Приказ Министерства образования и науки РФ от 2 августа 2013 г. N 780 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по профессии 261401.01 Огранщик алмазов в бриллианты" стр. 2

4.3.3. Огранка алмазов в бриллианты.

V. Требования к результатам освоения программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих

5.1. Выпускник, освоивший ППКРС, должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
ОК 7. Исполнять воинскую обязанность*(2), в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
5.2. Выпускник, освоивший ППКРС, должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими видам деятельности:
5.2.1. Распиливание алмазов.
ПК 1.1. Определять последовательность распиливания алмазов.
ПК 1.2. Выбирать средства технологического оснащения для распиливания алмазов.
ПК 1.3. Осуществлять распиливание алмазов.
ПК 1.4. Контролировать качество распиливания различными способами.
ПК 1.5. Устранять недостатки при распиливании алмазов.
5.2.2. Обдирка алмазов.
ПК 2.1. Определять последовательность обдирки алмазных полуфабрикатов.
ПК 2.2. Выбирать средства технологического оснащения для обдирки.
ПК 2.3. Осуществлять обдирку алмазных полуфабрикатов.
ПК 2.4. Контролировать качество обдирки алмазных полуфабрикатов различными способами.
ПК 2.5. Устранять недостатки при обдирке алмазных полуфабрикатов.
5.2.3. Огранка алмазов в бриллианты.
ПК 3.1. Определять последовательность огранки алмазов в бриллианты.
ПК 3.2. Выбирать средства технологического оснащения для огранки.
ПК 3.3. Осуществлять огранку алмазов в бриллианты.
ПК 3.4. Контролировать качество огранки различными способами;
ПК 3.5. Осуществлять реставрацию и устранять недостатки при огранке алмазов.

VI. Требования к структуре программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих

6.1. ППКРС предусматривает изучение следующих учебных циклов:
общепрофессионального;
профессионального
и разделов:
физическая культура;
учебная практика;
производственная практика;
промежуточная аттестация;
государственная итоговая аттестация.
6.2. Обязательная часть ППКРС должна составлять около 80 процентов от общего объема времени, отведенного на ее освоение. Вариативная часть (около 20 процентов) дает возможность расширения и (или) углубления подготовки, определяемой содержанием обязательной части, получения дополнительных компетенций, умений и знаний, необходимых для обеспечения конкурентоспособности выпускника в соответствии с запросами регионального рынка труда и возможностями продолжения образования. Дисциплины, междисциплинарные курсы и профессиональные модули вариативной части определяются образовательной организацией.
Общепрофессиональный учебный цикл состоит из общепрофессиональных дисциплин, профессиональный учебный цикл состоит из профессиональных модулей в соответствии с видами деятельности, соответствующими присваиваемым квалификациям. В состав профессионального модуля входит один или несколько междисциплинарных курсов. При освоении обучающимися профессиональных модулей проводятся учебная и (или) производственная практика.
Обязательная часть профессионального учебного цикла ППКРС должна предусматривать изучение дисциплины "Безопасность жизнедеятельности". Объем часов на дисциплину "Безопасность жизнедеятельности" составляет 2 часа в неделю в период теоретического обучения (обязательной части учебных циклов), но не более 68 часов, из них на освоение основ военной службы - 70 процентов от общего объема времени, отведенного на указанную дисциплину.
6.3. Образовательной организацией при определении структуры ППКРС и трудоемкости ее освоения может применяться система зачетных единиц, при этом одна зачетная единица соответствует 36 академическим часам.

Структура программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих

Таблица 2
Индекс
Наименование учебных циклов, разделов, модулей, требования к знаниям, умениям, практическому опыту
Всего максимальной учебной нагрузки обучающегося (час./нед.)
В т.ч. часов обязательных учебных занятий
Индекс и наименование дисциплин, междисциплинарных курсов (МДК)
Коды формируемых компетенций
Обязательная часть учебных циклов ППКРС и раздел "Физическая культура"
864
576
ОП.00Общепрофессиональный учебный цикл
236
164
В результате изучения обязательной части учебного цикла обучающийся по общепрофессиональным дисциплинам должен:уметь:читать рабочие и сборочные чертежи и схемы;выполнять эскизы, технические рисунки и простые чертежи;знать:виды нормативно-технической и производственной документации;правила чтения технической документации;способы графического представления объектов, пространственных образов и схем;правила выполнения чертежей, технических рисунков и эскизов;технику и принципы нанесения размеровОП.01.Техническое черчениеОК 1 - 7ПК 1.1 - 1.5ПК 2.1 - 2.5ПК 3.1 - 3.5
уметь:отличать алмазы от имитаций и синтетических аналогов;исследовать кристаллы алмаза;определять элементы симметрии и основные морфологические особенности кристаллов;определять характеристики и параметры алмазного сырья и готовой продукции;определять дефекты строения кристаллов алмаза;описывать ювелирные качества алмазного сырья и готовой продукции;выявлять признаки облагораживания;знать:природные источники алмазов;химические и физические свойства алмазов;пространственное расположение и типы связи атомов в кристаллах алмазов;зависимость свойств кристаллов от их строения;изменения кристаллов под влиянием различных воздействий;анизотропию твердости алмаза;особенности механической обработки алмазов;способы применения алмазов в промышленности и ювелирном деле;методы диагностики ювелирных камней;отличия натуральных алмазов от имитаций и синтетических аналогов;признаки облагораживанияОП.02.Характеристики алмазов и бриллиантовОК 1 - 7ПК 1.1 - 1.5ПК 2.1 - 2.5ПК 3.1 - 3.5
уметь:ориентироваться в общих вопросах экономики производства бриллиантов;применять экономические и правовые знания в конкретных производственных ситуациях;защищать свои трудовые права в рамках действующего законодательства;знать:принципы рыночной экономики;организационно-правовые формы организаций;основные положения законодательства, регулирующего трудовые отношения;механизмы формирования заработной платы; формы оплаты трудаОП.03. Экономические и правовые основы производственной деятельностиОК 1 - 7ПК 1.1 - 1.5ПК 2.1 - 2.5ПК 3.1 - 3.5
уметь:организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций;предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту;использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения;применять первичные средства пожаротушения;ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной профессии;применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной профессией;владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы;оказывать первую помощь пострадавшим;знать:принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России;основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации;основы военной службы и обороны государства;задачи и основные мероприятия гражданской обороны;способы защиты населения от оружия массового поражения; меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах;организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на нее в добровольном порядке;основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности, родственные профессиям СПО;область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы;порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим
32
ОП.04. Безопасность жизнедеятельностиОК 1 - 7ПК 1.1 - 1.5ПК 2.1 - 2.5ПК 3.1 - 3.5
П.00Профессиональный учебный цикл
548
372
ПМ.00Профессиональные модули
548
372
ПМ.01Распиливание алмазовВ результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:иметь практический опыт:выполнения подготовительных работ и распиливания кристаллов алмаза;контроля качества распиловки;уметь:организовать рабочее место распиловщика алмазов;определять виды дефектов и внутренних напряжений в кристалле алмаза;определять технологическую последовательность распиливания кристалла;наклеивать кристалл в оправки;устанавливать и ориентировать кристалл на оборудовании для распиливания;подбирать и монтировать распиловочное оборудование и технологическую оснастку;определять качественные параметры распиливания кристалла;контролировать процесс распиливания кристалла;регулировать нагрузку алмаза на диск;извлекать полуфабрикат из клеящей массы и проводить его очистку;работать на распиловочных станках различных типов;использовать приемы безопасного и экономичного распиливания алмазного сырья;контролировать качество распиливания;пользоваться измерительными приборами;взвешивать алмазный полуфабрикат после распиливания;исправлять недостатки, возникающие при распиливании кристалла алмаза;знать:правила организации рабочего места распиловщика алмазов;типы и устройство распиловочных станков;назначение технологической оснастки;способы подборки распиловочных дисков;монтаж и подготовка распиловочного диска к распиливанию;состав клеящей массы и технологию наклейки;влияние природных дефектов алмаза на процесс распиливания;правила ориентации кристалла;места врезания распиловочного диска;режимы распиливания;факторы, влияющие на экономию алмазного сырья;способы извлечения и очистки алмазных полуфабрикатов;технические требования к алмазному полуфабрикату после распиливания;способы взвешивания алмазного полуфабриката после распиливания;виды брака и его причины при распиливании;способы устранения технических недостатков возникающих в процессе распиливания;инструкции по охране труда при работе на распиловочном оборудованииМДК.01.01. Технология распиливания алмазовОК 1 - 7ПК 1.1 - 1.5
ПМ.02Обдирка алмазовВ результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:иметь практический опыт:выполнения подготовительных работ и обдирки полуфабрикатов;контроля качества обдирки;уметь:организовать рабочее место обдирщика алмазов;исследовать полуфабрикат для выявления дефектов;определять технологию обдирки;выбирать метод крепления;выбирать технологическую оснастку в зависимости от метода крепления;центровать алмазный полуфабрикат;закреплять алмазный полуфабрикат различными способами;выполнять обдирку на обдирочных станках разного типа;использовать безопасные и рациональные приемы обдирки;измерять параметры алмазного полуфабриката в процессе обдирки;пользоваться измерительными приборами и инструментом;определять качество обдирки;исправлять недостатки, возникающие при обдирке алмазного полуфабриката;знать:правила организации рабочего места распиловщика алмазов;типы и устройство обдирочных станков;методы и способы крепления алмазного полуфабриката;виды, типоразмеры и назначение оправок;технологию наклейки полуфабрикатов;приемы и способы сохранения максимального размера полуфабриката после обдирки;факторы, влияющие на экономию алмазного сырья при обдирке;методы обдирки;технические требования к обточенным алмазным полуфабрикатам;виды брака и его причины при обдирке;способы устранения технических недостатков, возникающих в процессе обдирки;инструкции по охране труда при работе на обдирочном оборудованииМДК.02.01. Технология обдирки алмазовОК 1 - 7ПК 2.1 - 2.5
ПМ.03Огранка алмазов в бриллиантыВ результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:иметь практический опыт:исследования алмазного сырья для огранки;выполнения подготовительных работ при выборе средств для огранки;выполнения простой и полной огранки круглого бриллианта;контроля качества огранки бриллианта;реставрации и исправления недостатков, допущенных в процессе огранки алмазов;уметь:организовать рабочее место огранщика алмазов в бриллианты;определять вид и технологическую последовательность огранки;подбирать инструменты и приспособления по виду работ;настраивать приспособления для огранки;подбирать и устанавливать ограночный диск;шаржировать и укатывать ограночный диск;измерять диаметр алмазного полуфабриката с помощью специальных приспособлений;проводить линию рундиста на алмазном полуфабрикате;работать на ограночных станках различных типов;шлифовать и полировать поверхность алмазного полуфабриката;контролировать качество поверхности при огранке;ориентировать алмазный полуфабрикат в процессе огранки;выбирать оптимальные направления шлифования граней;использовать приемы огранки, повышающие выход годного;пользоваться измерительными инструментами и приборами;определять качество огранки в соответствии с действующими стандартами;устранять недостатки, выявленные в процессе контроля;производить переогранку при реставрации круглого бриллианта;применять в процессе огранки безопасные приемы работы;знать:элементы бриллианта и их назначение;виды природных дефектов и недостатков обработки алмазного полуфабриката;геометрические параметры круглого бриллианта;правила организации рабочего места огранщика алмазов;наименования и назначение инструментов, приспособлений и специальных материалов;типы и устройства ограночных станков;основные операции в технологическом цикле изготовления бриллиантов;способы подбора и установки ограночного диска;методы и виды шаржирования и укатывания ограночного диска;способы установки ограночного диска;последовательность выполнения простой и полной огранки;пути повышения выхода годного при огранке;технические требования в соответствии с действующими стандартами;причины возврата на переогранку;способы реставрации круглых бриллиантов;способы устранения недостатков огранки;инструкции по охране труда при работе на ограночном оборудованииМДК.03.01. Технология огранки алмазов в бриллиантыОК 1 - 7ПК 3.1 - 3.5
ФК.00Физическая культураВ результате освоения раздела "Физическая культура" обучающийся должен:уметь:использовать физкультурно-оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей;знать:о роли физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека;основы здорового образа жизни.
80
40
ОК 2ОК 3ОК 6ОК 7
Вариативная часть учебных циклов ППКРС(определяется образовательной организацией)
216
144
Итого по обязательной части ППКРС, включая раздел "Физическая культура", и вариативной части ППКРС
1080
720
УП.00Учебная практика
19 нед.
684
ОК 1 - 7ПК 1.1 - 1.5ПК 2.1 - 2.5ПК 3.1 - 3.5
ПП.00Производственная практика
ПА.00Промежуточная аттестация
1 нед.
ГИА.00Государственная итоговая аттестация
1 нед.
Таблица 3
Срок получения среднего профессионального образования по ППКРС в очной форме обучения составляет 43 недели, в том числе:
Обучение по учебным циклам и разделу "Физическая культура"
20 нед.
Учебная практика
19 нед.
Производственная практика
Промежуточная аттестация
1 нед.
Государственная итоговая аттестация
1 нед.
Каникулы
2 нед.
Итого
43 нед.

VII. Требования к условиям реализации программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих