Приказ Министерства образования и науки РФ от 2 августа 2013 г. N 703 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по профессии 190623.01 Машинист локомотива" стр. 2

4.3. Обучающийся по профессии 190623.01 Машинист локомотива готовится к следующим видам деятельности:
4.3.1. Техническое обслуживание и ремонт локомотива (по видам).
4.3.2. Управление и техническая эксплуатация локомотива (по видам) под руководством машиниста.

V. Требования к результатам освоения программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих

5.1. Выпускник, освоивший ППКРС, должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
ОК 7. Исполнять воинскую обязанность*(2), в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
5.2. Выпускник, освоивший ППКРС, должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими видам деятельности:
5.2.1. Техническое обслуживание и ремонт локомотива (по видам).
ПК 1.1. Проверять взаимодействие узлов локомотива.
ПК 1.2. Производить монтаж, разборку, соединение и регулировку частей ремонтируемого объекта локомотива.
5.2.2. Управление и техническая эксплуатация локомотива (по видам) под руководством машиниста.
ПК 2.1. Осуществлять приемку и подготовку локомотива к рейсу.
ПК 2.2. Обеспечивать управление локомотивом.
ПК 2.3. Осуществлять контроль работы устройств, узлов и агрегатов локомотива.

VI. Требования к структуре программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих

6.1. ППКРС предусматривает изучение следующих учебных циклов: общепрофессионального;
профессионального
и разделов:
физическая культура;
учебная практика;
производственная практика;
промежуточная аттестация;
государственная итоговая аттестация.
6.2. Обязательная часть ППКРС должна составлять около 80 процентов от общего объема времени, отведенного на ее освоение. Вариативная часть (около 20 процентов) дает возможность расширения и (или) углубления подготовки, определяемой содержанием обязательной части, получения дополнительных компетенций, умений и знаний, необходимых для обеспечения конкурентоспособности выпускника в соответствии с запросами регионального рынка труда и возможностями продолжения образования. Дисциплины, междисциплинарные курсы и профессиональные модули вариативной части определяются образовательной организацией.
Общепрофессиональный учебный цикл состоит из общепрофессиональных дисциплин, профессиональный учебный цикл состоит из профессиональных модулей в соответствии с видами деятельности, соответствующими присваиваемым квалификациям. В состав профессионального модуля входит один или несколько междисциплинарных курсов. При освоении обучающимися профессиональных модулей проводятся учебная и (или) производственная практика.
Обязательная часть профессионального учебного цикла ППКРС должна предусматривать изучение дисциплины "Безопасность жизнедеятельности". Объем часов на дисциплину "Безопасность жизнедеятельности" составляет 2 часа в неделю в период теоретического обучения (обязательной части учебных циклов), но не более 68 часов, из них на освоение основ военной службы - 70 процентов от общего объема времени, отведенного на указанную дисциплину.
6.3. Образовательной организацией при определении структуры ППКРС и трудоемкости ее освоения может применяться система зачетных единиц, при этом одна зачетная единица соответствует 36 академическим часам.

