4.3.2. Эксплуатация и обслуживание подъемно-транспортных средств и вспомогательных механизмов.
4.3.3. Ремонт оборудования буровых установок.
V. Требования к результатам освоения программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих
5.1. Выпускник, освоивший ППКРС, должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
ОК 7. Исполнять воинскую обязанность*(2), в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
5.2. Выпускник, освоивший ППКРС, должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими видам деятельности:
5.2.1. Техническое обслуживание оборудования буровых установок.
ПК 1.1. Осуществлять обслуживание двигателей, силовых агрегатов, передаточных устройств и автоматов буровых установок.
ПК 1.2. Производить устранение неисправностей и регулировку силового оборудования и автоматов.
ПК 1.3. Осуществлять регулировку и наладку вспомогательных систем двигателей и силовых агрегатов.
ПК 1.4. Осуществлять регулировку и наладку систем дистанционного управления и систем автоматической защиты силовых агрегатов.
ПК 1.5. Вести контроль заданных режимов работы двигателей и силовых агрегатов.
ПК 1.6. Вести учет работы двигателей, силовых агрегатов и расхода горюче-смазочных средств в вахтовом журнале.
5.2.2. Эксплуатация и обслуживание подъемно-транспортных средств и вспомогательных механизмов.
ПК 2.1. Подготавливать к работе и управлять подъемником при опробовании (испытании) скважин.
ПК 2.2. Выполнять работы по монтажу, демонтажу и ремонту подъемника, оснастке талевой системы, монтажу и обслуживанию вспомогательных механизмов.
ПК 2.3. Управлять лебедкой при спускоподъемных операциях.
ПК 2.4. Управлять силовым электрогенератором, установленным на подъемнике.
ПК 2.5. Обслуживать передвижные электростанции.
5.2.3. Ремонт оборудования буровых установок.
ПК 3.1. Выполнять ремонт газотурбинных двигателей, силовых агрегатов, передаточных устройств и автоматов буровых установок.
ПК 3.2. Осуществлять разборку, сборку и ремонт системы пневмоуправления, комплекса механизмов для автоматического спуска и подъема инструмента, противовыбросового оборудования и установки для его управления, автоматических буровых ключей, блоков для приготовления бурового раствора.
ПК 3.3. Производить испытание и ремонт контрольно-измерительных приборов.
ПК 3.4. Производить ремонт лебедки и грузоподъемных кранов.
ПК 3.5. Участвовать в работе по спуску обсадных колонн и оборудованию устья скважин, сборке и установке устьевой и фонтанной арматуры.
VI. Требования к структуре программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих
6.1. ППКРС предусматривает изучение следующих учебных циклов:
общепрофессионального;
профессионального;
и разделов:
физическая культура;
учебная практика;
производственная практика;
промежуточная аттестация;
государственная итоговая аттестация.
6.2. Обязательная часть ППКРС должна составлять около 80 процентов от общего объема времени, отведенного на ее освоение. Вариативная часть (около 20 процентов) дает возможность расширения и (или) углубления подготовки, определяемой содержанием обязательной части, получения дополнительных компетенций, умений и знаний, необходимых для обеспечения конкурентоспособности выпускника в соответствии с запросами регионального рынка труда и возможностями продолжения образования. Дисциплины, междисциплинарные курсы и профессиональные модули вариативной части определяются образовательной организацией.
Общепрофессиональный учебный цикл состоит из общепрофессиональных дисциплин, профессиональный учебный цикл состоит из профессиональных модулей в соответствии с видами деятельности, соответствующими присваиваемой квалификации. В состав профессионального модуля входит один или несколько междисциплинарных курсов. При освоении обучающимися профессиональных модулей проводятся учебная и (или) производственная практика.
Обязательная часть профессионального учебного цикла ППКРС должна предусматривать изучение дисциплины "Безопасность жизнедеятельности". Объем часов на дисциплину "Безопасность жизнедеятельности" составляет 2 часа в неделю в период теоретического обучения (обязательной части учебных циклов), но не более 68 часов, из них на освоение основ военной службы - 70 процентов от общего объема времени, отведенного на указанную дисциплину.
6.3. Образовательной организацией при определении структуры ППКРС и трудоемкости ее освоения может применяться система зачетных единиц, при этом одна зачетная единица соответствует 36 академическим часам.
Структура программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих
Таблица 2
Индекс | Наименование учебных циклов, разделов, модулей, требования к знаниям, умениям, практическому опыту | Всего максимальной учебной нагрузки обучающегося (час/нед.) | В том числе часов обязательных учебных занятий | Индекс и наименование дисциплин, междисциплинарных курсов (МДК) | Коды формируемых компетенций |
Обязательная часть учебных циклов ППКРС и раздел "Физическая культура" | 864 | 576 | |||
ОП.00 | Общепрофессиональный учебный цикл | 300 | 200 | ||
В результате изучения обязательной части учебного цикла обучающийся по общепрофессиональным дисциплинам должен:уметь:читать и выполнять эскизы, рабочие и сборочные чертежи несложных деталей, технологических схем и аппаратов;знать:общие сведения о сборочных чертежах, назначение условностей и упрощений, применяемых в чертежах, правила оформления и чтения рабочих чертежей;основные положения конструкторской, технологической и другой нормативной документации;геометрические построения и правила вычерчивания технических деталей, способы графического представления технологического оборудования и выполнения технологических схем;требования стандартов Единой системы конструкторской документации (ЕСКД) и Единой системы технологической документации (ЕСТД) к оформлению и составлению чертежей и схем | ОП.01. Техническое черчение | ОК 1 - 7ПК 1.2ПК 2.2ПК 3.2 | |||
уметь:контролировать выполнение заземления, зануления;производить контроль параметров работы электрооборудования;пускать и останавливать электродвигатели, установленные на эксплуатируемом оборудовании;рассчитывать параметры, составлять и собирать схемы включения приборов при измерении различных электрических величин, электрических машин и механизмов;снимать показания работы и пользоваться электрооборудованием с соблюдением норм техники безопасности и правил эксплуатации;читать принципиальные, электрические и монтажные схемы;проводить сращивание, спайку и изоляцию проводов и контролировать качество выполняемых работ;знать:основные понятия о постоянном и переменном электрическом токе, последовательное и параллельное соединение проводников и источников тока, единицы измерения силы тока, напряжения, мощности электрического тока, сопротивления проводников, электрических и магнитных полей;сущность и методы измерений электрических величин, конструктивные и технические характеристики измерительных приборов;основные законы электротехники;типы и правила графического изображения и составления электрических схем;методы расчета электрических цепей;условные обозначения электротехнических приборов и электрических машин;основные элементы электрических сетей;принципы действия, устройство, основные характеристики электроизмерительных приборов, электрических машин, аппаратуры управления и защиты, схемы электроснабжения;двигатели постоянного и переменного тока, их устройство, принцип действия правила пуска, остановки;способы экономии электроэнергии;правила сращивания, спайки и изоляции проводов;виды и свойства электротехнических материалов;правила техники безопасности при работе с электрическими приборами | ОП.02.Электротехника | ОК 1 - 7ПК 1.1 - 1.4ПК 2.4 - 2.5ПК 3.1 - 3.3 | |||
уметь:выполнять основные слесарные работы при техническом обслуживании и ремонте оборудования;пользоваться инструментами и контрольно-измерительными приборами при выполнении слесарных работ, техническом обслуживании и ремонте оборудования;собирать конструкции из деталей по чертежам и схемам;читать кинематические схемы;определять напряжения в конструкционных элементах;знать:виды износа и деформации деталей и узлов;виды слесарных работ и технологию их выполнения при техническом обслуживании и ремонте оборудования;виды смазочных материалов, требования к свойствам масел, применяемых для смазки узлов и деталей, правила хранения смазочных материалов;кинематику механизмов, соединения деталей машин, механические передачи, виды и устройство передач;назначение и классификацию подшипников;основные типы смазочных устройств;принципы организации слесарных работ;типы, назначение, устройство редукторов;трение, его виды, роль трения в технике;устройство и назначение инструментов и контрольно-измерительных приборов, используемых при выполнении слесарных работ, техническом обслуживании и ремонте оборудования;виды механизмов, их кинематические и динамические характеристики;методику расчета элементов конструкций на прочность, жесткость и устойчивость при различных видах деформации | ОП.03. Основы технической механики и слесарных работ | ОК 1 - 7ПК 1.1ПК 2.2ПК 3.2ПК 3.4ПК 3.5 | |||
уметь:оценивать состояние техники безопасности на производственном объекте;пользоваться средствами индивидуальной и групповой защиты;применять безопасные приемы труда на территории организации и в производственных помещениях;использовать экобиозащитную и противопожарную технику;определять и проводить анализ травмоопасных и вредных факторов в сфере профессиональной деятельности;соблюдать правила безопасности труда, производственной санитарии и пожарной безопасности;знать:виды и правила проведения инструктажей по охране труда;возможные опасные и вредные факторы и средства защиты;действие токсичных веществ на организм человека;законодательство в области охраны труда;меры предупреждения пожаров и взрывов;нормативные документы по охране труда и здоровья, основы профгигиены, профсанитарии и пожаробезопасности;общие требования безопасности на территории организации и в производственных помещениях;основные источники воздействия на окружающую среду;основные причины возникновения пожаров и взрывов;особенности обеспечения безопасных условий труда на производстве;правовые и организационные основы охраны труда в организации, систему мер по безопасной эксплуатации опасных производственных объектов и снижению вредного воздействия на окружающую среду, профилактические мероприятия по технике безопасности и производственной санитарии;права и обязанности работников в области охраны труда;правила безопасной эксплуатации установок и аппаратов;правила и нормы охраны труда, техники безопасности, личной и производственной санитарии и противопожарной защиты;предельно допустимые концентрации (ПДК) и индивидуальные средства защиты;принципы прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях;средства и методы повышения безопасности технических средств и технологических процессов | ОП.04. Охрана труда | ОК 1 - 7ПК 1.1 - 1.6ПК 2.1 - 2.5ПК 3.1 - 3.5 | |||
уметь:организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций;предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту;использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения;применять первичные средства пожаротушения;ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной профессии;применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной профессией;владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы;оказывать первую помощь пострадавшим;знать:принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России;основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации;основы военной службы и обороны государства;задачи и основные мероприятия гражданской обороны;способы защиты населения от оружия массового поражения;меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах;организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на нее в добровольном порядке;основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности, родственные профессиям СПО;область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы;порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим | 32 | ОП.05. Безопасность жизнедеятельности | ОК 1 - 7ПК 1.1 - 1.6ПК 2.1 - 2.5ПК 3.1 - 3.5 | ||
П.00 | Профессиональный учебный цикл | 484 | 336 | ||
ПМ.00 | Профессиональные модули | 484 | 336 | ||
ПМ.01 | Техническое обслуживание оборудования буровых установокВ результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:иметь практический опыт:обслуживания двигателей, силовых агрегатов, передаточных устройств и автоматов буровых установок глубокого бурения;устранения неисправностей и регулировки силового оборудования и автоматов;регулировки и наладки вспомогательных систем двигателей и силовых агрегатов;регулировки и наладки систем дистанционного управления и систем автоматической защиты силовых агрегатов;контроля заданных режимов работы двигателей и силовых агрегатов;ведения учета работы двигателей, силовых агрегатов и расхода горюче-смазочных средств в вахтовом журнале;уметь:обслуживать двигатели с суммарной мощностью до 1000 кВт включительно, силовые и дизель-электрические агрегаты, топливно-масляные установки, компрессоры, пневматические системы, трансмиссии и электрооборудование буровых установок глубокого бурения;выполнять разборку, сборку, центровку и устранение неполадок силового, бурового оборудования и автоматов;производить регулировку силового, бурового оборудования и автоматов;обеспечивать необходимый режим работы двигателей в зависимости от условий бурения и времени года;вести контроль заданных режимов работы и эксплуатации силовых агрегатов при пуске и обкатке новых и вышедших из капитального ремонта;вести учет работы двигателей, силовых агрегатов и расхода горюче-смазочных средств в вахтовом журнале;разрабатывать и внедрять мероприятия по предупреждению неполадок в работе силовых агрегатов, дизель-генераторных и других станций;знать:технические характеристики, устройство бурового оборудования, двигателей, силовых агрегатов и передаточных устройств, конструкции автоматов;общие сведения о технологическом процессе бурения;технологию разборки, сборки, центровки, устранения неисправностей и регулировки силового оборудования и автоматов;способы регулировки и наладки турботрансформаторов, турбомуфт, систем дистанционного управления силовыми агрегатами и систем автоматической защиты силовых агрегатов;температурный режим работы двигателей;способы контроля режимов работы и эксплуатации силовых агрегатов;принцип работы и технической эксплуатации контрольно-измерительных приборов и автоматики;технологию обкатки новых и вышедших из капитального ремонта двигателей;виды мероприятий по предупреждению неполадок в работе силовых агрегатов | МДК.01.01. Устройство и техническое обслуживание оборудования буровых установок | ОК 1 - 7ПК 1.1 - 1.6 | ||
ПМ.02 | Эксплуатация и обслуживание подъемно-транспортных средств и вспомогательных механизмовВ результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:иметь практический опыт:подготовки к работе и управления подъемником при опробовании (испытании) скважин;участия в монтаже, демонтаже и ремонте подъемника, оснастке талевой системы, монтаже и обслуживании вспомогательных механизмов;управления лебедкой при спускоподъемных операциях;управления силовым электрогенератором, установленным на подъемнике;обслуживания передвижных электростанций;обеспечения исправности работы механизмов подъемника, агрегата, регистратора;уметь:управлять подъемно-транспортным оборудованием с использованием сигнализации;выполнять операции по монтажу и демонтажу подъемника, агрегата, оборудования буровых установок;выполнять работы по оснастке талевой системы;выполнять спускоподъемные операции при опробовании и оборудовании устья скважин;управлять силовыми агрегатами, установленными на подъемнике;определять причины возможных неисправностей при эксплуатации подъемника, лебедки, вспомогательных механизмов и приспособлений, способы их устранения;проводить профилактический и текущий ремонт двигателя, трансмиссии и ходовой части подъемных лебедок;вести журнал учета работы подъемника (агрегата), расхода горюче-смазочных материалов;знать:технологический процесс добычи нефти, газа и других полезных ископаемых;конструкцию скважин;технологический процесс и виды работ по опробованию скважин;технические характеристики и правила эксплуатации подъемника, передвижного агрегата, применяемых механизмов, приспособлений, талевых систем;технологию проведения спускоподъемных операций, методы ускорения спускоподъемных работ;технологический процесс и виды капитального, текущего ремонтов, методы опробования скважины;порядок производства работ по оснастке талевой системы;марки и сорта горюче-смазочных материалов;основы электротехники и слесарное дело в объеме выполняемых работ;способы ремонта двигателя, трансмиссии и ходовой части подъемных лебедок;правила учета работы подъемника;технологию обслуживания передвижных электростанций;правила безопасности труда при спускоподъемных работах, при ведении работ по вскрытию пластов, опробованию скважин | МДК.02.01. Эксплуатация и обслуживание подъемно-транспортного оборудования буровых установок | ОК 1 - 7ПК 2.1 - 2.5 | ||
ПМ.03 | Ремонт оборудования буровых установокВ результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:иметь практический опыт:выполнения работ по ремонту узлов и агрегатов газотурбинных двигателей, силовых агрегатов, передаточных устройств и автоматов буровых установок глубокого бурения;разборки, сборки и ремонта системы пневмоуправления, комплекса механизмов для автоматического спуска и подъема инструмента, противовыбросового оборудования и установки для его управления, автоматических буровых ключей, блоков для приготовления бурового раствора;испытания и ремонта контрольно-измерительных приборов;ремонта лебедки и грузоподъемных кранов;ведения работ по спуску обсадных колонн и оборудованию устья скважин, сборке и установке устьевой и фонтанной арматуры;уметь:определять технологическую последовательность и организацию труда при ремонте, сборке, монтаже буровой установки и ее оборудования;проводить текущий ремонт оборудования буровых установок, системы пневмоуправления и ее блокировочных устройств, привода буровой лебедки, нагнетательного манифольда, буровых насосов, карданных, цепных и ременных передач, противовыбросового оборудования, автоматических буровых ключей, привода регулятора подачи долота, контрольно-измерительных приборов, дегазаторов, механических перемешивателей раствора в системе гидравлических и механических мешалок и смесителей, блоков приготовления раствора, вспомогательной лебедки и грузоподъемных кранов;производить статическую и динамическую балансировку машин и агрегатов;выполнять технологические операции по спуску обсадных колонн и оборудованию скважин;знать:конструктивные особенности оборудования буровой установки и применяемых приборов;правила эксплуатация оборудования буровых установок, все виды применяемых при их ремонте материалов;способы определения преждевременного износа деталей; статическую и динамическую балансировку машин и агрегатов;способы восстановления изношенных деталей;основные сведения о технологическом процессе бурения скважин на нефть, газ, термальные, йодобромные воды и другие | МДК.03.01. Ремонт оборудования буровых установок | ОК 1 - 7ПК 3.1 - 3.5 | ||
ФК.00 | Физическая культураВ результате освоения раздела "Физическая культура"обучающийся должен:уметь:использовать физкультурно-оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей;знать:о роли физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека;основы здорового образа жизни | 80 | 40 | ОК 2ОК 3ОК 6ОК 7 | |
Вариативная часть учебных циклов ППКРС (определяется образовательной организацией) | 216 | 144 | |||
Итого по обязательной части ППКРС, включая раздел "Физическая культура", и вариативной части ППКРС | 1080 | 720 | |||
УП.00 | Учебная практика | 19 нед. | 684 | ОК 1 - 7ПК 1.1 - 1.6ПК 2.1 - 2.5ПК 3.1 - 3.5 | |
ПП.00 | Производственная практика | ||||
ПА.00 | Промежуточная аттестация | 1 нед. | |||
ГИА.00 | Государственная итоговая аттестация | 1 нед. |
Таблица 3
Срок получения среднего профессионального образования по ППКРС в очной форме обучения составляет 43 недели, в том числе: