Приказ Министерства образования и науки РФ от 2 августа 2013 г. N 821 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по профессии 151902.04 Токарь-универсал" стр. 2

4.3.1. Токарная обработка заготовок, деталей, изделий и инструментов.
4.3.2. Обработка деталей и изделий на токарно-карусельных станках.
4.3.3. Растачивание и сверление деталей.
4.3.4. Обработка деталей на токарно-револьверных станках.

V. Требования к результатам освоения программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих

5.1. Выпускник, освоивший ППКРС, должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
ОК 7. Исполнять воинскую обязанность*(2), в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
5.2. Выпускник, освоивший ППКРС, должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими видам деятельности:
5.2.1. Токарная обработка заготовок, деталей, изделий и инструментов.
ПК 1.1. Обрабатывать детали и инструменты на токарных станках.
ПК 1.2. Проверять качество выполненных токарных работ.
5.2.2. Обработка деталей и изделий на токарно-карусельных станках.
ПК 2.1. Обрабатывать детали и изделия на токарно-карусельных станках.
ПК 2.2. Проверять качество выполненных на токарно-карусельных станках работ.
5.2.3. Растачивание и сверление деталей.
ПК 3.1. Растачивать и сверлить детали на расточных станках различных типов.
ПК 3.2. Проверять качество выполненных на расточных станках работ.
5.2.4. Обработка деталей на токарно-револьверных станках.
ПК 4.1. Обрабатывать детали на токарно-револьверных станках.
ПК 4.2. Проверять качество выполненных на токарно-револьверных станках работ.

VI. Требования к структуре программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих

6.1. ППКРС предусматривает изучение следующих учебных циклов:
общепрофессионального;
профессионального
и разделов:
физическая культура;
учебная практика;
производственная практика;
промежуточная аттестация;
государственная итоговая аттестация.
6.2. Обязательная часть ППКРС должна составлять около 80 процентов от общего объема времени, отведенного на ее освоение. Вариативная часть (около 20 процентов) дает возможность расширения и (или) углубления подготовки, определяемой содержанием обязательной части, получения дополнительных компетенций, умений и знаний, необходимых для обеспечения конкурентоспособности выпускника в соответствии с запросами регионального рынка труда и возможностями продолжения образования. Дисциплины, междисциплинарные курсы и профессиональные модули вариативной части определяются образовательной организацией.
Общепрофессиональный учебный цикл состоит из общепрофессиональных дисциплин, профессиональный учебный цикл состоит из профессиональных модулей в соответствии с видами деятельности, соответствующими присваиваемой(ым) квалификации(ям). В состав профессионального модуля входит один или несколько междисциплинарных курсов. При освоении обучающимися профессиональных модулей проводятся учебная и (или) производственная практика.
Обязательная часть профессионального учебного цикла ППКРС должна предусматривать изучение дисциплины "Безопасность жизнедеятельности". Объем часов на дисциплину "Безопасность жизнедеятельности" составляет 2 часа в неделю в период теоретического обучения (обязательной части учебных циклов), но не более 68 часов, из них на освоение основ военной службы - 70 процентов от общего объема времени, отведенного на указанную дисциплину.
6.3. Образовательной организацией при определении структуры ППКРС и трудоемкости ее освоения может применяться система зачетных единиц, при этом одна зачетная единица соответствует 36 академическим часам.

Структура программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих

Таблица 2
Индекс
Наименование учебных циклов, разделов, модулей, требования к знаниям, умениям, практическому опыту
Всего максимальной учебной нагрузки обучающегося (час./нед.)
В т.ч. часов обязательных учебных занятий
Индекс и наименование дисциплин, междисциплинарных курсов (МДК)
Коды формируемых компетенций
Обязательная часть учебных циклов ППКРС и раздел "Физическая культура"
756
504
ОП.00Общепрофессиональный учебный цикл
282
188
В результате изучения обязательной части учебного цикла обучающийся по общепрофессиональным дисциплинам должен:уметь:анализировать техническую документацию;определять предельные отклонения размеров по стандартам, технической документации;выполнять расчеты величин предельных размеров и допуска по данным чертежа и определять годность заданных размеров;определять характер сопряжения (группы посадки) по данным чертежей, по выполненным расчетам;выполнять графики полей допусков по выполненным расчетам;применять контрольно-измерительные приборы и инструменты;знать:систему допусков и посадок;квалитеты и параметры шероховатости;основные принципы калибровки сложных профилей;основы взаимозаменяемости;методы определения погрешностей измерений;основные сведения о сопряжениях в машиностроении;размеры допусков для основных видов механической обработки и для деталей, поступающих на сборку;основные принципы калибрования простых и средней сложности профилей;стандарты на материалы, крепежные и нормализованные детали и узлы;наименование и свойства комплектуемых материалов;устройство, назначение, правила настройки и регулирования контрольно-измерительных инструментов и приборов;методы и средства контроля обработанных поверхностей.ОП.01. Технические измеренияOK 1OK 2ОК 3OK 4OK 5OK 6OK 7ПК 1.1ПК 1.2ПК 2.1ПК 2.2ПК 3.1ПК 3.2ПК 4.1ПК 4.2
уметь:читать и оформлять чертежи, схемы и графики;составлять эскизы на обрабатываемые детали с указанием допусков и посадок;пользоваться справочной литературой;пользоваться спецификацией в процессе чтения сборочных чертежей, схем;выполнять расчеты величин предельных размеров и допуска по данным чертежа и определять годность заданных действительных размеров;знать:основы черчения и геометрии;требования единой системы конструкторской документации (ЕСКД);правила чтения схем и чертежей обрабатываемых деталей;способы выполнения рабочих чертежей и эскизов.ОП.02. Техническая графикаOK 1OK 2ОК 3OK 4OK 5OK 6OK 7ПК 1.1ПК 1.2ПК 2.1ПК 2.2ПК 3.1ПК 3.2ПК 4.1ПК 4.2
уметь:читать структурные, монтажные и простые принципиальные электрические схемы;рассчитывать и измерять основные параметры простых электрических, магнитных и электронных цепей;использовать в работе электроизмерительные приборы;пускать и останавливать электродвигатели, установленные на эксплуатируемом оборудовании;знать:единицы измерения силы тока, напряжения, мощности электрического тока, сопротивления проводников;методы расчета и измерения основных параметров простых электрических, магнитных и электронных цепей;свойства постоянного и переменного электрического тока;принципы последовательного и параллельного соединения проводников и источников тока;электроизмерительные приборы (амперметр, вольтметр), их устройство, принцип действия и правила включения в электрическую цепь;свойства магнитного поля;двигатели постоянного и переменного тока, их устройство и принцип действия;правила пуска, остановки электродвигателей, установленных на эксплуатируемом оборудовании;аппаратуру защиты электродвигателей;методы защиты от короткого замыкания;заземление, зануление.ОП.03. Основы электротехникиOK 1OK 2ОК 3OK 4ОК 5ОК 6ОК 7ПК 1.1ПК 1.2ПК 2.1ПК 2.2ПК 3.1ПК 3.2ПК 4.1ПК 4.2
уметь:выполнять механические испытания образцов материалов;использовать физико-химические методы исследования металлов;пользоваться справочными таблицами для определения свойств материалов;выбирать материалы для осуществления профессиональной деятельности;знать:основные свойства и классификацию материалов, использующихся в профессиональной деятельности;наименование, маркировку, свойства обрабатываемого материала;правила применения охлаждающих и смазывающих материалов;основные сведения о металлах и сплавах;основные сведения о неметаллических, прокладочных, уплотнительных и электротехнических материалах, стали, их классификацию.ОП.04. Основы материаловеденияOK 1OK 2ОК 3OK 4OK 5OK 6OK 7ПК 1.1ПК 1.2ПК 2.1ПК 2.2ПК 3.1ПК 3.2ПК 4.1ПК 4.2
уметь:определять режим резания по справочнику и паспорту станка;оформлять техническую документацию;рассчитывать режимы резания по формулам, находить по справочникам при разных видах обработки;составлять технологический процесс обработки деталей, изделий на металлорежущих станках;знать:основные сведения о механизмах, машинах и деталях машин;наименование, назначение и условия применения наиболее распространенных универсальных и специальных приспособлений;устройство, кинематические схемы и принцип работы, правила подналадки металлообрабатывающих станков различных типов;правила технического обслуживания и способы проверки, нормы точности станков токарной, фрезерной, расточной и шлифовальной группы;назначение и правила применения режущего инструмента;углы, правила заточки и установки резцов и сверл;назначение, правила применения и правила термообработки режущего инструмента, изготовленного из инструментальных сталей, с пластинками твердых сплавов или керамическими, его основные углы и правила заточки и установки;правила определения режимов резания по справочникам и паспорту станка;грузоподъемное оборудование, применяемое в металлообрабатывающих цехах;основные направления автоматизации производственных процессов;основные понятия и определения технологических процессов изготовления деталей и режимов обработки;основы теории резания металлов в пределах выполняемой работы;принцип базирования;общие сведения о проектировании технологических процессов;порядок оформления технической документации.ОП.05. Общие основы технологии металлообработки и работ наметаллорежущих станкахOK 1OK 2ОК 3OK 4OK 5OK 6OK 7ПК 1.1ПК 1.2ПК 2.1ПК 2.2ПК 3.1ПК 3.2ПК 4.1ПК 4.2
уметь:организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций;предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту; использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения; применять первичные средства пожаротушения; ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной профессии; применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной профессией; владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы; оказывать первую помощь пострадавшим; знать:принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России;основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации;основы военной службы и обороны государства;задачи и основные мероприятия гражданской обороны;способы защиты населения от оружия массового поражения; меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах;организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на нее в добровольном порядке;основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности, родственные профессиям СПО;область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы;порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим.
28
ОП.06. Безопасность жизнедеятельностиOK 1OK 2ОК 3OK 4OK 5OK 6OK 7ПК 1.1ПК 1.2ПК 2.1ПК 2.2ПК 3.1ПК 3.2ПК 4.1ПК 4.2
П.00Профессиональный учебный цикл
474
316
ПМ.00Профессиональные модули
474
316
ПМ.01Токарная обработка заготовок, деталей, изделий и инструментовВ результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:иметь практический опыт:работы на токарных станках различных конструкций и типов по обработке деталей различной конфигурации;контроля качества выполненных работ;уметь:обеспечивать безопасную работу;обрабатывать детали на универсальных токарных станках с применением режущего инструмента и универсальных приспособлений и на специализированных станках, налаженных для обработки определенных простых и средней сложности деталей или выполнения отдельных операций;обрабатывать тонкостенные детали с толщиной стенки до 1 мм и длиной до 200 мм;обрабатывать длинные валы и винты с применением подвижного и неподвижного люнетов, выполнять глубокое сверление и расточку отверстий пушечными сверлами и другим специальным инструментом;обрабатывать детали, требующие точного соблюдения размеров между центрами эксцентрично расположенных отверстий или мест обточки;обрабатывать детали из графитовых изделий для производства твердых сплавов;обрабатывать новые и перетачивать выработанные прокатные валки с калиброванием простых и средней сложности профилей;выполнять обдирку и отделку шеек валков;обрабатывать и выполнять доводку сложных деталей и инструментов с большим числом переходов, требующих перестановок и комбинированного крепления при помощи различных приспособлений и точной выверки в нескольких плоскостях;обтачивать наружные и внутренние фасонные поверхности и поверхности, сопряженные с криволинейными цилиндрическими поверхностями, с труднодоступными для обработки и измерений местами;обрабатывать длинные валы и винты с применением нескольких люнетов;нарезать и выполнять накатку многозаходных резьб различного профиля и шага;выполнять окончательное нарезание червяков;выполнять операции по доводке инструмента, имеющего несколько сопрягающихся поверхностей;обрабатывать сложные крупногабаритные детали и узлы на универсальном оборудовании;обрабатывать заготовки из слюды и микалекса;устанавливать детали в различные приспособления и на угольнике с точной выверкой в горизонтальной и вертикальной плоскостях;нарезать наружную и внутреннюю треугольную и прямоугольную резьбы метчиком или плашкой; нарезать наружную и внутреннюю однозаходную треугольную, прямоугольную и трапецеидальную резьбы резцом;нарезать резьбы вихревыми головками; нарезать наружные и внутренние двухзаходные треугольные, прямоугольные, полукруглые и трапецеидальные резьбы;управлять станками (токарно-центровыми) с высотой центров 650 - 2000 мм, оказывать помощь при установке и снятии деталей, при промерах под руководством токаря более высокой квалификации; управлять токарно-центровыми станками с высотой центров 2000 мм и выше, расстоянием между центрами 10000 мм и более;управлять токарно-центровыми станками с высотой центров до 800 мм, имеющих более трех суппортов, под руководством токаря более высокой квалификации или самостоятельно;выполнять токарные работы методом совмещенной плазменно-механической обработки под руководством токаря более высокой квалификации; обрабатывать и выполнять доводку сложных деталей по 7 - 10 квалитетам на универсальных токарных станках, а также с применением метода совмещенной плазменно-механической обработки;выполнять обработку новых и переточку выработанных прокатных валков с калибровкой сложного профиля, в том числе выполнять указанные работы по обработке деталей и инструмента из труднообрабатываемых высоколегированных и жаропрочных материалов методом совмещенной плазменно-механической обработки; выполнять необходимые расчеты для получения заданных конусных поверхностей;управлять подъемно-транспортным оборудованием с пола;выполнять строповку и увязку грузов для подъема, перемещения, установки и складирования;контролировать параметры обработанных деталей;выполнять уборку стружки;знать:технику безопасности работы на станках;правила управления крупногабаритными станками, обслуживаемыми совместно с токарем более высокой квалификации;способы установки и выверки деталей;правила применения, проверки на точность универсальных и специальных приспособлений;правила управления, подналадки и проверки на точность токарных станков;правила и технологию контроля качества обработанных деталей.МДК.01.01. Технология металлообработки на токарных станкахOK 1OK 2ОК 3OK 4OK 5OK 6OK 7ПК 1.1ПК 1.2
ПМ.02Обработка деталей и изделий на токарно-карусельных станкахВ результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:иметь практический опыт:работы на токарно-карусельных станках;контроля качества обработанных деталей;уметь:обеспечивать безопасную работу;обрабатывать детали и изделия на токарно-карусельных станках с применением режущего инструмента и универсальных приспособлений, на специализированных станках, налаженных для обработки определенных деталей или выполнения отдельных операций;выполнять операции по обточке и расточке цилиндрических, конических и фасонных поверхностей с использованием в работе нескольких суппортов одновременно;обрабатывать конусы за две подачи;обрабатывать сложные детали с большим числом переходов и установкой их на универсальных токарно-карусельных станках различных конструкций;обтачивать наружные и внутренние криволинейные поверхности, сопряженные с криволинейными цилиндрическими поверхностями двумя подачами, а также конусные поверхности с труднодоступными для обработки и измерения местами;устанавливать детали в патрон или планшайбу с выверкой по угольнику и рейсмусу;устанавливать детали по индикатору во всех плоскостях; устанавливать детали с комбинированным креплением при помощи угольников, подкладок, планок; управлять токарно-карусельными станками с диаметром планшайбы от 4000 до 9000 мм под руководством токаря карусельщика более высокой квалификации;управлять токарно-карусельными станками с диаметром планшайбы от 8000 мм и выше;управлять токарно-карусельными станками с диаметром планшайбы свыше 7000 мм;выполнять токарные работы методом совмещенной плазменно-механической обработки под руководством токаря-карусельщика более высокой квалификации; обрабатывать сложные детали на токарно-карусельных станках различных типов по 7 -10 квалитетам с большим числом переходов, а также с применением метода совмещенной плазменно-механической обработки; включать и выключать плазменную установку; выполнять наладку станка плазменной установки и плазмотрона на совмещенную обработку;обрабатывать сложные, крупногабаритные детали на уникальных токарно-карусельных станках, в том числе выполнять указанные работы по обработке деталей из труднообрабатываемых, высоколегированных и жаропрочных материалов методом совмещенной плазменно-механической обработки;исправлять профиль цельнокатанных колес подвижного состава после прокатки;обрабатывать колеса по заданным размерам;устанавливать колеса на станок, закреплять и снимать их со станка после обработки;выполнять точное обтачивание, подрезание и растачивание в труднодоступных местах;обтачивать цельнокатанные колеса подвижного состава по кругу катания (по копиру), выполнять подрезку торцов наружной стороны ступиц, расточку отверстий;нарезать сквозные и упорные ленточные резьбы по 8 -10 квалитетам;нарезать резьбы всех профилей по 6 - 7 квалитетам;контролировать качество обработанных деталей;знать:технику безопасности при работе;правила управления станками, подналадки и проверки точность токарно-карусельных станков различных типов;правила управления крупными станками, обслуживаемыми совместно с токарем более высокой квалификации;марки и правила применения шлифовальных кругов;способы наладки плазмотрона;правила проверки на точность уникальных или других сложных карусельных станков;способы достижения заданных квалитетов и параметров шероховатости;правила и технологию контроля качества обработанных деталей.МДК.02.01. Технология работ на токарно-карусельных станкахOK 1OK 2ОК 3OK 4OK 5OK 6OK 7ПК 2.1ПК 2.2
ПМ.03Растачивание и сверление деталейВ результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:иметь практический опыт: работы на расточных станках различного типа; контроля качества обработанных деталей;уметь:обеспечивать безопасную работу;обрабатывать детали на универсальных расточных станках и станках глубокого сверления с применением режущего инструмента и универсальных приспособлений; на специализированных станках, а также на алмазно-расточных станках определенного типа, налаженных для обработки простых деталей с большим числом переходов и установок на универсальных, координатно-расточных, а также алмазно-расточных станках различных типов;управлять расточными станками с диаметром шпинделя от 200 до 250 мм и выше под руководством токаря-расточника более высокой квалификации;устанавливать детали и узлы на столе станка с точной выверкой в двух плоскостях;обрабатывать детали, требующие точного соблюдения расстояния между центрами параллельно расположенных отверстий, допуска перпендикулярности или заданных узлов расположения осей;растачивать с применением одной и двух борштанг одновременно и летучего суппорта;определять положения осей координат при растачивании нескольких отверстий, расположенных в двух плоскостях; выполнять наладку станков;обрабатывать сложные детали и узлы с большим числом обрабатываемых наружных и внутренних поверхностей, с труднодоступными для обработки и измерений местами и соблюдением размеров на универсальных расточных станках;обрабатывать детали и узлы с выверкой в нескольких плоскостях с применением стоек, борштанг, летучих суппортов и головок;нарезать резьбы различного профиля и шага;выполнять координатное растачивание отверстий в приспособлениях и без них с передвижением по координатам при помощи индикаторов и микрометрического инструмента;растачивать отверстия на алмазно-расточных станках всех типов в сложных деталях по 6 квалитету;контролировать качество обработанных деталей;знать:технику безопасности при работе;углы и правила заточки и установки режущего инструмента;правила подналадки и проверки на точность расточных станков различных типов;правила управления крупногабаритными станками, обслуживаемыми совместно с токарем-расточником более высокой квалификации;правила применения универсальных и специальных приспособлений, правила проверки на точность;правила заточки и установки режущего инструмента;способы наладки специализированных борштанг;правила и технологию проведения контроля качества обработанных деталей.МДК.03.01. Технология работ на токарно-расточных станкахOK 1OK 2ОК 3OK 4OK 5OK 6OK 7ПК 3.1ПК 3.2
ПМ.04Обработка деталей на токарно-револьверных станкахВ результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:иметь практический опыт:работы на токарно-револьверных станках;контроля качества обрабатываемых деталей;уметь:обеспечивать безопасную работу;обрабатывать детали различной сложности на токарно-револьверных станках различных конструкций с применением режущего инструмента и универсальных приспособлений, на станках, налаженных для обработки определенных деталей или для выполнения отдельных операций;нарезать наружную и внутреннюю треугольную и прямоугольную резьбы метчиками и плашками; выполнять подналадку станка;нарезать наружные и внутренние двухзаходные треугольные, прямоугольные, полукруглые, пилообразные и однозаходные трапецеидальные резьбы; контролировать качество деталей, обработанных на токарно-револьверных станках различных конструкций;знать:технику безопасности при работе;правила подналадки и проверки на точность токарно-револьверных станков различных типов;геометрию, правила заточки и установки режущего инструмента, изготовленного из инструментальных сталей или с пластиной из твердых сплавов либо керамической;правила и технологию контроля качества деталей, обрабатываемых на токарно-револьверных станках различных типов.МДК.04.01. Технология работ на токарно-револьверных станкахOK 1OK 2ОК 3OK 4OK 5OK 6OK 7ПК 4.1ПК 4.2
ФК.00Физическая культураВ результате освоения раздела обучающийся должен:уметь:использовать физкультурно-оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей;знать:о роли физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека;основы здорового образа жизни.
68
34
ОК 2ОК 3ОК 6ОК 7
Вариативная часть учебных циклов ППКРС (определяется образовательной организацией)
162
108
Итого по обязательной части ППКРС, включая раздел "Физическая культура", и вариативной части ППКРС
918
612
УП.00Учебная практика
21 нед.
756
OK 1 - 7ПК 1.1 - 4.2
ПП.00Производственная практика
ПА.00Промежуточная аттестация
1 нед.
ГИА.00Государственная итоговая аттестация
2 нед.
Таблица 3
Сроки получения среднего профессионального образования ППКРС в очной форме обучения составляет 43 недели, в том числе:
Обучение по учебным циклам и разделу "Физическая культура"
17 нед.
Учебная практика
21 нед.
Производственная практика
Промежуточная аттестация
1 нед.
Государственная итоговая аттестация
2 нед.
Каникулы
2 нед.
Итого
43 нед.

VII. Требования к условиям реализации программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих

7.1 Образовательная организация самостоятельно разрабатывает и утверждает ППКРС в соответствии с ФГОС СПО, определяя профессию или группу профессий рабочих (должностей служащих) по ОК 016-94 (исходя из рекомендуемого перечня их возможных сочетаний согласно п. 3.2. ФГОС СПО), и с учетом соответствующей примерной ППКРС.
Перед началом разработки ППКРС образовательная организация должна определить ее специфику с учетом направленности на удовлетворение потребностей рынка труда и работодателей, конкретизировать конечные результаты обучения в виде компетенций, умений и знаний, приобретаемого практического опыта.
Конкретные виды деятельности, к которым готовится обучающийся, должны соответствовать присваиваемой(ым) квалификации(ям), определять содержание образовательной программы, разрабатываемой образовательной организацией совместно с заинтересованными работодателями.