Приказ Министерства образования и науки РФ от 2 августа 2013 г. N 773 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по профессии 262019.02 Закройщик" стр. 3

и разделов:
физическая культура;
учебная практика;
производственная практика;
промежуточная аттестация;
государственная итоговая аттестация.
6.2. Обязательная часть ППКРС должна составлять около 80 процентов от общего объема времени, отведенного на ее освоение. Вариативная часть (около 20 процентов) дает возможность расширения и (или) углубления подготовки, определяемой содержанием обязательной части, получения дополнительных компетенций, умений и знаний, необходимых для обеспечения конкурентоспособности выпускника в соответствии с запросами регионального рынка труда и возможностями продолжения образования. Дисциплины, междисциплинарные курсы и профессиональные модули вариативной части определяются образовательной организацией.
Общепрофессиональный учебный цикл состоит из общепрофессиональных дисциплин, профессиональный учебный цикл состоит из профессиональных модулей в соответствии с видами деятельности, соответствующими присваиваемым квалификациям. В состав профессионального модуля входит один или несколько междисциплинарных курсов. При освоении обучающимися профессиональных модулей проводятся учебная и (или) производственная практика.
Обязательная часть профессионального учебного цикла ППКРС должна предусматривать изучение дисциплины "Безопасность жизнедеятельности". Объем часов на дисциплину "Безопасность жизнедеятельности" составляет 2 часа в неделю в период теоретического обучения (обязательной части учебных циклов), но не более 68 часов, из них на освоение основ военной службы - 70 процентов от общего объема времени, отведенного на указанную дисциплину.
6.3. Образовательной организацией при определении структуры ППКРС и трудоемкости ее освоения может применяться система зачетных единиц, при этом одна зачетная единица соответствует 36 академическим часам.

Структура программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих

Таблица 2
Индекс
Наименование учебных циклов, разделов, модулей, требования к знаниям, умениям, практическому опыту
Всего максимальной учебной нагрузки обучающегося (час/нед.)
В т.ч. часов обязательных учебных занятий
Индекс и наименование дисциплин, междисциплинарных курсов (МДК)
Коды формируемых компетенций
Обязательная часть учебных циклов ППКРС и раздел "Физическая культура"
1620
1080
ОП.00Общепрофессиональный учебный цикл
378
252
В результате изучения обязательной части учебного цикла обучающийся по общепрофессиональным дисциплинам должен:уметь:осуществлять профессиональное общение с соблюдением норм и правил делового этикета;пользоваться простыми приемами саморегуляции поведения в процессе межличностного общения;передавать информацию устно и письменно с соблюдением требований культуры речи;принимать решения и аргументировано отстаивать свою точку зрения в корректной форме;поддерживать деловую репутацию;создавать и соблюдать имидж делового человека;организовывать рабочее место;знать:правила делового общения;этические нормы взаимоотношений с коллегами, партнерами, клиентами;основные техники и приемы общения: правила слушания, ведения беседы, убеждения, консультирования;формы обращения, изложения просьб, выражения признательности, способы аргументации в производственных ситуациях;составляющие внешнего облика делового человека: костюм, прическа, макияж, аксессуары и др.;правила организации рабочего пространства для индивидуальной работы и профессионального общенияОП.01. Основы деловой культурыOК 1 - 7ПК 1.1ПК 1.3ПК 5.1ПК 5.2ПК 6.1
уметь:выполнять профессиональные функции по организации процесса пошива, ремонта и обновления изделий одежды;знать:теоретические основы управления;характеристики рыночного управления: организация структуры управления, основные принципы управления, функции, методы, стиль;организации сферы услуг, их функции, структуру, методы управления;структуру трудового коллектива;основные принципы и методы работы в коллективе;деловые качества руководителя, имиджОП.02. Основы менеджментаOК 1 - 7ПК 1.2ПК 6.1
уметь:ориентироваться в общих вопросах экономики производства продукции (по видам);применять экономические знания в конкретных производственных ситуациях;рассчитывать основные технико-экономические показатели в пределах выполняемой профессиональной деятельности;производить расчеты заработной платы;знать:основные принципы рыночной экономики;понятия спроса и предложения на рынке товаров и услуг;особенности формирования, характеристику современного состояния и перспективы развития отрасли;принцип деятельности, виды, характеристику и основные показатели производственно-хозяйственной деятельности организации;основные технико-экономические показатели производства;механизмы ценообразования;формы оплаты трудаОП.03. Основы экономики организацииOК 1 - 7ПК 1.1 - 1.5ПК 2.1 - 2.3ПК 3.1 - 3.3ПК 4.1 - 4.5ПК 5.1 - 5.2ПК 6.1 - 6.3
