Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 52766-2007 "Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования" (утв. приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 23 октября 2007 г. N 270-ст) стр. 7

4.6.2.19 На участках въезда или пересечения дороги с необеспеченной видимостью зеркала применяют совместно со знаком 2.5 "Движение без остановки запрещено" по ГОСТ Р 52290.
На участках горизонтальных кривых малого радиуса и серпантинах горных дорог зеркала могут применяться со знаками 1.34.1 и 1.34.2 "Направление поворота" по ГОСТ Р 52290.

5 Требования к зданиям и сооружениям обслуживания движения

5.1 Сооружения для обслуживания участников дорожного движения
Здания и сооружения обслуживания участников дорожного движения размещают на дорогах в пределах придорожных полос в соответствии с нормами проектирования и планами строительства этих объектов, а также планами и генеральными схемами их размещения.
При размещении зданий и сооружений обслуживания движения необходимо учитывать наличие энергоснабжения, водоснабжения, обслуживающего персонала, а также возможность дальнейшего развития сооружений.
5.1.1 Здания и сооружения для отдыха и питания участников дорожного движения
5.1.1.1 Мотели и кемпинги размещают на дорогах на расстояниях не более 500 км друг от друга. Мотели целесообразно размещать в комплексе со станциями технического обслуживания, автозаправочными станциями, пунктами питания и торговли.
Вместимость (число спальных мест) транзитных мотелей и кемпингов определяют с учетом численности проезжающих автотуристов и интенсивности движения автомобилей междугородных и международных перевозок.
5.1.1.2 Для ориентировочных расчетов требуемую вместимость зданий и сооружений для отдыха и пунктов питания на участках дорог протяженностью 100-120 км в пригородных зонах крупных городов их суммарную вместимость определяют в соответствии с таблицей 16.
Таблица 16
Тип автомобиля
Число мест на 1000 авт./сут. для предприятий обслуживания
Ресторан
Кафе, столовая
Мотель
Кемпинг
Легковой
4/4
30/24
100
200
Грузовой
1/1
10/8
54
-
Автобус
1/50
30/20
140
280
Примечание - В числителе указано число мест для транзитных участков движения, в знаменателе - для пригородных участков у крупнейших (более 1 млн. жителей) городов.
5.1.1.3 При определении вместимости размещаемых в пригородной зоне нескольких предприятий обслуживания с одним и тем же видом услуг следует учитывать неравномерность в потребности участников дорожного движения в данном виде услуг в зависимости от удаленности от границы города (см. таблицу 17).
Таблица 17
Удаленность участка дороги относительно границы города, км
0-30
31-60
61-90
91-120
Доля от суммарной вместимости предприятий на всем пригородном участке дороги
0,15
0,20
0,35
0,30
При размещении предприятий питания относительно дороги и организации мест стоянки автомобилей необходимо учитывать, что соотношение числа съезжающих к предприятиям автомобилей не одинаково по направлениям движения и на разном удалении от границы города (см. таблицу 18).
Таблица 18
Удаленность участка дороги относительно границы города, км
0-30
31-60
61-90
91-120
Соотношение числа останавливающихся у предприятий
автомобилей, движущихся из города и движущихся к
городу
2,0
1,5
1,0
1,0
5.1.2 Площадки отдыха
5.1.2.1 Площадки отдыха устраивают через 15-20 км на дорогах I и II категорий, 25-30 км на дорогах III категории и 45-55 км на дорогах IV категории.
5.1.2.2 Вместимость площадок должна составлять 20-50 автомобилей на дорогах I категории, 10-15 - на дорогах II и III категорий, 5-10 - на дорогах IV категории.
При двустороннем размещении площадок отдыха на дороге I категории их вместимость уменьшается вдвое.
5.1.2.3 Площадки отдыха располагают не ближе 1 км от населенных пунктов.
5.1.2.4 Площадки отдыха состоят из трех планировочных зон: стоянки автомобилей с въездом и выездом, зоны отдыха и санитарно-гигиенической зоны.
Санитарно-гигиенические зоны должны в обязательном порядке включать установку туалетов и контейнеров для сбора мусора.
Дополнительно может быть предусмотрена зона технического осмотра с эстакадой и смотровой канавой, а при наличии пунктов торговли и питания - зона сервиса.
5.1.2.5 Допускается размещение объектов питания и торговли, не препятствующих отдыху участников дорожного движения, за пределами площадок отдыха, как правило, за их наиболее удаленной от проезжей части границей, в том числе и в полосе отвода автодороги.
Использование площадок отдыха для размещений на них сооружений обслуживания движения и организации платных услуг (парковок и т.п.) не допускается.
5.1.3 Площадки для кратковременной остановки и стоянки автомобилей
5.1.3.1 Площадки для кратковременной остановки и стоянки автомобилей следует предусматривать у пунктов питания, торговли, культурных, спортивных сооружений, источников питьевой воды и в других местах с систематическими остановками автомобилей.
На дорогах I-III категорий их следует размещать за пределами земляного полотна.
5.1.3.2 Вместимость площадок должна соответствовать нормам, приведенным в таблице 19.
Таблица 19
Здания и сооружения
Расчетная единица
Одно машиноместо на следующее число расчетных единиц
Торговые центры, универмаги, магазины с площадью торговых залов:
до 1000 м21 м2 торговой площади
30-50*
более 1000 м2
15-25
РынкиТорговые места
3-6
Рестораны и кафеПосадочные места
6-12
Кинотеатры, музеи, выставкиЗрительские места
5-7
Спортивные здания и сооружения с трибунами вместимостью более 500 зрителейЗрительские места
10-30
Станции технического обслуживания, моечные пунктыПосты
1-2
Мотели, кемпингиСпальные места
2-4
* При большей интенсивности движения принимают меньшее число расчетных единиц.
5.1.4 Пункты медицинской помощи
5.1.4.1 На дорогах должны быть размещены дорожные знаки сервиса 7.1 "Пункт первой медицинской помощи" и 7.2 "Больница" в соответствии с ГОСТ Р 52289.
5.1.4.2 Перечень медицинских учреждений, информацию о которых размещают на дорогах, должен быть согласован с региональными органами управления медицинскими учреждениями.
5.1.5 Сооружения связи
5.1.5.1 Аварийно-вызывную связь организуют на автомобильных дорогах I категории в соответствии с утвержденными проектами.
5.1.5.2 Система аварийно-вызывной связи включает в себя вызывные колонки, линии связи (оборудование радиосвязи) и диспетчерский центр (пункт).
5.1.5.3 Корпус вызывной колонки должен иметь прочность, обеспечивающую его сохранность при механизированной мойке, чистке от грязи и уборке снега с дороги.
Корпус должен быть выполнен из антикоррозионных материалов или иметь антикоррозионное покрытие. Цвет корпуса колонки должен иметь красный или оранжевый цвет. На стороне корпуса, направленной навстречу движения, должен быть изображен в уменьшенном масштабе дорожный знак 7.6 "Телефон" по ГОСТ Р 52290, выполненный из световозвращающих материалов.
В верхней части корпуса должен быть размещен колпак белого цвета с внутренним освещением, яркость которого должна соответствовать яркости дорожных знаков с внутренним освещением по ГОСТ Р 52290. Освещение в колпаке должно включаться в темное время суток. В корпусе колпака должен быть установлен дополнительный источник света, увеличивающий яркость свечения колпака в 2-3 раза и работающий в импульсном режиме с частотой мигания 2 Гц. Дополнительный источник света должен включаться при включении вызова оператора или соответствующих служб экстренной помощи.
На корпусе колонки должна находиться сигнальная кнопка (рычаг) вызова оператора или несколько кнопок (рычагов) для вызова соответствующих служб экстренной помощи (дорожно-патрульной службы, медицинской или технической помощи). У каждой кнопки (рычага) должен быть изображен символ, соответствующий виду необходимой помощи.
Со стороны кнопок (рычагов) должно быть размещено устройство, обеспечивающее голосовую связь с оператором.
5.1.5.4 Вызывные колонки размещают попеременно с каждой стороны дороги на присыпных бермах с интервалом не более 4 км.
5.1.5.5 Вызывные колонки располагают на присыпных бермах на расстоянии не менее 4,0 м от проезжей части.
В стесненных условиях колонки могут размещаться на обочине дороги с ограждением их от наезда транспортных средств при помощи дорожных ограждений.
5.1.5.6 Линии связи (оборудование радиосвязи) должны обеспечивать передачу сигналов от колонки в диспетчерский центр (пункт) и двустороннюю голосовую связь между абонентом и оператором.
5.1.5.7 Диспетчерский центр (пункт) должен иметь оборудование (пульт управления) для приема сигналов и сообщений от абонентов и связи с соответствующими службами экстренной помощи.
На пульте управления при помощи световой индикации должны обозначаться номер колонки, с которой поступил вызов, и вид необходимой помощи. Индикация должна активироваться в момент поступления сигнала от абонента.
Диспетчерский центр (пункт) должен быть оборудован устройством записи всех поступивших от абонентов сообщений.
5.1.5.8 Режим работы системы аварийно-вызывной связи - круглосуточный.
5.2 Сооружения для технического обслуживания транспортных средств