5.1. Выпускник, освоивший ППКРС, должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
ОК 7. Исполнять воинскую обязанность*(2), в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
5.2. Выпускник, освоивший ППКРС, должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими видам деятельности:
5.2.1. Техническое обслуживание и ремонт систем, узлов, агрегатов строительных машин.
ПК 1.1. Осматривать техническое состояние систем, агрегатов и узлов строительных машин.
ПК 1.2. Демонтировать системы, агрегаты и узлы строительных машин и выполнять комплекс работ по устранению неисправностей.
ПК 1.3. Собирать, регулировать и испытывать системы, агрегаты и узлы строительных машин.
5.2.2. Техническое обслуживание и ремонт систем, узлов, приборов автомобилей.
ПК 2.1. Определять техническое состояние систем, агрегатов, узлов, приборов автомобилей.
ПК 2.2. Демонтировать системы, агрегаты, узлы, приборы автомобилей и выполнять комплекс работ по устранению неисправностей.
ПК 2.3. Собирать, регулировать и испытывать системы, агрегаты, узлы, приборы автомобилей.
5.2.3. Выполнение сварки и резки средней сложности деталей.
ПК 3.1. Собирать изделия, сваривать, наплавлять дефекты.
ПК 3.2. Выполнять ручную и машинную резку.
VI. Требования к структуре программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих
6.1. ППКРС предусматривает изучение следующих учебных циклов:
общепрофессионального;
профессионального
и разделов:
физическая культура;
учебная практика;
производственная практика;
промежуточная аттестация;
государственная итоговая аттестация.
6.2. Обязательная часть ППКРС должна составлять около 80 процентов от общего объема времени, отведенного на ее освоение. Вариативная часть (около 20 процентов) дает возможность расширения и (или) углубления подготовки, определяемой содержанием обязательной части, получения дополнительных компетенций, умений и знаний, необходимых для обеспечения конкурентоспособности выпускника в соответствии с запросами регионального рынка труда и возможностями продолжения образования. Дисциплины, междисциплинарные курсы и профессиональные модули вариативной части определяются образовательной организацией.
Общепрофессиональный учебный цикл состоит из общепрофессиональных дисциплин, профессиональный учебный цикл состоит из профессиональных модулей в соответствии с видами деятельности, соответствующими присваиваемым квалификациям. В состав профессионального модуля входит один или несколько междисциплинарных курсов. При освоении обучающимися профессиональных модулей проводятся учебная и (или) производственная практика.
Обязательная часть профессионального учебного цикла ППКРС должна предусматривать изучение дисциплины "Безопасность жизнедеятельности". Объем часов на дисциплину "Безопасность жизнедеятельности" составляет 2 часа в неделю в период теоретического обучения (обязательной части учебных циклов), но не более 68 часов, из них на освоение основ военной службы - 70 процентов от общего объема времени, отведенного на указанную дисциплину.
6.3. Образовательной организацией при определении структуры ППКРС и трудоемкости ее освоения может применяться система зачетных единиц, при этом одна зачетная единица соответствует 36 академическим часам.