уметь:использовать сведения из истории костюма при выборе фасона изделия;использовать элементы исторического костюма в текстильных изделиях;знать:основные факторы, влияющие на исторические преобразования моды, формообразование костюма;своеобразие костюмов и интерьеров разных исторических периодов;национальные особенности развития костюма и орнамента;роль народных традиций в создании исторического костюмаОП.04. История костюмаОК 1 - 7ПК. 1.1 - 1.2ПК. 2.2
уметь:организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций;предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту;использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения; применять первичные средства пожаротушения;ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной профессии;применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной профессией;владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы;оказывать первую помощь пострадавшим;знать:принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России;основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации;основы военной службы и обороны государства;задачи и основные мероприятия гражданской обороны;способы защиты населения от оружия массового поражения; меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах;организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на нее в добровольном порядке;основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности, родственные профессиям СПО;область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы;порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим
60
ОП.05. Безопасность жизнедеятельностиOК 1 - 7ПК 1.1 - 1.5ПК 2.1 - 2.3ПК 3.1 - 3.3ПК 4.1 - 4.5ПК 5.1 - 5.2ПК 6.1 - 6.3
П.00Профессиональный учебный цикл
1122
768
ПМ.00Профессиональные модули
1122
768
ПМ.01Прием заказов на изготовление изделийВ результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:иметь практический опыт:приема заказов на изготовление текстильных изделий;выполнения зарисовок моделей;уметь:вести деловой диалог с заказчиком;зарисовать фасон изделия;подбирать материалы для изделия;снимать мерки с фигуры заказчика;оформлять паспорт заказа;знать:современное направление моделирования;общие сведения о композиции; основные законы и правила композиции;технику зарисовки стилизованных фигур и моделей изделий;ассортимент тканей и материалов;свойства применяемых материалов;размерные признаки фигуры;правила и приемы выполнения обмера фигуры заказчика;нормы расхода материалов на изделия;виды документации для оформления заказа на изготовление изделия и правила их оформленияМДК.01.01. Выбор фасонов изделийOК 1 - 7ПК 1.1 - 1.5
ПМ.02Изготовление лекалВ результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:иметь практический опыт:изготовления лекал на изделие из различных материалов;уметь:выполнять расчет и построение чертежа базовой конструкции изделия;вносить изменения в базовую конструкцию, учитывающие особенности фигуры заказчика;проводить моделирование базовой конструкции;изготавливать лекала деталей изделия;знать:типы телосложений;конструкцию и составные части изделий;системы и методы конструирования;особенности конструирования изделия одежды с учетом назначения;особенности разработки конструкций изделий одежды с учетом телосложения;особенности конструирования и моделирования при обновлении текстильных изделий;порядок построения чертежей деталей изделий;принципы конструктивного моделирования;виды лекал, требования к качеству лекал;методы технического размножения лекалМДК.02.01. Технология изготовления лекалOК 1 - 7ПК 2.1 - 2.3
ПМ.03Раскрой при пошиве и перекрой при ремонте и обновлении изделийВ результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:иметь практический опыт:раскроя материалов при пошиве и перекроя при ремонте и обновлении изделий;уметь:выполнять раскладку лекал на материале с учетом требований технических условий;переносить контуры лекал на материал;выкраивать детали изделия;проверять качество выкроенных деталей;знать:оборудование, приспособления для раскроя материалов;технологию раскроя материалов;правила раскладки лекал на материале;требования к качеству выкроенных деталейМДК.03.01. Раскладка лекал и выкраивание деталейОК 1 - 7ПК 3.1 - 3.3
ПМ.04Пошив изделий по индивидуальным заказамВ результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:иметь практический опыт:пошива изделий по индивидуальным заказам, моделей одежды и образцов ассортиментных групп из различных материалов;уметь:выполнять зарисовку моделей изделий ассортиментных групп;составлять описание внешнего вида текстильных изделий;выполнять технологическую обработку изделия с учетом требований к качеству;обслуживать технологическое оборудование для изготовления текстильных изделий;выявлять и устранять дефекты обработки текстильных изделий;знать:технику графических рисунков;технические условия выполнения ручных, машинных и утюжильных работ;ассортиментные группы швейных изделии;современные потребительские требования к одежде;виды и назначение технологического оборудования для изготовления изделий, правила его эксплуатации;технологию пошива текстильных изделий;требования к качеству текстильных изделийМДК.04.01. Технология изготовления изделий по индивидуальным заказамOК 1 - 7ПК 4.1 - 4.5
ПМ.05Проведение примерки изделия на фигуре заказчикаВ результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:иметь практический опыт:проведения примерок на фигуре заказчика;уметь:определять баланс изделия;выявлять и устранять дефекты в изделии;находить оптимальное положение отделочных деталей изделия;проводить обработку кроя после примерок;знать:современные декоративные элементы в одежде;порядок проведения примерок;виды технологических и конструктивных дефектов одежды, причины их появления и пути устранения;технологию обработки кроя после примерокМДК.05.01. Подготовка изделия к примеркам и проведение примерокOК 1 - 7ПК 5.1 - 5.2
ПМ.06Выполнение ремонта тканей и швейных изделийВ результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:иметь практический опыт:проведения ремонта и обновления текстильных изделий;уметь:выполнять разнообразные виды ремонта на изделии вручную и на оборудовании;выполнять технологические операции по ремонту и обновлению изделий;знать:характеристику материалов для ремонта и обновления изделий;технологию ремонта изделий, виды, методы и приемы ремонта;принципы и приемы обновления изделийМДК.06.01. Выполнение ремонта и обновление изделийOК 1 - 7ПК 6.1 - 6.3
ФК.00Физическая культураВ результате освоения раздела "Физическая культура" обучающийся должен:уметь:использовать физкультурно-оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей;знать:о роли физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека;основы здорового образа жизни
120
60
ОК 2ОК 3ОК 6ОК 7
Вариативная часть учебных циклов ППКРС(определяется образовательной организацией)
432
288
Итого по обязательной части ППКРС, включая раздел "Физическая культура", и вариативной части ППКРС
2052
1368
УП.00Учебная практика
37 нед.
1332
OК 1 - 7ПК 1.1 - 1.5ПК 2.1 - 2.3ПК 3.1 - 3.3ПК 4.1 - 4.5ПК 5.1 - 5.2ПК 6.1 - 6.3
ПП.00Производственная практика
ПА.00Промежуточная аттестация
3 нед.
ГИА.00Государственная итоговая аттестация
1 нед.
Таблица 3
Срок получения среднего профессионального образования по ППКРС в очной форме обучения составляет 95 недель, в том числе:
Обучение по учебным циклам и разделу "Физическая культура"
38 нед.
Учебная практика
37 нед.
Производственная практика
Промежуточная аттестация
3 нед.
Государственная итоговая аттестация
1 нед.
Каникулы
16 нед.
Итого
95 нед.

VII. Требования к условиям реализации программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих

7.1. Образовательная организация самостоятельно разрабатывает и утверждает ППКРС в соответствии с ФГОС СПО, определяя профессию или группу профессий рабочих (должностей служащих) по ОК 016-94 (исходя из рекомендуемого перечня их возможных сочетаний согласно пункту 3.2 ФГОС СПО), с учетом соответствующей примерной ППКРС.
Перед началом разработки ППКРС образовательная организация должна определить ее специфику с учетом направленности на удовлетворение потребностей рынка труда и работодателей, конкретизировать конечные результаты обучения в виде компетенций, умений и знаний, приобретаемого практического опыта.
Конкретные виды деятельности, к которым готовится обучающийся, должны соответствовать присваиваемым квалификациям, определять содержание образовательной программы, разрабатываемой образовательной организацией совместно с заинтересованными работодателями.
При формировании ППКРС образовательная организация:
имеет право использовать объем времени, отведенный на вариативную часть учебных циклов ППКРС, увеличивая при этом объем времени, отведенный на дисциплины и модули обязательной части, либо вводя новые дисциплины и модули в соответствии с потребностями работодателей и спецификой деятельности образовательной организации;
обязана ежегодно обновлять ППКРС с учетом запросов работодателей, особенностей развития региона, науки, культуры, экономики, техники, технологий и социальной сферы в рамках, установленных настоящим ФГОС СПО;
обязана в рабочих программах всех дисциплин и профессиональных модулей четко формулировать требования к результатам их освоения: компетенциям, приобретаемому практическому опыту, знаниям и умениям;
обязана обеспечивать эффективную самостоятельную работу обучающихся в сочетании с совершенствованием управления ею со стороны преподавателей и мастеров производственного обучения;
обязана обеспечивать обучающимся возможность участвовать в формировании индивидуальной образовательной программы;
обязана формировать социокультурную среду, создавать условия, необходимые для всестороннего развития и социализации личности, сохранения здоровья обучающихся, способствовать развитию воспитательного компонента образовательного процесса, включая развитие самоуправления, участие обучающихся в работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов;
должна предусматривать при реализации компетентностного подхода использование в образовательном процессе активных форм проведения занятий с применением электронных образовательных ресурсов, деловых и ролевых игр, индивидуальных и групповых проектов, анализа производственных ситуаций, психологических и иных тренингов, групповых дискуссий в сочетании с внеаудиторной работой для формирования и развития общих и профессиональных компетенций обучающихся.
7.2. При реализации ППКРС обучающиеся имеют академические права и обязанности в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"*(3).
7.3. Максимальный объем учебной нагрузки обучающегося составляет 54 академических часа в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы по освоению ППКРС и консультации.
7.4. Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки в очной форме обучения составляет 36 академических часов в неделю.
7.5. Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки в очно-заочной форме обучения составляет 16 академических часов в неделю.
7.6. Общая продолжительность каникул составляет не менее 10 недель в учебном году при сроке обучения более 1 года и не менее 2 недель в зимний период при сроке обучения 1 год.
7.7. По дисциплине "Физическая культура" могут быть предусмотрены еженедельно 2 часа самостоятельной учебной нагрузки, включая игровые виды подготовки (за счет различных форм внеаудиторных занятий в спортивных клубах, секциях).
7.8. Образовательная организация имеет право для подгрупп девушек использовать 70 процентов учебного времени дисциплины "Безопасность жизнедеятельности", отведенного на изучение основ военной службы, на освоение основ медицинских знаний.
7.9. Получение СПО на базе основного общего образования осуществляется с одновременным получением среднего общего образования в пределах ППКРС. В этом случае ППКРС, реализуемая на базе основного общего образования, разрабатывается на основе требований соответствующих федеральных государственных образовательных стандартов среднего общего и среднего профессионального образования с учетом получаемой профессии СПО.
Срок освоения ППКРС в очной форме обучения для лиц, обучающихся на базе основного общего образования, увеличивается на 82 недели из расчета:
теоретическое обучение (при обязательной учебной нагрузке 36 часов в неделю)57 нед.
промежуточная аттестация3 нед.
каникулы22 нед.
7.10. Консультации для обучающихся по очной и очно-заочной формам обучения предусматриваются образовательной организацией из расчета 4 часа на одного обучающегося на каждый учебный год, в том числе в период реализации образовательной программы среднего общего образования для лиц, обучающихся на базе основного общего образования. Формы проведения консультаций (групповые, индивидуальные, письменные, устные) определяются образовательной организацией.
7.11. В период обучения с юношами проводятся учебные сборы*(4).
7.12. Практика является обязательным разделом ППКРС. Она представляет собой вид учебной деятельности, направленной на формирование, закрепление, развитие практических навыков и компетенций в процессе выполнения определенных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью. При реализации ППКРС предусматриваются следующие виды практик: учебная и производственная.
Учебная практика и производственная практика проводятся образовательной организацией при освоении обучающимися профессиональных компетенций в рамках профессиональных модулей и могут реализовываться как концентрированно в несколько периодов, так и рассредоточенно, чередуясь с теоретическими занятиями в рамках профессиональных модулей.
Цели и задачи, программы и формы отчетности определяются образовательной организацией по каждому виду практики.
Производственная практика должна проводиться в организациях, направление деятельности которых соответствует профилю подготовки обучающихся.
Аттестация по итогам производственной практики проводится с учетом (или на основании) результатов, подтвержденных документами соответствующих организаций.
7.13. Реализация ППКРС должна обеспечиваться педагогическими кадрами, имеющими среднее профессиональное или высшее образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины (модуля). Мастера производственного обучения должны иметь на 1 - 2 разряда по профессии рабочего выше, чем предусмотрено ФГОС СПО для выпускников. Опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы является обязательным для преподавателей, отвечающих за освоение обучающимся профессионального учебного цикла, эти преподаватели и мастера производственного обучения получают дополнительное профессиональное образование по программам повышения квалификации, в том числе в форме стажировки в профильных организациях не реже 1 раза в 3 года.
7.14. ППКРС должна обеспечиваться учебно-методической документацией по всем дисциплинам, междисциплинарным курсам и профессиональным модулям ППКРС.
Внеаудиторная работа должна сопровождаться методическим обеспечением и обоснованием расчета времени, затрачиваемого на ее выполнение.
Реализация ППКРС должна обеспечиваться доступом каждого обучающегося к базам данных и библиотечным фондам, формируемым по полному перечню дисциплин (модулей) ППКРС. Во время самостоятельной подготовки обучающиеся должны быть обеспечены доступом к сети Интернет.
Каждый обучающийся должен быть обеспечен не менее чем одним учебным печатным и/или электронным изданием по каждой дисциплине общепрофессионального учебного цикла и одним учебно-методическим печатным и/или электронным изданием по каждому междисциплинарному курсу (включая электронные базы периодических изданий).