуществлять контроль и анализ функционирования систем автоматики.
ПК 3.2. Диагностировать приборы и средства автоматизации.
ПК 3.3. Производить поверку измерительных приборов и средств автоматизации.
ПК 3.4. Проводить испытания особо сложных и опытных образцов приборов и систем автоматики.

VI. Требования к структуре программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих

6.1. ППКРС предусматривает изучение следующих учебных циклов: общепрофессионального;
профессионального
и разделов:
физическая культура;
учебная практика;
производственная практика;
промежуточная аттестация;
государственная итоговая аттестация.
6.2. Обязательная часть ППКРС должна составлять около 80 процентов от общего объема времени, отведенного на ее освоение. Вариативная часть (около 20 процентов) дает возможность расширения и (или) углубления подготовки, определяемой содержанием обязательной части, получения дополнительных компетенций, умений и знаний, необходимых для обеспечения конкурентоспособности выпускника в соответствии с запросами регионального рынка труда и возможностями продолжения образования. Дисциплины, междисциплинарные курсы и профессиональные модули вариативной части определяются образовательной организацией.
Общепрофессиональный учебный цикл состоит из общепрофессиональных дисциплин, профессиональный учебный цикл состоит из профессиональных модулей в соответствии с видами деятельности, соответствующими присваиваемым квалификациям. В состав профессионального модуля входит один или несколько междисциплинарных курсов. При освоении обучающимися профессиональных модулей проводятся учебная и (или) производственная практика.
Обязательная часть профессионального учебного цикла ППКРС должна предусматривать изучение дисциплины "Безопасность жизнедеятельности". Объем часов на дисциплину "Безопасность жизнедеятельности" составляет 2 часа в неделю в период теоретического обучения (обязательной части учебных циклов), но не более 68 часов, из них на освоение основ военной службы - 70 процентов от общего объема времени, отведенного на указанную дисциплину.
6.3. Образовательной организацией при определении структуры ППКРС и трудоемкости ее освоения может применяться система зачетных единиц, при этом одна зачетная единица соответствует 36 академическим часам.

Структура программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих

Таблица 2
Индекс
Наименование учебных циклов, разделов, модулей, требования к знаниям, умениям, практическому опыту
Всего максимальной учебной нагрузки обучающегося (час/нед.)
В т.ч. часов обязательных учебных занятий
Индекс и наименование дисциплин, междисциплинарных курсов (МДК)
Коды формируемых компетенций
Обязательная часть учебных циклов ППКРС и раздела "Физическая культура"
1728
1152
ОП.00Общепрофессиональный учебный цикл
324
216
В результате изучения обязательной части учебного цикла обучающийся по общепрофессиональным дисциплинам должен:уметь:читать чертежи, проекты, структурные, монтажные и простые принципиальные электрические схемы;знать:требования единой системы конструкторской документации (ЕСКД);виды нормативно-технической и производственной документации;виды чертежей, проектов, структурных, монтажных и простых принципиальных электрических схем;правила чтения технической и технологической документацииОП.01. Основы черченияОК 1 - 7ПК 1.1 - 1.4
уметь:рассчитывать параметры электрических схем;эксплуатировать электроизмерительные приборы;контролировать качество выполняемых работ;производить контроль различных параметров;читать инструктивную документацию;знать:методы расчета электрических цепей;принцип работы типовых электронных устройств;техническую терминологию;основные законы электротехники;общие сведения об электросвязи и радиосвязи;основные виды технических средств сигнализации;основные сведения об электроизмерительных приборах, электрических машинах, аппаратуре управления и защитыОП.02. Основы электротехникиОК 1 - 7ПК 1.1 - 1.4
уметь:эксплуатировать электроизмерительные приборы;контролировать качество выполняемых работ;производить контроль различных параметров;читать инструктивную документацию;знать:принцип работы типовых электронных устройств;техническую терминологиюОП.03. Основы радиоэлектроникиОК 1 - 7ПК 2.1 - 2.3
уметь:применять требования нормативных документов к основным видам продукции (услуг) и процессов;применять документацию систем качества;использовать контрольно-измерительные приборы;знать:систему допусков и посадок;правила подбора средств измерений;основные понятия и определения метрологии, стандартизации и сертификации;виды и способы технических измеренийОП.04. Основы взаимозаменяемости и технических измеренийОК 1 - 7ПК 3.1 - 3.4
уметь:подбирать материалы по их назначению и условиям эксплуатации для выполнения работ;применять материалы при выполнении работ;знать:общие сведения о строении материалов;общие сведения о полупроводниковых, проводниковых, диэлектрических и магнитных материалах и изделиях;сведения об электромонтажных изделиях; назначение, виды и свойства материалов;номенклатуру закладных и установочных изделий;общую классификацию материалов, их характерные свойства и области примененияОП.05. Основы материаловеденияОК 1 - 7ПК 1.1 - 3.4
уметь:производить настройку и сборку простейших систем автоматизации;использовать в трудовой деятельности средства механизации и автоматизации производственного процесса;знать:основы техники измерений;классификацию средств измерений;контрольно-измерительные приборы;основные сведения об автоматических системах регулирования;общие сведения об автоматических системах управленияОП.06. Основы автоматизации производстваОК 1 - 7ПК 1.1 - 3.4
уметь:организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций;предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту;использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения; применять первичные средства пожаротушения;ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной профессии;применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной профессией;владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы;оказывать первую помощь пострадавшим;знать:принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России;основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации;основы военной службы и обороны государства;задачи и основные мероприятия гражданской обороны;способы защиты населения от оружия массового поражения; меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах;организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на нее в добровольном порядке;основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности, родственные профессиям СПО;область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы;порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим
64
ОП.07. Безопасность жизнедеятельностиОК 1 - 7ПК 1.1 - 3.3
П.00Профессиональный учебный цикл
1244
856
ПМ.00Профессиональные модули
1244
856
ПМ.01Выполнение монтажа контрольно-измерительных приборов и автоматикиВ результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:иметь практический опыт:монтажа контрольно-измерительных приборов и систем автоматики;уметь:производить основные электромонтажные операции;производить расшивку проводов и жгутование;производить лужение, пайку проводов;сваривать провода;производить электромонтажные работы с электрическими кабелями, производить печатный монтаж;производить монтаж электрорадиоэлементов;прокладывать электрические проводки в системах контроля и регулирования и производить их монтаж;производить монтаж трубных проводок в системах контроля и регулирования;производить монтаж щитов, пультов, стативов;анализировать структурные схемы систем автоматического управления и регулирования;читать схемы соединений, принципиальные электрические схемы;выбирать и заготавливать провода различных марок в зависимости от видов монтажа;применять оборудование, инструменты и приспособления в различных видах монтажа;использовать элементы микроэлектроники в составлении различных схем;контролировать качество выполнения работ;пользоваться каталогами, справочниками, ГОСТами;пользоваться измерительными приборами и диагностической аппаратурой;знать:характеристику и назначение основных электромонтажных операций;принципиальные электрические схемы и схемы соединений, условные изображения и маркировку проводов;назначение и области применения пайки, лужения;виды соединения проводов;инструменты и приспособления для различных видов монтажа;характеристику и область применения электрических кабелей;технологию процесса установки крепления и пайки радиоэлементов;элементы микроэлектроники, их классификацию, типы, характеристики и назначение, маркировку;способы проверки работоспособности элементов волноводной техники;коммутационные приборы, их классификацию, область применения и принцип действия;классификацию электрических проводок, их назначение;кабели, применяемые для электрических проводок;трубные проводки, их классификацию и назначение, технические требования к ним;конструкцию и размещение оборудования, назначение, способы монтажа различных приборов и систем автоматизации;требования безопасности труда;общие требования к автоматическому управлению и регулированию производственных и технологических процессов;состав и назначение основных блоков систем автоматического управления и регулирования;состав и назначение основных элементов систем автоматического управления;методы измерения качественных показателей работы систем автоматического управления и регулированияМДК.01.01. Основы организации работ по монтажу контрольно-измерительных приборов и автоматикиОК 1 - 7ПК 1.1 - 1.4
ПМ.02Проведение наладки контрольно-измерительных приборов и систем автоматикиВ результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:иметь практический опыт:выполнения пусконаладочных работ различных стадий приборов и систем автоматики;наладки контрольно-измерительных приборов, систем управления станков с программным управлением, систем управления металлообрабатывающих комплексов, телевизионного и телеконтролирующего оборудования;уметь:применять необходимое оборудование и устройства при пусконаладочных работах приборов и систем автоматики;пользоваться технической документацией для ведения пусконаладочных работ и разрабатывать ее;обеспечивать безопасность труда при работе с приборами, системами автоматики;производить проверку комплектации и основных характеристик приборов и аппаратуры;производить проверку работоспособности смонтированных приборов и устройств;разбирать схемы структур управления автоматическими линиями;знать:назначение и характеристику пусконаладочных работ;электроизмерительные приборы, их классификацию, назначение и область применения (приборы для измерения давления, измерения расхода и количества, измерения уровня, измерения и контроля физико-механических параметров);способы наладки и технологию выполнения наладки контрольно-измерительных приборов;технические требования к монтажу, наладке и эксплуатации приборов;классификацию и состав оборудования станков с программным управлением (ПУ);основные понятия автоматического управления станками;виды программного управления станками;общие принципы монтажа и эксплуатации систем программного управления станками с ПУ;принципы наладки систем, приборы и аппаратуру, используемые при наладке;состав оборудования, аппаратуру управления автоматическими линиями;классификацию автоматических станочных систем;основные понятия о гибких автоматизированных производствах, технические характеристики промышленных роботов;виды систем управления роботами;состав оборудования, аппаратуры и приборов управления металлообрабатывающих комплексов;технологию наладки различных видов оборудования, входящих в состав металлообрабатывающих комплексов;принципы наладки телевизионного и телеконтролирующего оборудования;необходимые приборы, аппаратуру, инструменты, технологию вспомогательных наладочных работ со следящей аппаратурой и ее блокамиМДК.02.01. Технология пусконаладочных работ различных стадийОК 1 - 7ПК 2.1 - 2.3
ПМ.03Техническое обслуживание и эксплуатация контрольно-измерительных приборов и систем автоматикиВ результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:иметь практический опыт:технического обслуживания контрольно-измерительных приборов и систем автоматики, проверки и поверки приборов и средств автоматики;уметь:пользоваться средствами измерений, применяемыми при наладке контрольно-измерительных приборов и автоматики (КИПиА);выполнять основные слесарные работы;контролировать линейные размеры универсальным контрольно-измерительным инструментом;производить поверку технических средств измерений по образцовым приборам;работать с поверочной аппаратурой;знать:основы взаимозаменяемости, допуски и посадки;основные характеристики измерительных инструментов и их классификацию;погрешности измерений;средства измерений при наладке КИПиА;технологию выполнения простейших слесарных работ;основные сведения об измерениях, методах и средствах их проведения;основные типы и виды приборов;основные метрологические термины и определения;назначение и виды измерений;назначение метрологического контроля;принцип поверки технических средств измерений по образцовым приборам;понятие о поверочных схемах;порядок работы с поверочной аппаратурой;основные правила обеспечения безопасности труда при проведении измерений, эксплуатации приборов и измерительной аппаратуры;основные направления совершенствования автоматизации производственных и технологических процессовМДК.03.01. Теоретические основы эксплуатации контрольно-измерительных приборов и систем автоматикиОК 1 - 7ПК 3.1 - 3.4
ФК.00Физическая культураВ результате освоения раздела обучающийся должен:уметь:использовать физкультурно-оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей;знать:о роли физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека;основы здорового образа жизни
160
80
ОК 2ОК 3ОК 6ОК 7
Вариативная часть учебных циклов ППКРС(определяется образовательной организацией)
432
288
Итого по обязательной части ППКРС, включая раздел "Физическая культура", и вариативной части ППКРС
2160
1440
УП.00Учебная практика
38 нед.
1368
ОК 1 - 7ПК 1.1 - 3.4
ПП.00Производственная практика
ПА.00Промежуточная аттестация
3 нед.
ГИА.00Государственная итоговая аттестация
1 нед.
Таблица 3
Срок получения среднего профессионального образования по ППКРС в очной форме обучения составляет 43 недели, в том числе:
Обучение по учебным циклам и разделу "Физическая культура"40 нед.
Учебная практика38 нед.
Производственная практика
Промежуточная аттестация3 нед.
Государственная итоговая аттестация1 нед.
Каникулы13 нед.
Итого95 нед.

VII. Требования к условиям реализации программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих

7.1. Образовательная организация самостоятельно разрабатывает и утверждает ППКРС в соответствии с ФГОС СПО, определяя профессию или группу профессий рабочих (должностей служащих) по ОК 016-94 (исходя из рекомендуемого перечня их возможных сочетаний согласно пункту 3.2 ФГОС СПО), с учетом соответствующей примерной ППКРС.
Перед началом разработки ППКРС образовательная организация должна определить ее специфику с учетом направленности на удовлетворение потребностей рынка труда и работодателей, конкретизировать конечные результаты обучения в виде компетенций, умений и знаний, приобретаемого практического опыта.
Конкретные виды деятельности, к которым готовится обучающийся, должны соответствовать присваиваемым квалификациям, определять содержание образовательной программы, разрабатываемой образовательной организацией совместно с заинтересованными работодателями.
При формировании ППКРС образовательная организация:
имеет право использовать объем времени, отведенный на вариативную часть учебных циклов ППКРС, увеличивая при этом объем времени, отведенный на дисциплины и модули обязательной части, либо вводя новые дисциплины и модули в соответствии с потребностями работодателей и спецификой деятельности образовательной организации;
обязана ежегодно обновлять ППКРС с учетом запросов работодателей, особенностей развития региона, науки, культуры, экономики, техники, технологий и социальной сферы в рамках, установленных настоящим ФГОС СПО;
обязана в рабочих программах всех дисциплин и профессиональных модулей четко формулировать требования к результатам их освоения: компетенциям, приобретаемому практическому опыту, знаниям и умениям;
обязана обеспечивать эффективную самостоятельную работу обучающихся в сочетании с совершенствованием управления ею со стороны преподавателей и мастеров производственного обучения;