Структура программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих
Таблица 2
Индекс | Наименование учебных циклов, разделов, модулей, требования к знаниям, умениям, практическому опыту | Всего максимальной учебной нагрузки обучающегося (час/нед.) | В т.ч. часов обязательных учебных занятий | Индекс и наименование дисциплин, междисциплинарных курсов (МДК) | Коды формируемых компетенций |
Обязательная часть учебных циклов ППКРС и раздел "Физическая культура" | 972 | 648 | |||
ОП.00 | Общепрофессиональный учебный цикл | 395 | 278 | ||
В результате изучения обязательной части учебного цикла обучающийся по общепрофессиональным дисциплинам должен:уметь:пользоваться нормативными и правовыми документами;знать:основные положения Конституции Российской Федерации, права и свободы человека, гражданина, механизм их реализации | ОП.01. Основы права | ОК 1 - 7 | |||
уметь:определять свойства материалов;применять методы обработки материалов;знать:основные свойства, классификацию, характеристики обрабатываемых материалов | ОП.02.Материаловедение | ОК 1 - 7ПК 1.1 - 1.3ПК 2.1 - 2.3ПК 3.1 - 3.2 | |||
уметь:применять приемы и способы основных видов слесарных работ;применять наиболее распространенные приспособления и инструменты;знать:основные виды слесарных работ, инструменты;методы практической обработки материалов | ОП.03. Слесарное дело | ОК 1 - 7ПК 1.1 - 1.3ПК 2.1 - 2.3 | |||
уметь:читать рабочие и сборочные чертежи и схемы;выполнять эскизы, технические рисунки и простые чертежи деталей, их элементов, узлов;знать:правила чтения технической документации;способы графического представления объектов, пространственных образов и схем;правила выполнения чертежей, технических рисунков и эскизов;технику и принципы нанесения размеров | ОП.04. Черчение | ОК 1 - 7ПК 1.1ПК 1.3ПК 2.1ПК 2.3ПК 3.1 | |||
уметь:производить расчет параметров электрических цепей;собирать электрические схемы и проверять их работу;знать:методы преобразования электрической энергии, сущность физических процессов, происходящих в электрических и магнитных цепях, порядок расчета их параметров | ОП.05. Электротехника | ОК 1 - 7ПК 1.2ПК 1.3ПК 2.2ПК 2.3 | |||
уметь:читать кинематические схемы;знать:основные понятия и термины кинематики механизмов, сопротивления материалов, требования к деталям и сборочным единицам общего и специального назначения;основные понятия гидростатики и гидродинамики | ОП.06. Основы технической механики и гидравлики | ОК 1 - 7ПК 1.2ПК 1.3ПК 2.2ПК 2.3 | |||
уметь:организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций;предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и устранения их последствий в профессиональной деятельности и быту;использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения;применять первичные средства пожаротушения;ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной профессии;применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной профессией;владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы;оказывать первую помощь пострадавшим;знать:принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России;основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации;основы военной службы и обороны государства; задачи и основные мероприятия гражданской обороны;способы защиты населения от оружия массового поражения;меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах;организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на нее в добровольном порядке;основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности, родственные профессиям СПО;область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы;порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим | 36 | ОП.07. Безопасность жизнедеятельности | ОК 1 - 7ПК 1.1 - 1.3ПК 2.1 - 2.3ПК 3.1 - 3.2 | ||
П.00 | Профессиональный учебный цикл | 489 | 326 | ||
ПМ.00 | Профессиональные модули | 489 | 326 | ||
ПМ.01 | Техническое обслуживание и ремонт систем, узлов, агрегатов строительных машинВ результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:иметь практический опыт:технического осмотра, демонтажа, сборки и регулировки систем, агрегатов и узлов строительных машин, выполнения комплекса работ по устранению неисправностей;уметь:выполнять основные операции технического осмотра, демонтажа, сборки и регулировки систем, агрегатов и узлов строительных машин;знать:устройство дорожно-строительных машин, тракторов, прицепных механизмов, назначение и взаимодействие основных узлов и деталей;методы выявления и способы устранения неисправностей;технологическую последовательность технического осмотра, демонтажа, сборки и регулировки систем, агрегатов и узлов строительных машин;меры безопасности при выполнении работ | МДК.01.01. Конструкция, эксплуатация и техническое обслуживание строительных машин | ОК 1 - 7ПК 1.1 - 1.3 | ||
ПМ.02 | Техническое обслуживание и ремонт систем, узлов, приборов автомобилейВ результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:иметь практический опыт:технического осмотра, демонтажа, сборки и регулировки систем, агрегатов и узлов автомобилей, выполнения комплекса работ по устранению неисправностей;уметь:выполнять основные операции технического осмотра, демонтажа, сборки и регулировки систем, агрегатов и узлов автомобилей;знать:конструкцию и устройство автомобилей, назначение и взаимодействие основных узлов и деталей;методы выявления и способы устранения неисправностей;технологическую последовательность технического осмотра, демонтажа, сборки и регулировки систем, агрегатов и узлов автомобилей;меры безопасности при выполнении работ | МДК.02.01.Конструкция, эксплуатация и техническое обслуживание автомобилей | ОК 1 - 7ПК 2.1 - 2.3 | ||
ПМ.03 | Выполнение сварки и резки средней сложности деталейВ результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:иметь практический опыт:подготовки изделий под сварку;производства сварки и резки деталей средней сложности;выполнения наплавки простых и средней сложности деталей, механизмов, конструкций;уметь:выполнять слесарные операции;подготавливать газовые баллоны к работе;владеть техникой сварки;обслуживать и управлять оборудованием для электрогазосварки;знать:правила подготовки изделий под сварку;общие теоретические сведения о процессах сварки, резки и наплавки;технологию изготовления сварных изделий;основные метрологические термины и определения, назначение и краткую характеристику измерений, выполняемых при сварочных работах;меры безопасности при выполнении работ | МДК.03.01.Оборудование, техника и технология сварки и резки металлов | ОК 1 - 7ПК 3.1 - 3.2 | ||
ФК.00 | Физическая культураВ результате освоения раздела "Физическая культура" обучающийся должен:уметь:использовать физкультурно-оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей;знать:о роли физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека;основы здорового образа жизни | 88 | 44 | ОК 2ОК 3ОК 6ОК 7 | |
Вариативная часть учебных циклов ППКРС(определяется образовательной организацией) | 216 | 144 | |||
Итого по обязательной части ППКРС, включая раздел "Физическая культура", и вариативной части ППКРС | 1188 | 792 | |||
УП.00 | Учебная практика | 17 нед. | 612 | ОК 1 - 7ПК 1.1 - 1.3ПК 2.1 - 2.3ПК 3.1 - 3.2 | |
ПП.00 | Производственная практика | ||||
ПА.00 | Промежуточная аттестация | 1 нед. | |||
ГИА.00 | Государственная (итоговая) аттестация | 1 нед. |
Таблица 3
Срок получения среднего профессионального образования по ППКРС в очной форме обучения составляет 43 недели, в том числе:
Обучение по учебным циклам и разделу "Физическая культура" | 22 нед. |
Учебная практика | 17 нед. |
Производственная практика | |
Промежуточная аттестация | 1 нед. |
Государственная итоговая аттестация | 1 нед. |
Каникулы | 2 нед. |
Итого | 43 нед. |
VII. Требования к условиям реализации программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих
7.1. Образовательная организация самостоятельно разрабатывает и утверждает ППКРС в соответствии с ФГОС СПО, определяя профессию или группу профессий рабочих (должностей служащих) по ОК 016-94 (исходя из рекомендуемого перечня их возможных сочетаний согласно пункту 3.2 ФГОС СПО), с учетом соответствующей примерной ППКРС.
Перед началом разработки ППКРС образовательная организация должна определить ее специфику с учетом направленности на удовлетворение потребностей рынка труда и работодателей, конкретизировать конечные результаты обучения в виде компетенций, умений и знаний, приобретаемого практического опыта.
Конкретные виды деятельности, к которым готовится обучающийся, должны соответствовать присваиваемым квалификациям, определять содержание образовательной программы, разрабатываемой образовательной организацией совместно с заинтересованными работодателями.
При формировании ППКРС образовательная организация:
имеет право использовать объем времени, отведенный на вариативную часть учебных циклов ППКРС, увеличивая при этом объем времени, отведенный на дисциплины и модули обязательной части, либо вводя новые дисциплины и модули в соответствии с потребностями работодателей и спецификой деятельности образовательной организации;
обязана ежегодно обновлять ППКРС с учетом запросов работодателей, особенностей развития региона, науки, культуры, экономики, техники, технологий и социальной сферы в рамках, установленных настоящим ФГОС СПО;
обязана в рабочих программах всех дисциплин и профессиональных модулей четко формулировать требования к результатам их освоения: компетенциям, приобретаемому практическому опыту, знаниям и умениям;
обязана обеспечивать эффективную самостоятельную работу обучающихся в сочетании с совершенствованием управления ею со стороны преподавателей и мастеров производственного обучения;
обязана обеспечивать обучающимся возможность участвовать в формировании индивидуальной образовательной программы;