ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
OK 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
ОК 7. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей)*(2).
5.2. Выпускник, освоивший ППКРС, должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими видам деятельности:
5.2.1. Программное управление металлорежущими станками.
ПК 1.1. Осуществлять обработку деталей на станках с программным управлением с использованием пульта управления.
ПК 1.2. Выполнять подналадку отдельных узлов и механизмов в процессе работы.
ПК 1.3. Осуществлять техническое обслуживание станков с числовым программным управлением и манипуляторов (роботов).
ПК 1.4. Проверять качество обработки поверхности деталей.
5.2.2. Обработка деталей на металлорежущих станках различного вида и типа.
ПК 2.1. Выполнять обработку заготовок, деталей на сверлильных, токарных, фрезерных, шлифовальных, копировальных и шпоночных станках.
ПК 2.2. Осуществлять наладку обслуживаемых станков.
ПК 2.3. Проверять качество обработки деталей.
VI. Требования к структуре программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих
6.1. ППКРС предусматривает изучение следующих учебных циклов:
общепрофессионального;
профессионального;
и разделов:
физическая культура;
учебная практика;
производственная практика;
промежуточная аттестация;
государственная итоговая аттестация.
6.2. Обязательная часть программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих должна составлять около 80 процентов от общего объема времени, отведенного на ее освоение. Вариативная часть (около 20 процентов) дает возможность расширения и (или) углубления подготовки, определяемой содержанием обязательной части, получения дополнительных компетенций, умений и знаний, необходимых для обеспечения конкурентоспособности выпускника в соответствии с запросами регионального рынка труда и возможностями продолжения образования. Дисциплины, междисциплинарные курсы и профессиональные модули вариативной части определяются образовательной организацией.
Общепрофессиональный учебный цикл состоит из общепрофессиональных дисциплин, профессиональный учебный цикл состоит из профессиональных модулей в соответствии с видами деятельности, соответствующими присваиваемой(ым) квалификации(ям). В состав профессионального модуля входит один или несколько междисциплинарных курсов. При освоении обучающимися профессиональных модулей проводятся учебная и (или) производственная практика.
Обязательная часть профессионального учебного цикла ППКРС должна предусматривать изучение дисциплины "Безопасность жизнедеятельности". Объем часов на дисциплину "Безопасность жизнедеятельности" составляет 2 часа в неделю в период теоретического обучения (обязательной части учебных циклов), но не более 68 часов, из них на освоение основ военной службы - 70 процентов от общего объема времени, отведенного на указанную дисциплину.
6.3. Образовательной организацией при определении структуры ППКРС и трудоемкости ее освоения может применяться система зачетных единиц, при этом одна зачетная единица соответствует 36 академическим часам.
Структура программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих
Таблица 2
Индекс | Наименование учебных циклов, разделов, модулей, требования к знаниям, умениям, практическому опыту | Всего максимальной учебной нагрузки обучающегося (час/нед.) | В т.ч. часов обязательных учебных занятий | Индекс и наименование дисциплин, междисциплинарных курсов (МДК) | Коды формируемых компетенций |
Обязательная часть учебных циклов ППКРС и раздел "Физическая культура" | 756 | 504 | |||
ОП.00 | Общепрофессиональный учебный цикл | 282 | 188 | ||
В результате изучения обязательной части учебного цикла обучающийся по общепрофессиональным дисциплинам должен:уметь:анализировать техническую документацию;определять предельные отклонения размеров по стандартам, технической документации;выполнять расчеты величин предельных размеров и допуска по данным чертежа и определять годность заданных размеров;определять характер сопряжения (группы посадки) по данным чертежей, по выполненным расчетам;выполнять графики полей допусков по выполненным расчетам;применять контрольно-измерительные приборы и инструменты;знать:систему допусков и посадок;квалитеты и параметры шероховатости;основные принципы калибровки сложных профилей;основы взаимозаменяемости;методы определения погрешностей измерений;основные сведения о сопряжениях в машиностроении;размеры допусков для основных видов механической обработки и для деталей, поступающих на сборку;основные принципы калибрования простых и средней сложности профилей;стандарты на материалы, крепежные и нормализованные детали и узлы;наименование и свойства комплектуемых материалов;устройство, назначение, правила настройки и регулирования контрольно-измерительных инструментов и приборов;методы и средства контроля обработанных поверхностей. | ОП.01. Технические измерения | ОК 1 - 7ПК 1.1 - 1.4ПК 2.1 - 2.4 | |||
уметь:читать и оформлять чертежи, схемы и графики;составлять эскизы на обрабатываемые детали с указанием допусков и посадок;пользоваться справочной литературой;пользоваться спецификацией в процессе чтения сборочных чертежей, схем;выполнять расчеты величин предельных размеров и допуска по данным чертежа и определять годность заданных действительных размеров;знать:основы черчения и геометрии;требования единой системы конструкторской документации (ЕСКД);правила чтения схем и чертежей обрабатываемых деталей;способы выполнения рабочих чертежей и эскизов. | ОП.02. Техническая графика | ОК 1 - 7ПК 1.1 - 1.4ПК 2.1 - 2.4 | |||
уметь:читать структурные, монтажные и простые принципиальные электрические схемы;рассчитывать и измерять основные параметры простых электрических, магнитных и электронных цепей;использовать в работе электроизмерительные приборы;пускать и останавливать электродвигатели, установленные на эксплуатируемом оборудовании;знать:единицы измерения силы тока, напряжения, мощности электрического тока, сопротивления проводников;методы расчета и измерения основных параметров простых электрических, магнитных и электронных цепей;свойства постоянного и переменного электрического тока;принципы последовательного и параллельного соединения проводников и источников тока;электроизмерительные приборы (амперметр, вольтметр), их устройство, принцип действия и правила включения в электрическую цепь;свойства магнитного поля;двигатели постоянного и переменного тока, их устройство и принцип действия;правила пуска, остановки электродвигателей, установленных на эксплуатируемом оборудовании;аппаратуру защиты электродвигателей;методы защиты от короткого замыкания;заземление, зануление. | ОП.03. Основы электротехники | ОК 1 - 7ПК 1.1 - 1.4ПК 2.1 - 2.4 | |||
уметь:выполнять механические испытания образцов материалов;использовать физико-химические методы исследования металлов;пользоваться справочными таблицами для определения свойств материалов;выбирать материалы для осуществления профессиональной деятельности;знать:основные свойства и классификацию материалов использующихся в профессиональной деятельности;наименование, маркировку, свойства обрабатываемого материала;правила применения охлаждающих и смазывающих материалов;основные сведения о металлах и сплавах;основные сведения о неметаллических, прокладочных, уплотнительных и электротехнических материалах, стали, их классификацию. | ОП.04. Основы материаловедения | ОК 1 - 7ПК 1.1 - 1.4ПК 2.1 - 2.4 | |||
уметь:определять режим резания по справочнику и паспорту станка;рассчитывать режимы резания по формулам, находить требования к режимам по справочникам при разных видах обработки;составлять технологический процесс обработки деталей, изделий на металлорежущих станках;оформлять техническую документацию;знать:основы теории резания металлов в пределах выполняемой работы;правила определения режимов резания по справочникам и паспорту станка;общие сведения о проектировании технологических процессов изготовления деталей и режимов обработки;принцип базирования;порядок оформления технической документации;основные сведения о механизмах, машинах и деталях машин;наименование, назначение и условия применения наиболее распространенных универсальных и специальных приспособлений;устройство, кинематические схемы и принцип работы, правила подналадки металлообрабатывающих станков различных типов;правила технического обслуживания и способы проверки, нормы точности станков токарной, фрезерной, расточных и шлифовальной группы;назначение и правила применения режущего инструмента;углы, правила заточки и установки резцов и сверл;назначение и правила применения, правила термообработки режущего инструмента, изготовленного из инструментальных сталей, с пластинками твердых сплавов или керамическими, его основные углы и правила заточки и установки;грузоподъемное оборудование, применяемое в металлообрабатывающих цехах;основные направления автоматизации производственных процессов. | ОП.05. Общие основы технологии металлообработки и работ на металлорежущих станках | ОК 1 - 7ПК 1.1 - 1.4ПК 2.1 - 2.4 | |||
уметь:организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций;предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту;использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения; применять первичные средства пожаротушения;ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной профессии;применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной профессией;владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы;оказывать первую помощь пострадавшим;знать:принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России;основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации;основы военной службы и обороны государства;задачи и основные мероприятия гражданской обороны;способы защиты населения от оружия массового поражения; меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах;организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на нее в добровольном порядке;основные виды вооружения, военной техники испециального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности, родственные профессиям СПО;область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы;порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим. | 28 | ОП.06. Безопасность жизнедеятельности | ОК 1 - 7ПК 1.1 - 1.4ПК 2.1 - 2.4 | ||
П.00 | Профессиональный учебный цикл | 474 | 316 | ||
ПМ.00 | Профессиональные модули | 474 | 316 | ||
ПМ.01 | Программное управление металлорежущими станкамиВ результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:иметь практический опыт:обработки деталей на металлорежущих станках с программным управлением (по обработке наружного контура на двухкоординатных токарных станках);токарной обработки винтов, втулок цилиндрических, гаек, упоров, фланцев, колец, ручек;фрезерования наружного и внутреннего контура, ребер по торцу на трех координатных станках кронштейнов, фитингов, коробок, крышек, кожухов, муфт, фланцев фасонных деталей со стыковыми и опорными плоскостями, расположенными под разными углами, с ребрами и отверстиями для крепления, фасонного контура растачивания;сверления, цекования, зенкования, нарезания резьбы в отверстиях сквозных и глухих;вырубки прямоугольных и круглых окон в трубах;сверления, растачивания, цекования, зенкования сквозных и глухих отверстий, имеющих координаты в деталях средних и крупных габаритов из прессованных профилей, горячештампованных заготовок незамкнутого или кольцевого контура из различных металлов;обработки торцовых поверхностей, гладких и ступенчатых отверстий и плоскостей;обработки наружных и внутренних контуров на трехкоординатных токарных станках сложнопространственных деталей;обработки наружного и внутреннего контура на токарно-револьверных станках; обработки с двух сторон за две операции дисков компрессоров и турбин, обработки на карусельных станках, обработки на расточных станках;подналадки отдельных узлов и механизмов в процессе работы;технического обслуживания станков с числовым программным управлением и манипуляторов (роботов);проверки качества обработки поверхности деталей;уметь:определять режим резания по справочнику и паспорту станка;оформлять техническую документацию;рассчитывать режимы резания по формулам, находить требования к режимам по справочникам при разных видах обработки;составлять технологический процесс обработки деталей, изделий на металлорежущих станках;выполнять процесс обработки с пульта управления деталей по квалитетам на станках с программным управлением;устанавливать и выполнять съем деталей после обработки;выполнять контроль выхода инструмента в исходную точку и его корректировку;выполнять замену блоков с инструментом;выполнять установку инструмента в инструментальные блоки;выполнять наблюдение за работой систем обслуживаемых станков по показаниям цифровых табло и сигнальных ламп;выполнять обслуживание многоцелевых станков с числовым программным управлением (ЧПУ) и манипуляторов (роботов) для механической подачи заготовок на рабочее место;управлять группой станков с программным управлением;устранять мелкие неполадки в работе инструмента и приспособлений;знать:основные понятия и определения технологических процессов изготовления деталей и режимов обработки;основы теории резания металлов в пределах выполняемой работы;принцип базирования;общие сведения о проектировании технологических процессов;порядок оформления технической документации;основные сведения о механизмах, машинах и деталях машин;наименование, назначение и условия применения наиболее распространенных универсальных и специальных приспособлений;устройство, кинематические схемы и принцип работы, правила подналадки металлообрабатывающих станков различных типов;правила технического обслуживания и способы проверки, нормы точности станков токарной, фрезерной, расточных и шлифовальной группы;назначение и правила применения режущего инструмента;углы, правила заточки и установки резцов и сверл;назначение и правила применения, правила термообработки режущего инструмента, изготовленного из инструментальных сталей, с пластинками твердых сплавов или керамическими, его основные углы и правила заточки и установки;правила определения режимов резания по справочникам и паспорту станка;грузоподъемное оборудование, применяемое в металлообрабатывающих цехах;основные направления автоматизации производственных процессов;устройство, принцип работы обслуживаемых станков с программным управлением;правила управления обслуживаемым оборудованием; конструктивные особенности и правила проверки на точность обслуживаемых станков различной конструкции, универсальных и специальных приспособлений;условную сигнализацию, применяемую на рабочем месте;назначение условных знаков на панели управления станком;системы программного управления станками;правила установки перфолент в считывающее устройство;способы возврата программоносителя к первому кадру;основные способы подготовки программы;код и правила чтения программы по распечатке и перфоленте;порядок работы станка в автоматическом режиме и в режиме ручного управления;конструкцию приспособлений для установки и крепления деталей на станках с программным управлением;технологический процесс обработки деталей; организацию работ при многостаночном обслуживании станков с программным управлением;начало работы с различного основного кадра;причины возникновения неисправностей станков с программным управлением и способы их обнаружения и предупреждения;корректировку режимов резания по результатам работы станка;способы установки инструмента в инструментальные блоки;способы установки приспособлений и их регулировки;приемы, обеспечивающие заданную точность изготовления деталей;устройство и кинематические схемы различных станков с программным управлением и правила их наладки;правила настройки и регулировки контрольно-измерительных инструментов и приборов;порядок применения контрольно-измерительных приборов и инструментов;способы установки и выверки деталей;принципы калибровки сложных профилей. | МДК.01.01. Технология металлообработки на металлорежущих станках с программным управлением | ОК 1 - 7ПК 1.1 - 1.4 | ||
ПМ.02 | Обработка деталей на металлорежущих станках различного вида и типа (сверлильных, токарных, фрезерных, копировальных, шпоночных и шлифовальных)В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:иметь практический опыт:обработки заготовок, деталей на универсальных сверлильных, токарных, фрезерных, копировальных, шпоночных и шлифовальных станках при бесцентровом шлифовании, токарной обработке, обдирке, сверлении отверстий под смазку, развертывание поверхностей, сверлении, фрезеровании;наладки обслуживаемых станков;проверки качества обработки деталей;уметь:выполнять работы по обработке деталей на сверлильных, токарных, фрезерных, шлифовальных станках с применением охлаждающей жидкости, с применением режущего инструмента и универсальных приспособлений и соблюдением последовательности обработки и режимов резания в соответствии с технологической картой или указаниями мастера;выполнять сверление, рассверливание, зенкование сквозных и гладких отверстий в деталях, расположенных в одной плоскости, по кондукторам, шаблонам, упорам и разметке на сверлильных станках;нарезать резьбы диаметром свыше 2 мм и до 24 мм на проход и в упор на сверлильных станках;нарезать наружную и внутреннюю однозаходную треугольную, прямоугольную и трапецеидальную резьбу резцом, многорезцовыми головками;нарезать наружную, внутреннюю треугольную резьбу метчиком или плашкой на токарных станках;нарезать резьбы диаметром до 42 мм на проход и в упор на сверлильных станках;выполнять обработку деталей на копировальных и шпоночных станках и на шлифовальных станках с применением охлаждающей жидкости;фрезеровать плоские поверхности, пазы, прорези, шипы, цилиндрические поверхности фрезами;выполнять установку и выверку деталей на столе станка и в приспособлениях;фрезеровать прямоугольные и радиусные наружные и внутренние поверхности уступов, пазов, канавок, однозаходных резьб, спиралей, зубьев шестерен и зубчатых реек;выполнять установку сложных деталей на угольниках, призмах, домкратах, прокладках, тисках различных конструкций, на круглых поворотных столах, универсальных делительных головках с выверкой по индикатору;выполнять установку крупных деталей сложной конфигурации, требующих комбинированного крепления и точной выверки в различных плоскостях;выполнять наладку обслуживаемых станков;выполнять подналадку сверлильных, токарных, фрезерных и шлифовальных станков;управлять подъемно-транспортным оборудованием с пола;выполнять строповку и увязку грузов для подъема, перемещения, установки и складирования;фрезеровать открытые и полуоткрытые поверхности различных конфигураций и сопряжений, резьбы, спирали, зубья, зубчатые колеса и рейки;шлифовать и нарезать рифления на поверхности бочки валков на шлифовально-рифельных станках;выполнять сверление, развертывание, растачивание отверстий у деталей из легированных сталей, специальных и твердых сплавов;нарезать всевозможные резьбы и спирали на универсальных и оптических делительных головках с выполнением всех необходимых расчетов;фрезеровать сложные крупногабаритные детали и узлы на уникальном оборудовании;выполнять шлифование и доводку наружных и внутренних фасонных поверхностей и сопряженных с криволинейными цилиндрических поверхностей с труднодоступными для обработки и измерения местами;выполнять шлифование электрокорунда;знать:кинематические схемы обслуживаемых станков;принцип действия однотипных сверлильных, токарных, фрезерных и шлифовальных станков;правила заточки и установки резцов и сверл;виды фрез, резцов и их основные углы;виды шлифовальных кругов и сегментов;способы правки шлифовальных кругов и условия их применения;устройство, правила подналадки и проверки на точность сверлильных, токарных, фрезерных, копировально-шпоночно-фрезерных и шлифовальных станков различных типов;элементы и виды резьб;характеристики шлифовальных кругов и сегментов;форму и расположение поверхностей;правила проверки шлифовальных кругов на прочность;способы установки и выверки деталей;правила определения наивыгоднейшего режима шлифования в зависимости от материала, формы изделия и марки шлифовальных станков. | МДК.02.01. Технология обработки на металлорежущих станках | ОК 1 - 7ПК 2.1 - 2.4 | ||
ФК.00 | Физическая культура | 68 | 34 | ОК 2 | |
В результате освоения раздела обучающийся должен:уметь:использовать физкультурно-оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей;знать:о роли физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека;основы здорового образа жизни. | ОК 3ОК 4ОК 5 | ||||
Вариативная часть учебных циклов ППКРС (определяется образовательной организацией) | 162 | 108 | |||
Итого по обязательной части ППКРС, включая раздел "Физическая культура", и вариативной части ППКРС | 918 | 612 | |||
УП.00 | Учебная практика | 21 нед. | 756 | ||
ПП.00 | Производственная практика | ||||
ПА.00 | Промежуточная аттестация | 1 нед. | |||
ГИА.00 | Государственная итоговая аттестация | 2 нед. |
Таблица 3
Срок получения среднего профессионального образования по ППКРС в очной форме обучения составляет 43 недели, в том числе:
Обучение по учебным циклам и разделу "Физическая культура" | 17 нед. |
Учебная практика | 21 нед. |
Производственная практика | |
Промежуточная аттестация | 1 нед. |
Государственная итоговая аттестация | 2 нед. |
Каникулы | 2 нед. |
Итого | 43 нед. |
VII. Требования к условиям реализации программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих
7.1 Образовательная организация самостоятельно разрабатывает и утверждает ППКРС в соответствии с ФГОС СПО, определяя профессию или группу профессий рабочих (должностей служащих) по ОК 016-94 (исходя из рекомендуемого перечня их возможных сочетаний согласно п. 3.2. ФГОС СПО), и с учетом соответствующей примерной ППКРС.
Перед началом разработки ППКРС образовательная организация должна определить ее специфику с учетом направленности на удовлетворение потребностей рынка труда и работодателей, конкретизировать конечные результаты обучения в виде компетенций, умений и знаний, приобретаемого практического опыта.
Конкретные виды деятельности, к которым готовится обучающийся, должны соответствовать присваиваемой(ым) квалификации(ям), определять содержание образовательной программы, разрабатываемой образовательной организацией совместно с заинтересованными работодателями.
При формировании ППКРС образовательная организация:
имеет право использовать объем времени, отведенный на вариативную часть учебных циклов ППКРС, увеличивая при этом объем времени, отведенный на дисциплины и модули обязательной части, либо вводя новые дисциплины и модули в соответствии с потребностями работодателей и спецификой деятельности образовательной организации;
обязана ежегодно обновлять ППКРС с учетом запросов работодателей, особенностей развития региона, науки, культуры, экономики, техники, технологий и социальной сферы в рамках, установленных настоящим ФГОС СПО;
обязана в рабочих программах всех дисциплин и профессиональных модулей четко формулировать требования к результатам их освоения: компетенциям, приобретаемому практическому опыту, знаниям и умениям;
обязана обеспечивать эффективную самостоятельную работу обучающихся в сочетании с совершенствованием управления ею со стороны преподавателей и мастеров производственного обучения;
обязана обеспечивать обучающимся возможность участвовать в формировании индивидуальной образовательной программы;
обязана формировать социокультурную среду, создавать условия, необходимые для всестороннего развития и социализации личности, сохранения здоровья обучающихся, способствовать развитию воспитательного компонента образовательного процесса, включая развитие самоуправления, участие обучающихся в работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов;
должна предусматривать при реализации компетентностного подхода использование в образовательном процессе активных форм проведения занятий с применением электронных образовательных ресурсов, деловых и ролевых игр, индивидуальных и групповых проектов, анализа производственных ситуаций, психологических и иных тренингов, групповых дискуссий в сочетании с внеаудиторной работой для формирования и развития общих и профессиональных компетенций обучающихся.
7.2. При реализации ППКРС обучающиеся имеют академические права и обязанности в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"*(3).
7.3. Максимальный объем учебной нагрузки обучающегося составляет 54 академических часа в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы по освоению ППКРС и консультации.