Структура программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих

Таблица 2
Индекс
Наименование учебных циклов, разделов, модулей, требования к знаниям, умениям, практическому опыту
Всего максимальной учебной нагрузки
обучающегося
(час./нед.)
В т.ч. часов обязательных учебных занятий
Индекс и наименование дисциплин, междисциплинарных курсов (МДК)
Коды формируемых компетенций
Обязательная часть учебных циклов ППКРС и раздел "Физическая культура"
1512
1008
ОП.00Общепрофессиональный учебный цикл
508
362
В результате изучения обязательной части учебного цикла обучающийся по общепрофессиональным дисциплинам должен:уметь:читать рабочие и сборочные чертежи и схемы;выполнять эскизы, технические рисунки и простые чертежи деталей, их элементов, узлов;знать:правила чтения технической документации;способы графического представления объектов, пространственных образов и схем;правила выполнения чертежей, технических рисунков и эскизов;технику и принципы нанесения размеровОП.01. Основы технического черчения.ОК 1 - 7ПК 1.1 - 1.2
уметь:применять приемы и способы основных видов слесарных работ;использовать наиболее распространенные приспособления и инструменты;знать:основные виды слесарных работ;устройство универсальных и специальных приспособлений и средней сложности контрольно-измерительного инструмента;допуски и посадки;квалитеты точности и параметры шероховатостиОП.02. Слесарное делоОК 1 - 7ПК 1.1 - 1.2
уметь:производить расчет параметров электрических цепей;собирать электрические схемы и проверять их работу;знать:методы преобразования электрической энергии; сущность физических процессов, происходящих в электрических и магнитных цепях; порядок расчета их параметровОП.03.ЭлектротехникаОК 1 - 7ПК 1.1 - 1.2ПК 2.1 - 2.3
уметь:выбирать материалы для применения в производственной деятельности;знать:основные свойства обрабатываемых материалов;свойства и область применения электротехнических, неметаллических и композиционных материалов;виды и свойства топлива, смазочных и защитных материаловОП.04.МатериаловедениеОК 1 - 7ПК 1.1 - 1.2ПК 2.1 - 2.3
уметь:классифицировать подвижной состав, основные сооружения и устройства железных дорог;знать:общие сведения о железнодорожном транспорте и системе управления им;виды подвижного состава железных дорог;элементы пути;сооружения и устройства сигнализации и связи;устройства электроснабжения железных дорог; принципы организации движения поездовОП.05. Общий курс железных дорогОК 1 - 7ПК 1.1 - 1.2ПК 2.1 - 2.3
уметь:осуществлять выполнение требований охраны труда, промышленной и пожарной безопасности при управлении, эксплуатации и ремонте локомотива;знать:законодательство в области охраны труда;возможные опасные и вредные факторы, средства защиты;правила и нормы охраны труда, промышленной санитарии, противопожарной и экологической безопасностиОП.06. Охрана трудаОК 1 - 7ПК 1.1 - 1.2ПК 2.1 - 2.3
уметь:организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций;предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту;использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения;применять первичные средства пожаротушения;ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной профессии;применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной профессией;владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы;оказывать первую помощь пострадавшим;знать:принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России;основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации;основы военной службы и обороны государства;задачи и основные мероприятия гражданской обороны;способы защиты населения от оружия массового поражения;меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах;организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на нее в добровольном порядке;основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности, родственные профессиям СПО;область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы;порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим
56
ОП.07. Безопасность жизнедеятельностиОК 1 - 7ПК 1.1 - 1.2ПК 2.1 - 2.3
П.00Профессиональный учебный цикл
864
576
ПМ.00Профессиональные модули
864
576
ПМ.01Техническое обслуживание и ремонт локомотива (по видам)В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:иметь практический опыт:разборки вспомогательных частей ремонтируемого объекта локомотива;соединения узлов;уметь:осуществлять демонтаж и монтаж отдельных приборов пневматической системы;проверять действие пневматического оборудования;осуществлять регулировку и испытание отдельных механизмов;знать:устройство, назначение и взаимодействие основных узлов ремонтируемых объектов локомотива;виды соединений и деталей узлов;технические условия на регулировку и испытание отдельных механизмовМДК. 01.01.Устройство, техническое обслуживание и ремонт узлов локомотиваОК 1 - 7ПК 1.1 - 1.2
ПМ.02Управление и техническая эксплуатация локомотива (по видам) под руководством машинистаВ результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:иметь практический опыт:эксплуатации локомотива и обеспечения безопасности движения поездов;уметь:определять конструктивные особенности узлов и деталей подвижного состава;выполнять основные виды работ по эксплуатации локомотива;управлять системами подвижного состава в соответствии с установленными требованиями;определять соответствие технического состояния оборудования подвижного состава требованиям нормативных документов;знать:конструкцию, принцип действия и технические характеристики оборудования подвижного состава;правила эксплуатации и управления локомотивом;нормативные документы по обеспечению безопасности движения поездовМДК.01.01.Конструкция и управление локомотивомОК 1 - 7ПК 2.1 - 2.3
ФК.00Физическая культураВ результате освоения раздела "Физическая культура" обучающийся должен:уметь:использовать физкультурно-оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей;знать:о роли физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека;основы здорового образа жизни
140
70
ОК 2ОК 3ОК 6ОК 7
Вариативная часть учебных циклов ППКРС(определяется образовательной организацией)
378
252
Итого по обязательной части ППКРС, включая раздел "Физическая культура", и вариативной части ППКРС
1890
1260
УП.00Учебная практика
43 нед.
1548
ОК 1 - 7ПК 1.1 - 1.2ПК 2.1 - 2.3
ПП.00Производственная практика
ПА.00Промежуточная аттестация
3 нед.
ГИА.00Государственная итоговая аттестация
1 нед.
Таблица 3
Срок получения среднего профессионального образования по ППКРС в очной форме обучения составляет 95 недель, в том числе:
Обучение по учебным циклам и разделу "Физическая культура"
35 нед.
Учебная практика
43 нед.
Производственная практика
Промежуточная аттестация
3 нед.
Государственная итоговая аттестация
1 нед.
Каникулы
13 нед.
Итого
95 нед.

VII. Требования к условиям реализации программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих

7.1. Образовательная организация самостоятельно разрабатывает и утверждает ППКРС в соответствии с ФГОС СПО, определяя профессию или группу профессий рабочих (должностей служащих) по ОК 016-94 (исходя из рекомендуемого перечня их возможных сочетаний согласно пункту 3.2 ФГОС СПО), с учетом соответствующей примерной ППКРС.
Перед началом разработки ППКРС образовательная организация должна определить ее специфику с учетом направленности на удовлетворение потребностей рынка труда и работодателей, конкретизировать конечные результаты обучения в виде компетенций, умений и знаний, приобретаемого практического опыта.
Конкретные виды деятельности, к которым готовится обучающийся, должны соответствовать присваиваемым квалификациям, определять содержание образовательной программы, разрабатываемой образовательной организацией совместно с заинтересованными работодателями.
При формировании ППКРС образовательная организация:
имеет право использовать объем времени, отведенный на вариативную часть учебных циклов ППКРС, увеличивая при этом объем времени, отведенный на дисциплины и модули обязательной части, либо вводя новые дисциплины и модули в соответствии с потребностями работодателей и спецификой деятельности образовательной организации;
обязана ежегодно обновлять ППКРС с учетом запросов работодателей, особенностей развития региона, науки, культуры, экономики, техники, технологий и социальной сферы в рамках, установленных настоящим ФГОС СПО;
обязана в рабочих программах всех дисциплин и профессиональных модулей четко формулировать требования к результатам их освоения: компетенциям, приобретаемому практическому опыту, знаниям и умениям;
обязана обеспечивать эффективную самостоятельную работу обучающихся в сочетании с совершенствованием управления ею со стороны преподавателей и мастеров производственного обучения;
обязана обеспечивать обучающимся возможность участвовать в формировании индивидуальной образовательной программы;
обязана формировать социокультурную среду, создавать условия, необходимые для всестороннего развития и социализации личности, сохранения здоровья обучающихся, способствовать развитию воспитательного компонента образовательного процесса, включая развитие самоуправления, участие обучающихся в работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов;