V. Требования к результатам освоения программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих
5.1. Выпускник, освоивший ППКРС, должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
ОК 7. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей)*(2).
5.2. Выпускник, освоивший ППКРС, должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими видам деятельности:
5.2.1. Подготовка материалов, инструмента, оборудования, рабочего места для изготовления художественных изделий из металла.
ПК 1.1. Оценивать качество материалов, предназначенных для изготовления металлических художественных изделий.
ПК 1.2. Проверять исправность инструментов и оборудования.
ПК 1.3. Рационально организовывать рабочее место.
5.2.2. Выполнение технологических операций по обработке металлов, сплавов с учетом традиционных методов изготовления художественных изделий.
ПК 2.1. Выполнять эскиз изготавливаемого изделия.
ПК 2.2. Выполнять термическую и механическую обработку металлов.
ПК 2.3. Выполнять отливку сложных ювелирных и художественных изделий и их деталей из цветных металлов и их сплавов, чугуна и стали в кокиль или форму, сложных художественных изделий из серебра и золота по выплавляемым моделям.
ПК 2.4. Выполнять формовку художественных изделий со сложным рисунком и их деталей различными способами.
ПК 2.5. Выполнять различные виды чеканки.
ПК 2.6. Реставрировать художественные изделия из металла.
5.2.3. Ведение индивидуальной трудовой деятельности.
ПК 3.1. Планировать производство товаров и услуг.
ПК 3.2. Обеспечивать качество и конкурентоспособность изготавливаемой продукции.
ПК 3.3. Оказывать услуги в области профессиональной деятельности и реализовывать готовую продукцию.
ПК 3.4. Нести имущественную ответственность хозяйствующего субъекта.
ПК 3.5. Вести документацию установленного образца.
VI. Требования к структуре программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих
6.1. ППКРС предусматривает изучение следующих учебных циклов:
общепрофессионального;
профессионального
и разделов:
физическая культура;
учебная практика;
производственная практика;
промежуточная аттестация;
государственная итоговая аттестация.
6.2. Обязательная часть ППКРС должна составлять около 80 процентов от общего объема времени, отведенного на ее освоение. Вариативная часть (около 20 процентов) дает возможность расширения и (или) углубления подготовки, определяемой содержанием обязательной части, получения дополнительных компетенций, умений и знаний, необходимых для обеспечения конкурентоспособности выпускника в соответствии с запросами регионального рынка труда и возможностями продолжения образования. Дисциплины, междисциплинарные курсы и профессиональные модули вариативной части определяются образовательной организацией.
Общепрофессиональный учебный цикл состоит из общепрофессиональных дисциплин, профессиональный учебный цикл состоит из профессиональных модулей в соответствии с видами деятельности, соответствующими присваиваемой(ым) квалификации(ям). В состав профессионального модуля входит один или несколько междисциплинарных курсов. При освоении обучающимися профессиональных модулей проводятся учебная и (или) производственная практика.
Обязательная часть профессионального учебного цикла ППКРС должна предусматривать изучение дисциплины "Безопасность жизнедеятельности". Объем часов на дисциплину "Безопасность жизнедеятельности" составляет 2 часа в неделю в период теоретического обучения (обязательной части учебных циклов), но не более 68 часов, из них на освоение основ военной службы - 70 процентов от общего объема времени, отведенного на указанную дисциплину.
6.3. Образовательной организацией при определении структуры ППКРС и трудоемкости ее освоения может применяться система зачетных единиц, при этом одна зачетная единица соответствует 36 академическим часам.
Таблица 2
Структура программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих
Индекс | Наименование учебных циклов, разделов, модулей, требования к знаниям, умениям, практическому опыту | Всего максимальной учебной нагрузки обучающегося (час/нед.) | В т.ч. часов обязательных учебных занятий | Индекс и наименование дисциплин, междисциплинарных курсов (МДК) | Коды формируемых компетенций |
Обязательная часть учебных циклов ППКРС и раздел "Физическая культура" | 864 | 576 | |||
ОП.00 | Общепрофессиональный учебный цикл | 278 | 192 | ||
В результате изучения обязательной части учебного цикла обучающийся по общепрофессиональным дисциплинам должен:уметь:использовать традиционные приемы и техники рисунка, живописи, лепки при выполнении творческих работ, связанных с профессией;применять традиционные методы и приемы передачи модели;применять правила композиции при художественной обработке и изготовлении изделий из дерева;знать:принципы композиционного построения изображения;цвет в изобразительном искусстве; особенности цветовых решений;порядок и приемы изображения предметов в технике рисунка и живописи;традиционные способы и приемы передачи изображения модели: предметы разных форм, натюрморты, орнаменты, узоры и др.;принципы композиционного построения рисунков прикладного характера;способы передачи формы и объема предметов в скульптуре, приемы построения лепных композиций. | ОП.01.Основы изобразительного искусства | ОК 1 - 7ПК 2.1 - 2.6 | |||
уметь:выполнять графическое оформление чертежа;выполнять сечения и разрезы;строить геометрические линии и фигуры;выполнять чертеж деталей в проекциях;использовать различные способы построения перспектив;применять приемы построения теней в перспективе;знать:линии чертежа, их стыки и сопряжения, шрифты;правила построения геометрических линий и фигур;правила чертежа деталей в проекциях;сечения и разрезы;принципы построения технического рисунка;способы построения перспектив;перспективные масштабы;приемы построения теней в перспективе. | ОП.02.Черчение и перспектива | ОК 1 - 7ПК 2.1 - 2.6 | |||
уметь:определять вид и давать характеристику изделиям народных художественных промыслов;знать:историю ремесел в России;виды народных художественных промыслов и их национально-культурные традиции и стилистические особенности;основы технологии изготовления изделий народных художественных промысловосновы технологии изготовления изделий народных художественных промыслов;меры государственной поддержки народных художественных промыслов. | ОП.03.История народных художественных промыслов в России | ОК 1 - 7ПК 1.1 - 1.3ПК 2.1 - 2.6 | |||
уметь:различать функциональную, конструктивную и эстетическую ценность объектов дизайна;создавать эскизы и наглядные изображения объектов дизайна;использовать художественные средства композиции, цветоведения, светового дизайна для решения задач дизайнерского проектирования;выстраивать композиции с учетом перспективы и визуальных особенностей среды;выдерживать соотношение размеров;соблюдать закономерности соподчинения элементов;знать:основные приемы художественного проектирования эстетического облика среды;принципы и законы композиции;средства композиционного формообразования: пропорции, масштабность, ритм, контраст и нюанс;специальные выразительные средства: план, ракурс, тональность, колорит, изобразительные акценты, фактуру и текстуру материалов и др.;принципы создания симметричных и асимметричных композиций;основные и дополнительные цвета, принципы их сочетания;ряды хроматических и ахроматических тонов и переходные между ними;свойства теплых и холодных тонов;особенности различных видов освещения, приемы светового решения в дизайне: световой каркас, блики, тени, светотеневые градации. | ОП.04. Основы дизайна и композиции | ОК 1 - 7ПК 2.1 - 2.6 | |||
уметь:использовать нормативно-правовые документы, регламентирующие профессиональную деятельность;защищать свои права в соответствии с действующим законодательством;определять конкурентные преимущества организации;вносить предложения по усовершенствованию товаров и услуг, организации продаж;составлять бизнес-план организации малого бизнеса;знать:основные положения Конституции Российской Федерации;права и свободы человека и гражданина, механизмы их реализации;понятие правового регулирования в сфере профессиональной деятельности;законодательные акты и другие нормативные документы, регулирующие правоотношения в процессе профессиональной деятельности;права и обязанности работников в сфере профессиональной деятельности;характеристики организаций различных организационно-правовых форм;порядок и способы организации продаж товаров и оказания услуг;требования к бизнес-планам. | ОП.05.Правовое обеспечение профессиональной и предпринимательской деятельности | ОК 1 - 7ПК 3.1 - 3.5 | |||
уметь:организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций;предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту;использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения; применять первичные средства пожаротушения;ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной профессии;применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной профессией;владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы;оказывать первую помощь пострадавшим;знать:принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России;основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации;основы военной службы и обороны государства;задачи и основные мероприятия гражданской обороны;способы защиты населения от оружия массового поражения; меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах;организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на нее в добровольном порядке;основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности, родственные профессиям СПО;область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы;порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим. | 32 | ОП.06.Безопасность жизнедеятельности | ОК 1 - 7ПК 1.1 - 1.3ПК 2.1 - 2.6ПК 3.1 - 3.5 | ||
П.00 | Профессиональный учебный цикл | 506 | 344 | ||
ПМ.00 | Профессиональные модули | 506 | 344 | ||
ПМ.01 | Подготовка материалов, инструмента, оборудования, рабочего места для изготовления художественных изделий из металлаВ результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:иметь практический опыт:подготовки материалов, инструмента, оборудования, рабочего места для проведения технологических операций по созданию художественных изделий из металла;уметь:подбирать материалы для выполнения художественных работ;применять материалы в соответствии с особенностями выполняемых работ и свойствами металлов;определять по внешним признакам вид, качество материалов, используемых для изготовления художественных изделий из металла;подготавливать инструмент и оборудование к работе;производить несложный ремонт оборудования;знать:оборудование литейной мастерской;типы инструмента, используемого для художественной обработки металла;назначение, виды и свойства металлов;свойства, назначение и состав шихтовых материалов, их влияние на свойство и качество металла;способы приготовления лигатур;свойства раскислителей и флюсов и их влияние на качество металла;температуру металлов и сплавов при заливке;требования к качеству материалов;требования техники безопасности при работе в литейной мастерской;методы эксплуатации обслуживаемого оборудования;устройство, способы изготовления универсальных, специальных чеканных приспособлений и инструмента;приемы пользования режущим и мерительным инструментом;требования к организации индивидуального рабочего места. | МДК.01.01. Методы подготовки материалов, инструмента, оборудования, рабочего места для изготовления художественных изделий из металла | ОК 1 - 7ПК 1.1 - 1.3 | ||
ПМ.02 | Выполнение технологических операций по обработке металлов, сплавов с учетом традиционных методов изготовления художественных изделийВ результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:иметь практический опыт:осуществления технологического процесса по обработке металлов, сплавов с учетом традиционных методов изготовления художественных изделий;уметь:выполнять обработку металла вальцами, профиль-вальцами термическую обработку металла;выполнять пайку, распайку и припайку изделий, гальваническое покрытие изделий, покрытие изделий эмалью до двух цветов;выполнять формовку вручную по моделям и образцам в опоках или в почве отливок художественных, изделий со сложным рисунком;выполнять формовку деталей художественных изделий кусковым способом по разовым гипсовым моделям с поднутрениями и наличием аксессуаров, отливаемых отдельными блоками или целиком с изготовлением каркаса; выполнять формовку деталей, подвергающихся многосторонней обработке испытанием под давлением и эмалированию;осуществлять сборку сложных форм с большим количеством пересекающихся стержней на специальном креплении;готовить необходимую оснастку для формовки;осуществлять монтаж восковых моделей в блоки и комплекты;выполнять монтаж изделий с помощью простой клепки, штифтов, резьбовых соединений;выполнять формовку на вулканизационном прессе резиновых заготовок пресс-форм по металлическим моделям и образцам;производить разрезку резиновых пресс-форм, имеющих до 4 частей, для объемных моделей с выпукло-вогнутыми поверхностями;выполнять окраску и сушку блоков ювелирных изделий по специальному режиму;готовить красители;выжигать модельный состав;производить прокалку опок, плавку магниевых сплавов;производить чеканку и выколотку на сложных художественных изделиях с самостоятельным раскроем, подсадкой и вытяжкой листового металла и модели, многоплановых рельефных и горельефных скульптурных изображений, орнаментов геометрических и растительных форм с пересечением плоскостей рельефа (с поднутрениями) на плоскости и на объемных предметах сложной конфигурации;выполнять чеканку на архитектурно-декоративном литье многопланового растительного и геометрического орнаментов и шрифтов с подъемом рисунка от 1 до 3 см, объемных скульптурных горельефов и барельефов;производить расчеканку контура по тыльной стороне заготовки с выколоткой рельефных деталей узора;выполнять чеканку изделий с мелким (дробным) рельефом;обрабатывать и выполнять чеканку сварных швов в соответствии с фактурой модели;знать:технологический процесс ведения плавки драгоценных металлов для сложных художественных изделий;приемы ручной формовки отливок художественных изделий со сложным рисунком;технологию сборки сложных форм;методы определения качества отливок; размеры припусков на усадку и механическую обработку;места установки литников, прибылей и выпоров;процессы и режимы сушки форм в сушильных и обжиговых печах и на месте формовки;способы определения влияния скорости остывания металла в форме на структуру отливок;требования, предъявляемые к модельно-опочной оснастке;способы нарезки резины, укладки в пресс-форму с моделью, контроля правильности разрезки пресс-формы;приемы чеканки, выколотки сложных художественных изделий;виды фактурной обработки сварных швов; правила их термообработки;приемы чеканки по литью барельефных, горельефных и объемных скульптурных изображений, орнаментов растительных, геометрических форм и шрифтов;основные законы построения рисунка растительного и геометрического орнамента и шрифтов,технологию отливки сложных деталей из баббита, варки смолы и заливки смолой деталей перед чеканкой. | МДК.02.01.Технология обработки металлов, сплавов с учетом традиционных методов изготовления художественных изделий | ОК 1 - 7ПК 2.1 - 2.6 | ||
ПМ.03 | Ведение индивидуальной трудовой деятельностиВ результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:иметь практический опыт:оформления документации;принятия хозяйственных решений;уметь:готовить документы для подачи заявления о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя;выбирать режим уплаты налогов;вести отчетность установленной формы;анализировать состояние рынка товаров и услуг в области профессиональной деятельности;планировать объем и ассортимент выпускаемой продукции и услуг;вести учет;рассчитывать прибыль и убытки по результатам индивидуальной трудовой деятельности;знать:правовые основы индивидуального предпринимательства;соотношение финансов индивидуальных предпринимателей и физических лиц;упрощенный порядок ведения учета;экономическую сущность налогов, их функции;режимы уплаты налогов: общий режим, режим налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, упрощенную систему налогообложения, упрощенную систему налогообложения на основе патента и др.;порядок оформления кредитов;методы подсчета прибыли и убытков;ассортимент выпускаемой продукции и услуг. | МДК.03.01.Индивидуальное предпринимательство | ОК 1 - 7ПК 3.1 - 3.5 | ||
ФК.00 | Физическая культураВ результате освоения раздела "Физическая культура" обучающийся должен:уметь:использовать физкультурно-оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей;знать:о роли физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека;основы здорового образа жизни. | 80 | 40 | ОК 2ОК 3ОК 6ОК 7 | |
Вариативная часть учебных циклов ППКРС (определяется образовательной организацией) | 216 | 144 | |||
Итого по обязательной части ППКРС, включая раздел "Физическая культура", и вариативной части ППКРС | 1080 | 720 | |||
УП.00 | Учебная практика | 19 нед. | 684 | ОК 1 - 7ПК 1.1 - 3.5 | |
ПП.00 | Производственная практика | ||||
ПА.00 | Промежуточная аттестация | 1 нед. | |||
ГИА.00 | Государственная итоговая аттестация | 1 нед. |
Таблица 3
Срок получения среднего профессионального образования по ППКРС в очной форме обучения составляет 43 недели, в том числе:
Обучение по учебным циклам и разделу "Физическая культура" | 20 нед. |
Учебная практика | 19 нед. |
Производственная практика | |
Промежуточная аттестация | 1 нед. |
Государственная итоговая аттестация | 1 нед |
Каникулы | 2 нед. |
Итого | 43 нед. |
VII. Требования к условиям реализации программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих
7.1. Образовательная организация самостоятельно разрабатывает и утверждает ППКРС в соответствии с ФГОС СПО, определяя профессию или группу профессий рабочих (должностей служащих) по ОК 016-94 (исходя из рекомендуемого перечня их возможных сочетаний согласно п. 3.2. ФГОС СПО), и с учетом соответствующей примерной ППКРС.
Перед началом разработки ППКРС образовательная организация должна определить ее специфику с учетом направленности на удовлетворение потребностей рынка труда и работодателей, конкретизировать конечные результаты обучения в виде компетенций, умений и знаний, приобретаемого практического опыта.